Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2022
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.01.2024 на период до 01.01.2026 (Приказ Росстандарта от 08.11.2022 N 96-пнст).
Название документа
"ПНСТ 782-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 96-пнст)

"ПНСТ 782-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 96-пнст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2022 г. N 96-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Artificial intelligence for navigation systems
of civil aviation aircraft. Terms and definitions
ПНСТ 782-2022
ОКС 35.020
Срок действия
с 1 января 2024 года
до 1 января 2026 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 96-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Навигационные системы воздушных судов гражданской авиации с развитием систем ИИ эволюционируют по применяемым методам анализа от классических детерминированных алгоритмов обработки информации к когнитивным технологиям на базе искусственного интеллекта, позволяющим восстанавливать контекст происходящего при решении навигационных проблем.
При создании настоящего стандарта были исследованы как отечественные, так и зарубежные нормативные базы в области информационных технологий и искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Анализ показал отсутствие регламентирующих документов данной области.
Настоящий стандарт является первым в группе стандартов, устанавливающих нормативные требования в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации, которые будут регламентировать эксплуатационные характеристики, методики испытаний и требования к разработке искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.
В настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к искусственному интеллекту для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины сгруппированы в подразделы, объединяющие несколько тематически связанных терминов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, а также при разработке технических заданий, нормативных документов, производстве продукции предметной области данного стандарта.
В стандарте введены базовые понятия, на которых могут быть основаны последующие уточнения и дополнения (с учетом специфики применения искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации), относящиеся к разным техническим областям и отраслям применения.
В связи со стремительным развитием и производством отечественных навигационных систем воздушных судов гражданской авиации с применением технологии искусственного интеллекта возникла потребность в разработке стандарта, устанавливающего единое терминологическое обеспечение для осуществления взаимопонимания между всеми участниками процесса: разработчиками, поставщиками, пользователями, прочими заинтересованными сторонами. Настоящий стандарт позволит упорядочить документообразование и устранить технические барьеры при применении подобных "умных" информационных систем, что расширит рынок инноваций.
2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ОВД - обслуживание воздушного движения.
3 Термины и определения
Термины, относящиеся к искусственному интеллекту
1 автоматический процесс (automatic process): Процесс, осуществляемый без участия человека.
2 автономность; автономный (autonomy, autonomous): Характеристика системы, определяющая возможность системы функционировать без внешнего управления или воздействия.
3
жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукции, услуги, проекта или другой создаваемой человеком сущности от замысла до списания.
[ГОСТ Р 57193-2016, пункт 4.1.19]
4 когнитивные вычисления (cognitive computing): Класс технологий искусственного интеллекта, предназначенных для обеспечения более естественного взаимодействия людей с машинами.
Примечание - Технологии когнитивных вычислений включают в себя машинное обучение, обработку речи, обработку естественного языка, обработку изображений и человеко-машинный интерфейс.
5
компьютерное зрение (computer vision, artificial vision): Способность функционального блока принимать, обрабатывать и интерпретировать визуальные данные. Допустимый синоним: Искусственное зрение.
Примечания
1 Компьютерное зрение включает применение зрительных чувствительных элементов для создания электронного или цифрового изображения зрительной сцены.
2 Не надо путать с машинным зрением.
[ГОСТ 33707-2016, статья 4.540]
6 надежность (reliability): Свойство соответствия ожидаемому поведению и результатам.
7 планирование (planning): Вычислительные процессы, которые формируют рабочий процесс из набора действий, направленных на достижение определенной цели.
8 верификация (verification): Подтверждение посредством предоставления объективных доказательств того, что установленные требования были полностью выполнены.
Примечание - Верификация позволяет убедиться только в том, что продукт соответствует спецификации.
9 прозрачность (transparency): Свойство организации, при котором ее деятельность и решения, влияющие на заинтересованные стороны, являются открытыми, всесторонними, доступными, ясными и понятными.
10 понятность (clarity): Свойство системы, определяющее доступность ее функций, компонентов, процедур и измерений для внешней проверки заинтересованными сторонами.
Примечание - Понятность систем искусственного интеллекта предполагает доступность для проверки данных, параметров, моделей, алгоритмов, методов обучения и процессов обеспечения качества.
11 долгая краткосрочная память (long short-term memory): Тип рекуррентной нейронной сети, которая обрабатывает последовательные данные, такие как временные данные, для одновременно длинных и коротких временных зависимостей.
12 искусственный интеллект; ИИ (artificial intelligence; AI): Способность приобретать, обрабатывать, создавать и применять знания, определенные в форме модели, для выполнения одной или нескольких поставленных задач.
13 система искусственного интеллекта; система ИИ (artificial intelligence system; AI system): Техническая система обработки информации, обладающая искусственным интеллектом.
14 управляемость; управляемый (controllability, controllable): Свойство системы искусственного интеллекта, определяющее возможность внешней стороны вмешиваться в работу системы.
Примечание - Такая система гетерономна.
Термины, относящиеся к навигационной системе
15 абсолютная высота: Расстояние по вертикали от среднего уровня моря (MSL) до уровня, точки или объекта, принятого за точку.
16 аспекты человеческого фактора: Принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека.
17 аэронавигационная карта: Условное изображение участка земной поверхности, его рельефа и искусственных сооружений, специально предназначенное для аэронавигации.
18 барометрическая высота: Атмосферное давление, выраженное в единицах абсолютной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере.
19 бортовая система предупреждения столкновений; БСПС: Бортовая система, основанная на использовании сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (ВОРЛ), которая функционирует независимо от наземного оборудования и предоставляет пилоту информацию о конфликтной ситуации, которую могут создать воздушные суда, оснащенные приемоответчиками ВОРЛ.
20 вторичный обзорный радиолокатор; ВОРЛ: Радиолокационная система наблюдения, использующая передатчики/приемники (запросчики) и приемоответчики.
21 высота относительно эллипсоида; геодезическая высота: Высота относительно поверхности референцэллипсоида, измеренная вдоль нормали к эллипсоиду, проведенной через рассматриваемую точку.
22 геодезическое расстояние: Наименьшее расстояние между любыми двумя точками на математически определенной эллипсоидной поверхности.
23 глиссада: Профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку.
24 контрольная точка аэродрома: Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.
25 логическая схема предупреждения столкновений: Подсистема или часть БСПС, которая анализирует данные, касающиеся воздушного судна-нарушителя и собственного воздушного судна, принимает решение относительно необходимости рекомендаций и, в случае положительного решения, выдает рекомендации.
Примечание - Она выполняет следующие функции: слежение за дальностью и абсолютной высотой, обнаружение угрозы и выдача RA. Функция наблюдения исключается.
26 навигационная спецификация: Совокупность требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках, в пределах установленного воздушного пространства.
27 навигация, основанная на характеристиках; PBN: Зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, по схеме захода на посадку по приборам или в установленном воздушном пространстве.
28 обзорный радиолокатор: Радиолокационное оборудование, используемое для определения местоположения воздушного судна по дальности и азимуту.
29 основная радионавигационная служба: Радионавигационная служба, нарушения работы которой оказывают серьезное влияние на производство полетов в соответствующем воздушном пространстве или на аэродроме.
30 превышение: Расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня, находящихся на земной поверхности или связанных с ней.
31 пункт передачи донесений: Определенный географический ориентир, относительно которого может быть сообщено местоположение воздушного судна.
32 радионавигационная служба: Служба, предоставляющая с помощью одного или нескольких радионавигационных средств информацию наведения или данные о местоположении в целях эффективного и безопасного производства полетов воздушными судами.
33 радиовещательная служба информации о воздушном движении (TIS-B) - IN: Функция наблюдения, которая обеспечивает получение и обработку данных наблюдения, предоставляемых источниками данных TIS-B OUT.
34 радиовещательная служба информации о воздушном движении (TIS-B) - OUT: Наземная функция, которая обеспечивает периодическую радиопередачу информации наблюдения, предоставляемой наземными датчиками, в формате, приемлемом для приемников с возможностями TIS-B IN.
35 радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B) - IN: Функция, которая обеспечивает получение данных наблюдения из источников данных ADS-B OUT.
36 радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B) - OUT: Функция на борту воздушного судна или транспортном средстве, которая обеспечивает периодическую радиопередачу информации о векторе состояния (местоположение и скорость) и другой информации, поступающей от бортовых систем, в формате, приемлемом для приемников с возможностями ADS-B IN.
37 система геодезических координат: Минимальный набор параметров, необходимых для определения местоположения и ориентации местной системы отсчета по отношению к глобальной системе отсчета/координат.
38 средняя мощность (радиопередатчика): Средняя мощность сигнала, подводимого к линии передачи антенны антенне от передатчика в течение промежутка времени, достаточно длительного по сравнению с периодом наиболее низкочастотного колебания, возникающего при модуляции передаваемого сигнала в нормальном рабочем режиме.
39 точка приземления: Точка, где номинальная глиссада пересекает ВПП.
40 ширина полосы частот эффективного приема: Диапазон частот относительно присвоенной частоты, для которого обеспечивается прием с учетом всех допусков на приемник.
41 эффективное подавление смежного канала: Подавление, которое может быть получено на частоте соответствующего смежного канала, с учетом всех соответствующих допусков на приемник.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
автономность
автономный
аспекты человеческого фактора
БСПС
верификация
ВОРЛ
высота абсолютная
высота барометрическая
высота относительно эллипсоида
вычисления когнитивные
высота геодезическая
глиссада
зрение компьютерное
ИИ
интеллект искусственный
карта аэронавигационная
мощность средняя
мощность радиопередатчика средняя
наблюдение (ADS-B) - IN зависимое автоматическое радиовещательное
наблюдение (ADS-B) - OUT зависимое автоматическое радиовещательное
навигация, основанная на характеристиках
надежность
память краткосрочная долгая
планирование
подавление смежного канала эффективное
понятность
превышение
прозрачность
процесс автоматический
пункт передачи донесений
радиолокатор обзорный
радиолокатор обзорный вторичный
расстояние геодезическое
система геодезических координат
система ИИ
система искусственного интеллекта
система предупреждения столкновений бортовая
служба информации о воздушном движении (TIS-B) - IN радиовещательная
служба информации о воздушном движении (TIS-B) - OUT радиовещательная
служба радионавигационная
служба радионавигационная основная
спецификация навигационная
схема предупреждения столкновений логическая
точка аэродрома контрольная
точка приземления
управляемость
управляемый
цикл жизненный
ширина полосы частот эффективного приема
PBN
УДК 004.89:006.354
ОКС 35.020
Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация