Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2021 N Ф07-83/2021 данное постановление отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по делу N А56-33003/2019
Категория: Споры с МЧС РФ.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Заявитель полагает недействительным предписание надзорного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, поскольку отсутствуют основания для разработки специальных технических условий для стеллажной конструкции уличного исполнения на основе палетных стеллажей с устройством ограждения от внешней среды для хранения грузов на европоддонах или полках.
Решение: Удовлетворено в части.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по делу N А56-33003/2019
Категория: Споры с МЧС РФ.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Заявитель полагает недействительным предписание надзорного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, поскольку отсутствуют основания для разработки специальных технических условий для стеллажной конструкции уличного исполнения на основе палетных стеллажей с устройством ограждения от внешней среды для хранения грузов на европоддонах или полках.
Решение: Удовлетворено в части.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2021 г. по делу N А56-33003/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Короткевич В.И.
при участии:
от заявителя: Александрова Т.А. по доверенности от 29.11.2019
от заинтересованного лица-1: Охотников А.В. по доверенности от 09.04.2021
от заинтересованного лица-2: Вассель Е.С. по доверенности от 19.02.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района ГУ МЧС России по Ленинградской области по вновь открывшимся обстоятельствам на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-33003/2019 в части пункта 1 предписания от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1, принятое
по заявлению ООО "Стройторговля"
к 1) Главному управлению МЧС России по Ленинградской области 2) Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района ГУ МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройторговля" (ОГРН 1174704000767; адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 298, оф. 17; далее - ООО "Стройторговля", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (ОГРН 1047855151156; адрес: 188662, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Мурино, ул. Оборонная, д. 51; далее - Отдел, заинтересованное лицо) от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.12.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 25.02.2020 постановление апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А56-33003/2019 оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО "Стройторговля" - без удовлетворения.
ООО "Стройторговля" обратилось в суд апелляционной инстанции с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А56-33003/2019, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Отдела на решение суда первой инстанции от 26.09.2019 по делу N А56-33003/2019, в части пункта 1 предписания Отдела от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1.
Распоряжением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 дело N А56-33003/2019 на основании части 4 статьи 18 АПК РФ передано в производство судье Семеновой А.Б.
В судебном заседании 16.03.2021 произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании 16.03.2021 представитель Общества поддержал заявление о пересмотре постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по вновь открывшимся обстоятельствам, представитель Отдела возражал против удовлетворения заявления Общества. В судебном заседании объявлялся перерыв до 17.03.2021.
В судебном заседании 17.03.2021 Общество и Отдел поддержали ранее изложенные доводы.
Рассмотрев заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, с учетом дополнительно представленных доказательств и отзывов, апелляционный суд постановлением от 18.03.2021 заявление ООО "Стройторговля" о пересмотре постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А56-33003/2019 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворил; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А56-33003/2019 отменил в части пункта 1 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1; назначил рассмотрение апелляционной жалобы Отдела на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-33003/2019 в части пункта 1 предписания от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1, на 20.04.2021.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Ходатайство представителя Общества о назначении по делу экспертизы отклоняется апелляционным судом ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 82 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Отделом на основании распоряжения от 09.01.2019 N 2-19-71-5 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом ранее выданного ему предписания от 09.07.2018 N 2-19-71-109/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Безымянная, д. 3.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 24.01.2019 N 2-19-71-5, что указанное предписание исполнено не в полном объеме: не разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности (высотное стеллажное уличное хранение, 2 яруса); не оборудованы автоматической установкой пожаротушения помещения подвала в административном здании с пристройками с приспособлением под магазин строительных и хозяйственных товаров.
Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2019 Отдел выдал Обществу предписание от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1, в пункте 1 которого указано устранить следующие замечания в отношении объекта противопожарной защиты по адресу Ленинградская область, г. Кировск, ул. Безымянная, д. 3 (далее - Объект): на территории для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности не разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (высотное стеллажное уличное хранение, 2 яруса), что не соответствует статье 1 части 2 пункту 1, статье 4 части 3, статье 6 части 1 пункту 2, статье 78 части 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Отдела от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением от 26.09.2019 суд первой инстанции признал недействительным предписание Отдела от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1, в том числе в части пункта 1.
Исследовав материалы дела с учетом вновь открывшихся обстоятельств, доводы апелляционной жалобы Отдела и отзыва на апелляционную жалобу, дополнительно представленные Обществом документы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Отдела и отмены решения суда в части пункта 1 предписания от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1 ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, здания и сооружения являются объектами капитального строительства. Определение понятий "здание" и "сооружение" дано в пунктах 6 и 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в ред. от 02.07.2013):
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, в а отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временное пребывание людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с паспортом "Стеллажная Конструкция Уличного Исполнения на основе палетных стеллажей с устройством ограждения от внешней среды для хранения грузов на европоддонах или полках" (далее - паспорт), выданным производителем и поставщиком данного оборудования (ООО "Альянс"), которое используется Обществом на объекте защиты, стеллажи являются торговым и складским оборудованием.
Стеллажная система предназначена для хранения в несколько уровней грузов на европоддонах, а также ящиков, контейнеров и прочих грузов, которые могут устанавливаться и сниматься при помощи универсальных вилочных погрузчиков или специализированных штабелеров, а также для ручной выкладки. Система разработана для использования на открытой бетонной площадке, по периметру обшита профлистом и поликарбонатом, и установлена стропильная система из ферм или балок, для покрытия эксплуатируемой кровлей или крышей (п. 1.1. паспорта).
Конструкция стеллажей обеспечивает не только быструю первоначальную сборку, но и легкость переустановки горизонтальных балок по высоте в случае необходимости (п. 1.2. паспорта).
Как следует из представленных Обществом документов в обоснование своего заявления, после принятия итогового судебного акта по делу, в связи с возникшими вопросами в части выполнения пункта 1 оспариваемого предписания, а именно по разработке специальных технических условий (СТУ) для стеллажной конструкции, Общество обратилось за соответствующими разъяснениями в МЧС России и Минстрой России. К заявлению Общество приложило подготовленный Санкт-Петербургским отделением Общероссийского общественного Фонда "Центр качества строительства" технический отчет по результатам обследования стеллажной конструкции уличного исполнения и паспорт данной стеллажной конструкции от 14.02.2020.
Согласно ответу Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России N 28435-ВК/03 от 22.07.2020, вопросы, связанные с разъяснением положений Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и деятельности органов государственного пожарного надзора, находятся в компетенции МЧС России.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Воронов С.П. в своем ответе N 19-16-1293 от 07.07.2020 разъяснил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (далее - СТУ).
Таким образом, как указано в ответе МЧС России, основания для разработки СТУ для стеллажной конструкции уличного исполнения на основе палетных стеллажей с устройством ограждения от внешней среды для хранения грузов на европоддонах или полках, отсутствуют.
При этом указанным письмом разъяснено, что пожарная безопасность объекта защиты должна быть обеспечена исходя из условий соответствия требованиям пожарной безопасности в соответствии со статьей 6 Технического регламента (т. 3 л.д. 72).
Учитывая изложенное, в том числе ответ МЧС России от 07.07.2020, в котором разъяснено, что основания для разработки СТУ для стеллажной конструкции отсутствуют, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности решения суда первой инстанции от 26.09.2019 в части пункта 1 предписания от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2019 года по делу N А56-33003/2019 в части пункта 1 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
О.В.ФУРКАЛО