Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2012 по делу N А32-48846/2011
Требование: 1) О признании незаконным протокола об административном правонарушении; 2) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: 1) Производство по делу прекращено, поскольку протокол не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в судебном порядке; 2) Требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения. Постановление принято по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2012 по делу N А32-48846/2011
Требование: 1) О признании незаконным протокола об административном правонарушении; 2) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: 1) Производство по делу прекращено, поскольку протокол не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в судебном порядке; 2) Требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения. Постановление принято по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N А32-48846/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Югщит" (ИНН 2302025990, ОГРН 1022300637688) - директора Мойсы М.А. (выписка из ЕГРЮЛ от 09.06.2012), от заинтересованных лиц - отдела надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (ИНН 230901001, ОГРН 1042304979804) - Репина А.П. (доверенность от 21.02.2012), рассмотрев кассационную жалобу отдела надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС России по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 (судьи Захарова Л.А., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-48846/2011, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Югщит" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС России по Краснодарского краю (отдел, административный орган) о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 12.07.2011 N 431 и отмене постановления от 11.08.2011 N 431 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Определением суда от 06.02.2012 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю.
Решением суда от 20.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2012, производство по делу прекращено в части признания незаконным протокола об административном правонарушении от 12.07.2011 N 431, признано незаконным и отменено постановление от 11.08.2011 N 431 о привлечении общества к административной ответственности. Судебные акты мотивированы тем, что протокол об административном правонарушении не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в судебном порядке. Не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд первой инстанции указал, что постановление принято по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился отдел с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение требований нормативных документов о пожарной безопасности влечет ответственность по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая не содержит ограничений по субъектам административной ответственности. Невыполнение требований пожарной безопасности при разработке проектной документации является длящимся правонарушением, и срок давности исчисляется с момента обнаружения правонарушения, т.е. с 05.07.2011, поэтому срок привлечения к ответственности не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители отдела и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей отдела и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункты 3.9, 3.14, 3.15, 3.1 в таблице 1 НПБ 104-03 отсутствуют, имеются в виду пункты 3.9, 3.14, 3.15, 3.1 НПБ 104-03. | |
Как видно из материалов дела, 05.07.2011 на основании требования прокурора г. Армавира от 31.05.2011 N 7-15-2011/1719 сотрудники отдела провели проверку зданий и сооружений ОАО "Кубаньэнерго" по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности по адресам: г. Армавир, ул. Воровского, 54 и 59. Проверкой установлено, что в зданиях ОАО "Кубаньэнерго" произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре по рабочему проекту "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре", разработанному обществом. При разработке данного проекта общество нарушило требования пожарной безопасности, а именно: пункты 12.31, 12.34, 12.41, 12.48, 12.55, 12.56, 12.71 НПБ 88-2001; пункт 17.6.1 НПБ 76-98;
пункты 3.9,
3.14,
3.15,
3.1 таблицы 1 НПБ 104-03.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2011 N 431 и принято постановление от 11.08.2011 N 431 о привлечении общества к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало протокол и постановление административного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части требования о признании незаконным протокола об административном правонарушении, поскольку данный протокол не является ненормативным актом, а относится к процессуальным документам, служащим основанием для привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении не является устанавливающим, изменяющим или отменяющим права и обязанности общества и не является ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.
На основании правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам, полного, всестороннего исследования и объективной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды удовлетворили требования общества в части признания незаконным и отмены постановления отдела, исходя из того, что общество привлечено к административной ответственности ввиду того, что разработанный им по заказу ОАО "Кубаньэнерго" рабочий проект "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре" содержит нарушения требований НПБ 88-2001, НПБ 76-98, НПБ 104-03. При этом суды установили, что общество не производило монтаж пожарной сигнализации в домах 54 и 59 по ул. Воровского в г. Армавире и ему не принадлежат помещения по адресам, проверенным административным органом.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Согласно
пункту 3 ППБ 01-03 наряду с данными
правилами необходимо руководствоваться и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу
части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ и
пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Как видно из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требования пожарной безопасности при разработке рабочего проекта "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре".
Суды установили, что в отношении объектов, проверенных административным органом, общество не относится к лицам, которые несут ответственность в соответствии со
статьей 38 Закона N 69-ФЗ, и сделали вывод о том, что отдел не доказал, что именно общество является субъектом, на котором лежит обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности на проверенных объектах.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и отменили постановление административного органа от 11.08.2011 N 431 о привлечении общества к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Доводы кассационной жалобы отдела не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые оценены судами с соблюдением норм
главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу
статей 286,
287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отдела отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А32-48846/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ