Главная // Актуальные документы // Приказ
СПРАВКА
Источник публикации
ИУС "Национальные стандарты", N 2, 2024
Примечание к документу
Текст данного документа приведен с учетом поправки, опубликованной в "ИУС", N 5, 2024.

Документ вводится в действие на территории Российской Федерации с 10.03.2025 с правом досрочного применения Приказом Росстандарта от 09.11.2023 N 1367-ст.
Название документа
"Изменение N 2 ГОСТ 31402-2013 "Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия"
(принято Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.10.2023 N 166-П)


"Изменение N 2 ГОСТ 31402-2013 "Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия"
(принято Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.10.2023 N 166-П)

Принято
Протоколом Межгосударственного
совета по стандартизации,
метрологии и сертификации
от 19 октября 2023 г. N 166-П
ИЗМЕНЕНИЕ N 2 ГОСТ 31402-2013
"ЦИЛИНДРЫ ТОРМОЗНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ"
МКС 45.060
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 166-П от 19.10.2023)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 17136
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации <*>
--------------------------------
<*> Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2025-03-10 с правом досрочного применения.
Раздел 1 изложить в новой редакции:
"Настоящий стандарт распространяется на тормозные цилиндры, в том числе с узлом стояночного тормоза (далее - цилиндры), с рабочим давлением сжатого воздуха до 0,6 МПа, применяемые в исполнительных механизмах тормозных систем железнодорожного подвижного состава.
Допускается применение цилиндров с рабочим давлением до 0,8 МПа.
Требования настоящего стандарта допускается применять к тормозным цилиндрам со встроенным регулятором выхода штока, за исключением параметров работы встроенного регулятора выхода штока.
Настоящий стандарт не распространяется на цилиндры дискового и колодочного тормозных блоков".
Раздел 2.
Исключить ссылку: "ГОСТ 32202 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству";
ГОСТ 2.601 дополнить знаком сноски: "<1>";
дополнить сноской <1>:
"--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019";
ГОСТ 18321 дополнить знаком сноски: "<1>";
дополнить сноской <1>:
"--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50779.12-2021 "Статистические методы. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции";
дополнить ссылками:
"ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы";
"ГОСТ 6479 Смазки пластичные. Метод определения содержания механических примесей разложением соляной кислотой";
"ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования".
Пункт 3.1.3 изложить в новой редакции:
"3.1.3 Цилиндры климатического исполнения УХЛ1 по ГОСТ 15150 должны сохранять работоспособность при температуре от минус 60 °C до плюс 60 °C, исполнения Т1 по ГОСТ 15150 - от минус 10 °C до плюс 60 °C. Для цилиндров, применяемых на грузовых вагонах, допускается кратковременное повышение температуры до плюс 80 °C на протяжении не более 4 ч".
Пункт 3.1.7 изложить в новой редакции:
"3.1.7 Перемещение поршня в цилиндре от исходного отпускного положения и от тормозного положения должно происходить в зависимости от диаметра и хода поршня при давлении воздуха, приведенном в таблице 1. У цилиндров с отличными от таблицы 1 ходами поршня значение давления воздуха при перемещении поршня принимают по значениям, указанным в первой строке для соответствующего диаметра цилиндра.
Таблица 1
Параметры работы тормозных цилиндров
Диаметр цилиндра, мм
Ход поршня, мм, не менее
Давление при перемещении поршня от исходного отпускного положения (в конце перемещения), МПа
Давление при перемещении поршня от тормозного положения (в начале перемещения), МПа
203
240
0,050 - 0,080
0,040 - 0,075
254
125
0,020 - 0,050
0,015 - 0,045
125 <1>
0,040 - 0,060
0,030 - 0,055
240
280,5
100
0,040 - 0,060
0,030 - 0,055
330
150
0,035 - 0,045
0,025 - 0,040
356
190
0,030 - 0,040
0,025 - 0,035
240
400
240
0,025 - 0,035
0,020 - 0,030
<1> Для цилиндров с номинальным значением усилия предварительного сжатия возвратной пружины более 1,2 кН.
".
Подраздел 3.1 дополнить пунктом 3.1.9:
"3.1.9 Конструкторская документация изготовителя на цилиндры должна содержать следующие присоединительные размеры цилиндров:
- расстояния между осями отверстий, предназначенных для крепления цилиндра;
- диаметр отверстий для крепления цилиндра;
- расстояние между осью крепежного отверстия и осью отверстия в головке, установленной на штоке цилиндра;
- диаметр отверстия в головке, установленной на штоке цилиндра;
- размер присоединительной резьбы штуцера цилиндра;
- толщина фланца в месте расположения крепежных отверстий;
- допуск параллельности плоскости фланца поверхности крепления цилиндра, к которой прилегают детали крепления цилиндра, относительно плоскости фланца, прилегающей к расположенному на вагоне кронштейну крепления цилиндра".
Пункт 3.2.2. ГОСТ 26645 дополнить знаком сноски "<1>";
дополнить сноской <1>:
"--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53464-2009 "Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку".
Пункт 3.3.3. Таблицу 2 изложить в новой редакции:
"Таблица 2
Технические требования к смазке
Наименование показателя
Значение показателя
Методы испытаний
Рабочий диапазон температур
От минус 60 °C до плюс 120 °C
-
Температура каплепадения, °C, не менее
170
Пенетрация при 25 °C, мм·10-1
240 - 330
Коллоидная стабильность при P = 200 г, % выделенного масла, не более
15
Предел прочности при 50 °C, Па, не менее
150
ГОСТ 7143 (метод "Б")
Содержание воды, % масс.
Отсутствует
Вязкость эффективная при минус 55 °C и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па·с
Не более 1600
Коррозионное воздействие на металлы
Не оказывает
Содержание механических примесей диаметром более 0,125 мм
Отсутствует
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, %, не более
0,5
Изменение массы материала уплотнительных элементов в течение 24 ч при температуре 70 °C, в пределах, %
+/- 3
".
Пункт 3.5.1 изложить в новой редакции:
"3.5.1 Каждый цилиндр должен иметь маркировку, содержащую:
- знак обращения на рынке;
- обозначение модели (индекс) цилиндра;
- месяц и год изготовления (две цифры месяца и две последние цифры года);
- порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- условный номер и/или товарный знак предприятия-изготовителя;
- диаметр цилиндра.
Требования к маркировке должны содержаться в конструкторской документации на конкретную модель цилиндра".
Пункт 3.6.1. Второе перечисление. ГОСТ 2.601 дополнить знаком сноски "<1>";
дополнить сноской <1>:
"--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019".
Подраздел 3.6 дополнить пунктом 3.6.4:
"3.6.4 Ремонтные документы разрабатывают в соответствии с ГОСТ 2.602. Перечень передаваемых ремонтных документов, а также сроки их поставки устанавливают в договоре между владельцем ремонтных документов и заказчиком.
Примечание - В качестве заказчика может выступать покупатель или собственник цилиндра, ремонтная организация или иные лица, заинтересованные в получении ремонтных документов".
Пункт 3.7.2. Первое перечисление изложить в новой редакции:
"- копию декларации о соответствии в случае отсутствия сведений о декларации в сопроводительной документации на цилиндр (паспорте);";
второе перечисление. ГОСТ 2.601 дополнить знаком сноски "<1>";
дополнить сноской <1>:
"--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019".
Пункт 4.3 исключить.
Пункт 5.3.4 изложить в новой редакции:
"5.3.4 На втором этапе испытания проводят:
- для цилиндров климатического исполнения УХЛ1 по ГОСТ 15150 при отрицательных значениях температуры от минус 57 °C до минус 60 °C и при положительных значениях температуры от плюс 60 °C до плюс 63 °C;
- для цилиндров климатического исполнения Т1 по ГОСТ 15150 при отрицательных значениях температуры от минус 13 °C до минус 10 °C и при положительных значениях температуры от плюс 60 °C до плюс 63 °C.
При испытаниях контролируют герметичность цилиндра (3.1.4), плавность хода поршня (3.1.6)".
Пункты 5.3.5, 5.10. ГОСТ 18321 дополнить знаком сноски "<1>";
дополнить сноской <1>:
"--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50779.12-2021 "Статистические методы. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции".
Пункт 6.5 изложить в новой редакции:
"6.5 Испытания цилиндров на работоспособность (3.1.3) при отрицательной температуре минус 60 °C и при положительной температуре плюс 60 °C (для цилиндров климатического исполнения УХЛ1 по ГОСТ 15150) или при отрицательной температуре минус 10 °C и положительной температуре плюс 60 °C (для цилиндров климатического исполнения Т1 по ГОСТ 15150) проводят по 6.2, 6.3, 6.4.1 - 6.4.3 после выдержки цилиндров при данной температуре в течение промежутка времени, определенного в соответствии с ГОСТ 30630.0.0-99 (пункт 7.8)".
Пункт 6.14 изложить в новой редакции:
"6.14 Соответствие применяемых при изготовлении цилиндров материалов (3.2) и покрытий (3.3.1, 3.3.3) установленным требованиям проводят по сертификатам поставки (паспортам качества, сертификатам качества) или результатам верификации закупленной продукции по ГОСТ 24297".
Пункты 8.5, 8.6 изложить в новой редакции:
"8.5 Сжатый воздух в тормозной системе подвижного состава по загрязненности должен быть не хуже 6 класса по ГОСТ 17433.
8.6 Виды и периодичность технического обслуживания должны быть указаны в руководстве по эксплуатации конкретной модели цилиндра".
Раздел 8 дополнить пунктом 8.7:
"8.7 Эксплуатационная документация на тормозные цилиндры должна содержать положения по их безопасной разборке в процессе утилизации.
Способы утилизации (переработка и использование в качестве вторичного сырья) элементов тормозных цилиндров не должны вызывать загрязнения окружающей среды".
Пункт 9.2. Первый абзац изложить в новой редакции:
"9.2 Гарантийный срок эксплуатации должен быть не менее срока от установки тормозного цилиндра на единицу подвижного состава до первого планового ремонта и должен быть установлен в договоре (контракте) на поставку тормозного цилиндра".