Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 N 17АП-7267/2012-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 по делу N А60-18006/2012
Требование: О признании незаконным постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 по делу N А60-18006/2012
Требование: О признании незаконным постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2012 г. по делу N А60-18006/2012
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А. Кравцовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи З.А. Ердуковой
по заявлению ООО Управляющая жилищная компания "Территория-Север"
к Отделу надзорной деятельности Железнодорожного района Муниципального образования "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А. Калинин, представитель по доверенности от 01.03.2012.
от заинтересованного лица: Д.Г. Недорезов, представитель по доверенности N 148-15 от 26.08.2011.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (далее - управляющая компания, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности Железнодорожного района Муниципального образования "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о назначении административного наказания N 147/148 от 27.03.2012.
Заявитель требования поддерживает, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения.
Заинтересованное лицо против требования возражает по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд
установил:
На основании заявления граждан от 01.03.2012, проживающих по адресу г. Екатеринбург, ул. Пехотинцев, д. 21а, согласно распоряжению N 213 от 11.03.2012 административным органом 19.03.2012 года проведена внеплановая выездная проверка по указанному адресу в доме, находящемся на обслуживании управляющей компании.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований "
Правил пожарной безопасности" (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года N 313.
Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией) находятся в неисправном состоянии (
п. 34 ППБ 01-03).
Не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (
п. 96 ППБ 01-03).
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода установленные в местах общего пользования не укомплектованы рукавами и стволами (
п. 91 ППБ 01-03)
Данные нарушения административным органом зафиксированы актом проверки от 19.03.2012 г. N 213. В отношении заявителя 22.03.2012 года были составлены протоколы об административных правонарушениях N 147, 148.
27.03.2012 административным органом вынесено постановление N 147/148 о назначении административного наказания, которым управляющая компания признана виновным в административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и применен штраф в размере 160000 рублей.
При составлении протоколов об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления участвовал законный представитель юридического лица Калинин А.А. по доверенности с указанием полномочий на рассмотрение настоящего административного дела.
Полагая, что данное постановление является незаконным, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены
Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03).
Организации, их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
п. 2 ППБ 01-03).
Пунктом 34 ППБ 01-03 установлено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Пунктом 91 ППБ 01-03 определено, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
В силу
п. 96 ППБ 01-03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со
ст. 37 Закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору
Согласно
п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается, в том числе системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации.
Согласно
п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности.
Пунктом 42 Правил содержания установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Вышеуказанный жилой дом находится на обслуживании управляющей компании с октября 2010 года в связи с заключением с собственниками помещений соответствующих договоров.
Таким образом, заявитель, заключив договор на управление указанным многоквартирным домом, также обязан обеспечить надлежащим образом соблюдение правил пожарной безопасности и в силу изложенного является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Между тем в названном доме противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией) находятся в неисправном состоянии, регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту этих систем соответственно не проводятся. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода, установленные в местах общего пользования, не укомплектованы рукавами и стволами.
Таким образом, в действиях управляющей компании имеется состав административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы заявителя по настоящему делу сводятся к невиновности в совершении правонарушения. Так, вышеуказанный жилой дом был введен в эксплуатацию в 2008 году, противопожарные системы находились в неисправном состоянии и никогда не функционировали. Далее, в течение полутора лет управление домом осуществлялось иной управляющей компаний, которая этих неисправностей не устранило. Таким образом, неисправность пожарных систем, по мнению заявителя, не является следствием его неудовлетворительной деятельности, а обусловлены тем, что они не были надлежащим образом смонтированы при вводе дома в эксплуатацию. При этом заявителем отмечается тот факт, что устранение рассматриваемых требований требует значительных финансовых вложений.
Данные доводы судом отклонены в связи со следующим.
В силу
ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание ссылки заявителя на высокую стоимость работ по восстановлению противопожарных систем, суд полагает, что невиновность управляющей компании в отношении рассматриваемого правонарушения могла бы иметь место в случае, если бы заявителем производились поэтапно необходимые действия, направленные на устранение неисправностей в системах.
Между тем суд отмечает, что жилой дом по указанному выше адресу был принят управляющей компанией 01.10.2010 года. До проведенной проверки по жалобе жителей дома в марте 2012 года, т.е. в течение полутора лет, управляющей компанией не было предпринято каких-либо попыток к устранению рассматриваемых нарушений. Осмечивание работ, необходимых для восстановления противопожарных систем, произведено заявителем только после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, заявителем вообще не предпринималось каких-либо мер к соблюдению требований пожарной безопасности, соответственно имеет место вина в совершении рассматриваемого правонарушения.
Доводы управляющей компании о том, что 80 процентов пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода были фактически укомплектованы рукавами и стволами, судом отклонены. В силу действующего законодательства рукавами и стволами должны быть укомплектованы 100 процентов пожарных кранов жилого дома. При этом суд отмечает, что устранение данного нарушения не требовало значительных финансовых затрат, а рассматриваемое нарушение было обусловлено пренебрежительным отношением управляющей компании к противопожарным требованиям.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
КРАВЦОВА Е.А.