Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 114).
Текст данного документа приведен с учетом
поправки, опубликованной в "ИУС", N 5, 2021.
Ограничение срока действия снято на территории Российской Федерации
Приказом Росстандарта от 18.12.2018 N 1132-ст.
Действие данного документа продлено до 1 января 2019 года
Приказом Росстандарта от 19.12.2016 N 2044-ст.
Действие данного документа, утратившего силу с 1 января 2015 года в связи с введением в действие
ГОСТ 10227-2013,
Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1869-ст, продлено до 1 января 2017 года (
Приказ Росстандарта от 14.11.2014 N 1584-ст).
Документ включен в
Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента таможенного союза "о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826).
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Взамен ГОСТ 16564-71, ГОСТ 10227-62.
Название документа
"ГОСТ 10227-86. Межгосударственный стандарт. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия"
(введен Постановлением Госстандарта СССР от 21.11.1986 N 3501)
(ред. от 23.11.2011)
"ГОСТ 10227-86. Межгосударственный стандарт. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия"
(введен Постановлением Госстандарта СССР от 21.11.1986 N 3501)
(ред. от 23.11.2011)
Введен
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 21 ноября 1986 г. N 3501
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Jetfuels. Specifications
ГОСТ 10227-86
| | Список изменяющих документов от 27.11.1990 N 2934, Изменения N 3, утв. Госстандартом России 01.11.1999, от 23.09.2008 N 206-ст, от 15.12.2009 N 1173-ст, от 23.11.2011 N 585-ст) | |
(в ред.
Изменения N 6, утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2011 N 585-ст)
Взамен
ГОСТ 16564-71
ГОСТ 10227-62
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. N 3501 дата введения установлена
1 января 1987 года
Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93).
Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5024-85.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934)
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, не причиняющими вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и рекомендованных к применению в порядке, указанном в
ГОСТ Р 15.201.
Топлива марок ТС-1 и РТ не должны содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем их свойства.
(п. 1.1 в ред.
Изменения N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст)
1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
(в ред.
Изменения N 6, утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2011 N 585-ст)
┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ Наименование показателя │ Норма для марки │ Метод │
│ ├───────────────────────┬───────────┬───────────┬──────┬────────┤испытания │
│ │ ТС-1 │ Т-1С │ Т-1 │ Т-2 │ РТ │ │
│ ├───────────┬───────────┼───────────┼───────────┼──────┼────────┤ │
│ │ высший │ первый │высший сорт│первый сорт│первый│ высший │ │
│ │ сорт │ сорт │ОКП 02 5121│ОКП 02 5121│ сорт │сорт ОКП│ │
│ │ ОКП 02 │ ОКП 02 │ │ │ОКП 02│02 5123 │ │
│ │ 5123 │ 5123 │ │ │ 5121 │ │ │
├────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────┼────────┼───────────┤
│1. Плотность при │780 │775 │810 │800 │755 │775 │По ГОСТ │
│20 °C, кг/куб. м, │ │ │ │ │ │ │
3900-85 │
│не менее │ │ │ │ │ │ │ │
N 1173-ст в показателе 2 для марок ТС-1 и РТ слова: "По ГОСТ 2177-99"
заменены на слова "По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 или ГОСТ 2177-99".
│2. Фракционный состав: │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│а) температура начала │ │ │ │ │ │ │ │
│перегонки, °C: │ │ │ │ │ │ │ │
│ не ниже │- │- │- │- │60 │135 │ │
│ не выше │150 │150 │150 │150 │- │155 │ │
│б) 10% отгоняется при │165 │165 │175 │175 │145 │175 │ │
│температуре, °C, не выше │ │ │ │ │ │ │ │
│в) 50% отгоняется при │195 │195 │225 │225 │195 │225 │ │
│температуре, °C, не выше │ │ │ │ │ │ │ │
│г) 90% отгоняется при │230 │230 │270 │270 │250 │270 │ │
│температуре, °C, не выше │ │ │ │ │ │ │ │
│д) 98% отгоняется при │250 │250 │280 │280 │280 │280 │ │
│температуре, °C, не выше │ │ │ │ │ │ │ │
│е) остаток от разгонки, %, │1,5 │ │ │ │ │1,5 │ │
│не более │(3 раза) │ │ │ │ │(3 раза)│ │
│(пп. "е" введен
Изменением N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст) │
│ж) потери от разгонки, %, │1,5 │ │ │ │ │1,5 │ │
│не более │(3 раза) │ │ │ │ │(3 раза)│ │
│(пп. "ж" введен
Изменением N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│3. Кинематическая вязкость, │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│кв. мм/с (сСт): │ │ │ │ │ │ │
33-2000 │
│при 20 °C, не менее │1,30 (1,30)│1,25 (1,25)│1,50 (1,50)│1,50 (1,50)│1,05 │1,25 │ │
│ │ │ │ │ │(1,05)│(1,25) │ │
│при минус 40 °C, │- │- │16(16) │16(16) │6(6) │- │ │
│не более │ │ │ │ │ │ │ │
│минус 20 °С, кв. мм/с, не │8 │8 │ │ │ │8 │ │
│более │ │ │ │ │ │ │ │
│(в ред.
Изменения N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст) │
│4. Низшая теплота сгорания, │43120 │42900 │42900 │42900 │43100 │43120 │По ГОСТ │
│кДж/кг, │ │ │ │ │ │ │11065-90 │
│не менее │ │ │ │ │ │ │
п. 4.8 │
│ │ │ │ │ │ │ │настоящего │
│ │ │ │ │ │ │ │стандарта │
│5. Высота некоптяще- го │25 │25 │20 │20 │25 │25 │По ГОСТ │
│пламени, мм, │ │ │ │ │ │ │4338-91 │
│не менее │ │ │ │ │ │ │ │
│6. Кислотность, мг КОН на │0,7 │0,7 │0,7 │0,7 │0,7 │- │По ГОСТ │
│100 куб. см топлива, не │ │ │ │ │ │ │
5985-79 и │
│ │ │ │ │ │ │ │настоящего │
│ │ │ │ │ │ │ │стандарта │
│ в пределах │- │- │- │- │- │0,2 - │ │
│ │ │ │ │ │ │0,7 │ │
│7. Йодное число, г йода на │2,5 │3,5 │2,0 │2,0 │3,5 │0,5 │По ГОСТ │
│100 г топлива, не более │ │ │ │ │ │ │
2070-82 │
│8. Температура вспышки, │28 │28 │30 │30 │- │28 │По ГОСТ │
│определяе- мая в закрытом │ │ │ │ │ │ │
6356-75 │
│тигле, °C, не ниже │ │ │ │ │ │ │ │
│9. Температура начала │-60 │-60 │-60 │-60 │-60 │-55 │По ГОСТ │
│кристаллиза- ции, °C, не │ │ │ │ │ │ │
5066-91, │
│выше │ │ │ │ │ │ │метод Б │
│10. Термоокислитель- ная │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│стабильность в статических │ │ │ │ │ │ │11802-88 │
│условиях при 150 °C, не │ │ │ │ │ │ │ │
│более: │ │ │ │ │ │ │ │
│а) концентрация осадка, мг │18 │18 │6 │35 │18 │6 │ │
│на 100 куб. см топлива │ │ │ │ │ │ │ │
│б) концентрация растворимых │- │- │- │- │- │30 │ │
│смол, мг на 100 куб. см │ │ │ │ │ │ │ │
│топлива │ │ │ │ │ │ │ │
│в) концентрация │- │- │- │- │- │3 │ │
│нерастворимых смол, мг на │ │ │ │ │ │ │ │
│100 куб. см топлива │ │ │ │ │ │ │ │
│10а. Исключен.
Изменение N 2, утв. Госстандартом России 01.10.1995 │ │ │ │
│11. Массовая доля │ │ │20 │20 │22 │ │По ГОСТ │
│ароматических углеводородов,│ │ │ │ │ │ │
6994-74 │
│%, │ │ │ │ │ │ │ │
│не более │20 (22) │20 (22) │ │ │ │20 (22) │По ГОСТ Р │
│ │ │ │ │ │ │ │(по ГОСТ Р │
│ │ │ │ │ │ │ │ЕН │
│ │ │ │ │ │ │ │или │
│ │ │ │ │ │ │ │ГОСТ │
│ │ │ │ │ │ │ │или
[2]) │
│
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1173-ст) │
│12. Концентрация фактических│3 │5 │6 │6 │5 │4 │По ГОСТ │
│смол, мг на 100 куб. см │ │ │ │ │ │ │
1567-97 или│
│топлива, не более │ │ │ │ │ │ │по ГОСТ │
│13. Массовая доля общей │ │ │0,10 │0,10 │0,25 │ │По ГОСТ │
│серы, %, не более │ │ │ │ │ │ │
19121-73, │
│ │ │ │ │ │ │ │ГОСТ Р │
│ │0,20 │0,25 │ │ │ │0,10 │По ГОСТ Р │
│ │ │ │ │ │ │ │или ГОСТ │
│
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1173-ст) │
│14. Массовая доля │ │ │0,001 │- │0,005 │ │По ГОСТ │
│меркаптановой серы, %, не │ │ │ │ │ │ │
17323-71 │
│более │ │ │ │ │ │ │ │
│ │0,003 │0,003 │ │ │ │0,003 │По ГОСТ Р │
│ │ │ │ │ │ │ │или ГОСТ │
│
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1173-ст) │
│15. Массовая доля │ Отсутствие │По ГОСТ │
│16. Испытание на медной │ Выдерживает │По ГОСТ │
│100 °C в течение 3 ч │ │
п. 4.4 │
│ │ │настоящего │
│ │ │стандарта │
│17. Зольность, %, │0,003 │0,003 │0,003 │0,003 │0,003 │0,003 │По ГОСТ │
│18. Содержание │ Отсутствие │По ГОСТ │
│водорастворимых кислот и │ │
6307-75 и │
│ │ │настоящего │
│ │ │стандарта │
│19. Содержание мыл │ Отсутствие │- │По ГОСТ │
│нафтеновых кислот │ │ │21103-75 │
│20. Содержание механических │ Отсутствие │По
п. 4.5 │
│примесей и воды │ │ │
│21. Массовая доля │- │- │- │- │- │1,5 │По ГОСТ │
│нафталиновых углеводородов, │ │ │ │ │ │ │17749-72 │
│%, │ │ │ │ │ │ │ │
│не более │ │ │ │ │ │ │ │
│22. Люминометрическое │- │- │- │- │- │50 │По ГОСТ │
│число, не ниже │ │ │ │ │ │ │17750-72 │
│23. Термоокислительная │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│стабильность, определяемая │ │ │ │ │ │ │17751-79 │
│динамическим методом при 150│ │ │ │ │ │ │и
п. 4.6 │
│- 180 °C: │ │ │ │ │ │ │настоящего │
│ │ │ │ │ │ │ │стандарта │
│а) перепад давления на │- │- │- │- │- │10 │ │
│фильтре за 5 ч, кПа, не выше│ │ │ │ │ │ │ │
│б) отложения на │- │- │- │- │- │2 │ │
│подогревателе, баллы, не │ │ │ │ │ │ │ │
│более │ │ │ │ │ │ │ │
│24. Взаимодействие │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│с водой, балл, не более: │ │ │ │ │ │ │27154-86 │
│а) состояние поверхности │1 │1 │- │- │- │1 │ │
│раздела │ │ │ │ │ │ │ │
│б) состояние разделенных фаз│1 │1 │- │- │- │1 │ │
N 1173-ст в показателе 25 для марок ТС-1 и РТ слова: "По ГОСТ 25950-83"
заменены на слова "По ГОСТ 25950-83 или [1]".
│25. Удельная электрическая │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│проводимость, пСм/м: │ │ │ │ │ │ │
25950-83 │
│при температуре заправки │50 │50 │- │- │50 │50 │ │
│техники, │ │ │ │ │ │ │ │
│не менее │ │ │ │ │ │ │ │
│при 20 °C, не более │600 │600 │- │- │600 │600 │ │
│Удельная электрическая │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ │
│проводимость, пСм/м: │ │ │ │ │ │ │25950-83 │
│без антистатической присадки│10 │10 │ │ │ │10 │ │
│при температуре 20 °С, │ │ │ │ │ │ │ │
│не более │ │ │ │ │ │ │ │
│с антистатической присадкой │50 - 600 │50 - 600 │ │ │ │50 - 600│ │
│(при температуре заправки │ │ │ │ │ │ │ │
│летательного аппарата) в │ │ │ │ │ │ │ │
│пределах │ │ │ │ │ │ │ │
│
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1173-ст) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│26. Давление насыщенных │- │- │- │- │133 │- │По ГОСТ │
│паров, гПа (мм рт. ст.), │ │ │ │ │(100) │ │
1756-2000 │
│не более │ │ │ │ │ │ │ │
│27. Содержание суммы │- │- │ Отсутствие │- │По
п. 4.7 │
│водорастворимых щелочных │ │ │ │ │ │
│соединений │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│28. Термоокислительная │ │ │ │ │ │ │По ГОСТ Р │
│стабильность при контрольной│ │ │ │ │ │ │52954-2008 │
│температуре не ниже 260 °С: │ │ │ │ │ │ │ │
│а) перепад давления на │25 │25 │25 │- │- │- │ │
│фильтре, мм рт. ст., не │ │ │ │ │ │ │ │
│более │ │ │ │ │ │ │ │
│б) цвет отложений на трубке,│3 │3 │3 │- │- │- │ │
│баллы по цветовой шкале (при│ │ │ │ │ │ │ │
│отсутствии нехарактерных │ │ │ │ │ │ │ │
│отложений), не более │ │ │ │ │ │ │ │
│утв.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1173-ст) │
└────────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴──────┴────────┴───────────┘
Примечания:
1. Исключено. -
Изменение N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст
2. Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением районов I1 и II1 (по
ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.
Топлива ТС-1 и РТ, применяемые в климатических районах I1 (холодный) и II1 (арктический), должны иметь температуру начала кристаллизации не выше минус 60 °С.
Допускается применять в климатических районах I1 и II1 (по
ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.
(примечание 2 в ред.
Изменения N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст)
3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.
4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в
таблице:
- по кислотности - на 0,1 мг КОН на 100 куб. см топлива;
- по содержанию фактических смол - на 2 мг на 100 куб. см топлива;
- по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях - на 2 мг на 100 куб. см топлива.
5 - 6. Исключены. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934.
7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °C не менее 810 кг/куб. м.
8. При производстве топлива марки РТ с противоизносной присадкой норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг КОН/100 куб. см.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934,
Изменения N 2, утв. Госстандартом России 01.10.1995, Изменения N 3, утв. Госстандартом России 01.11.1999)
9. Термоокислительную стабильность топлив ТС-1 и РТ определяют по показателю 28.
По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность топлив ТС-1 и РТ по показателю 23.
(примечание 9 введено
Изменением N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст)
10. Объемную долю ароматических углеводородов в топливах ТС-1 и РТ определяют по показателю 11.
По требованию потребителей допускается определять массовую долю ароматических углеводородов в топливах ТС-1 и РТ по показателю 11.
(примечание 10 введено
Изменением N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст)
11. Показатели 7 и 22 определяют по требованию потребителей.
12. При использовании топлива марки РТ для летательных аппаратов со сверхзвуковой скоростью полета (код
ОКП 02 5124) значение по показателю 14 должно быть не более 0,001% масс, по показателю 28 контрольная температура - не ниже 275 °С.
1.3. Исключен. -
Изменение N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130 - 280 °C для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60 - 280 °C для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 220 °C, топлива Т-2 - 230 °C.
Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.
Таблица 2
┌────────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬─────┐
│ Наименование показателя │ТС-1, РТ│Т-1, Т-1С│ Т-2 │
├────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼─────┤
│Температурные пределы воспламенения паров, °C: │ │ │ │
│ - нижний │25 │50 │-10 │
│ - верхний │65 │105 │34 │
│Концентрированные пределы взрываемости, %, │ │ │ │
│объемные: │ │ │ │
│ - нижний │1,5 │1,8 │1,0 │
│ - верхний │8,0 │8,0 │6,8 │
└────────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴─────┘
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934)
2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с
ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.
2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/куб. м в соответствии с
ГОСТ 12.1.005-88.
2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.
Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.
2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).
3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, сопровождаемое паспортом. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.
(в ред.
Изменения N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст)
Паспорт должен соответствовать требованиям технического
регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, и настоящего стандарта.
(в ред.
Изменения N 6, утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2011 N 585-ст)
Абзацы 3 - 12 исключены. -
Изменение N 6, утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2011 N 585-ст.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934)
3.4. Показатель по
подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.
3.5. Показатели по
подпунктам 21,
22 и
23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по
подпунктам 10 "б" и
"в" определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом
(ГОСТ 17751-79).
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемосдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.
Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934)
4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по
ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 куб. дм каждой марки топлива.
4.2. Кислотность определяют по
ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по
ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10-процентного остатка и разбавленный до 85-процентной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8 - 9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 куб. см.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934)
4.3. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934.
4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.
4.5. Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40 - 55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды.
При возникновении разногласий при оценке качества топлив ТС-1 и РТ по механическим примесям анализ должен проводиться по
ГОСТ 10577-78, при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003%.
(в ред.
Изменения N 4, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 206-ст)
4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по
ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 куб. дм топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934)
4.7. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений определяют по следующей методике: в делительную воронку наливают 300 куб. см испытуемого топлива, предварительно нагретого до 70 - 80 °C, и 100 куб. см дистиллированной воды, предварительно проверенной на отсутствие щелочи, для чего 100 куб. см дистиллированной воды выпаривают до объема 10 куб. см и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Реакция должна быть нейтральной.
Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10 - 12 куб. см и прибавляют 3 капли фенолфталеина.
Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки.
Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину.
4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91.
4.9. Для топлив Т-1 и Т-2 содержание водорастворимых кислот определяют индикаторным методом.
4.10. Исключен. -
Изменение N 2, утв. Госстандартом России 01.10.1995.
4.11. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлив устанавливается метод, указанный в таблице 1 первым.
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива для реактивных двигателей - по
ГОСТ 1510-84.
5.2. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1990 N 2934.
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок хранения топлив для реактивных двигателей - 5 лет со дня изготовления.
Приложение А
(рекомендуемое)
Библиография
| | Список изменяющих документов от 15.12.2009 N 1173-ст) | |
[1] ASTM D 2624-02. Авиационные дистиллятные топлива. Метод определения удельной электрической проводимости
[2] ASTM D 6379-04. Топлива авиационные и нефтяные дистилляты. Определение типов ароматических углеводородов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции".