Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А56-33003/2019 данное постановление частично отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, в отмененной части апелляционная жалоба назначена к новому рассмотрению.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2020 N Ф07-18380/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 N 13АП-30783/2019 по делу N А56-33003/2019
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности отказано, поскольку для целей соблюдения требований пожарной защиты неправомерно учитывать лишь площадь, фактически используемую заявителем для осуществления складских операций, так как возможность использования общей площади подвального помещения влечет необходимость оборудования автоматической установкой пожаротушения.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 N 13АП-30783/2019 по делу N А56-33003/2019
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности отказано, поскольку для целей соблюдения требований пожарной защиты неправомерно учитывать лишь площадь, фактически используемую заявителем для осуществления складских операций, так как возможность использования общей площади подвального помещения влечет необходимость оборудования автоматической установкой пожаротушения.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2019 г. N 13АП-30783/2019
Дело N А56-33003/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей СеменовОЙ А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Александрова Т.А. по дов. от 14.10.2019
от ответчика: Красавина К.А. по дов. от 01.07.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30783/2019) Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района ГУ МЧС России по Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-33003/2019, принятое
по заявлению обществ с ограниченной ответственностью "Стройторговля"
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района ГУ МЧС России по Ленинградской области Главному управлению МЧС России по Ленинградской области;
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройторговля" 188643, Ленинградская обл., Всеволожский район, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 298, офис 17; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района Ленинградской области (далее - Отдел) от 24.01.2019 N 2-19-71-5/1/1.
Решением суда от 26.09.2019 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Отдел просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное установление судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель Отдела поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества их отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности по результатам внеплановой проверки принадлежащего Обществу объекта защиты по адресу: Ленинградская область, город Кировск, ул. Безымянная, д. 3, проведенной в июле 2018 года, Обществу выдано предписание от 09.07.2018 N 2-19-71-109/1/1 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 11.01.2019. Означенное предписание Обществом в судебном порядке не оспорено, а 12.12.2018 в адрес Отдела направлено заявление о продлении срока исполнения предписания, которое Отделом оставлено без удовлетворения.
На основании распоряжения от 09.01.2019 N 2-19-71-5 Отделом надзорной деятельности проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения Обществом предписания N 2-19-71-109/1/1. Результаты проверки отражены в акте от 24.01.2019 N 2-19-71-5, которым установлено, что требования ранее выданного предписания исполнены Обществом не в полном объеме.
В акте проверки отражены следующие нарушения Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) и "
СП 5.13130.2009. Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009):
1) на территории для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, не разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (высотное стеллажное уличное хранение, 2 яруса), (
статья 1 часть 2 пункт 1,
статья 4 часть 3,
статья 6 часть 1 пункт 2,
статья 78 часть 2 Закона N 123-ФЗ);
Общество обжаловало предписание в судебном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, придя к выводу о незаконности выданного Отделом предписания.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ, а также
подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Следовательно, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Согласно
статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности определены в
Правилах N 390.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(статья 1).
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ данный
закон применяется в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
части 2 и
3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического
регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (
статья 5 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В отсутствие нормативных требований пожарной безопасности для зданий и сооружений
пунктом 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ предусмотрена необходимость разработки на основе требований настоящего Федерального
закона специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования по первому пункту предписания, суд первой инстанции заключил, что расположенное на территории объекта защиты сооружение является, согласно паспорту, "Стеллажной конструкцией уличного исполнения на основе палетных стеллажей с устройством ограждения от внешней среды для хранения грузов на европоддонах или полках", что исключает применение к такому сооружению требований
части 2 статьи 78 закона N 123-ФЗ.
Означенный вывод, по мнению апелляционного суда, является ошибочным.
Законодательство, регулирующее спорные правоотношения, имеет целью обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности, а не градостроительных норм.
Противопожарный режим согласно Федеральному
закону "О пожарной безопасности" - это совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты
(статья 1).
Градостроительный
кодекс Российской Федерации в
пункте 10.2 статьи 1 определяет некапитальные строения, сооружения как строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Федеральный
закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет понятия "здание", "сооружение" как результат строительства. Результатом строительной деятельности является создание как здания, сооружения, так и другого строения.
Согласно
пункту 23 части 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с паспортом "Стеллажная Конструкция Уличного Исполнения на основе палетных стеллажей с устройством ограждения от внешней среды для хранения грузов на европоддонах или полках" (далее - паспорт), выданным производителем и поставщиком данного оборудования (ООО "Альянс"), которое используется Обществом на объекте защиты, стеллажи являются торговым и складским оборудованием.
Стеллажная система предназначена для хранения в несколько уровней грузов на европоддонах, а также ящиков, контейнеров и прочих грузов, которые могут устанавливаться и сниматься при помощи универсальных вилочных погрузчиков или специализированных штабелеров, а также для ручной выкладки.
Система разработана для использования на открытой бетонной площадке, по периметру обшита профлистом и поликарбонатом, и установлена стропильная система из ферм или балок, для покрытия эксплуатируемой кровлей или крышей (п. 1.1. паспорта).
Приведенная выше характеристика спорного сооружения, а также имеющиеся в материалах дела его фотографии подтверждают обоснованность требования Отдела о необходимости соблюдения Обществом положений
части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ и разработки специальных технических условий.
То обстоятельство, что конструкция стеллажей обеспечивает быструю первоначальную сборку, и легкость переустановки горизонтальных балок по высоте в случае необходимости (п. 1.2. паспорта), по мнению апелляционного суда, не имеет значения для целей отнесения объекта к сооружениям, в отношении которых требуется соблюдение приведенного в
пункте 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ правила. Из имеющейся в деле фотографии видно, что перемещение людей и техники с товарами осуществляется внутри конструкции, которая несет в себе потенциальную опасность причинения ущерба, в случае возникновения пожара, а также причинение вреда жизни и здоровью людей. В связи с отсутствием нормативных требований пожарной безопасности для рассматриваемого сооружения (конструкции, торгового оборудования), используемого для хранения и реализации товаров, необходима разработка специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
С учетом изложенного, следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции по данному эпизоду.
В соответствии с
пунктом 5.1 таблицы А.3 СП 5.13130.2009 автоматической установкой пожаротушения должны быть оборудованы помещения складского назначения, расположенные в цокольном и подвальном этажах при площади помещения 300 кв. м и более.
Суд первой инстанции, установив, что площадь складских помещений, расположенных в подвальном этаже проверяемого объекта защиты, и используемых ООО "Стройторговля в качестве складских, составляет менее 300 кв. м, признал недействительным пункт 2 предписания.
Апелляционный суд, исследовав доказательства по данному эпизоду, приходит к следующим выводам.
Отдел в ходе проверки установил, что согласно техническому паспорту от 23.03.2017 N 8306, площадь подвала составляет 342 м2, из которых для складирования используется 315 м2. На момент проверки использовались помещения N 2-112,4 кв. м, N 4-60,2 кв. м, N 13-28,3 кв. м, N 12-57,7 кв. м, N 8-56,8 кв. м.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания, являющейся неотъемлемой частью технического паспорта на проверенный объект защиты, в подвальном этаже расположены 4 складских помещения, площадью 112,4 кв. м, 60,2 кв. м, 57,7 кв. м и 28,3 кв. м, что в сумме, действительно, не превышает 300 кв. м.
Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции в обоснование своей позиции также представило акт осмотра территории и помещений объекта защиты от 18.06.2019 г., согласно которому в период осмотра используется в качестве складских помещений лишь 258,6 кв. м.
Изложенное, по мнению апелляционной коллегии, свидетельствует о том, что для целей соблюдения предусмотренных
пунктом 5.1 таблицы А.3 СП 5.13130.2009 требований пожарной безопасности неправомерно учитывать лишь площадь, фактически используемую для осуществления складских операций, ибо это величина, изменяемая по решению лица, владеющего и использующего подвальное помещение. Общая площадь подвального помещения составляет более 300 кв. м, и возможность ее использования полностью в качестве складских помещений влечет необходимость оборудования автоматической установкой пожаротушения. Иными словами, изменение текущего назначения помещения не должно влечь освобождение от исполнения требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 2 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-33003/2019 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Стройторговля" отказать.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
О.В.ФУРКАЛО