Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2022
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2024 на период до 01.01.2026 (
Приказ Росстандарта от 08.11.2022 N 97-пнст).
Название документа
"ПНСТ 783-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 97-пнст)
"ПНСТ 783-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 97-пнст)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2022 г. N 97-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Artificial intelligence for navigation systems
of civil aviation aircraft. General requirements
ПНСТ 783-2022
Срок действия
с 1 января 2024 года
до 1 января 2026 года
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 97-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Развитие методов искусственного интеллекта и рост вычислительных мощностей делают возможным решение навигационных задач с точностью, превышающей классические аналитические и статистические методы. Это способствует применению методов искусственного интеллекта при условии проведения качественных испытаний в сферах, связанных с высоким риском для жизни и здоровья людей, в частности - навигации и гражданской авиации.
Настоящий стандарт распространяется на навигационную аппаратуру потребителей, предназначенную для определения местоположения воздушных судов по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS с использованием методов искусственного интеллекта.
Стандарт устанавливает технические и эксплуатационные требования, методы и требуемые результаты испытаний к навигационной аппаратуре воздушного судна гражданской авиации с использованием искусственного интеллекта.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51904 Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию
ГОСТ Р 59898 Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения
ПНСТ 778-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм оценки состояния бедствия воздушных судов. Термины и определения
ПНСТ 782-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения
ПНСТ 785-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм обработки информации для средств мониторинга глобальной навигационной спутниковой системы. Общие требования
ПНСТ 788-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Общие требования
ПНСТ 789-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм оценки состояния бедствия воздушного судна. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВС - воздушное судно;
ГА - гражданская авиация;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;
ИИ - искусственный интеллект;
НС - навигационная система;
НС ВС - навигационная система воздушного судна;
ФСНО - формат сообщения навигационного оборудования;
ФСПРВ - формат сообщения позиционирования реального времени;
ABAS - система, которая дополняет и/или интегрирует информацию, полученную от других элементов ГНСС, с информацией, имеющейся на борту воздушного судна;
CVS - система параллельных версий (Concurrent Versions System);
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
RINEX - формат обмена данными для файлов исходных данных приемников спутниковой навигации (Receiver Independent Exchange Format);
SVS - система синтезированного видения (Synthetic Vision System);
EFVS - система улучшенного обзора полета (Enhanced Flight Vision System);
EVS - система улучшенного/синтетического видения (Enhanced Vision System).
В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
4.1 переобучение: Негативное явление, когда вероятность ошибки обученного алгоритма на тестовой выборке оказывается существенно выше, чем средняя ошибка на обучающей выборке.
Примечание - Явление переобучения возникает при использовании избыточно сложных моделей.
5 Требования к алгоритмам искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов
Алгоритмы ИИ в навигационных системах воздушных судов должны обеспечивать решение следующих задач:
- позиционирования и определения параметров траектории воздушного судна с использованием сигналов ГНСС;
- автономного контроля целостности и непрерывного мониторинга ГНСС, ГЛОНАСС и GPS;
- позиционирования и определения параметров траектории ВС при недоступности сигналов ГНСС (в том числе с применением инерциальных навигационных систем и автономных систем дифференциальной коррекции ABAS);
- автономного визуального позиционирования и определения параметров траектории ВС;
- формирования данных для предоставления информации о местоположении и параметрах траектории ВС системам обзора полета (в том числе системам комбинированного и синтезированного видения).
6 Общие требования к искусственному интеллекту в навигационных системах воздушных судов
6.1 Процесс создания и испытания систем с использованием ИИ для НС ВС не должен противоречить
ГОСТ Р 51904.
6.2 В процессе подготовки обучающих данных для НС ВС, использующих алгоритмы ИИ, рекомендуется использовать стандартные форматы данных:
- RINEX (Receiver Independent Exchange Format) не ниже версии 2.11 с поддержкой навигационных сигналов ГЛОНАСС/GPS и систем дифференциальной коррекции для хранения необработанных измерений и навигационных сообщений для спутников, находящихся в зоне прямой видимости;
- ФСПРВ с поддержкой поправок для ГНСС, ГЛОНАСС для хранения и передачи корректирующей информации, описание формата сообщения позиционирования реального времени приведено в
приложении А;
- ФСНО для получения и хранения результата решения задачи позиционирования и параметров траектории ВС, описание формата сообщения навигационного оборудования приведено в
приложении Б;
- ФФАД для хранения и загрузки базы данных НС ВС ГА, описание формата файлов аэронавигационных данных приведено в
приложении В.
6.3 В процессе подготовки и разделения наборов данных на обучающий и тестовый необходимо обеспечивать их достаточную представительность, безызбыточность и объективность в соответствии с
ГОСТ Р 59898.
Примечание - Рекомендуется учитывать возможные эффекты переобучения алгоритмов путем формирования набора случайных внешних факторов для использования в модели имитации сигналов ГНСС.
6.4 Для проведения испытаний НС ВС необходимо применять:
- имитаторы сигналов ГНСС, имеющие свидетельство об утверждении типа средств измерения, поверенные по номинальному значению выходных частот и пределам относительной погрешности по частоте внутреннего опорного генератора, в соответствии с согласованной методикой поверки (МП);
6.5 Оборудование, необходимое для выполнения алгоритмов искусственного интеллекта, входящего в состав НС ВС, должно быть устойчиво к внешним воздействиям для обеспечения возможности эксплуатации на борту ВС ГА.
6.6 Решение задачи автономного контроля целостности и непрерывного мониторинга ГНСС, ГЛОНАСС и GPS должно соответствовать требованиям стандартов
ПНСТ 785 и
ПНСТ 788.
6.7 Решение задачи позиционирования и определения параметров траектории ВС при недоступности сигналов ГНСС должно соответствовать требованиям
ПНСТ 778,
ПНСТ 785,
ПНСТ 788,
ПНСТ 789.
6.8 Решение задач автономного визуального позиционирования и определения параметров траектории ВС, а также формирования данных для представления информации о местоположении и параметрах траектории ВС системам обзора полета должно соответствовать требованиям
ПНСТ 778,
ПНСТ 785,
ПНСТ 788,
ПНСТ 789.
(рекомендуемое)
ОПИСАНИЕ ФОРМАТА СООБЩЕНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ФСПРВ
Таблица А.1
Структура кадра ФСПРВ
Заголовок | Тело сообщения | Контрольная сумма |
Преамбула | Резерв | Длина сообщения | Тип сообщения | Источник | Данные |
8 бит | 6 бит | 10 бит | 12 бит | 12 бит | 0 - 1020 байт | 24 бита |
Примечание - Расчет контрольной суммы производится с использованием алгоритма циклического избыточного кода с размерностью 24 бита.
Таблица А.2
Структуры данных для применяемых типов сообщений ФСПРВ
Тип сообщения | Поля сообщения | Размер поля |
1001 | Время GPS | 30 бит |
Необработанные измерения спутниковой навигационной системы GPS | Флаг синхронизации | 1 бит |
Количество спутников в сообщении | 5 бит |
Флаг сглаживания измерений псевдодальностей | 1 бит |
Интервал сглаживания измерений псевдодальностей | 3 бита |
Блок данных для каждого спутника в сообщении |
Идентификатор спутника | 6 бит |
Идентификатор кода измерения | 1 бит |
Псевдодальность | 24 бита |
Фаза несущей | 20 бит |
Время фиксации | 7 бит |
1009 | Время ГЛОНАСС | 30 бит |
Необработанные измерения спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС | Флаг синхронизации | 1 бит |
Количество спутников в сообщении | 5 бит |
Флаг сглаживания измерений псевдодальностей | 1 бит |
Интервал сглаживания измерений псевдодальностей | 3 бита |
Блок данных для каждого спутника в сообщении |
Идентификатор спутника | 6 бит |
Идентификатор кода измерения | 1 бит |
Номер канала ГЛОНАСС | 5 бит |
Псевдодальность | 25 бит |
Фаза несущей | 20 бит |
Время фиксации | 7 бит |
1015 | Номер сообщения | 12 бит |
Ионосферные поправки | Идентификатор сети | 8 бит |
Дополнительный идентификатор сети | 4 бита |
Время GPS | 23 бита |
Флаг дополнительного сообщения | 1 бит |
Идентификатор основной станции | 12 бит |
Идентификатор резервной станции | 12 бит |
Количество спутников в сообщении | 4 бита |
Блок данных для каждого спутника в сообщении |
Идентификатор спутника | 6 бит |
Флаг состояния неоднозначности | 2 бита |
Количество пропущенных эпох решения | 3 бита |
Поправка для фазы несущей | 17 бит |
1016 | Номер сообщения | 12 бит |
Поправки к измерениям | Идентификатор сети | 8 бит |
Дополнительный идентификатор сети | 4 бита |
Время GPS | 23 бита |
Флаг дополнительного сообщения | 1 бит |
Идентификатор основной станции | 12 бит |
Идентификатор резервной станции | 12 бит |
Количество спутников в сообщении | 4 бита |
Блок данных для каждого спутника в сообщении |
Идентификатор спутника | 6 бит |
Флаг состояния неоднозначности | 2 бита |
Количество пропущенных эпох решения | 3 бита |
Поправка для фазы несущей | 17 бит |
Параметр IODE | 8 бит |
1019 | Идентификатор спутника | 6 бит |
Данные эфемерид спутниковой навигационной системы GPS | Номер недели | 10 бит |
Точность данных | 4 бита |
Используемый код | 2 бита |
IDOT | 14 бит |
IODE | 8 бит |
GPS toc | 16 бит |
GPS af2 | 8 бит |
GPS af1 | 16 бит |
GPS af0 | 22 бита |
GPS IODC | 10 бит |
GPS Crs | 16 бит |
GPS  | 16 бит |
GPS M0 | 32 бита |
GPS Cuc | 16 бит |
GPS e | 32 бита |
GPS Cus | 16 бит |
GPS (A)1/2 | 32 бита |
GPS toe | 16 бит |
GPS Cic | 16 бит |
GPS  | 32 бита |
GPS Cis | 16 бит |
GPS i0 | 32 бита |
GPS Crc | 16 бит |
GPS  | 32 бита |
GPS  | 24 бита |
GPS tGD | 8 бит |
Состояние здоровья спутника | 6 бит |
Флаг данных L2 | 1 бит |
Флаг актуальности данных | 1 бит |
1020 | Идентификатор спутника | 6 бит |
Данные эфемерид спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС | Номер канала ГЛОНАСС | 5 бит |
Флаг здоровья альманаха | 1 бит |
Флаг доступности здоровья альманаха | 1 бит |
P1 | 2 бита |
tk | 12 бит |
MSB Bn | 1 бит |
P2 | 1 бит |
tb | 7 бит |
xn(tb) первая производная | 24 бита |
xn(tb) | 27 бит |
xn(tb) вторая производная | 5 бит |
yn(tb) первая производная | 24 бита |
yn(tb) | 27 бит |
yn(tb) вторая производная | 5 бит |
zn(tb) первая производная | 24 бита |
zn(tb) | 27 бит |
zn(tb) вторая производная | 5 бит |
P3 | 1 бит |
| 11 бит |
M P | 2 бита |
M In | 1 бит |
| 22 бита |
M  | 5 бит |
En | 5 бит |
M P4 | 1 бит |
M FT | 4 бита |
M NT | 11 бит |
M M | 2 бита |
Доступность дополнительных данных | 1 бит |
NA | 11 бит |
| 32 бита |
M N4 | 5 бит |
M  | 22 бита |
M In | 1 бит |
Резерв | 7 бит |
4001 - 4095 Зарезервированные типы | | |
(рекомендуемое)
ОПИСАНИЕ ТЕКСТОВОГО ФОРМАТА СООБЩЕНИЯ
НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ФСНО
Таблица Б.1
Описание тестового формата ФСНО
Начало строки | Поле адреса | Поле данных | Контрольная сумма | Перевод строки (<CR><LF>) |
1тт символ | GP, GL, GN для стандартных или для дополнительных предложений | идентификатор предложения | 3 символа |
Пример | SGNGLL,5546.95900,N,03740.69200,E,102030.000,A,A*FF<CR><LF> |
$ | GN | GLL | 5546.95900,N,03740.69200,E, 102030.000,A,A | *FF | <CR><LF> |
Примечания 1 Начало строки всегда обозначается символом "$". 2 Идентификатор предложения может содержать следующие данные: GGA - данные о последнем зафиксированном местоположении; GLL - географические координаты; GSA - информация об активных спутниках (участвующих в позиционировании); GSV - информация о всех наблюдаемых спутниках; RMC - рекомендуемый минимум навигационных данных; VTG - скорость и курс относительно земли; ZDA - дата и время; DHV - информация о скорости движения GNSS приемника; GST - статистика ошибок позиционирования; TXT - текстовое сообщение. 3 Данные состоят из параметров, разделенных запятыми. Тип и состав параметров зависят от идентификатора строки. 4 Контрольная сумма всегда начинается с символа "*". |
Таблица Б.2
Правила форматирования данных ФСНО
Описание поля данных |
5546.95900 | Широта в формате "ГГММ.МММММ". В примере "5546.95900" = 55°46.959' = 55.78265° |
N | Направление широты: "N" - север/"S" - юг. В примере "N" - север |
03740.69200 | Долгота в формате "ГГГММ.МММММ". В примере "03740.69200" = 37°40.692' = 37.6782° |
E | Направление долготы: "E" - восток/"W" - запад. В примере "E" - восток |
102030.000 | Время UTC в формате "ЧЧММСС.ССС". В примере "102030.000" = 10 ч, 20 мин, 30000 с |
A | Достоверность полученных координат "A" - данные достоверны/"V" - ошибочные данные. В примере "A" - данные достоверны |
A | Способ вычисления координат. В примере "A" - автономный. Возможные данные в поле: "A" - автономный; "D" - дифференциальный; "E" - аппроксимация; "M" - фиксированные данные; "N" - недостоверные данные |
(рекомендуемое)
ОПИСАНИЕ ФОРМАТА ФАЙЛОВ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ФФАД
Таблица В.1
Структура записи файла аэронавигационных данных
Байт 1 | 2 - 4 | 5 | 6 | 7 - 123 | 124 - 128 | 129 - 132 |
Тип данных | Код зоны | Код секции | Код подсекции | Данные | Номер записи | Контрольная сумма |
Примечание - Записи внутри файла располагаются последовательно без добавления резервных битов или иных типов отступов.
Таблица В.2
Типы аэронавигационных данных и их размерность
Тип | Описание | Размер |
NAVAID (1) | Информация о базовых станциях VOR/DME | 5 x 132 байт |
WAYPOINT (2) | Информация о путевых точках, используемых для построения маршрутов | 4 x 132 байт |
HOLDING (3) | Информация о параметрах движения между путевыми точками | 2 x 132 байт |
AIRPORT (4) | Информация об аэродромах | 4 x 132 байт |
AIRPORT GATE (5) | Информация о терминалах и шлюзах аэропортов | 2 x 132 байт |
SID/STAR/APP (6) | Информация о курсах захода на посадку, взлета и посадки | 5 x 132 байт |
RUNWAY (7) | Информация о взлетно-посадочных полосах (ВПП) аэродромов | 3 x 132 байт |
УДК 004.89 | |
Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация |