Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1975.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утрачивает силу на территории Российской Федерации с 28.02.2025 в части резервуаров воздушных для тормозных систем железнодорожных вагонов. Взамен вводится в действие ГОСТ 35006-2023 ("ИУС", N 3, 2024).

Документ утратил силу на территории Российской Федерации с 01.07.2006 в части грузовых и пассажирских вагонов в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 52400-2005 (Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 298-ст).

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Ограничение срока действия снято по Протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации ("ИУС", N 2, 1993).

Изменение N 1 введено в действие с 1 июля 2000 года Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.1999 N 775-ст.

Взамен ГОСТ 1561-65.
Название документа
"ГОСТ 1561-75. Государственный стандарт Союза ССР. Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 23.07.1975 N 1894)
(ред. от 28.12.1999, с изм. от 22.11.2005)


"ГОСТ 1561-75. Государственный стандарт Союза ССР. Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 23.07.1975 N 1894)
(ред. от 28.12.1999, с изм. от 22.11.2005)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Постановлением Госстандарта СССР
от 23 июля 1975 г. N 1894
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РЕЗЕРВУАРЫ ВОЗДУШНЫЕ ДЛЯ АВТОТОРМОЗОВ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Air reservoirs for railway car automatic brakes.
Specifications
ГОСТ 1561-75
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Постановлением Госстандарта РФ
от 28.12.1999 N 775-ст,
с изм., внесенными Приказом
Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 298-ст)
Группа Д56
Взамен
ГОСТ 1561-65
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. N 1894 срок действия установлен с 01.01.77 до 01.01.82.
Разработан:
Всесоюзным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ВНИИВ):
Зам. директора Ржавинский Б.А.;
Руководитель темы Кузьмич А.Л.;
Исполнитель Никишова Т.Е.
Уральским вагоностроительным заводом:
Гл. инженер Хромов И.В.;
Руководители темы: Кривецкий А.А., Стрижов Е.Т.;
Исполнитель Павлюков Э.А.
Внесен Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения:
Зам. министра Матвеев Е.С.
Подготовлен к утверждению Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ):
Директор Верченко В.Р.
Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. N 1894.
Настоящий стандарт распространяется на воздушные резервуары для автоматических тормозов грузовых и пассажирских вагонов, электропоездов, дизель-поездов исполнения У по ГОСТ 15150-69, а также вагонов метрополитена и трамваев.
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Типы и основные параметры резервуаров должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
1 - штуцер днища; 2 - днище с отверстием;
3 - кольцо подкладное; 4 - обечайка; 5 - пробка;
6 - штуцер обечайки; 7 - днище глухое.
───────────┬─────────┬───────┬─────────────────────────────┬──────────────────────
Типоразмеры│Расчетное│Вмести-│ Размеры, мм │ Номинальный размер
резервуаров│давление,│мость, │ │резьбы штуцера, дюймы
│ МПа │л ├────┬───┬───┬───┬───┬────┬───┤
│(кгс/см2)│ │ L │D │ R │S │S │ r │ t │
│ │ │ │ н │ │ 1 │ 2 ├────┴───┼────────┬─────────────
│ │ │ │ │ │ │ │не менее│обечайки│ днища
───────────┼─────────┼───────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┬───┼────────┼─────────────
Р7-8 │ 0,7 (7) │ 8 │ 210│250│300│2,5│3,0│0,1R│16 │ 1/2" │ 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р7-12 │ │ 12 │ 300│ │ │ │ │ │ │ │ 1/2"
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р7-24 │ │ 24 │ 550│ │ │ │ │ │ │ │ 1"; 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┼───┤ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р7-38 │ │ 38 │ 605│300│ │ │ │ │ │ │ 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р7-55 │ │ 55 │ 860│ │ │ │ │ │ │ │ 1"; 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ │
Р7-78 │ │ 78 │1210│ │ │ │ │ │ │ │
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р7-100 │ │ 100 │1510│ │ │ │ │ │ │ │ 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ │
Р7-110 │ │ 110 │1653│ │ │ │ │ │ │ │
───────────┤ ├───────┼────┼───┤ │ │ │ │ │ │
Р7-135 │ │ 135 │1180│400│ │ │ │ │ │ │
───────────┼─────────┼───────┼────┼───┤ │ ├───┤ │ │ ├─────────────
Р10-9 │1,0 (10) │ 9,5 │234 │250│ │ │3,9│ │ │ │ 1/2"
───────────┤ ├───────┼────┤ │ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р10-20 │ │ 20 │475 │ │ │ │ │ │ │ │ 3/8"
───────────┤ ├───────┼────┼───┤ ├───┤ │ │ │ ├─────────────
Р10-55 │ │ 55 │860 │303│ │3,9│ │ │ │ │ 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┼───┤ │ │ │ │ │ ├─────────────
Р10-100 │ │ 100 │1050│358│ │ │ │ │ │ │ 3/4"
───────────┤ ├───────┼────┼───┼───┼───┼───┤ ├───┼────────┼─────────────
Р10-170 │ │ 170 │1362│416│400│4,0│5,0│ │24 │3/4 <*> │1 1/4"; 3/4";
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 1/2"
───────────┤ ├───────┼────┼───┼───┼───┼───┤ ├───┼────────┼─────────────
Р10-300 │ │ 300 │1172│610│502│5,0│6,0│ │50 │1/2"; 1"│ 1 1/4"
--------------------------------
<*> По заказу потребителя.
Примечания:
1. Допускается увеличение высоты днища за счет уменьшения длины обечайки.
2. Допускается дополнительно устанавливать штуцеры на глухом днище и обечайке по согласованию с потребителем.
3. Допускается применение подкладных планок для продольных сварных соединений.
4. Отклонения фактической вместимости резервуаров от указанной в таблице не должны превышать 3%.
Пример условного обозначения резервуара с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2) вместимостью 100 л:
Резервуар Р7-100 ГОСТ 1561-75
То же, с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2):
Резервуар Р10-100 ГОСТ 1561-75
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 6357-73 Постановлением Госстандарта СССР от 30.12.1981 N 5790 с 1 января 1983 года введен в действие ГОСТ 6357-81.
1.2. Штуцеры обечайки и днища резервуара должны иметь трубную резьбу по ГОСТ 6357-73, класс В.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Резервуары должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Детали резервуара должны изготовляться из стали следующих марок:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 1050-74 Постановлением Госстандарта СССР от 24.11.1988 N 3811 с 1 января 1991 года введен в действие ГОСТ 1050-88.
а) днище, обечайка, подкладные кольца и планка - 10ХНДП по ГОСТ 19281-89; 15 по ГОСТ 1050-74 и ВСт3сп5 по ГОСТ 380-71 при толщине металла 5 мм и более; 10ХНДП по ГОСТ 19281-89, 15 по ГОСТ 1050-74 и ВСт3сп2 по ГОСТ 380-71 при толщине металла от 4 до 5 мм; 4-IV-ВСт3сп или 4-IV-15 по ГОСТ 16523-70 и 10ХНДП при толщине металла 3,9 мм и менее.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.1999 N 775-ст)
Допускается применение полуспокойных сталей тех же марок для резервуаров с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2).
Для резервуаров с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) допускается применение полуспокойной стали по согласованию с потребителем.
По согласованию с потребителем допускается применение других материалов.
Для вагонов метрополитена допускается изготовление резервуаров из стали марок 20 по ГОСТ 1577-70 и 5-III-20 по ГОСТ 16523-70;
б) штуцер - из стали марки ВСт3 по ГОСТ 380-71 любой степени раскисления.
Допускается применение стали марок 15, 20 по ГОСТ 1050-74 или 15Л-I, 20Л-I по ГОСТ 977-65;
в) пробка - из стали Ст0, Ст1, Ст2, Ст3 любой группы и способа раскисления по ГОСТ 380-71.
Допускается изготовлять пробки из литой стали марок 15Л-I, 20Л-I, 25Л-I, 40Л-I по ГОСТ 977-65, а также из пластмасс.
2.3. Резьба штуцера и пробки должна быть чистой. Не допускаются нитки с сорванной или неполной резьбой, если их длина превышает 10% общей длины резьбы по винтовой линии.
2.4. Днища резервуара должны быть изготовлены горячей или холодной штамповкой.
Днища должны подвергаться термообработке, если температура окончания штамповки ниже 700 °C.
2.5. На участке малого радиуса отштампованного днища допускается утонение до 10% толщины листа.
2.6. Состояние поверхности обечайки и днища должно отвечать требованиям, установленным стандартами на исходный материал.
Не допускаются дефекты, образующиеся в процессе изготовления обечайки и днища резервуаров, глубиной более 0,2 мм при толщине металла до 5 мм, 0,3 мм при толщине металла свыше 5 мм и выводящие толщину металла за пределы минусового допуска.
Не допускаются надрывы и расслоения металла.
2.7. Гофр цилиндрической части днища не должен превышать 0,5 мм для днища диаметром до 400 мм и 1 мм диаметром более 400 мм.
2.8. Отклонения от правильной геометрической формы резервуара (нецилиндричность, некруглость) допускаются в пределах допуска на диаметр.
2.9. Подготовка деталей к сварке, производство сварочных работ, марки применяемых сварочных материалов должны соответствовать нормативно-технической документации на изготовление сварных конструкций железнодорожных вагонов.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 8713-70 Постановлением Госстандарта СССР от 26.12.1979 N 5047 с 1 января 1981 года введен в действие ГОСТ 8713-79.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 14771-69 Постановлением Госстандарта СССР от 28.07.1976 N 1826 с 1 июля 1977 года введен в действие ГОСТ 14771-76.
2.10. Продольные и кольцевые швы должны быть выполнены встык электродуговой сваркой по ГОСТ 8713-70 или ГОСТ 14771-69.
2.11. Штуцеры должны быть приварены в центре днища и середине обечайки.
Допускается приваривать штуцер обечайки со смещением от середины на расстоянии не менее 100 мм от продольного и поперечного швов.
2.12. Прочность сварного соединения должна быть не менее прочности основного металла.
Качество применяемых сварочных материалов должно обеспечивать: временное сопротивление металла шва - не менее нижнего предела прочности основного металла, относительное удлинение - не менее 18% и ударную вязкость - не менее 0,8 МДж/м2 (8 кгс x м/см2) при температуре плюс 20 °C и не менее 0,4 МДж/м2 (4 кгс x м/см2) при температуре минус 20 °C.
2.13. При угле изгиба в 100° в сварных соединениях не должно быть трещин.
2.14. Швы резервуаров должны быть плотными.
2.15. Сварка должна производиться сварщиками, прошедшими испытания согласно действующим правилам Госгортехнадзора.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Приказом Росстандарта от 27.11.2018 N 1035-ст с 1 августа 2019 года введен в действие ГОСТ 7409-2018.
2.16. Наружная поверхность резервуаров должна быть окрашена по ГОСТ 7409-73, ГОСТ 12549-67 и ГОСТ 16303-70.
Перед окраской резервуары должны быть подвергнуты всем видам испытаний и контроля.
2.17. Срок службы резервуаров - 20 лет, для вагонов метрополитена - 31 год. По истечении срока службы резервуаров вагонов метрополитена эксплуатация их должна быть прекращена. Решение о возможности дальнейшей эксплуатации принимается по результатам обследования технического состояния каждого резервуара по согласованной методике.
(п. 2.17 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.1999 N 775-ст)
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Для проверки соответствия резервуаров требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания.
3.2. При приемо-сдаточных испытаниях должны контролироваться внешний вид резервуара на соответствие требованиям пп. 2.3, 2.5 - 2.8, 2.11, 2.16 и качество сварных швов на соответствие требованиям пп. 2.10, 2.12 - 2.14.
3.3. При проверке качества сварных швов должны контролироваться:
а) внешний вид, размеры и наружные дефекты сварных швов;
б) механические свойства;
в) внутренние дефекты;
г) плотность швов.
3.4. Проверке по пп. 3.3 "а", "г" должен подвергаться каждый резервуар, а по п. 3.3 "б" - выборочно от партии резервуаров, устанавливаемой предприятием-изготовителем.
3.5. Проверке по п. 3.3 "в" должен подвергаться каждый резервуар с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2), а с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2) - выборочно от партии резервуаров по согласованию с потребителем.
3.6. Результаты проверки и испытания резервуаров должны быть занесены в специальную книгу предприятия-изготовителя.
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ
4.1. Проверка внешнего вида резервуара и размеров сварных швов должна проводиться наружным осмотром и обмером.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 3242-69 Постановлением Госстандарта СССР от 02.08.1979 N 2930 с 1 января 1981 года введен в действие ГОСТ 3242-79.
4.2. Проверка наружных дефектов сварных швов - по ГОСТ 3242-69.
4.3. Определение механических свойств сварных соединений - по ГОСТ 6996-66.
4.4. Определение внутренних дефектов в швах сварных соединений должно проводиться методом просвечивания проникающими излучениями по ГОСТ 7512-69 или методом ультразвуковой дефектоскопии по ГОСТ 14782-69.
Просвечиванию подлежат продольные и кольцевые швы на протяжении не менее 25% общей длины выполненных стыковых швов испытываемого резервуара.
Допускается, по согласованию с потребителем, уменьшение процента от общей длины сварных швов и количества просвечиваемых резервуаров.
4.5. Плотность швов должна проверяться гидравлическим испытанием.
Гидравлическое испытание резервуара должно проводиться пробным (полуторным расчетным) давлением, под которым он выдерживается в течение 3 мин, резервуаров вместимостью 170 и 300 л - 5 мин.
При испытании должны производиться осмотр резервуара и обстукивание сварных швов деревянным молотком массой 0,5 кг.
Течь, "слезки" и потение при испытаниях не допускаются.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 2.601-68 Постановлением Госстандарта РФ от 29.02.1996 N 130 с 1 июля 1996 года введен в действие ГОСТ 2.601-95.
4.6. К каждому резервуару с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) должна прикладываться эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601-68 (по заказу потребителя).
5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. На глухом днище или обечайке резервуара должны быть нанесены белой масляной краской следующие надписи и знаки:
условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя;
обозначение резервуара;
номер резервуара по системе нумерации предприятия-изготовителя;
год и месяц изготовления.
Кроме того, на штуцере обечайки должны быть выбиты: номер резервуара, год и месяц изготовления и условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя.
По заказу потребителя на резервуарах с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) могут быть указаны другие данные.
5.2. Резервуары после гидравлических испытаний должны быть просушены внутри, отверстия штуцеров должны быть покрыты антикоррозионной смазкой и заглушены пробкой, исключающей попадание ее внутрь.
5.3. Группа условий хранения резервуаров - С по ГОСТ 15150-69.
5.4. При транспортировании резервуары должны быть предохранены от ударов и механических повреждений.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие резервуаров требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.
Гарантийный срок устанавливается 5 лет со дня ввода резервуара в эксплуатацию.