Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2022
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2024 на период до 01.01.2026 (
Приказ Росстандарта от 08.11.2022 N 92-пнст).
Название документа
"ПНСТ 778-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм оценки состояния бедствия воздушных судов. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 92-пнст)
"ПНСТ 778-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм оценки состояния бедствия воздушных судов. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 92-пнст)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2022 г. N 92-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ БЕДСТВИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Artificial intelligence for navigation systems of civil
aviation aircraft. Algorithm for assessing the state
of aircraft distress. Terms and definitions
ПНСТ 778-2022
Срок действия
с 1 января 2024 года
до 1 января 2026 года
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 92-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес. до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Алгоритм оценки состояния бедствия воздушных судов, образовавшись в процессе развития навигационных технологий как подкласс более общего понятия "искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации", с развитием систем ИИ эволюционирует по применяемым методам анализа от классических детерминированных алгоритмов обработки данных к когнитивным технологиям на базе искусственного интеллекта.
При создании настоящего стандарта были исследованы как отечественные, так и зарубежные нормативные базы в области информационных технологий и искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Анализ показал отсутствие регламентирующих документов данной области.
Вводимые в настоящем стандарте понятия отражают внутренние логические связи, соответствующие пути от оцифровки информации с помощью устройств регистрации данных к результатам когнитивного анализа посредством технических систем ИИ.
Понятия отражают технологический и когнитивный подходы, а также взаимосвязь между технологической и когнитивной составляющей для алгоритма оценки состояния бедствия воздушных судов.
Настоящий стандарт является первым в группе стандартов, устанавливающих терминологические требования в части алгоритмов оценки состояния бедствия воздушных судов.
В настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов в части алгоритмов оценки состояния бедствия воздушных судов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов в части алгоритма оценки состояния бедствия воздушных судов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, а также при разработке технических заданий, нормативных документов, производстве продукции предметной области данного стандарта.
В стандарте введены базовые понятия, на которых могут быть основаны последующие уточнения и дополнения (с учетом специфики применения), относящиеся к разным техническим областям и отраслям применения.
В связи со стремительным развитием отечественных алгоритмов оценки состояния бедствия воздушных судов возникла потребность в разработке стандарта, устанавливающего единое терминологическое обеспечение для осуществления взаимопонимания между всеми участниками процесса: разработчиками, поставщиками, пользователями, прочими заинтересованными сторонами. Настоящий стандарт позволит упорядочить документообразование и устранить технические барьеры при применении подобных "умных" информационных систем, что расширит рынок инноваций.
1
анализ полетных данных: Процесс анализа зарегистрированных полетных данных в целях повышения уровня безопасности полетов.
2
бортовой самописец: Любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента.
3
процедура проверки: Процедура, предназначенная для демонстрации того, что обнаружение и запуск события "бедствие" в полете воздушного судна соответствует требованиям.
4
авиационное происшествие: Событие, связанное с использованием воздушного судна, которое, в случае пилотируемого воздушного судна, имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой установки.
Примечание
а) В ходе авиационного происшествия какое-либо лицо получает телесное
повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение
в результате:
- нахождения в данном воздушном судне; или
- непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного
судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна; или
- непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя
за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены
в результате естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены
другими лицами или когда телесные повреждения нанесены безбилетным
пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам
и членам экипажа; или
б) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его
конструкции, в результате чего:
- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические
или летные характеристики воздушного судна и
- обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента
за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда повреждены
только один двигатель (включая его капоты или вспомогательные агрегаты),
воздушные винты, законцовки крыла, антенны, датчики, лопатки, пневматики,
тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые
стекла, обшивка воздушного судна (например, небольшие вмятины
или пробоины), или имеются незначительные повреждения лопастей несущего
винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения, вызванные градом
или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны
радиолокатора); или
в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте,
где доступ к нему абсолютно невозможен.
5
инцидент: Любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации.
6
причины: Действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту.
Примечание - Определение причин не предполагает возложения вины или установления административной, гражданской или уголовной ответственности.
7
расследование: Процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и/или сопутствующих факторов, и, если необходимо, выработку рекомендаций по обеспечению безопасности.
8
рекомендация по обеспечению безопасности: Предложение полномочного органа по расследованию происшествий, сделанное на основе информации, полученной при расследовании, с целью предотвращения авиационных происшествий или инцидентов, которое ни при каких обстоятельствах не ставит своей целью определение вины или ответственности за авиационное происшествие или инцидент.
Примечание - Помимо рекомендаций по обеспечению безопасности, вытекающих из результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов, рекомендации по обеспечению безопасности могут вытекать из различных источников, включая исследования по обеспечению безопасности полетов.
9
воздушное судно: Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.
10
бедствие в полете: Ситуация, которая, если ее не устранить, скорее всего, приведет к происшествию.
11
отвлекающий внимание триггер: Любой триггер, который ошибочно генерируется бортовой системой срабатывания, когда вероятность происшествия отсутствует.
12
моделирование: Использование установленной в лаборатории системы компонентов бортового оборудования ("испытательного стенда"), представляющей воздушное судно, на котором должна быть сертифицирована система записи.
Примечания
1 Испытательный стенд может управляться компьютерной системой, включая аналоговые и дискретные входные сигналы, для создания определенных рабочих условий, таких как тангаж 90°, или других условий, которые не могут быть испытаны (проверены) в полете либо которые трудно проверить на воздушном судне.
2 Испытательный стенд должен быть сконфигурирован таким образом, чтобы компьютерные или аналоговые входные сигналы в систему приводили в действие приборы и индикаторы, как это характерно для воздушного судна. Все компоненты бортового оборудования, установленные на стенде, должны быть либо производственного стандарта, либо представлять собой окончательную производственную конфигурацию.
13
программное обеспечение: Компьютерные программы и, возможно, соответствующая документация и данные, относящиеся к работе компьютерной системы.
14
испытание: Способ демонстрации соответствия с использованием испытательного воздушного судна или тренажера в конфигурации, соответствующей конфигурации, подлежащей сертификации, при моделировании на земле и/или в полете.
15
серьезный инцидент: Инцидент, обстоятельства которого указывают на имевшую место высокую вероятность авиационного происшествия в связи с использованием воздушного судна, который, в случае пилотируемого воздушного судна, происходит с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой установки.
16
пригодность к выполнению полетов: Состояние воздушного судна, двигателя, воздушного винта или части, при котором они соответствуют их утвержденной конструкции и способны обеспечивать безопасную эксплуатацию.
17
рабочий план полета: План, составленный эксплуатантом для безопасного выполнения полета с учетом летно-технических характеристик самолета, эксплуатационных ограничений и ожидаемых условий на заданном маршруте и на соответствующих аэродромах.
18
система документации по безопасности полетов: Комплект взаимосвязанных, установленных эксплуатантом документов, содержащих в систематизированном виде информацию, необходимую для полетных и наземных операций, и включающих, как минимум, руководство по производству полетов и руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания.
19
система управления безопасностью полетов; СУБП: Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, обязанности, руководящие принципы и процедуры.
20
целевой уровень безопасности; TLS: Общий термин, означающий уровень риска, который считается допустимым в конкретных условиях.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
анализ полетных данных | |
бедствие в полете | |
инцидент | |
инцидент серьезный | |
испытание | |
моделирование | |
обеспечение программное | |
план полета рабочий | |
пригодность к выполнению полетов | |
причины | |
происшествие авиационное | |
процедура проверки | |
расследование | |
рекомендация по обеспечению безопасности | |
самописец бортовой | |
система документации по безопасности полетов | |
система управления безопасностью полетов | |
СУБП | |
судно воздушное | |
триггер, отвлекающий внимание | |
целевой уровень безопасности | |
TLS | |
УДК 004.89:006.354 | |
Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация, алгоритм, оценка состояния бедствия |