Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2022
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2024 на период до 01.01.2026 (
Приказ Росстандарта от 08.11.2022 N 96-пнст).
Название документа
"ПНСТ 782-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 96-пнст)
"ПНСТ 782-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 96-пнст)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2022 г. N 96-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Artificial intelligence for navigation systems
of civil aviation aircraft. Terms and definitions
ПНСТ 782-2022
Срок действия
с 1 января 2024 года
до 1 января 2026 года
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 96-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-
2011 (разделы 5 и 6). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Навигационные системы воздушных судов гражданской авиации с развитием систем ИИ эволюционируют по применяемым методам анализа от классических детерминированных алгоритмов обработки информации к когнитивным технологиям на базе искусственного интеллекта, позволяющим восстанавливать контекст происходящего при решении навигационных проблем.
При создании настоящего стандарта были исследованы как отечественные, так и зарубежные нормативные базы в области информационных технологий и искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Анализ показал отсутствие регламентирующих документов данной области.
Настоящий стандарт является первым в группе стандартов, устанавливающих нормативные требования в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации, которые будут регламентировать эксплуатационные характеристики, методики испытаний и требования к разработке искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.
В настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к искусственному интеллекту для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины сгруппированы в подразделы, объединяющие несколько тематически связанных терминов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, а также при разработке технических заданий, нормативных документов, производстве продукции предметной области данного стандарта.
В стандарте введены базовые понятия, на которых могут быть основаны последующие уточнения и дополнения (с учетом специфики применения искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации), относящиеся к разным техническим областям и отраслям применения.
В связи со стремительным развитием и производством отечественных навигационных систем воздушных судов гражданской авиации с применением технологии искусственного интеллекта возникла потребность в разработке стандарта, устанавливающего единое терминологическое обеспечение для осуществления взаимопонимания между всеми участниками процесса: разработчиками, поставщиками, пользователями, прочими заинтересованными сторонами. Настоящий стандарт позволит упорядочить документообразование и устранить технические барьеры при применении подобных "умных" информационных систем, что расширит рынок инноваций.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ОВД - обслуживание воздушного движения.
Термины, относящиеся к искусственному интеллекту
1
автоматический процесс (automatic process): Процесс, осуществляемый без участия человека.
2
автономность; автономный (autonomy, autonomous): Характеристика системы, определяющая возможность системы функционировать без внешнего управления или воздействия.
жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукции, услуги, проекта или другой создаваемой человеком сущности от замысла до списания. |
4
когнитивные вычисления (cognitive computing): Класс технологий искусственного интеллекта, предназначенных для обеспечения более естественного взаимодействия людей с машинами.
Примечание - Технологии когнитивных вычислений включают в себя машинное обучение, обработку речи, обработку естественного языка, обработку изображений и человеко-машинный интерфейс.
компьютерное зрение (computer vision, artificial vision): Способность функционального блока принимать, обрабатывать и интерпретировать визуальные данные. Допустимый синоним: Искусственное зрение. Примечания 1 Компьютерное зрение включает применение зрительных чувствительных элементов для создания электронного или цифрового изображения зрительной сцены. 2 Не надо путать с машинным зрением. |
6
надежность (reliability): Свойство соответствия ожидаемому поведению и результатам.
7
планирование (planning): Вычислительные процессы, которые формируют рабочий процесс из набора действий, направленных на достижение определенной цели.
8
верификация (verification): Подтверждение посредством предоставления объективных доказательств того, что установленные требования были полностью выполнены.
Примечание - Верификация позволяет убедиться только в том, что продукт соответствует спецификации.
9
прозрачность (transparency): Свойство организации, при котором ее деятельность и решения, влияющие на заинтересованные стороны, являются открытыми, всесторонними, доступными, ясными и понятными.
10
понятность (clarity): Свойство системы, определяющее доступность ее функций, компонентов, процедур и измерений для внешней проверки заинтересованными сторонами.
Примечание - Понятность систем искусственного интеллекта предполагает доступность для проверки данных, параметров, моделей, алгоритмов, методов обучения и процессов обеспечения качества.
11
долгая краткосрочная память (long short-term memory): Тип рекуррентной нейронной сети, которая обрабатывает последовательные данные, такие как временные данные, для одновременно длинных и коротких временных зависимостей.
12
искусственный интеллект; ИИ (artificial intelligence; AI): Способность приобретать, обрабатывать, создавать и применять знания, определенные в форме модели, для выполнения одной или нескольких поставленных задач.
13
система искусственного интеллекта; система ИИ (artificial intelligence system; AI system): Техническая система обработки информации, обладающая искусственным интеллектом.
14
управляемость; управляемый (controllability, controllable): Свойство системы искусственного интеллекта, определяющее возможность внешней стороны вмешиваться в работу системы.
Примечание - Такая система гетерономна.
Термины, относящиеся к навигационной системе
15
абсолютная высота: Расстояние по вертикали от среднего уровня моря (MSL) до уровня, точки или объекта, принятого за точку.
16
аспекты человеческого фактора: Принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека.
17
аэронавигационная карта: Условное изображение участка земной поверхности, его рельефа и искусственных сооружений, специально предназначенное для аэронавигации.
18
барометрическая высота: Атмосферное давление, выраженное в единицах абсолютной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере.
19
бортовая система предупреждения столкновений; БСПС: Бортовая система, основанная на использовании сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (ВОРЛ), которая функционирует независимо от наземного оборудования и предоставляет пилоту информацию о конфликтной ситуации, которую могут создать воздушные суда, оснащенные приемоответчиками ВОРЛ.
20
вторичный обзорный радиолокатор; ВОРЛ: Радиолокационная система наблюдения, использующая передатчики/приемники (запросчики) и приемоответчики.
21
высота относительно эллипсоида; геодезическая высота: Высота относительно поверхности референцэллипсоида, измеренная вдоль нормали к эллипсоиду, проведенной через рассматриваемую точку.
22
геодезическое расстояние: Наименьшее расстояние между любыми двумя точками на математически определенной эллипсоидной поверхности.
23
глиссада: Профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку.
24
контрольная точка аэродрома: Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.
25
логическая схема предупреждения столкновений: Подсистема или часть БСПС, которая анализирует данные, касающиеся воздушного судна-нарушителя и собственного воздушного судна, принимает решение относительно необходимости рекомендаций и, в случае положительного решения, выдает рекомендации.
Примечание - Она выполняет следующие функции: слежение за дальностью и абсолютной высотой, обнаружение угрозы и выдача RA. Функция наблюдения исключается.
26
навигационная спецификация: Совокупность требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках, в пределах установленного воздушного пространства.
27
навигация, основанная на характеристиках; PBN: Зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, по схеме захода на посадку по приборам или в установленном воздушном пространстве.
28
обзорный радиолокатор: Радиолокационное оборудование, используемое для определения местоположения воздушного судна по дальности и азимуту.
29
основная радионавигационная служба: Радионавигационная служба, нарушения работы которой оказывают серьезное влияние на производство полетов в соответствующем воздушном пространстве или на аэродроме.
30
превышение: Расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня, находящихся на земной поверхности или связанных с ней.
31
пункт передачи донесений: Определенный географический ориентир, относительно которого может быть сообщено местоположение воздушного судна.
32
радионавигационная служба: Служба, предоставляющая с помощью одного или нескольких радионавигационных средств информацию наведения или данные о местоположении в целях эффективного и безопасного производства полетов воздушными судами.
33
радиовещательная служба информации о воздушном движении (TIS-B) - IN: Функция наблюдения, которая обеспечивает получение и обработку данных наблюдения, предоставляемых источниками данных TIS-B OUT.
34
радиовещательная служба информации о воздушном движении (TIS-B) - OUT: Наземная функция, которая обеспечивает периодическую радиопередачу информации наблюдения, предоставляемой наземными датчиками, в формате, приемлемом для приемников с возможностями TIS-B IN.
35
радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B) - IN: Функция, которая обеспечивает получение данных наблюдения из источников данных ADS-B OUT.
36
радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B) - OUT: Функция на борту воздушного судна или транспортном средстве, которая обеспечивает периодическую радиопередачу информации о векторе состояния (местоположение и скорость) и другой информации, поступающей от бортовых систем, в формате, приемлемом для приемников с возможностями ADS-B IN.
37
система геодезических координат: Минимальный набор параметров, необходимых для определения местоположения и ориентации местной системы отсчета по отношению к глобальной системе отсчета/координат.
38
средняя мощность (радиопередатчика): Средняя мощность сигнала, подводимого к линии передачи антенны антенне от передатчика в течение промежутка времени, достаточно длительного по сравнению с периодом наиболее низкочастотного колебания, возникающего при модуляции передаваемого сигнала в нормальном рабочем режиме.
39
точка приземления: Точка, где номинальная глиссада пересекает ВПП.
40
ширина полосы частот эффективного приема: Диапазон частот относительно присвоенной частоты, для которого обеспечивается прием с учетом всех допусков на приемник.
41
эффективное подавление смежного канала: Подавление, которое может быть получено на частоте соответствующего смежного канала, с учетом всех соответствующих допусков на приемник.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
автономность | |
автономный | |
аспекты человеческого фактора | |
БСПС | |
верификация | |
ВОРЛ | |
высота абсолютная | |
высота барометрическая | |
высота относительно эллипсоида | |
вычисления когнитивные | |
высота геодезическая | |
глиссада | |
зрение компьютерное | |
ИИ | |
интеллект искусственный | |
карта аэронавигационная | |
мощность средняя | |
мощность радиопередатчика средняя | |
наблюдение (ADS-B) - IN зависимое автоматическое радиовещательное | |
наблюдение (ADS-B) - OUT зависимое автоматическое радиовещательное | |
навигация, основанная на характеристиках | |
надежность | |
память краткосрочная долгая | |
планирование | |
подавление смежного канала эффективное | |
понятность | |
превышение | |
прозрачность | |
процесс автоматический | |
пункт передачи донесений | |
радиолокатор обзорный | |
радиолокатор обзорный вторичный | |
расстояние геодезическое | |
система геодезических координат | |
система ИИ | |
система искусственного интеллекта | |
система предупреждения столкновений бортовая | |
служба информации о воздушном движении (TIS-B) - IN радиовещательная | |
служба информации о воздушном движении (TIS-B) - OUT радиовещательная | |
служба радионавигационная | |
служба радионавигационная основная | |
спецификация навигационная | |
схема предупреждения столкновений логическая | |
точка аэродрома контрольная | |
точка приземления | |
управляемость | |
управляемый | |
цикл жизненный | |
ширина полосы частот эффективного приема | |
PBN | |
УДК 004.89:006.354 | |
Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация |