Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004
Примечание к документу
Документ введен в действие с 1 января 2005 года.

Взамен ГОСТ 8430-85.
Название документа
"ГОСТ 8430-2003. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 19.10.2004 N 35-ст)

"ГОСТ 8430-2003. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 19.10.2004 N 35-ст)


Содержание


Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 октября 2004 г. N 35-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ И РУДНИЧНЫХ МАШИН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Pneumatic tyres for earthmoving, loading
and mining machines. Specifications
ГОСТ 8430-2003
Группа Л62
МКС 83.160.10
ОКП 25 2113
25 2116
Дата введения
1 января 2005 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 86 "Шины пневматические для тракторов, сельскохозяйственных машин и большегрузных автомобилей"
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Азербайджан
AZ
Азстандарт
Армения
AM
Армстандарт
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан
KZ
Госстандарт Республики Казахстан
Кыргызстан
KG
Кыргызстандарт
Молдова
MD
Молдова-Стандарт
Российская Федерация
RU
Госстандарт России
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
Туркменистан
TM
Главгосслужба "Туркменстандартлары"
Узбекистан
UZ
Узстандарт
Украина
UA
Госпотребстандарт Украины
3 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2004 г. N 35-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 8430-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2005 г.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 8430-85
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины (далее - шины) для строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных (шахтных) машин и прицепов (полуприцепов)-тяжеловозов, предназначенных для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 45 °C.
Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением и шины для катков.
Обязательные требования к качеству шин изложены в 4.5 (в части обозначения, размеров, норм эксплуатационных режимов), 5.2.1, 5.2.3, 5.4.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий
ГОСТ 4.494-94 Система показателей качества продукции. Шины для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин. Номенклатура показателей
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 5513-97 Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия
ГОСТ 7463-2003 Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 8107-75 Вентили для пневматических камер и шин постоянного давления. Общие технические условия
ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия
ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-95) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования
ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия
ГОСТ 12715-95 (ИСО 4250-2-91) Шины повышенной проходимости и ободья. Часть 2. Нагрузки и внутренние давления
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения
ГОСТ 24779-81 Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение
ГОСТ 25304-97 <1> Шины пневматические диагональные индустриальные. Основные параметры и размеры
--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ 25304-88.
ГОСТ 26000-83 Шины пневматические. Метод определения основных размеров
ГОСТ 26147-84 Ободья колес для большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин. Технические условия
ГОСТ 30018-93 (ИСО 4250-1-88) <2> Шины обычного профиля и широкопрофильные для условий бездорожья и ободья. Часть 1. Обозначения и размеры шин
--------------------------------
<2> Не принят на территории Российской Федерации.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Определения
Термины и определения - по ГОСТ 4.494, ГОСТ 12715, ГОСТ 16504, ГОСТ 22374, ГОСТ 25304, ГОСТ 30018. Кроме того, использован следующий термин с соответствующим определением:
3.1 новая шина: Шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока хранения.
4. Классификация, обозначения, основные параметры и размеры
4.1 Шины подразделяют на камерные и бескамерные.
4.2 В зависимости от конструкции покрышки шины подразделяют на диагональные и радиальные.
4.3 Индекс прочности шины показывает соответствие данной шины максимальной нагрузке, рекомендуемой для конкретных условий эксплуатации.
Индекс прочности радиальной шины обозначается символом в виде одной, двух или трех звезд.
4.4 В зависимости от назначения и условий эксплуатации шин рисунки протектора могут быть следующих типов:
дорожный - для эксплуатации на дорогах категорий I-в, II-в и III-в;
универсальный - для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием, на грунтовых дорогах и в условиях бездорожья;
повышенной проходимости - для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
карьерный - для эксплуатации в карьерах, рудниках и шахтах;
гладкий - для эксплуатации в условиях подземных разработок.
Коды рисунков протектора - в соответствии с международной классификацией по ГОСТ 30018.
Типы дорожных покрытий и категории дорог установлены в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
4.5 Обозначения, основные параметры, размеры и нормы эксплуатационных режимов шин указаны в приложении А.
Обозначения, основные параметры и размеры, нормы эксплуатационных режимов шин, не вошедших в приложение А, - в соответствии с ГОСТ 30018, ГОСТ 12715, ГОСТ 25304 и технической документацией на шины.
4.6 Примеры обозначений шин:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.
- обычного профиля - 18.00-25 или 1600R24;
- широкопрофильных - 29.5-29,
где 18.00; 16.00; 29.5 - условные обозначения номинальной ширины профиля;
R - обозначение радиальной шины;
25; 24; 29 - условные обозначения номинального посадочного диаметра обода.
4.7 Примеры обозначений камер, ободных лент, уплотнительных колец:
- камера, ободная лента - 16.00-24 или 20.5-25;
- уплотнительное кольцо - 29.5-29,
где 16.00; 20.5; 29.5 - условные обозначения номинальной ширины профиля соответствующей шины;
24, 25, 29 - условные обозначения номинального посадочного диаметра обода.
4.8 Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях приведены в приложении Б.
4.9 Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости приведено в приложении В.
4.10 Символы скоростей и соответствующие им скорости, применяемые при эксплуатации шин, приведены в приложении Г.
4.11 Индексы нагрузок и соответствующие им значения нагрузок приведены в приложении Д.
4.12 Применение шин - в соответствии с актом приемки шины или протоколом разрешения применения по ГОСТ 2.124.
5. Технические требования
5.1 Шины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по конструкторской документации и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке.
5.2 Характеристики
5.2.1 Бескамерные шины, смонтированные на ободе, и камеры должны быть герметичными.
5.2.2 Тип вентиля камеры и его положение должны соответствовать указанным в таблице А.1. По согласованию изготовителя с потребителем разрешается применять другой тип или положение вентиля.
5.2.3 В покрышках не допускаются следующие производственные дефекты:
- расслоение в каркасе, брекере и борте;
- отслоение протектора, боковины;
- запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса;
- механические повреждения.
В бескамерных шинах, дополнительно к перечисленным дефектам, не допускаются:
- отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах;
- пузыри на герметизирующем слое;
- просвечивание нитей корда по герметизирующему слою.
В камерах не допускаются:
- расхождение стыка;
- пористость стенок;
- посторонние включения;
- механические повреждения.
В ободных лентах не допускаются механические повреждения.
В уплотнительных кольцах не допускаются расхождение стыка и механические повреждения.
5.2.4 Показатели внешнего вида покрышек, камер, ободных лент и уплотнительных колец должны соответствовать указанным в нормативной документации или технологическом регламенте на их производство.
5.2.5 Шины должны быть защищены от озонного и термического старения антиозонантами и противоутомителями.
5.2.6 Нормы физико-механических показателей конструкционных материалов и массы шин, а также конструктивно-технологического анализа покрышек устанавливают в технологическом регламенте на их производство.
5.3 Комплектность
5.3.1 В комплект камерной шины входят покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком, и ободная лента.
5.3.2 В комплект бескамерной шины входят покрышка, три уплотнительных кольца.
5.3.3 По согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно покрышки, камеры, ободные ленты и уплотнительные кольца.
5.4 Маркировка
5.4.1 В соответствии с настоящим стандартом на покрышку наносят следующие надписи и обозначения:
а) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
б) страну-изготовитель на английском языке (MADE IN...);
в) обозначение шины;
г) торговую марку (модель шины);
д) PR или HC - для диагональной шины;
е) индекс прочности, обозначенный символом - для радиальной шины;
ж) индекс нагрузки;
и) символ скорости;
к) TUBELESS - для бескамерной шины;
л) RADIAL - для радиальной покрышки (факультативно);
м) дату изготовления, состоящую из четырех цифр (две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления);
н) код рисунка протектора;
п) OFF THE ROAD;
р) CYCLIC - на шины, предназначенные для эксплуатации на машинах, работающих в цикличном режиме;
UNDER GROUND - на шины, предназначенные для эксплуатации в рудниках (шахтах);
с) знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
т) порядковый номер шины;
у) обозначение настоящего стандарта (без года утверждения);
ф) национальный знак соответствия требованиям настоящего стандарта (факультативно). Допускается наносить только на сопроводительной документации;
х) штамп технического контроля.
5.4.2 Надписи и обозначения, приведенные в 5.4.1, перечисления б) - м), располагают в нижней зоне боковины покрышки. Остальные надписи располагают в любых зонах боковины.
Надписи и обозначения, приведенные в 5.4.1, перечисления б) - к), н) - с), наносят с двух сторон.
5.4.3 На камеру и ободную ленту наносят следующие надписи и обозначения:
а) обозначение изделия;
б) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
в) обозначение настоящего стандарта (без года утверждения);
г) дату изготовления, состоящую из четырех цифр (две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления);
д) штамп технического контроля;
е) БК - на камерах из бутилкаучука.
На уплотнительное кольцо наносят обозначение изделия.
5.4.4 На покрышке, камере и ободной ленте разрешаются дополнительные надписи и обозначения по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя.
5.4.5 До замены имеющихся пресс-форм на новые допускается старая маркировка.
5.4.6 Маркировку на изделия наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона. Порядковый номер на покрышку наносят оттиском от жетона. Допускается наносить его с помощью резиновой вставки. Штамп технического контроля наносят прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделия.
Допускается на камерах обозначение настоящего стандарта, дату изготовления, БК и все обозначения на ободных лентах и уплотнительных кольцах наносить прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделий.
5.4.7 При отнесении бескамерной шины к камерной надпись "TUBELESS" удаляют.
5.5 Упаковка
5.5.1 Упаковка шин - по ГОСТ 24779. Для бескамерных шин упаковка в соответствии с конструкторской документацией.
6. Правила приемки
6.1 Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения числом не более 4000 шт., сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:
- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
- обозначение, модель шин и их число;
- номер партии;
- дату отгрузки;
- обозначение настоящего стандарта;
- результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям настоящего стандарта;
- для сертифицированных шин - сведения о сертификации (номер сертификата и наименование органа).
6.2 Для проверки шин на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания.
6.2.1 При приемосдаточных испытаниях подвергают:
сплошному контролю:
- внешний вид покрышек, бескамерных шин, камер, ободных лент и уплотнительных колец;
- герметичность камер;
выборочному контролю - герметичность бескамерных шин (на одной шине от партии).
При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний при выборочном контроле проводят повторные испытания на удвоенной выборке. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
6.2.2 Размеры шин проверяют периодически не реже одного раза в квартал на трех шинах, взятых от любой партии, прошедшей приемосдаточные испытания.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин. В случае неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний по какому-либо показателю данный показатель переводят в разряд приемосдаточных испытаний до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд.
7. Методы испытаний
7.1 Внешний вид шины (покрышки, камеры, ободной ленты, уплотнительного кольца) контролируют в соответствии с нормативной документацией или технологическим регламентом на производство шины.
7.2 Наружный диаметр, ширину профиля и статический радиус измеряют в соответствии с ГОСТ 26000, при этом в шине устанавливают давление воздуха, соответствующее максимальной допускаемой нагрузке.
Для шин наружным диаметром более 1600 мм и шириной профиля более 600 мм допускаемая погрешность средств измерений наружного диаметра, ширины профиля и статического радиуса - +/- 2,0 мм; относительная погрешность средств измерений поддержания нагрузки - не более 3%.
Ширину профиля свыше 600 мм измеряют штангенциркулем с удлиненными измерительными губками таким образом, чтобы измерительные поверхности губок штангенциркуля вошли в контакт с ровным местом поверхности боковины шины без приложения усилия, были параллельны плоскости вращения и перпендикулярны к оси вращения шины (метод совпадения).
Допускается измерять ширину профиля кронциркулем (метод замещения). Измерительные кромки кронциркуля прижимают к поверхности боковины, фиксируют раствор скоб кронциркуля. Значение определяют по минимальному расстоянию между измерительными кромками скоб кронциркуля при их наложении на оцифрованную сторону рулетки по ГОСТ 7502 или линейки по ГОСТ 427 (цена деления 1 мм), предварительно выложенную на ровную поверхность.
7.3 Методы и средства измерений наружного диаметра и ширины профиля шин в эксплуатации должны соответствовать 7.2.
7.4 Измерения размеров камер и уплотнительных колец следует проводить при температуре окружающей среды (25 +/- 10) °C. Перед измерениями камеры и уплотнительные кольца должны быть выдержаны после вулканизации не менее 4 ч.
7.4.1 Двойную толщину стенки камеры после удаления из нее воздуха измеряют индикаторным толщиномером по ГОСТ 11358, допускаемая абсолютная погрешность которого не более 0,1 мм, в четырех диаметрально противоположных сечениях беговой и бандажной частей, исключая зоны стыка и вентиля. В каждом сечении измерение проводят один раз.
При измерении площадки толщиномера должны прилегать полностью к поверхности камеры и устанавливаться на участке, удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм.
Двойная толщина стенки камеры определяется как минимальная из результатов четырех измерений.
Примечание - При использовании вакуум-насоса для удаления воздуха из камеры остаточное давление в линии, соединяющей вакуум-насос и камеру, должно быть не более 80 кПа.
7.4.2 Смещение вентиля от продольной оси определяют методом соответствия измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 или линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.
7.4.3 Диаметр поперечного сечения уплотнительного кольца измеряют индикаторным толщиномером по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм.
Посадочный диаметр уплотнительного кольца определяют косвенным измерением. Измеряют длину внутренней полуокружности кольца рулеткой по ГОСТ 7502 и полученное значение умножают на .
Результат округляют до целого числа.
7.5 Давление воздуха в шине измеряют шинным манометром по ГОСТ 9921.
7.6 Герметичность камеры определяют погружением наполненной воздухом камеры в воду, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из камеры.
Герметичность камеры наружным диаметром по пресс-форме 1000 мм и более допускается определять методом поддувки до увеличения ее длины окружности в радиальном сечении на 10%, после чего камеру в поддутом состоянии выдерживают в течение 6 ч, при этом не должно быть уменьшения длины ее окружности в радиальном сечении.
7.7 Герметичность бескамерной шины определяют методом непосредственной оценки по падению внутреннего давления в шине. Испытания проводят на контрольном ободе с помощью манометра класса 0,4 по ГОСТ 2405.
Падение давления в шине должно быть не более 30 кПа за 7 сут.
7.8 Допускается применять другие методы, обеспечивающие требования по герметичности камер или бескамерных шин. При арбитраже испытания на герметичность камер и бескамерных шин проводят в соответствии с 7.6 и 7.7.
7.9 Допускается замена средств измерений, предусмотренных в этом разделе, на другие с погрешностями, не превышающими установленных настоящим стандартом.
8. Транспортирование и хранение
8.1 Транспортирование и хранение шин - по ГОСТ 24779 и настоящему стандарту.
В случае поставки не в комплекте с покрышкой:
- камеры транспортируют в свернутом виде (вентилем внутрь) и перевязанными. По согласованию с потребителем допускается транспортировать детали вентилей упакованными отдельно от камер;
- ободные ленты транспортируют вложенными одна в другую и связанными в пачки от 5 до 10 шт.;
- уплотнительные кольца транспортируют связанными в пачки от 6 до 9 шт.
Бескамерные шины транспортируют и хранят в вертикальном положении в соответствии с правилами эксплуатации шин.
9. Указания по эксплуатации
9.1 Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации, утвержденным в установленном порядке, требованиям 4.12 и информации изготовителя о шине.
Эксплуатация шин, изготовленных по заказам Министерства обороны, должна соответствовать порядку, установленному Министерством обороны.
10. Гарантии изготовителя
10.1 Изготовитель гарантирует соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем правил транспортирования и хранения по 8.1 и эксплуатации по 9.1.
10.2 Гарантийный срок хранения шин - пять лет с даты изготовления.
10.3 Гарантийная наработка шин в пределах гарантийного срока хранения должна соответствовать указанной в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение шины
Назначение шины
Гарантийная наработка шин
ч
км
8.25-15
Автопогрузчики
2500
-
Прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы
-
45000
8.25-20
Автопогрузчики
2600
-
Прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы
-
30000
9.00-15
Погрузочно-транспортные машины
500
-
12.00-20
Краны на шасси автомобильного типа
-
5000
14.00-20
Автогрейдеры
1800
-
Фронтальные погрузчики
1800
-
Краны пневмоколесные
3200
-
Прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы
-
23000
Рудничные самоходные вагоны
-
5000
Погрузочно-транспортные машины
500
-
Краны на шасси автомобильного типа
-
5000
14.00-24
Погрузочно-транспортные машины, в том числе для подземных разработок
400
-
16.00-24
Автогрейдеры
1100
-
Фронтальные погрузчики
700
-
Краны пневмоколесные
3500
-
18.00-24
Скреперы
1700
-
18.00-25
Погрузочно-транспортные машины, в том числе для подземных разработок
800
-
21.00-28
Скреперы
2500
-
27.00-33
Скреперы
1400
-
17.5-25
Автогрейдеры
2000
-
Фронтальные погрузчики
1700
-
20.5-25
Автогрейдеры
2000
-
Фронтальные погрузчики
2000
-
26.5-25
Землевозы
1700
-
29.5-29
Скреперы
2000
-
Фронтальные погрузчики
2000
-
16.00R24
Автогрейдеры
1100
-
Приложение А
(обязательное)
ОБОЗНАЧЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, РАЗМЕРЫ
И НОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМОВ ШИН
Таблица А.1
Обозначения, основные параметры, размеры
и нормы эксплуатационных режимов камерных шин
Обозначение шины
Норма слойности
Индекс нагрузки
Тип (код) рисунка, протектора
Условное обозначение профиля обода по ГОСТ 10409, ГОСТ 26147
Размеры шины, мм
Обозначение ездовой камеры
Двойная толщина стенки камеры из каучуков общего назначения, мм, не менее, в части
Тип вентиля камеры по ГОСТ 8107
Смещение вентиля от продольной оси, мм (справочное)
Обозначение ободной ленты
Максимальная допускаемая нагрузка на шину и внутреннее давление, соответствующее этой нагрузке
Максимальная скорость, км/ч
Символ скорости
новой
максимальные в эксплуатации
рекомендуемого
допускаемого
Наружный диаметр
Ширина профиля
Статический радиус
Наружный диаметр
Ширина профиля
беговой
бандажной
Нагрузка, кг
Давление, кПа (пред. откл. +/- 25)
Диагональные шины обычного профиля
8.25-15
12
146
Дорожный
6,5
5,00S
836 +/- 12
234 +/- 7
384 +/- 6
853
253
8.25-15
5,0
4,0
ГК-115, ГК-105
Нет
8.25-15
3000
700
25
A5
14
143
2725
800
50
B
8.25-20
14
137
Дорожный, универсальный (E-1)
6,50
7,00
970 +/- 15
234 +/- 7
462 +/- 8
993
253
8.25-20
4,0
4,0
ГК-135
То же
8.25-20
2300
675
50
B
9.00-15
12
147
Карьерный (L-3)
7,00
-
900 +/- 14
260 +/- 9
415 +/- 7
953
288
9.00-15
5,0
4,0
ГК-135
"
9.00-15
3075
625
10
A2
12.00-20
20
160
Дорожный
8,50
8,00
1120 +/- 17
315 +/- 10
520 +/- 9
1151
337
12.00-20
6,0
6,0
ГК-145
"
12.00-20
4500
750
65
D
14.00-20
16
155
Повышенной проходимости (E-2, G-2, L-2)
10,00
8,50
1220 +/- 18
375 +/- 12
555 +/- 9
1270
405
14.00-20
5,5
5,5
ГК-170, Ер-161
"
14.00-20
3875
425
50
B
18
158
4250
500
50
B
20
159
4375
525
50
B
14.00-20
20
178
Карьерный (L-3)
10,00
8,50
1260 +/- 20
375 +/- 12
570 +/- 10
1320
405
14.00-20
5,0
5,0
ГК-260
"
14.00-20
7500
700
10
A2
14.00-20
22
168
Дорожный
10,00
-
1238 +/- 18
375 +/- 12
567 +/- 9
1274
405
14.00-20
5,5
5,5
ГК-170, Ер-161
"
14.00-20
5600
750
65
D
14.00-24
12
147
Повышенной проходимости (G-2)
8,00 TG
-
1348 +/- 20
362 +/- 12
618 +/- 10
1392
391
14.00-20
5,0
5,0
ГК-145
"
14.00-24
3075
250
40
A8
14.00-24
24
186
Гладкий (L-3S)
10,00
-
1368 +/- 20
375 +/- 12
630 +/- 10
1414
405
14.00-24
5,0
5,0
ГК-170, ГК-230
Нет
14.00-24
9500
850
10
A2
16.00-24
12
157
Повышенной проходимости (G-2, L-2)
11,25
11,50
1493 +/- 23
432 +/- 14
680 +/- 12
1561
480
16.00-24
5,0
5,0
Специальный
То же
16.00-24
4125
250
50
B
24
171
6150
500
50
B
18.00-24
24
177
Повышенной проходимости (E-2, G-2)
13,00
-
1600 +/- 25
498 +/- 15
725 +/- 13
1695
553
18.00-24
5,0
5,5
КГК-260
"
18.00-24
7300
425
50
B
18.00-25
28
180
Карьерный (L-3, E-3), гладкий (L-3S)
13,00
-
1615 +/- 25
498 +/- 15
745 +/- 13
1693
553
18.00-25
5,5
5,5
Ер-161, ГК-260
"
18.00-25
8000
500
50
B
199
13600
650
10
A2
32
183
8750
575
50
B
202
15000
750
10
A2
18.00-25
28
180
Карьерный (E-4, L-4), гладкий (L-4S)
13,00
-
1673 +/- 25
498 +/- 15
745 +/- 13
1758
553
18.00-25
5,5
5,5
Ер-161, ГК-260
"
18.00-25
8000
500
50
B
199
13600
650
10
A2
32
183
8750
575
50
B
202
15000
750
10
A2
21.00-28
24
184
Повышенной проходимости (E-2, G-2)
15,00
-
1790 +/- 27
570 +/- 20
810 +/- 14
1880
634
21.00-28
5,0
5,0
КГК-260
50 +/- 2
21.00-28
9000
350
50
B
27.00-33
30
203
Повышенной проходимости (E-2, G-2)
22,00
19,50
2220 +/- 34
762 +/- 24
1015 +/- 17
2331
845
27.00-33
5,0
5,0
КГК-260
85 +/- 5
27.00-33
15500
350
50
B
Диагональные широкопрофильные шины
17.5-25
12
153
Повышенной проходимости (G-2, L-2), карьерный (L-3)
14,00
13,00
1348 +/- 20
445 +/- 15
610 +/- 10
1405
494
17.5-25
5,5
5,5
ГК-240, ГК-230, КГК-240, ГК-170, Ер-161
Нет
17.5-25
3650
225
50
B
171
6150
350
10
A2
16
158
4250
300
50
B
177
7300
475
10
A2
20
164
5000
400
50
B
181
8250
575
10
A2
17.5-25
20
164
Карьерный (L-4)
14,00
13,00
1399 +/- 20
445 +/- 15
610 +/- 10
1460
494
17.5-25
5,5
5,5
ГК-170
То же
17.5-25
5000
400
50
B
181
8250
575
10
A2
20.5-25
16
167
Повышенной проходимости (E-2, G-2, L-2)
17,00
-
1492 +/- 22
520 +/- 16
677 +/- 11
1561
577
20.5-25
5,5
5,5
КГК-260
20.5-25
5450
275
50
B
181
8250
350
10
A2
28
178
7500
475
50
B
193
11500
625
10
A2
26.5-25
28
188
Повышенной проходимости (E-2), карьерный (E-3, L-3), гладкий (L-3S)
22,00
-
1750 +/- 26
673 +/- 21
790 +/- 13
1839
747
26.5-25
5,5
5,5
КГК-260
120 +/- 5
26.5-25
10000
350
50
B
203
15500
475
10
A2
32
206
17000
550
10
A2
Радиальные шины обычного профиля
16.00R24
<1>
161
Карьерный (G-3)
10,00
-
1459 +/- 22
427 +/- 14
665 +/- 10
1527
474
16.00-24
5,0
5,0
Специальный
Нет
16.00-24
4625
375
40
A8
<1> Индекс прочности.
Примечания
1 Ширина профиля шин приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на другой обод ширина профиля изменяется на 40% от разности ширин двух ободьев.
2 При эксплуатации на сдвоенных шинах максимальная допускаемая нагрузка должна быть снижена на 10%.
3 Для шин 8.25-15 и 8.25-20 при эксплуатации на автопогрузчиках нормы эксплуатационных режимов приведены в таблице А.3.
4 Габаритные размеры камеры и ободной ленты определяются пресс-формой.
5 Допускается комплектация покрышек 8.25-15 ездовыми камерами 6.50-16 по ГОСТ 7463 с вентилем ГК-115 по ГОСТ 8107.
6 Для камеры 8.25-20 из бутилкаучука двойная толщина стенки не менее 3,5 мм.
7 Для шин 8.25-20 и 12.00-20 допускается применять камеру и ободную ленту по ГОСТ 5513. Для шины 14.00-24 допускается применять камеру 12.00-24 с вентилем ГК-145 и ободную ленту 7.7-24 по ГОСТ 5513.
8 Вентили Ер-161, специальные, не вошедшие в ГОСТ 8107, должны соответствовать нормативной документации.
9 Для камер 18.00-24 и выше допускается применять вентили ГК-260 по ГОСТ 8107 и Д-13 по нормативной документации.
Таблица А.2
Обозначения, основные параметры, размеры и нормы
эксплуатационных режимов бескамерных шин
Обозначение шины
Норма слойности
Индекс нагрузки
Тип (код) рисунка протектора
Условное обозначение профиля обода по ГОСТ 10409, ГОСТ 26147
Размеры шины, мм
Обозначение уплотнительного кольца
Диаметр уплотнительного кольца, мм
Максимальная допускаемая нагрузка на шину и внутреннее давление, соответствующее этой нагрузке
Максимальная скорость, км/ч
Символ скорости
новой
максимальные в эксплуатации
рекомендуемого
допускаемого
Наружный диаметр
Ширина профиля
Статический радиус
Наружный диаметр
Ширина профиля
поперечного сечения
посадочный
Нагрузка, кг
Давление, кПа (пред. откл. +/- 25
Диагональные широкопрофильные бескамерные шины
20.5-25
16
167
Повышенной проходимости (E-2, G-2, L-2)
17,00
-
1492 +/- 22
520 +/- 16
677 +/- 11
1561
577
20.5-25
10,0 +/- 0,5
5450
275
50
B
181
8250
350
10
A2
28
178
7500
475
50
B
193
111500
625
10
A2
26.5-25
28
188
Повышенной проходимости (E-2), карьерный (E-3, L-3), гладкий (L-3S)
22,00
-
1750 +/- 26
673 +/- 21
790 +/- 13
1839
747
26.5-25
10,0 +/- 0,5
10000
350
50
B
203
15500
475
10
A2
32
206
17000
550
10
A2
29.5-29
34
200
Повышенной проходимости (E-2)
25,00
-
1975 +/- 30
750 +/- 23
878 +/- 15
2074
833
29.5-29
10,0 +/- 0,2
14000
400
50
B
214
21200
525
10
A2
Таблица А.3
Нормы эксплуатационных режимов шин,
эксплуатируемых на автопогрузчиках
Обозначение шины
Норма слойности
Максимальная допускаемая нагрузка, кг
Внутреннее давление, соответствующее максимальной допускаемой нагрузке, кПа (пред. откл. +/- 25 кПа)
Максимальная допускаемая скорость, км/ч
Ведущее колесо
Направляющее колесо
8.25-15
12
3900
3000
700
25
12
3750
2775
700
35
14
4225
3250
800
25
14
4060
3000
800
35
8.25-20
14
4400
3675
850
25
14
4400
3375
850
40
Приложение Б
(рекомендуемое)
НОРМЫ НАГРУЗОК НА ШИНЫ ДЛЯ ВЫБОРА РЕЖИМА РАБОТЫ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВНУТРЕННИХ ДАВЛЕНИЯХ
Таблица Б.1
Обозначение шины
Норма слойности
Индекс нагрузки
Символ скорости
Нагрузка на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа
200
225
250
275
300
325
350
375
400
425
450
475
500
Диагональные шины обычного профиля
8.25-15
14
143
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8.25-20
14
137
B
-
-
-
-
-
-
-
-
1700
1750
1800
1875
1925
9.00-15
12
147
A2
-
-
-
-
-
-
1700
1830
1940
2060
2180
2300
2420
12.00-20
20
160
D
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3600
14.00-20
16
155
B
-
-
2850
3000
3150
3350
3450
3600
3750
3875
-
-
-
18
158
B
-
-
2850
3000
3150
3350
3450
3600
3750
3875
4000
4150
4250
20
159
B
-
-
2850
3000
3150
3350
3450
3600
3750
3875
4000
4150
4250
14.00-20
20
178
A2
-
-
-
-
-
-
3760
-
4300
-
4830
-
5370
14.00-20
22
168
D
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4420
14.00-24
12
147
A8
2650
2800
3075
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
24
186
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
16.00-24
12
157
B
3600
3875
4125
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
24
171
B
3600
3875
4125
4350
4575
4800
5000
5200
5450
5600
5800
6000
6150
18.00-24
24
177
B
-
-
5350
5650
5950
6200
6500
6800
7050
7300
-
-
-
18.00-25
28
180
B
-
-
-
5600
6000
6300
6500
6900
7100
7300
7500
7750
8000
28
199
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
11500
11800
32
183
B
-
-
-
-
-
-
-
-
7100
7300
7500
7750
8000
32
202
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
11500
11800
21.00-28
24
184
B
-
-
7400
7800
8200
8600
9000
-
-
-
-
-
-
27.00-33
30
203
B
-
-
-
13200
14000
14500
15500
-
-
-
-
-
-
Широкопрофильные диагональные шины
17.5-25
12
153
B
3350
3650
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
12
171
A2
4450
4750
5000
5300
5600
5800
6150
-
-
-
-
-
-
16
158
B
3350
3650
3875
4000
4250
-
-
-
-
-
-
-
-
16
177
A2
4450
4750
5000
5300
5600
5800
6150
6300
6700
6900
7100
7300
-
20
164
B
3350
3650
3875
4000
4250
4500
4625
4875
5000
-
-
-
-
20
181
A2
4450
4750
5000
5300
5600
5800
6150
6300
6700
6900
7100
7300
7500
20.5-25
16
167
B
4500
4875
5150
5450
-
-
-
-
-
-
-
-
-
16
181
A2
5950
6300
6700
7100
7500
7750
8250
-
-
-
-
-
-
28
178
B
4500
4875
5150
5450
5800
6000
6250
6500
6700
7000
7250
7500
-
28
193
A2
5950
6300
6700
7100
7500
7750
8250
8500
8750
9250
9500
9750
10000
26.5-25
28
188
B
7300
7750
8250
8750
9250
9500
10000
-
-
-
-
-
-
28
203
A2
-
10000
10900
11500
12150
12500
13200
13600
14000
14500
15000
15500
-
32
206
A2
-
10000
10900
11500
12150
12500
13200
13600
14000
14500
15000
15500
16000
29.5-29
34
200
B
9250
10000
10600
11200
11800
12150
12850
13500
14000
-
-
-
-
34
214
A2
-
12850
14000
14500
15500
16000
17000
17500
18000
19000
19500
20000
20600
Радиальные шины обычного профиля
16.00R24
161
A8
2900
3150
3350
3650
3875
4125
4375
4625
-
-
-
-
-
Продолжение таблицы Б.1
Обозначение шины
Норма слойности
Индекс нагрузки
Символ скорости
Нагрузка на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа
525
550
575
600
625
650
675
700
750
800
850
Диагональные шины обычного профиля
8.25-15
14
143
B
-
-
-
-
-
-
-
2525
2650
2725
-
8.25-20
14
137
B
1975
2050
2100
2150
2200
2250
2300
-
-
-
-
9.00-15
12
147
A2
2540
2670
2800
2910
3075
-
-
-
-
-
-
12.00-20
20
160
D
3690
3800
3900
4000
4100
4200
4300
4390
4500
-
-
14.00-20
16
155
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
18
158
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
20
159
B
4375
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
14.00-20
20
178
A2
-
5910
-
6450
6760
7090
-
7500
-
-
-
14.00-20
22
168
D
-
4670
-
4900
-
5140
5260
5360
5600
-
-
14.00-24
12
147
A8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
24
186
A2
-
7300
7450
7700
7900
8150
8350
8500
8850
9200
9500
16.00-24
12
157
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
24
171
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
18.00-24
24
177
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
18.00-25
28
180
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28
199
A2
12150
12500
12850
13200
13600
13600
-
-
-
-
-
32
183
B
8250
8500
8750
-
-
-
-
-
-
-
-
32
202
A2
12150
12500
12850
13200
13600
13600
14000
145000
15000
-
-
21.00-28
24
184
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
27.00-33
30
203
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Диагональные широкопрофильные шины
17.5-25
12
153
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
12
171
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
16
158
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
16
177
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
20
164
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
20
181
A2
7750
8000
8250
-
-
-
-
-
-
-
-
20.5-25
16
167
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
16
181
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28
178
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28
193
A2
10300
10600
10900
11200
11500
-
-
-
-
-
-
26.5-25
28
188
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28
203
A2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
32
206
A2
16500
17000
-
-
-
-
-
-
-
-
-
29.5-29
34
200
B
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
34
214
A2
21200
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Радиальные шины обычного профиля
16.00R24
<1>
161
A8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
<1> Индекс прочности.
Приложение В
(рекомендуемое)
ИЗМЕНЕНИЕ НАГРУЗКИ НА ШИНУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СКОРОСТИ
Таблица В.1
Скорость, км/ч
Изменение нагрузки, %, для шин
землевозов, скреперов, фронтальных погрузчиков, погрузочно-транспортных машин, работающих в условиях бездорожья в режиме транспортирования
прицепов (полуприцепов)-тяжеловозов, пневмоколесных кранов
0
+150 <1>
10
+70 <1>
0
+90
10
+50
15
+12
+12
20
+10
+10
25
+8
+8
30
+6
+6
35
+4
+4
40
+3
+3
45
+2
+2
50
0
0
Диагональных
Радиальных
широкопрофильных
обычного профиля
55
-3
-2
-2
-2
60
-8
-7
-6
-8
65
-17
-15
-12
-15
<1> Давление должно быть повышено на 35% относительно рекомендованного для скорости 50 км/ч.
Примечания
1 Для шин 8.25-15 и 8.25-20 увеличение внутреннего давления при скорости 10 км/ч и в статике не допускается.
2 Для шин, эксплуатируемых на пневмоколесных кранах, допускается кратковременное увеличение статической нагрузки на 180%.
Таблица В.2
Скорость, км/ч
Изменение нагрузки, %, для шин скреперов, фронтальных погрузчиков, погрузочно-транспортных машин, в том числе для подземных разработок, работающих в режиме нагружения, в условиях
бездорожья
твердого покрытия
0
+60
+80
1
+30
+60
5
+13
+45
10
0
+35
15
-7
+30
20
-12
+27
25
-15
+25
Примечания
1 При скорости шин более 25 км/ч нагрузки для конкретных условий эксплуатации должны быть согласованы с разработчиком шин.
2 При эксплуатации шин на дорогах с твердым покрытием внутреннее давление должно быть увеличено в 1,2 раза.
Таблица В.3
Скорость, км/ч
Изменение нагрузки, %, для шин кранов на шасси автомобильного типа
0
+128
5
+100
10
+65
20
+35
30
+16
40
+7
50
+2
65
0
Примечание - При скорости шин более 65 км/ч нагрузки для конкретных условий эксплуатации должны быть согласованы с разработчиком шин.
Приложение Г
(справочное)
СИМВОЛЫ СКОРОСТЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СКОРОСТИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШИН
Символ скорости
Скорость, км/ч
A1
5
A2
10
A3
15
A4
20
A5
25
A6
30
A7
35
A8
40
B
50
D
65
Приложение Д
(справочное)
ИНДЕКСЫ НАГРУЗОК И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ЗНАЧЕНИЯ НАГРУЗОК
Таблица Д.1
Индекс нагрузки
Нагрузка, кг
Индекс нагрузки
Нагрузка, кг
Индекс нагрузки
Нагрузка, кг
Индекс нагрузки
Нагрузка, кг
Индекс нагрузки
Нагрузка, кг
120
1400
140
2500
160
4500
180
8000
200
14000
121
1450
141
2575
161
4625
181
8250
201
14500
122
1500
142
2650
162
4750
182
8500
202
15000
123
1550
143
2725
163
4875
183
8750
203
15500
124
1600
144
2800
164
5000
184
9000
204
16000
125
1650
145
2900
165
5150
185
9250
205
16500
126
1700
146
3000
166
5300
186
9500
206
17000
127
1750
147
3075
167
5450
187
9750
207
17500
128
1800
148
3150
168
5600
188
10000
208
18000
129
1850
149
3250
169
5800
189
10300
209
18500
130
1900
150
3350
170
6000
190
10600
210
19000
131
1950
151
3450
171
6150
191
10900
211
19500
132
2000
152
3550
172
6300
192
11200
212
20000
133
2060
153
3650
173
6500
193
11500
213
20600
134
2120
154
3750
174
6700
194
11800
214
21200
135
2180
155
3875
175
6900
195
12150
215
21800
136
2240
156
4000
176
7100
196
12500
216
22400
137
2300
157
4125
177
7300
197
12850
217
23000
138
2360
158
4250
178
7500
198
13200
218
23600
139
2430
159
4375
179
7750
199
13600
219
24300