Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1984.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 114).

Документ включен в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826).

Документ включен в Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).

Документ включен в Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и осуществления оценки соответствия (Распоряжение Правительства России от 19.08.2009 N 1191-р).

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Ограничение срока действия снято по Протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации ("ИУС", N 4, 1994).

Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450, введено в действие с 1 сентября 1989 года.
Название документа
"ГОСТ 25950-83. Государственный стандарт Союза ССР. Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1983 N 5181)
(ред. от 13.03.1989)


"ГОСТ 25950-83. Государственный стандарт Союза ССР. Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1983 N 5181)
(ред. от 13.03.1989)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 28 октября 1983 г. N 5181
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
С АНТИСТАТИЧЕСКОЙ ПРИСАДКОЙ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОВОДИМОСТИ
Jet aircraft fuel with antistatic additive.
Method for determination of specific conductivity
ГОСТ 25950-83
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
Группа Б19
ОКСТУ 0252
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1983 г. N 5181 срок действия установлен
с 1 января 1985 года
до 1 января 1990 года
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
Е.П. Серегин, Т.Х. Мелик-Ахназаров, В.В. Булатников, Б.А. Энглин, А.Ф. Горенков, Л.А. Садовникова, Е.М. Бушуева, А.И. Белоусов, И.Г. Клюйко, Т.В. Валуева, Н.В. Шевякова
ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Член Коллегии П.А. Вернов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1983 г. N 5181
Настоящий стандарт распространяется на топливо для реактивных двигателей, содержащее антистатическую присадку, и устанавливает метод определения удельной электрической проводимости в диапазоне от 10 до 1000 пСм/м.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
Метод предназначен для определения удельной электрической проводимости реактивных топлив с помощью переносного прибора типа ЭЛ1В в отобранных пробах, а также непосредственно в емкостях.
Стандарт соответствует методу A ИСО 6297-83.
(абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ
1.1. При определении электрической проводимости реактивных топлив применяют:
1.1.1. Прибор переносного типа ЭЛ1В (черт. 1) с пределами показаний от 0 до 1000 пСм/м с приведенной погрешностью 2% в диапазоне измерений от 10 до 1000 пСм/м или аналогичный прибор, обеспечивающий измерение удельной электрической проводимости с той же погрешностью.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
Погружной чувствительный элемент состоит из двух электродов, выполненных в виде коаксиальных цилиндров. Во внутреннем цилиндре помещен полупроводниковый усилитель, во внешнем - имеются отверстия в верхнем и нижнем сечении, служащие для заполнения кольцевого зазора между электродами и освобождения его от топлива, а также промывки погружного чувствительного элемента. Блок измерения включает в себя показывающий стрелочный прибор и батарею электропитания.
Схема прибора для измерения удельной электрической
проводимости топлив
1 - погружной чувствительный элемент; 2 - показывающий
стрелочный прибор; 3 - батарея электропитания; 4 - кабель;
5 - внешний электрод; 6 - внутренний электрод; 7 - отверстия
Черт. 1
1.1.2. Термометр ТЛ с ценой деления не более 0,5 °C.
(п. 1.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
1.1.3. Сосуд стеклянный или металлический вместимостью не менее 1 дм3 и высотой, обеспечивающей полное погружение в топливо чувствительного элемента.
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Переносной прибор типа ЭЛ1В готовят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
2.2. При определении удельной электрической проводимости в отобранной пробе топлива объединенную или точечную пробу топлива отбирают по ГОСТ 2517-85 в количестве не менее 1 дм3.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
2.3. Перед отбором пробы пробоотборник по ГОСТ 2517-85 не менее трех раз промывают испытуемым топливом.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
2.4. Сосуд для испытуемого образца топлива (п. 1.1.3) должен быть чистым и сухим. Перед наполнением сосуд не менее трех раз промывают испытуемым топливом.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Удельную электрическую проводимость топлива определяют в емкостях по истечении не менее 30 мин после их наполнения.
3.1.1. Переносный прибор типа ЭЛ1В заземляют и опускают чувствительный элемент в топливо на требуемый уровень. При этом следят, чтобы чувствительный элемент был полностью погружен в топливо и не касался водного слоя в емкости.
При контакте чувствительного элемента с водой стрелка прибора выйдет за пределы шкалы. При этом чувствительный элемент необходимо поднять выше слоя воды и промыть, поднимая и опуская его в топливе не менее трех раз на 300 - 400 мм.
3.1.2. После промывки погружного чувствительного элемента определяют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 500. Если проводимость окажется выше 500 пСм/м, то повторно проводят промывку погружного чувствительного элемента, а затем измеряют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 1000. Максимальное показание прибора записывают после возвращения стрелки, вызванного инерционным забросом, определение повторяют.
3.2. Удельную электрическую проводимость в отобранной пробе определяют не более чем через 30 мин после отбора.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
3.2.1. Чувствительный элемент промывают, погружая его в сосуд со свежей порцией испытуемого топлива не менее трех раз. Не допускается погружение кабеля в топливо. После этого определяют удельную электрическую проводимость, как указано в п. 3.1.2. Определение повторяют на свежей порции испытуемого топлива.
3.3. Отсчет результатов определения удельной электрической проводимости проводят с точностью до половины цены деления шкалы прибора.
3.4. Температуру топлива в сосуде с отобранной пробой фиксируют сразу после определения удельной электрической проводимости.
3.5. Пересчет удельной электрической проводимости в зависимости от температуры ведут по черт. 2. Для этого на графике находят точку, соответствующую измеренной удельной электрической проводимости и температуре топлива. Через эту точку проводят прямую, параллельную установленной зависимости до пересечения с ординатой требуемой температуры, и по точке пересечения находят значения удельной электрической проводимости.
Черт. 2
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. За результат испытания принимают среднее арифметическое двух последовательных определений при условии, что допускаемое расхождение между ними не превышает значения сходимости результатов определений, приведенных в таблице. Результат испытания округляют до значения кратного 5.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
4.2. Сходимость метода
Два результата определения, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.
(п. 4.2 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
Удельная электрическая проводимость топлива, в диапазоне, пСм/м
Сходимость результатов определения, пСм/м
Воспроизводимость результатов испытания, пСм/м
От 50 до 100
5
5
Св. 100 " 200
5
10
" 200 " 300
5
15
" 300 " 400
5
20
" 400 " 500
5
25
" 500 " 600
10
30
" 600 " 700
10
35
" 700 " 800
10
40
" 800 " 900
10
45
" 900 " 1000
10
50
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
4.3. Воспроизводимость метода
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.03.1989 N 450)
Два результата испытания, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.