Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Издательство стандартов, 1985
Примечание к документу
Документ включен в
Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 114).
Документ включен в
Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Ограничение срока действия снято по Протоколу N 2-92 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации ("ИУС" N 2, 1993).
Документ
введен в действие с 1 июля 1988 года.
Взамен ГОСТ 8489-58.
Название документа
"ГОСТ 8489-85. Государственный стандарт Союза ССР. Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.03.1985 N 806)
"ГОСТ 8489-85. Государственный стандарт Союза ССР. Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.03.1985 N 806)
Утвержден и введен в действие
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 26 марта 1985 г. N 806
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ СМОЛ (ПО БУДАРОВУ)
Motor fuel. Method for determination
of existent gums (Budarov's)
ГОСТ 8489-85
Взамен
ГОСТ 8489-58
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г. N 806 срок действия установлен
с 1 июля 1988 года
до 1 июля 1988 года
Разработан Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
Исполнители: Т.Х. Мелик-Ахназаров, В.В. Булатников, Б.А. Энглин, Е.М. Бушуева, Л.А. Садовникова, З.Н. Могучая, Т.Е. Резкова.
Внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
Член Коллегии В.А. Рябов.
Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г. N 806.
Настоящий стандарт устанавливает метод определения фактических смол в моторном топливе (керосине, дизельном топливе).
Метод заключается в выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара в условиях испытания и служит для условной оценки склонности топлива к смолообразованию при его применении в двигателе.
1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ
Прибор типа ПОС в комплекте.
Пипетки 1-1-10, 1-1-20, 2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по
ГОСТ 20292-74.
Цилиндры 1-25, 1-50, 1-100, 2-25, 2-50, 2-100 по
ГОСТ 1770-74.
Весы лабораторные с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
Термометры ТЛ-2 1-Б4 по ГОСТ 215-70.
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
2.2. В зависимости от фракционного состава испытуемого топлива устанавливают следующий температурный режим:
(180 +/- 3) °C - при испытании топлив с температурой конца перегонки до 310 °C (керосин);
(225 +/- 3) °C - при испытании топлив, выкипающих выше 300 °C (дизельное топливо).
2.3. Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок, расположенных на крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем (толуолом, ацетоном или спирто-толуольной смесью 1:4) как снаружи, так и внутри.
2.4. Подготовленные по
п. 2.3 стаканы ставят в карманы прибора, нагретого до температуры испытания, плотно закрывают крышками и выдерживают 20 мин, после чего снимают крышки и через 2 мин стаканы вынимают щипцами из карманов, охлаждают 40 мин в эксикаторе и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
2.5. Подлежащее испытанию топливо фильтруют через бумажный фильтр. При наличии явных следов воды топливо взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение 10 - 15 мин и фильтруют.
3.1. В стаканы для воды наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в следующих количествах: 35 см3 при испытании керосинов, 60 см3 - дизельных топлив.
3.2. В зависимости от температуры конца кипения измерительным цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана керосина по 20 см3, дизельного топлива - по 10 см3.
3.3. Стаканы с топливом помещают в гнезда прибора, нагретого до заданной температуры. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели вошли в каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически соприкасались, не пропуская паров и топлива.
3.4. Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно закрывают крышками. Спустя 60 мин после того, как были поставлены стаканы с водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин щипцами вынимают стаканы из гнезд.
3.5. Стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
4.1. Концентрацию фактических смол (X) в миллиграммах на 100 см3 топлива в каждом стакане вычисляют по формуле

,
где

- масса чистого сухого стакана, мг;

- масса стакана со смолами, мг;
V - объем топлива, налитого в стакан для испытания, см3.
4.2. Расхождения между результатами двух определений концентраций фактических смол не должны превышать значений, указанных в таблице.
─────────────────────────────────┬────────────────────────────────
Концентрация фактических смол, мг│ Допускаемые расхождения
на 100 см3 топлива │
─────────────────────────────────┼────────────────────────────────
До 15 │ 2 мг
Св. 15 до 40 │ 3 мг
Св. 40 до 100 │ 8% от меньшего результата
Св. 100 │ 15% от меньшего результата
Концентрация фактических смол до 2 мг на 100 см3 топлива оценивается как их отсутствие.
4.3. Результаты отдельных испытаний одного и того же топлива сравнимы между собой только в том случае, если между испытаниями прошло не более 5 сут.
4.4. За результат испытания принимают среднее арифметическое двух определений. Результат испытания округляют до целых единиц.