Главная // Пожарная безопасность // Подборка судебных решений
СПРАВКА
Источник публикации
Подготовлен для системы ИС МЕГАНОРМ
Примечание к документу
См. также подборки судебных решений Трофимова В.Н. за 2008, 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годы.
Название документа
Подборка судебных решений за 2012 год: Статья 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ
(В.Н. Трофимов)
Автор
Трофимов В.Н.


Подборка судебных решений за 2012 год: Статья 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ
(В.Н. Трофимов)

СТАТЬЯ 20.4 "НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" КОАП РФ
Подборка судебных решений за 2012 год
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А75-7048/2012
По мнению суда, разъяснившего порядок применения ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) вопрос о наличии виновности лица в совершении правонарушения подлежит установить административному органу. Следовательно, именно административный орган должен дать оценку достаточности либо недостаточности принятых администрацией мер для соблюдения правил и норм пожарной безопасности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2013 N А05-11665/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А05-11665/2012
Суд разъяснил, что ответственность за административное правонарушение по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ наступает вне зависимости от вины конкретных должностных лиц учреждения и не исключает привлечение самого юридического лица к административной ответственности в силу части 3 статьи 2.1 указанного Кодекса.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2013 N А05-8587/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А05-8587/2012
Суд, разъясняя порядок применения ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что согласно действующим нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы пожарной безопасности, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается не только на собственников имущества, но и на лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся имуществом на законных основаниях. При этом отсутствие денежных средств не исключает обязанность учреждения по соблюдению требований пожарной безопасности и не является основанием для освобождения его от административной ответственности.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А64-4374/2012
По мнению суда, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности, в том числе предъявляемые к оборудованию отопительных приборов, повлекшие возникновение пожара. Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм. При этом возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N 18АП-9623/2012 по делу N А76-12920/2012
Суд, разъясняя порядок применения ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что в рассматриваемом случае отсутствие достаточного финансирования на принятие мер противопожарной безопасности не исключало вину учреждения в несоблюдении Правил пожарной безопасности и не могло учитываться при назначении наказания. По мнению суда, указанный вывод следует из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, согласно которой лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 N 17АП-8915/2012-АК по делу N А50-7277/2012
По мнению суда, разъяснившего порядок применения ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и сославшегося на п. 1.1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, если при проведении проверки исполнения ранее выданного предписания сотрудники административного органа непосредственно обнаружат иные нарушения (не поименованные в ранее выданном предписании), они вправе привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу N А27-11104/2012
Суд разъяснил, что объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Неисполнение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в условиях особого противопожарного режима образует объективную сторону правонарушения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Уральского округа от 31.01.2013 N Ф09-13104/12 данное решение оставлено без изменения.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2012 по делу N А60-30722/2012
По мнению суда, поскольку в рассматриваемом случае в действиях общества, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, содержались признаки составов правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть вменяемые обществу административные правонарушения были образованы одними фактическими обстоятельствами и вытекали из одного действия как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений ч. 2 и 3 ст. 4.4 КоАП РФ, то при привлечении его к административной ответственности административный орган должен был руководствоваться ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Таким образом, как счел суд, фактически общество было дважды привлечено к административной ответственности за одно совершенное деяние, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, без соблюдения при назначении наказания требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Постановление ФАС Поволжского округа от 16.08.2012 по делу N А65-24821/2011
Суд, разъясняя порядок применения ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что ни указанный Кодекс, ни ФЗ "О пожарной безопасности" не устанавливает четких критериев для разделения ответственности собственника имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Уральского округа от 20.11.2012 N Ф09-10637/12 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 17АП-6715/2012-АК по делу N А60-10065/2012
По мнению суда, то обстоятельство, что в рассматриваемом случае на момент привлечения к административной ответственности нарушение требований пожарной безопасности не привело к причинению ущерба жизни и здоровью граждан не могло служить основанием для признания правонарушения малозначительным. Как в этой связи пояснил суд, отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является формальным.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 N 17АП-7267/2012-АК данное решение оставлено без изменения.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 по делу N А60-18006/2012
По мнению управляющей компании, неисправности пожарных систем не являлись следствием ее неудовлетворительной деятельности, а были обусловлены тем, что они не были надлежащим образом смонтированы при вводе дома в эксплуатацию. При этом устранение неисправностей требовало значительных финансовых вложений. Суд отклонил указанные доводы и, ссылаясь на ч. 3 и 4 ст. 20.4, а также ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, разъяснил, что невиновность управляющей компании в отношении рассматриваемого правонарушения могла бы иметь место в случае, если бы ею производились поэтапно необходимые действия, направленные на устранение неисправностей в системах.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2012 N А05-1850/2012 данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу N А05-1850/2012
Суд разъяснил, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленные нормами и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 N 18АП-4439/2012 по делу N А07-23261/2011
Суд разъяснил, что виновное несоблюдение ответственным лицом требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности, образует состав правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2012 по делу N А33-927/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу N А33-927/2012
Суд, разъясняя порядок применения ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ссылаясь на ст. 37 и ч. 1 ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", отметил, что законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 N 06АП-1015/2012 по делу N А16-1200/2011
Суд счел, что в рассматриваемом случае не имелось оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении лица, привлеченного к ответственности по ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом суд пояснил, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена не только в целях охраны имущества собственника помещений, но и в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в этих помещениях.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2012 по делу N А32-48846/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 N 15АП-4931/2012 по делу N А32-48846/2011
Суд, разъясняя порядок применения ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что указанным Кодексом не предусмотрена ответственность за разработку проекта системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре с нарушением установленных норм.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2012 по делу N А46-16456/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А46-16456/2011
Суд, разъясняя порядок применения ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, отклонил довод о том, что, являясь органом местного самоуправления, администрация не представляла собой юридическое лицо, а следовательно, не являлась субъектом правонарушения. По мнению суда, указанное утверждение противоречило положениям ст. 48 ГК РФ, согласно которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Как отметил суд, то обстоятельство, что администрация была наделена властными полномочиями, не свидетельствовало о том, что она не являлась юридическим лицом и не могла быть привлечена к ответственности за неисполнение обязанностей органа местного самоуправления.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 по делу N А55-21634/2011
Суд разъяснил, что в рассматриваемом случае управляющая компания, заключив договор на управление многоквартирным домом с собственниками многоквартирного дома и приняв на себя обязательства по содержанию такого дома, обязалась тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности. Следовательно, именно она являлась субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2012 по делу N А12-18418/2011
Суд, разъясняя порядок применения ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что положениями указанного Кодекса, а также ФЗ "О пожарной безопасности" не отнесено муниципальное образование как публично-правовое образование к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А55-1453/2012
Суд, разъясняя порядок применения ч. 2, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что указанный Кодекс и ФЗ "О пожарной безопасности" не устанавливают четких критериев для разделения ответственности собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А46-13554/2011
Суд разъяснил, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. При этом для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2012 по делу N А13-11875/2011
По мнению суда, в рассматриваемом случае совершенное обществом нарушение требований нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, охватывалось одним противоправным бездействием, содержавшим составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2012 по делу N А12-14183/2011
Суд, разъясняя порядок применения ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и ссылаясь на ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", отметил, что ответственности муниципальных образований и иных публично-правовых образований за нарушение правил пожарной безопасности ни ФЗ "О пожарной безопасности", ни КоАП РФ не предусматривает. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению пожарной безопасности городских и сельских поселений влечет ответственность должностных лиц, в том числе руководителей органов местного самоуправления, а не самого органа местного самоуправления.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2012 по делу N А78-7218/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А78-7218/2011
Суд, ссылаясь на ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, разъяснил, что объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, т.к. административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. При этом для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 N 17АП-1352/2012-АК по делу N А50П-1025/2011
Суд, разъясняя порядок применения положений ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отметил, что выявленное заинтересованным лицом нарушение законодательства в сфере общественной безопасности (гл. 20 КоАП РФ) посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для личности, общества и государства: нарушение требований пожарной безопасности может привести к причинению ущерба жизни и здоровью граждан. То, что на момент привлечения к административной ответственности нарушение требований пожарной безопасности не привело к причинению ущерба жизни и здоровью граждан, не может служить основанием для признания правонарушения малозначительным.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по делу N А33-16354/2011
Суд разъяснил, что ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ по отношению к ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ носит специальный характер, следовательно, ответственность за непроведение регламентных работ по техническому обслуживанию и предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Привлечение лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ исключает возможность привлечения лица за это же деяние по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, равно как и назначения ему административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2012 по делу N А81-4017/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по делу N А81-4017/2011
Суд счел, что в действиях общества имелся состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. По мнению суда, тот факт, что общество незадолго до проведения административным органом проверки провело проверку пожарной сигнализации и систем оповещения, сам по себе не мог свидетельствовать о принятии им необходимых мер по соблюдению действующего законодательства. Как отметил суд, обществом не были представлены объяснения того обстоятельства, каким образом за столь короткий промежуток времени между проверкой состояния сигнализации и проверкой, проведенной административным органом, сигнализация могла прийти в нерабочее состояние, равно как не было представлено доказательств поломки системы после последней проверки по не зависевшим от общества причинам.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу N А31-7979/2011
Суд разъяснил, что субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, может быть юридическое лицо, вина которого согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливается лишь выявлением наличия у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.04.2012 по делу N А12-19617/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 по делу N А12-19617/2011
По мнению суда, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности и утвержденных в установленном порядке, в условиях особого противопожарного режима. Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой права, является пожарная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Субъектом правонарушения являются собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Субъективная сторона - вина в совершении правонарушения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2012 по делу N А33-13934/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А33-13934/2011
Суд, разъясняя порядок применения ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ссылаясь на ст. ст. 1, 37, 38 ФЗ "О пожарной безопасности", отметил, что законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
См. также подборки судебных решений за 2008, 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годы.
Трофимов В.Н., адвокат, доктор юридических наук.