Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2022
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.01.2024 на период до 01.01.2026 (Приказ Росстандарта от 08.11.2022 N 97-пнст).
Название документа
"ПНСТ 783-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 97-пнст)

"ПНСТ 783-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 97-пнст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2022 г. N 97-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Artificial intelligence for navigation systems
of civil aviation aircraft. General requirements
ПНСТ 783-2022
ОКС 35.020
Срок действия
с 1 января 2024 года
до 1 января 2026 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 97-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Развитие методов искусственного интеллекта и рост вычислительных мощностей делают возможным решение навигационных задач с точностью, превышающей классические аналитические и статистические методы. Это способствует применению методов искусственного интеллекта при условии проведения качественных испытаний в сферах, связанных с высоким риском для жизни и здоровья людей, в частности - навигации и гражданской авиации.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на навигационную аппаратуру потребителей, предназначенную для определения местоположения воздушных судов по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS с использованием методов искусственного интеллекта.
Стандарт устанавливает технические и эксплуатационные требования, методы и требуемые результаты испытаний к навигационной аппаратуре воздушного судна гражданской авиации с использованием искусственного интеллекта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51904 Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию
ГОСТ Р 59898 Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения
ПНСТ 778-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм оценки состояния бедствия воздушных судов. Термины и определения
ПНСТ 782-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения
ПНСТ 785-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм обработки информации для средств мониторинга глобальной навигационной спутниковой системы. Общие требования
ПНСТ 788-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Общие требования
ПНСТ 789-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм оценки состояния бедствия воздушного судна. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВС - воздушное судно;
ГА - гражданская авиация;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;
ИИ - искусственный интеллект;
НС - навигационная система;
НС ВС - навигационная система воздушного судна;
ФСНО - формат сообщения навигационного оборудования;
ФСПРВ - формат сообщения позиционирования реального времени;
ABAS - система, которая дополняет и/или интегрирует информацию, полученную от других элементов ГНСС, с информацией, имеющейся на борту воздушного судна;
CVS - система параллельных версий (Concurrent Versions System);
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
RINEX - формат обмена данными для файлов исходных данных приемников спутниковой навигации (Receiver Independent Exchange Format);
SVS - система синтезированного видения (Synthetic Vision System);
EFVS - система улучшенного обзора полета (Enhanced Flight Vision System);
EVS - система улучшенного/синтетического видения (Enhanced Vision System).
4 Термины и определения
В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
4.1 переобучение: Негативное явление, когда вероятность ошибки обученного алгоритма на тестовой выборке оказывается существенно выше, чем средняя ошибка на обучающей выборке.
Примечание - Явление переобучения возникает при использовании избыточно сложных моделей.
5 Требования к алгоритмам искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов
Алгоритмы ИИ в навигационных системах воздушных судов должны обеспечивать решение следующих задач:
- позиционирования и определения параметров траектории воздушного судна с использованием сигналов ГНСС;
- автономного контроля целостности и непрерывного мониторинга ГНСС, ГЛОНАСС и GPS;
- позиционирования и определения параметров траектории ВС при недоступности сигналов ГНСС (в том числе с применением инерциальных навигационных систем и автономных систем дифференциальной коррекции ABAS);
- автономного визуального позиционирования и определения параметров траектории ВС;
- формирования данных для предоставления информации о местоположении и параметрах траектории ВС системам обзора полета (в том числе системам комбинированного и синтезированного видения).
6 Общие требования к искусственному интеллекту в навигационных системах воздушных судов
6.1 Процесс создания и испытания систем с использованием ИИ для НС ВС не должен противоречить ГОСТ Р 51904.
6.2 В процессе подготовки обучающих данных для НС ВС, использующих алгоритмы ИИ, рекомендуется использовать стандартные форматы данных:
- RINEX (Receiver Independent Exchange Format) не ниже версии 2.11 с поддержкой навигационных сигналов ГЛОНАСС/GPS и систем дифференциальной коррекции для хранения необработанных измерений и навигационных сообщений для спутников, находящихся в зоне прямой видимости;
- ФСПРВ с поддержкой поправок для ГНСС, ГЛОНАСС для хранения и передачи корректирующей информации, описание формата сообщения позиционирования реального времени приведено в приложении А;
- ФСНО для получения и хранения результата решения задачи позиционирования и параметров траектории ВС, описание формата сообщения навигационного оборудования приведено в приложении Б;
- ФФАД для хранения и загрузки базы данных НС ВС ГА, описание формата файлов аэронавигационных данных приведено в приложении В.
6.3 В процессе подготовки и разделения наборов данных на обучающий и тестовый необходимо обеспечивать их достаточную представительность, безызбыточность и объективность в соответствии с ГОСТ Р 59898.
Примечание - Рекомендуется учитывать возможные эффекты переобучения алгоритмов путем формирования набора случайных внешних факторов для использования в модели имитации сигналов ГНСС.
6.4 Для проведения испытаний НС ВС необходимо применять:
- имитаторы сигналов ГНСС, имеющие свидетельство об утверждении типа средств измерения, поверенные по номинальному значению выходных частот и пределам относительной погрешности по частоте внутреннего опорного генератора, в соответствии с согласованной методикой поверки (МП);
- стендовое оборудование, соответствующее требованиям ПНСТ 778, ПНСТ 785, ПНСТ 788, ПНСТ 789.
6.5 Оборудование, необходимое для выполнения алгоритмов искусственного интеллекта, входящего в состав НС ВС, должно быть устойчиво к внешним воздействиям для обеспечения возможности эксплуатации на борту ВС ГА.
6.6 Решение задачи автономного контроля целостности и непрерывного мониторинга ГНСС, ГЛОНАСС и GPS должно соответствовать требованиям стандартов ПНСТ 785 и ПНСТ 788.
6.7 Решение задачи позиционирования и определения параметров траектории ВС при недоступности сигналов ГНСС должно соответствовать требованиям ПНСТ 778, ПНСТ 785, ПНСТ 788, ПНСТ 789.
6.8 Решение задач автономного визуального позиционирования и определения параметров траектории ВС, а также формирования данных для представления информации о местоположении и параметрах траектории ВС системам обзора полета должно соответствовать требованиям ПНСТ 778, ПНСТ 785, ПНСТ 788, ПНСТ 789.
Приложение А
(рекомендуемое)
ОПИСАНИЕ ФОРМАТА СООБЩЕНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ФСПРВ
Таблица А.1
Структура кадра ФСПРВ
Заголовок
Тело сообщения
Контрольная сумма
Преамбула
Резерв
Длина сообщения
Тип сообщения
Источник
Данные
8 бит
6 бит
10 бит
12 бит
12 бит
0 - 1020 байт
24 бита
Примечание - Расчет контрольной суммы производится с использованием алгоритма циклического избыточного кода с размерностью 24 бита.
Таблица А.2
Структуры данных для применяемых типов сообщений ФСПРВ
Тип сообщения
Поля сообщения
Размер поля
1001
Время GPS
30 бит
Необработанные измерения спутниковой навигационной системы GPS
Флаг синхронизации
1 бит
Количество спутников в сообщении
5 бит
Флаг сглаживания измерений псевдодальностей
1 бит
Интервал сглаживания измерений псевдодальностей
3 бита
Блок данных для каждого спутника в сообщении
Идентификатор спутника
6 бит
Идентификатор кода измерения
1 бит
Псевдодальность
24 бита
Фаза несущей
20 бит
Время фиксации
7 бит
1009
Время ГЛОНАСС
30 бит
Необработанные измерения спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС
Флаг синхронизации
1 бит
Количество спутников в сообщении
5 бит
Флаг сглаживания измерений псевдодальностей
1 бит
Интервал сглаживания измерений псевдодальностей
3 бита
Блок данных для каждого спутника в сообщении
Идентификатор спутника
6 бит
Идентификатор кода измерения
1 бит
Номер канала ГЛОНАСС
5 бит
Псевдодальность
25 бит
Фаза несущей
20 бит
Время фиксации
7 бит
1015
Номер сообщения
12 бит
Ионосферные поправки
Идентификатор сети
8 бит
Дополнительный идентификатор сети
4 бита
Время GPS
23 бита
Флаг дополнительного сообщения
1 бит
Идентификатор основной станции
12 бит
Идентификатор резервной станции
12 бит
Количество спутников в сообщении
4 бита
Блок данных для каждого спутника в сообщении
Идентификатор спутника
6 бит
Флаг состояния неоднозначности
2 бита
Количество пропущенных эпох решения
3 бита
Поправка для фазы несущей
17 бит
1016
Номер сообщения
12 бит
Поправки к измерениям
Идентификатор сети
8 бит
Дополнительный идентификатор сети
4 бита
Время GPS
23 бита
Флаг дополнительного сообщения
1 бит
Идентификатор основной станции
12 бит
Идентификатор резервной станции
12 бит
Количество спутников в сообщении
4 бита
Блок данных для каждого спутника в сообщении
Идентификатор спутника
6 бит
Флаг состояния неоднозначности
2 бита
Количество пропущенных эпох решения
3 бита
Поправка для фазы несущей
17 бит
Параметр IODE
8 бит
1019
Идентификатор спутника
6 бит
Данные эфемерид спутниковой навигационной системы GPS
Номер недели
10 бит
Точность данных
4 бита
Используемый код
2 бита
IDOT
14 бит
IODE
8 бит
GPS toc
16 бит
GPS af2
8 бит
GPS af1
16 бит
GPS af0
22 бита
GPS IODC
10 бит
GPS Crs
16 бит
GPS 
16 бит
GPS M0
32 бита
GPS Cuc
16 бит
GPS e
32 бита
GPS Cus
16 бит
GPS (A)1/2
32 бита
GPS toe
16 бит
GPS Cic
16 бит
GPS 
32 бита
GPS Cis
16 бит
GPS i0
32 бита
GPS Crc
16 бит
GPS 
32 бита
GPS 
24 бита
GPS tGD
8 бит
Состояние здоровья спутника
6 бит
Флаг данных L2
1 бит
Флаг актуальности данных
1 бит
1020
Идентификатор спутника
6 бит
Данные эфемерид спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС
Номер канала ГЛОНАСС
5 бит
Флаг здоровья альманаха
1 бит
Флаг доступности здоровья альманаха
1 бит
P1
2 бита
tk
12 бит
MSB Bn
1 бит
P2
1 бит
tb
7 бит
xn(tb) первая производная
24 бита
xn(tb)
27 бит
xn(tb) вторая производная
5 бит
yn(tb) первая производная
24 бита
yn(tb)
27 бит
yn(tb) вторая производная
5 бит
zn(tb) первая производная
24 бита
zn(tb)
27 бит
zn(tb) вторая производная
5 бит
P3
1 бит
11 бит
M P
2 бита
M In
1 бит
22 бита
5 бит
En
5 бит
M P4
1 бит
M FT
4 бита
M NT
11 бит
M M
2 бита
Доступность дополнительных данных
1 бит
NA
11 бит
32 бита
M N4
5 бит
22 бита
M In
1 бит
Резерв
7 бит
4001 - 4095
Зарезервированные типы
Приложение Б
(рекомендуемое)
ОПИСАНИЕ ТЕКСТОВОГО ФОРМАТА СООБЩЕНИЯ
НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ФСНО
Таблица Б.1
Описание тестового формата ФСНО
Начало строки
Поле адреса
Поле данных
Контрольная сумма
Перевод строки (<CR><LF>)
1тт символ
GP, GL, GN для стандартных или для дополнительных предложений
идентификатор предложения
3 символа
Пример
SGNGLL,5546.95900,N,03740.69200,E,102030.000,A,A*FF<CR><LF>
$
GN
GLL
5546.95900,N,03740.69200,E,
102030.000,A,A
*FF
<CR><LF>
Примечания
1 Начало строки всегда обозначается символом "$".
2 Идентификатор предложения может содержать следующие данные:
GGA - данные о последнем зафиксированном местоположении;
GLL - географические координаты;
GSA - информация об активных спутниках (участвующих в позиционировании);
GSV - информация о всех наблюдаемых спутниках;
RMC - рекомендуемый минимум навигационных данных;
VTG - скорость и курс относительно земли;
ZDA - дата и время;
DHV - информация о скорости движения GNSS приемника;
GST - статистика ошибок позиционирования;
TXT - текстовое сообщение.
3 Данные состоят из параметров, разделенных запятыми. Тип и состав параметров зависят от идентификатора строки.
4 Контрольная сумма всегда начинается с символа "*".
Таблица Б.2
Правила форматирования данных ФСНО
Описание поля данных
5546.95900
Широта в формате "ГГММ.МММММ".
В примере "5546.95900" = 55°46.959' = 55.78265°
N
Направление широты: "N" - север/"S" - юг.
В примере "N" - север
03740.69200
Долгота в формате "ГГГММ.МММММ".
В примере "03740.69200" = 37°40.692' = 37.6782°
E
Направление долготы: "E" - восток/"W" - запад.
В примере "E" - восток
102030.000
Время UTC в формате "ЧЧММСС.ССС".
В примере "102030.000" = 10 ч, 20 мин, 30000 с
A
Достоверность полученных координат "A" - данные достоверны/"V" - ошибочные данные.
В примере "A" - данные достоверны
A
Способ вычисления координат. В примере "A" - автономный. Возможные данные в поле:
"A" - автономный;
"D" - дифференциальный;
"E" - аппроксимация;
"M" - фиксированные данные;
"N" - недостоверные данные
Приложение В
(рекомендуемое)
ОПИСАНИЕ ФОРМАТА ФАЙЛОВ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ФФАД
Таблица В.1
Структура записи файла аэронавигационных данных
Байт 1
2 - 4
5
6
7 - 123
124 - 128
129 - 132
Тип данных
Код зоны
Код секции
Код подсекции
Данные
Номер записи
Контрольная сумма
Примечание - Записи внутри файла располагаются последовательно без добавления резервных битов или иных типов отступов.
Таблица В.2
Типы аэронавигационных данных и их размерность
Тип
Описание
Размер
NAVAID (1)
Информация о базовых станциях VOR/DME
5 x 132 байт
WAYPOINT (2)
Информация о путевых точках, используемых для построения маршрутов
4 x 132 байт
HOLDING (3)
Информация о параметрах движения между путевыми точками
2 x 132 байт
AIRPORT (4)
Информация об аэродромах
4 x 132 байт
AIRPORT GATE (5)
Информация о терминалах и шлюзах аэропортов
2 x 132 байт
SID/STAR/APP (6)
Информация о курсах захода на посадку, взлета и посадки
5 x 132 байт
RUNWAY (7)
Информация о взлетно-посадочных полосах (ВПП) аэродромов
3 x 132 байт
УДК 004.89
ОКС 35.020
Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация