Главная // Актуальные документы // Правила
СПРАВКА
Источник публикации
М., 2009
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.09.2009 (Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.08.2009 N 1767р).
Название документа
"Технологические правила по комплексной защите от коррозии металлических пролетных строений железнодорожных мостов полной заводской готовности"
(утв. ОАО "РЖД" 06.08.2009)


"Технологические правила по комплексной защите от коррозии металлических пролетных строений железнодорожных мостов полной заводской готовности"
(утв. ОАО "РЖД" 06.08.2009)


Содержание


Введены в действие
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 26 августа 2009 г. N 1767р
Утверждаю
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.ВОРОБЬЕВ
6 августа 2009 года
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
ПО КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЕ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ
СТРОЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ПОЛНОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ
1. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие Технологические правила разработаны во исполнение распоряжения ОАО "РЖД" N 1191р от 8 июня 2009 г. "О совершенствовании конструкций и повышении качества изготовления и содержания металлических пролетных строений железнодорожных мостов".
Правила предназначены для обеспечения в ОАО "РЖД" организации работ по защите от коррозии (окраска) металлических конструкций железнодорожных мостов полной заводской готовности, производства и контроля качества окрасочных работ с учетом последних разработок в области защиты металлических конструкций от коррозии.
1.2. Правила разработаны на основе требований СТО 001-2006 ГК "Трансстрой", "Технологических указаний по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов" (ЦПИ 6/1), действующих государственных нормативных документов в области заводского изготовления мостовых металлических конструкций и с учетом следующих стандартов:
ГОСТ 9.032-74. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения (с Изменениями N 1 - 4).
ГОСТ 9.104-79. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации (с Изменением N 1).
ГОСТ 9.401-91. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов (с Изменением N 1).
ГОСТ 9.402-2004. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием.
ГОСТ 9.407-84. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида (с Изменениями N 1, 2).
ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики (с Изменением N 1).
ГОСТ 8420-74. Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости (с Изменениями N 1, 2).
ГОСТ 9980.1-86. Материалы лакокрасочные. Правила приемки (с Изменением N 1).
ГОСТ 9980.3-86. Материалы лакокрасочные. Упаковка (с Изменениями N 1, 2, 3).
ГОСТ 9980.4-2002. Материалы лакокрасочные. Маркировка (с Изменением N 1).
ГОСТ 9980.5-86. Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение.
ГОСТ 15140-78. Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии (с Изменениями N 1, 2, 3).
ГОСТ 19007-73. Материалы лакокрасочные. Методы определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2).
ИСО 8501-1:1988. Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий. Визуальная оценка чистоты поверхности. Часть 1. Степень ржавости и степень подготовки стальной основы после полного удаления прежних покрытий.
1.3. Правила распространяются на производство работ по антикоррозионной защите металлических конструкций пролетных строений на этапах их полного заводского изготовления на специализированных заводах, и на устранение на монтажно-строительной площадке повреждений лакокрасочного покрытия, образовавшихся при погрузке, транспортировке и разгрузке металлических конструкций, а также при производстве работ по монтажу металлических пролетных строений железнодорожных мостов.
Технологический процесс защиты монтажных стыков металлических пролетных строений железнодорожных мостов от коррозии должен включать последовательное выполнение операций по подготовке поверхностей, грунтованию их и нанесению покрывных лакокрасочных материалов в зависимости от принятой системы защиты.
Правила включают в себя операции по подготовке поверхности, технологии работ по нанесению лакокрасочных материалов и контроль качества готового покрытия в условиях завода-изготовителя.
Правила предназначены для заводов - изготовителей мостовых конструкций и подрядных организаций, осуществляющих ремонт и строительство.
2. ВЫБОР СИСТЕМЫ ПОКРЫТИЙ
2.1. Конструкции пролетных строений перед отгрузкой потребителю необходимо защитить от коррозии в соответствии с указаниями стандарта СТО 001-2006 и с учетом действующих Технологических указаний по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов (ЦПИ 6/1), а также с Регламентом на систему защиты, разработанным заводом-изготовителем по материалам сертификатных данных на применяемые окрасочные материалы. Защита от коррозии может быть также выполнена с конкретными системами защиты, предусмотренными проектом пролетного строения мостового сооружения, согласованного с Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД".
Система покрытий для окраски металлических конструкций мостов, предназначенных для районов с умеренным и холодным климатом, должна отвечать требованиям ГОСТ 9.401 и ГОСТ 27751.
2.2. Необходимо также учитывать технологические и экономические факторы, влияющие на выбор системы покрытия, предстоящие условия производства строительно-монтажных и ремонтных работ на объекте и условия дальнейшей эксплуатации сооружения: ремонтопригодность, требуемые декоративность и долговечность покрытия и т.п.:
- ремонтопригодность примененной заводом-изготовителем системы защиты при очередном восстановлении в период эксплуатации лакокрасочного покрытия, выражающаяся в совместимости с другими системами защиты, предусмотренными Технологическими указаниями по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов (ЦПИ 6/1), или другими согласованными с Департаментом пути и сооружений;
- требуемая декоративность - верхний покрывной лакокрасочный материал рекомендуется применять светлого тона для облегчения надзора и уменьшения температурных влияний на пролетное строение.
При нанесении слоев краски каждый слой может иметь свой оттенок. Цвет финишного покрывного слоя должен быть в обязательном порядке указан в проектной документации или отдельно согласован с заказчиком.
Окраска убежищ должна быть ярким контрастным тоном, предпочтительно ярко-красного цвета;
- требуемая долговечность - металлические и сталебетонные мосты относятся к объектам первого уровня ответственности (согласно ГОСТ 27751), в связи с чем в заводских условиях при проведении работ по комплексной защите от коррозии металлических мостовых конструкций полной заводской готовности должны использоваться наиболее долговечные лакокрасочные материалы.
Применяемые системы покрытий должны обеспечивать надежную защиту металлоконструкций на период нормативного срока периодичности окраски не менее 20 лет;
- технологические факторы - возможность достижения степени подготовки поверхности и выполнение всех этапов окрасочных работ на уровне, обеспечивающем должное качество окраски.
При этом внешний вид лакокрасочного покрытия должен соответствовать классу по ГОСТ 9.032. Покрытие не должно иметь пропусков, трещин, морщин, кратеров, "крокодиловой кожи" и других дефектов, влияющих на его защитные свойства и долговечность;
- условия взрыво- и пожаробезопасности. Санитарно-гигиенические и экологические требования выполняются в соответствии с ГОСТ 12.3.002. ССБТ "Процессы производственные. Общие требования безопасности" и ГОСТ 12.3.005. ССБТ "Работы окрасочные. Общие требования безопасности".
2.3. На лакокрасочные материалы должен поставляться санитарный сертификат (санитарно-эпидемиологическое заключение) при первоначальной поставке материалов и после продления срока действия санитарного сертификата.
2.4. Все лакокрасочные материалы должны поставляться в герметически закрытой таре с сопроводительными документами (паспорт или сертификат), содержащими следующие сведения:
- наименование и марку материала;
- наименование фирмы-поставщика;
- номер партии;
- дату изготовления;
- цвет материала и номер колера по каталогу;
- количество материала в каждой тарной упаковке;
- основные показатели, удостоверяющие соответствие стандарту на материал;
- особые свойства материала и условия хранения.
2.5. Хранение и транспортирование лакокрасочных материалов должно соответствовать требованиям ГОСТ 9980.5.
2.6. Материалы следует использовать только в течение рекомендованного изготовителем срока годности. Тару с лакокрасочным материалом следует вскрывать непосредственно перед применением.
2.7. Хранение, входной контроль, подготовка и режим нанесения и сушки ЛКМ производится в соответствии с внутренним регламентом завода - изготовителя мостовых конструкций.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ЗАЩИТНОГО
ПРОТИВОКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ ЗАВОДОМ-ИЗГОТОВИТЕЛЕМ
3.1. Технологический процесс защиты мостовых конструкций от коррозии на заводе-изготовителе должен включать последовательное выполнение операций по подготовке поверхностей, грунтованию их и нанесению покрывных лакокрасочных материалов в зависимости от принятой системы защиты, схемы сушки каждого слоя и степени агрессивности окружающей среды.
Способ и система защиты от коррозии, марки окрасочных материалов и число наносимых слоев и общая толщина покрытия указываются в чертежах КМ или оговариваются в договоре на поставку конструкций.
3.2. Подготовка поверхности металлоконструкций под нанесение грунтовочного слоя должна состоять в предварительном обеспыливании, обезжиривании, подготовке металла (обработке сварочных швов, кромок, удалении заусенцев и задиров металла и т.п.), абразивной очистке стальной поверхности от окислов (окалины, ржавчины, сварочных брызг, излишков герметизирующего материала и т.п.), создании рельефа шероховатости Rz 30 - 50 мкм зависимости от применяемого материала, а также в окончательном удалении остаточных загрязнений, обеспыливании и обезжиривании непосредственно перед окрашиванием.
Подготовленная под окрашивание поверхность должна соответствовать 1-й степени обезжиривания и 2-й степени очистки от окислов. Технические требования к качеству поверхности и технологии ее подготовке устанавливаются ГОСТ 9.402 или ISO 8501-1.
Период после подготовки поверхности до начала ее окрашивания не должен превышать 24 часа.
3.3. Окрашивание металлоконструкций на заводе должно производиться в производственных помещениях с температурой воздуха не ниже плюс 5 °С и не выше плюс 30 °С и при относительной влажности воздуха не более 80%, а для влагоотверждаемых (полиуретановых и других по данным фирм-изготовителей) материалов - не более 98%.
3.4. Перед применением лакокрасочные материалы следует перемешать в соответствии с инструкцией завода-производителя. Приготовление рабочих составов однокомпонентных лакокрасочных материалов заключается в тщательном их перемешивании в течение 3 - 5 минут пневмо- или электромиксером с насадкой заводского производства до однородной консистенции непосредственно перед применением.
Приготовление рабочих составов двухкомпонентных лакокрасочных материалов заключается в тщательном смешивании компонентов - основы и отвердителя строго в пропорции, предусмотренной комплектом поставки. Смешивание производится пневмо- или электромиксером до однородной консистенции также непосредственно перед применением.
3.5. Перед нанесением рабочая вязкость лакокрасочных материалов проверяется с помощью вискозиметра ВЗ-246-4 по ГОСТ 8420 или в зависимости от рекомендаций фирмы-изготовителя. При необходимости она доводится до нормативной вязкости фильтрацией через сито (ГОСТ 6613).
3.6. При нанесении утвержденной системы покрытия на труднодоступные места (сварные швы, околошовные зоны, головки болтов, кромки ребер, накладки и т.п.) необходимо обеспечить соблюдение его регламентной толщины.
3.7. Поверхности монтажных узлов перед окончательной приемкой металлических пролетных строений ОТК завода-изготовителя и Мостовой инспекцией должны быть законсервированы в соответствии с порядком и системой, предусмотренными заводским Регламентом.
3.8. Лакокрасочные материалы следует наносить механизированным способом - пневматическим или безвоздушным распылением. По окончании работ все использованное оборудование для приготовления и нанесения лакокрасочных материалов необходимо промыть растворителем.
3.9. В зависимости от принятой системы покрытия сушка окрашенных металлоконструкций в заводских условиях может быть естественной или конвективной. Технологические режимы сушки лакокрасочных материалов до степени 3 по ГОСТ 19007 приведены в таблице 5 СТО 001-2006.
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНОГО ПРОТИВОКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ
4.1. Качество окрасочных материалов при входном контроле должно удостоверяться сертификатами качества или паспортами заводов - изготовителей данных материалов. Применение окрасочных материалов, не имеющих сертификатов (паспортов), не допускается.
Сертификаты на импортные материалы должны быть переведены на русский язык.
4.2. Пооперационный контроль качества за производством окрасочных работ должен осуществляться на всех стадиях технологического процесса. Контроль выполняется в соответствии с установленной заводом-изготовителем технологией нанесения антикоррозионной защиты и заключается в последовательной приемке качества выполнения промежуточных операций: подготовки поверхностей под окраску и нанесения слоев лакокрасочных материалов в соответствии с принятой проектом системой покрытия. Все окрасочные работы, производимые на заводе-изготовителе, должны быть приняты ОТК завода и Мостовой инспекцией.
4.3. При выполнении работ по окраске конструкций контролируется:
- температура окружающего воздуха (среды) и защищаемой конструкции;
- относительная влажность воздуха;
- обезжиренность и чистота сжатого воздуха, применяемого в процессе производства работ;
- степень очистки поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов;
- соответствие лакокрасочных материалов стандартам, технической документации;
- срок жизнеспособности применяемых материалов, гарантийный срок их хранения;
- число слоев окраски и толщина каждого слоя;
- время технологической выдержки наносимых слоев защитного покрытия и время выдержки полного покрытия.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
4.5. Контроль качества подготовки поверхностей производится в соответствии с требованиями СТО 001-2006 и заводского регламента на нанесение применяемых лакокрасочных материалов.
4.6. Контроль качества нанесения лакокрасочного покрытия производится по внешнему виду, толщине покрытия и адгезии.
Контроль качества по внешнему виду осуществляется визуально. Внешний вид покрытия должен соответствовать V классу по ГОСТ 9.032. Покрытие не должно иметь пропусков, трещин, сколов, пузырей, кратеров, морщин и других дефектов, влияющих на защитные свойства.
4.7. Контроль толщины покрытия ведется выборочно при помощи толщиномеров. Методика определения толщины покрытия установлена в приложении "Г" СТО 001-2006.
4.8. Адгезия пленки лакокрасочного покрытия определяется по ГОСТ 15140 методом решетчатых надрезов, методом параллельных надрезов с применением липкой ленты или методом отрыва. Она должна быть не более 2 баллов. На участках проверки адгезии покрытие должно быть восстановлено по принятой схеме окрашивания.
5. ПОРЯДОК ОТГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ,
СКЛАДИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
5.1. Перед отгрузкой мостовых конструкций отправочные марки и монтажные элементы должны быть замаркированы в соответствии с монтажно-маркировочной схемой и чертежами КМ.
Маркировочные знаки следует наносить непосредственно на отгружаемые элементы. При пакетировании плоских одноименных элементов (фасонок, накладок и т.п.) полностью маркировочные знаки следует наносить на один наружный элемент, а на остальные ставить номер марки.
Маркировка должна содержать: название завода-изготовителя, номер заказа, марку по монтажно-маркировочной схеме, клейма ОТК и Мостовой инспекции.
Маркировку следует наносить буквенными и цифровыми клеймами с повторением несмываемой краской. На сварные отправочные марки клейма ставят не ближе 100 мм от места наложения заводских и монтажных швов.
5.2. Транспортную маркировку (центр тяжести, места строповки, негабаритность, предупредительные надписи "сцеп не разъединять", "с горок не спускать", "при маневрах не толкать") наносят в соответствии с требованиями ГОСТ 14192.
5.3. Погрузку, крепление и транспортирование элементов конструкций на открытом подвижном железнодорожном составе осуществляют в соответствии с "Правилами перевозки грузов", "Техническими условиями погрузки и крепления грузов", утвержденными РЖД, и по согласованным с отделением железной дороги - филиалом ОАО "РЖД" схемам погрузки и крепления грузов на подвижном составе.
Схемы погрузки и крепления негабаритных грузов подлежат согласованию с ОАО "РЖД". Перевозку конструкций на Крайний Север и в труднодоступные районы следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 15846.
5.4. Металлические конструкции мостов должны отгружаться комплектно по заказам в соответствии с ведомостями готовых элементов и монтажно-маркировочными схемами заводов-поставщиков.
5.5. Погрузка, выгрузка и хранение конструкций должны выполняться способами, исключающими их повреждение и повреждение защитного покрытия. Сбрасывание конструкций при погрузке и разгрузке не допускается. При приварке транспортных планок, укосин и других крепежных деталей следует выполнять требования разделов 8 - 10 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007. Приварка транспортных планок к свободным кромкам поясов главных балок и настильным листам ортотропных и ребристых плит не рекомендуется. Транспортные обустройства приваривают к основным несущим конструкциям железнодорожных и совмещенных мостов по согласованию с проектной организацией.
5.6. Транспортные обустройства, привариваемые к отгружаемым с завода конструкциям, должны быть изготовлены из сталей, перечисленных в разделе 5 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
Приемку сварных соединений транспортных обустройств следует выполнять в соответствии с указаниями раздела 11 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
Места приварки транспортных обустройств после газокислородной резки должны быть зачищены абразивным инструментом в соответствии с разделом 14 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007 с номинальным заглублением в основной металл на 0,5 мм. Риски от наждачного круга должны быть направлены вдоль кромки, к которой приварены детали транспортного обустройства. Качество кромок после зачистки должно соответствовать 14.3 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
5.7. Завод-изготовитель обязан представлять на каждое пролетное строение акт приемки Мостовой инспекцией мостовых металлических конструкций, а также следующую документацию в качестве приложения к акту:
- полный комплект исполнительных чертежей - КМД, включая схему маркировки, с указанием отступлений от чертежей КМ (в том числе отверстий, рассверленных на больший диаметр) с соответствующими согласованиями;
- сводную ведомость сертификатов на материалы, применявшиеся при изготовлении конструкций;
- опись удостоверений о квалификации резчиков, производивших машинную кислородную резку деталей, с указанием даты и номера протокола испытаний;
- опись удостоверений о квалификации исполнителей, производивших постановку заводских высокопрочных болтов, с указанием даты и номера протокола испытания.
Кроме того, для сварных конструкций мостов:
- опись удостоверений (дипломов) о квалификации сварщиков, производивших сварку конструкций, с указанием даты и номера протокола испытаний;
- ведомость результатов контроля качества сварных соединений (в том числе ультразвуковой дефектоскопией и просвечиванием проникающими излучениями) с указанием методов устранения дефектов.
5.8. Металлоконструкции, доставленные с завода-изготовителя на строительство, должны быть при входном контроле освидетельствованы и приняты представителями монтажной организации. Состояние элементов фиксируют актом.
При приемке необходимо установить:
- наличие акта приемки мостовых конструкций Мостовой инспекцией со всеми приложениями к акту;
- соответствие конструкций заказу, требованиям проекта и требованиям действующей нормативной документации - СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007;
- комплектность поставки согласно заводским комплектовочным ведомостям (листам готовых элементов);
- наличие клейм ОТК завода-изготовителя и Мостовой инспекции, а также маркировки в соответствии с заводской монтажно-маркировочной схемой;
- отсутствие или наличие в элементах деформаций и повреждений.
5.9. Погрузоразгрузочные работы с окрашенными металлоконструкциями и их транспортировка должны производиться согласно требованиям, установленным ГОСТ 12.3.009.
5.10. Повреждения лакокрасочного покрытия элементов, а также повреждения съемного покрытия для временной защиты от коррозии (консервации) контактных поверхностей, болтовых соединений и кромок сварных монтажных соединений, образовавшиеся во время транспортировки и выполнения погрузоразгрузочных работ и выявленные на строительно-монтажной площадке при входном контроле, должны быть устранены до складирования элементов.
5.11. Работы должны производиться при отсутствии атмосферных осадков, тумана, росы, при температуре воздуха не ниже плюс 5 °С и не выше 30 °С.
5.12. Дефекты в лакокрасочном покрытии должны быть восстановлены теми же лакокрасочными материалами и с той же технологией работ, какие использовались для окрашивания металлоконструкций на заводе-изготовителе.
5.13. При выполнении окрасочных работ необходимо руководствоваться положениями действующих нормативных и руководящих документов Российской Федерации и ОАО "РЖД" по вопросам безопасности труда, производственной санитарии и экологической безопасности.
5.14. Хранение на строительно-монтажной площадке лакокрасочных материалов, вспомогательных материалов и растворителей должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий на эти материалы и ГОСТ 9980.
5.15. Металлоконструкции, транспортированные с завода-изготовителя на строительно-монтажную площадку, должны быть при входном контроле освидетельствованы и приняты представителями монтажной организации (система защиты должна быть освидетельствована и принята до начала разгрузки). Состояние металлоконструкций фиксируется актом. При выявлении повреждений, дефектов или деформаций, не связанных с процессами транспортировки, выгрузки и складирования, необходимо вызвать представителя завода-изготовителя или приложить к акту фото с выявленными повреждениями.
5.16. Поверхности монтажных узлов перед сборкой должны быть расконсервированы и очищены до металла с обеспыливанием и обезжириванием.
5.17. При выгрузке и складировании мостовых конструкций необходимо руководствоваться положениями действующей Инструкции о порядке складирования и хранения мостовых металлоконструкций. Металлические элементы мостовых конструкций необходимо укладывать устойчиво на деревянные подкладки толщиной не менее 150 мм, расстояние между которыми должно исключать образование остаточных деформаций.
5.18. При складировании в несколько ярусов прокладки необходимо укладывать по одной вертикали с нижними. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м.
Фасонки, накладки и другие мелкие стальные детали следует хранить под навесом на стеллажах со сплошным дощатым настилом, а высокопрочные болты и прочие метизы - в герметически закрытой заводской таре в закрытом помещении или на стеллажах под навесами.
5.19. Все конструкции следует складировать в такой последовательности: по заказам, маркам и очередности подачи на монтаж. Заводская маркировка элементов должна быть доступной для прочтения. В случае необходимости маркировки следует дублировать несмываемой краской на открытых для обзора поверхностях.
5.20. Перегружать конструкции и подавать их на монтаж следует механизированным способом, исключающим резкие удары, а также образование вмятин на поверхности металла и деформации. Запрещается ручная выгрузка сбросом и перемещение элементов волоком.
Погрузоразгрузочные работы с окрашенными металлоконструкциями и их транспортировка должны производиться согласно требованиям, установленным ГОСТ 12.3.009.
5.21. При дальнейшей эксплуатации металлических пролетных строений железнодорожных мостов их ремонтное окрашивание должно производиться в зависимости от состояния покрытия и с учетом сроков его службы. При этом систему покрытий и технологию их нанесения следует назначать в соответствии с "Технологическими указаниями по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов" (ЦПИ 6/1, 2007 г.).