Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996
Примечание к документу
Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2012 N 1071-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 31554-2012.

Документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (Решение комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823).

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности машин и оборудования, а также для осуществления оценки соответствия (Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2010 N 1328-р).

Документ введен в действие с 1 января 1997 года.
Название документа
"ГОСТ Р 50950-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Погрузчики строительные фронтальные с телескопической стрелой. Общие технические условия"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29.09.1996 N 581)

"ГОСТ Р 50950-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Погрузчики строительные фронтальные с телескопической стрелой. Общие технические условия"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29.09.1996 N 581)


Содержание


Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России
от 29 сентября 1996 г. N 581
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ
С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ СТРЕЛОЙ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Front end loaders with telescopic boom.
General specifications
ГОСТ Р 50950-96
Группа Г45
ОКС 91.220
ОКП 48 3576
Дата введения
1 января 1997 года
Предисловие
1. Разработан АО "ВНИИСтройдормаш", Техническим комитетом по стандартизации ТК 295 "Машины землеройные".
Внесен Управлением стандартизации и сертификации в машиностроении Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29 сентября 1996 г. N 581.
3. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на колесные строительные фронтальные погрузчики с телескопической стрелой с увеличенной высотой подъема и вылета (далее - погрузчики).
Погрузчики предназначены для выполнения землеройно-транспортных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с грунтами, сыпучими материалами и штучными грузами.
Требования п. п. 4.2; 5.1.3 - 5.1.4; раздела 6 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 ЕСКД. Ремонтные документы
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 8.326-89, утратившего силу на территории Российской Федерации с 1 декабря 2001 года, введены ПР 50.2.009-94 "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений" (Постановление Госстандарта России от 27.09.2001 N 394-ст).
ГОСТ 8.326-89 ГСИ. Метрологическая аттестация средств измерений
ГОСТ 8.513-84 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения
ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная антикоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы. Технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 12.4.026-76 Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 N 387-ст на территории Российской Федерации с 1 января 2003 года введен в действие ГОСТ Р 12.4.026-2001.
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 17.2.2.02-86 Постановлением Госстандарта России от 15.12.1998 N 445 с 1 июля 1999 года введен в действие ГОСТ 17.2.2.02-98.
ГОСТ 17.2.2.02-86 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения дымности отработавших газов тракторными и комбайновыми двигателями
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 17.2.2.05-86 Постановлением Госстандарта России от 25.03.1998 N 81 с 1 июля 1999 года введен в действие ГОСТ 17.2.2.05-97.
ГОСТ 17.2.2.05-86 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых дизелей
ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 12447-80 Гидроприводы объемные, пневмоприводы и смазочные системы. Нормальные диаметры
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и тракторов. Технические требования
ГОСТ 14192-77 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категория, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия
ГОСТ 17411-91 Гидроприводы объемные. Общие технические требования
ГОСТ 17822-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний
ГОСТ 19853-74 Пресс-масленки. Технические условия
ГОСТ 27252-87 Машины землеройные. Консервация и хранение
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 27254-87 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2008 года в связи с введением в действие ГОСТ Р ИСО 5010-2006 (Приказ Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 371-ст).
ГОСТ 27254-87 Машины землеройные. Система рулевого управления колесных машин
ГОСТ 27256-87 Машины землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим оборудованием
ГОСТ 27257-87 Машины землеройные. Методы определения параметров поворота колесных машин
ГОСТ 27533-87 Машины землеройные. Размеры наливных горловин топливных баков
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 27714-88 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с изданием Постановления Госстандарта России от 30.11.1999 N 458-ст. Введен в действие ГОСТ Р ИСО 3471-99.
ГОСТ 27714-88 Машины землеройные. Устройства защиты при опрокидывании. Лабораторные испытания и технические требования. Часть 1. Гусеничные и колесные погрузчики и тракторы, обратные лопаты-погрузчики, автогрейдеры, самоходные скреперы, землевозы с шарнирно-сочлененной рамой
ГОСТ 27719-88 Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов
ГОСТ 27721-88 Машины землеройные. Погрузчики. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации
ГОСТ 27922-88 Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей
ГОСТ 27927-88 Машины землеройные. Определение скорости движения
ГОСТ 28634-90 Машины землеройные. Приборы для эксплуатации
ГОСТ 28635-90 Машины землеройные. Номинальная грузоподъемность гусеничных и колесных погрузчиков
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 28769-90 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с изданием Постановления Госстандарта России от 30.11.1999 N 459-ст. Введен в действие ГОСТ Р ИСО 3450-99.
ГОСТ 28769-90 Машины землеройные. Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем колесных машин
ГОСТ 28770-90 Машины землеройные. Погрузчики. Методы измерения усилий на рабочих органах и опрокидывающей нагрузки
ГОСТ 29100-91 Машины землеройные. Системы доступа
ГОСТ 29290-92 Машины землеройные. Ковши погрузчиков и погрузочные ковши экскаваторов. Расчет вместимости
ГОСТ 29292-92 Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода. Методы акустических испытаний. Порядок проведения
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 30013-93 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года. Постановлением Госстандарта России от 29.10.1999 N 382-ст с 1 июля 2000 года введен в действие ГОСТ Р 51349-99.
ГОСТ 30013-93 Вилы грузовые. Общие технические требования
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
основной ковш: ковш, предназначенный для работы с материалом плотностью 1,3 - 1,7 т/м3;
максимальный вылет: вылет рабочего оборудования, при котором концевые шарниры стрелы лежат в одной горизонтальной плоскости;
выдвижные элементы: конструктивные части стрелы, перемещающиеся в продольном направлении для увеличения вылета;
суппорт: конструктивный элемент рабочего оборудования, предназначенный для агрегатирования со сменными рабочими органами, устанавливаемый на оконечности стрелы;
максимальная высота подъема: расстояние по вертикали от опорной поверхности до плоскости, проходящей через грузовую площадку вил;
устройства для обеспечения безопасности эксплуатации: комплекс приборов и датчиков, ограничивающих режимы эксплуатации машины в допустимых пределах;
компенсационный гидроцилиндр: гидроцилиндр, предназначенный для подачи жидкости в гидроцилиндр поворота суппорта для сохранения заданного положения суппорта в пространстве.
Остальные термины - по ГОСТ 27721.
4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
4.1. В технических условиях на погрузчики конкретных моделей устанавливаются значения показателей качества, номенклатура которых согласовывается с заказчиком.
Номенклатура показателей качества приведена ниже.
Для машины в целом:
эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.);
тип трансмиссии;
система поворота;
максимальный (габаритный) радиус поворота, м;
колея, мм;
колесная база, мм;
максимальная скорость движения, км/ч;
подъемное усилие, кН;
размер шин (по НД на шины);
габаритные размеры при транспортном положении рабочего оборудования (основного ковша и грузовых вил), мм;
эксплуатационная масса, т.
Для машины с грузовыми вилами:
номинальная грузоподъемность, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
максимальная высота подъема рабочего органа, мм;
максимальный вылет, мм:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
вылет центра масс груза на максимальной высоте подъема, мм <*>;
опрокидывающая нагрузка, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы.
Для машины с основным ковшом:
номинальная грузоподъемность, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
максимальная высота разгрузки при угле разгрузки 45°, мм;
максимальный вылет, мм:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
номинальная вместимость ковша, м3;
максимальный угол запрокидывания ковша на уровне опорной поверхности...°;
опрокидывающая нагрузка, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
вырывное усилие, кН.
--------------------------------
<*> Положение центра масс груза для вил определяется по ГОСТ 16215.
4.2. В технических условиях на погрузчики конкретных моделей должны быть установлены обязательная номенклатура показателей, приведенная ниже, и их значения:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 17.2.2.02-86 Постановлением Госстандарта России от 15.12.1998 N 445 с 1 июля 1999 года введен в действие ГОСТ 17.2.2.02-98.
- дымность отработавших газов двигателя погрузчика в соответствии с ГОСТ 17.2.2.02 (по документации на двигатель);
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 17.2.2.05-86 Постановлением Госстандарта России от 25.03.1998 N 81 с 1 июля 1999 года введен в действие ГОСТ 17.2.2.05-97.
- выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя в соответствии с ГОСТ 17.2.2.05 (по документации на двигатель);
- уровень звука на рабочем месте по ГОСТ 12.1.003;
- параметры вибрации на рабочем месте и органах управления по ГОСТ 12.1.012.
4.3. Порядок индексации конкретных моделей погрузчика приведен на схеме:
ИНДЕКСАЦИЯ КОЛЕСНЫХ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИХ ПОГРУЗЧИКОВ
ПТС ХХ ХХ ХХ
─┬─ ─┬─ ─┬─ ─┬─
│ │ │ │
Буквенное обозначение колесного │ │ │ │
телескопического погрузчика ────────────┘ │ │ │
│ │ │
Максимальная грузоподъемность, кг/100 ────────┘ │ │
│ │
Максимальная высота подъема, м ──────────────────────┘ │
Порядковый номер модели (01, 02, 03 и т.д.) ─────────────────┘
Пример условного обозначения погрузчика с телескопической стрелой с грузоподъемностью 2,5 т, высотой подъема 7 м, третьей модели:
ПТС2507-03
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Характеристики
5.1.1. Погрузчики следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на погрузчики конкретных моделей, а также по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.1.2. Климатическое исполнение и категории размещения погрузчиков - по ГОСТ 15150.
5.1.3. Конструкция погрузчиков должна обеспечивать:
- устойчивую работу на уклонах не менее 5°;
- работоспособность с дополнительными рабочими органами, в качестве которых можно использовать: ковши различной вместимости и конструкции, захват для длинномерных грузов, крановую безблочную стрелу, а также различные специальные рабочие органы, номенклатуру которых указывают в технических условиях или в договорах на поставку;
- возможность быстрого соединения и разъединения сменных рабочих органов с суппортом без применения ручного труда и посторонних грузоподъемных средств. Соединение и разъединение гидравлических, электрических или других коммуникаций в случае навески активного рабочего органа осуществляют вручную;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 27254-87 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2008 года в связи с введением в действие ГОСТ Р ИСО 5010-2006 (Приказ Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 371-ст).
- работу рулевого управления погрузчика в соответствии с ГОСТ 27254. Угол поворота (люфт) рулевого колеса до начала действия основной гидравлической системы управления передвижением погрузчика не должен превышать 25°. Максимальный угол поворота погрузчика "из края в край" должен достигаться не более чем за шесть оборотов рулевого колеса (за три оборота в одну сторону);
- использование одной из следующих систем поворота:
с шарнирно-сочлененной рамой;
с передними, задними или всеми управляемыми колесами;
- возможность передвижения по всей сети автомобильных дорог;
- работу без дозаправки топливом не менее 10 моточасов;
- установку устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах;
- установку приборов для эксплуатации по ГОСТ 28634;
- техническое обслуживание двигателя, шасси, трансмиссии без демонтажа кабины;
- возможность агрегатного ремонта;
- применение систем групповой и картерной смазки. Допускается применение индивидуальной смазки с предпочтительным применением долговременной смазки;
- ежесменное техническое обслуживание одним оператором.
5.1.4. Конструкция гидросистемы должна обеспечивать:
- соответствие требованиям ГОСТ 17411;
- герметичность, исключающую самопроизвольное перемещение элементов рабочего оборудования и шасси;
- блокировку гидросистемы при нарушении нормальных условий эксплуатации;
- работу со сменными рабочими органами, имеющими гидравлический привод;
- защиту от давления, превышающего расчетное;
- предотвращение произвольного перемещения стрелы, выдвижных элементов стрелы и аутригеров при нарушении целостности гидрокоммуникаций.
Гидроцилиндры - по ГОСТ 12447.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 30013-93 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года. Постановлением Госстандарта России от 29.10.1999 N 382-ст с 1 июля 2000 года введен в действие ГОСТ Р 51349-99.
5.1.5. Грузовые вилы - по ГОСТ 30013.
5.1.6. Размеры наливных горловин топливных баков - по ГОСТ 27533.
5.1.7. Спускные, наливные и контрольные пробки - по ГОСТ 27720.
Примечание. Допускается применение на комплектующих изделиях, покупаемых в других отраслях, пробок размерами, соответствующими отраслевой нормативной документации.
5.1.8. Смазочные масленки - по ГОСТ 19853.
5.1.9. Окраску погрузчиков осуществляют в соответствии со схемой окраски для конкретной модели погрузчика. Класс покрытия - IV для внутренних поверхностей кабины и класс VI по ГОСТ 9.032 - для остальных поверхностей; группа условий эксплуатации - по ГОСТ 9.104.
5.2. Комплектность
5.2.1. В комплект погрузчика входят:
- грузовые вилы и основной ковш;
- запасные части, инструмент и материалы согласно ведомости ЗИП;
- эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601;
- ремонтная документация по ГОСТ 2.602 (через 18 мес после начала серийного производства на партию машин по заказам эксплуатирующих и ремонтных организаций);
- руководство по текущему ремонту, перечень быстроизнашивающихся деталей;
- по требованию потребителя погрузчики можно комплектовать дополнительными рабочими органами за отдельную плату.
5.3. Маркировка
5.3.1. На каждом погрузчике должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
- индекс погрузчика;
- заводской номер погрузчика;
- условное обозначение года изготовления;
- обозначение нормативной документации, по которой изготавливают погрузчик;
- надпись "Сделано в России".
5.3.2. На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
5.4. Упаковка
Требования к упаковке должны быть установлены в технических условиях на погрузчики конкретных моделей и должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014 и ГОСТ 27252.
Применение на добровольной основе раздела 6 обеспечивает соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 (Приказ Росстандарта от 20.08.2010 N 3108).
6. ТРЕБОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
6.1. Требования эргономики и безопасности - по ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.2.011 и ГОСТ 12.1.012.
6.2. На погрузчике должны быть установлены устройства обеспечения безопасности эксплуатации, выполняющие следующие функции:
- ограничение грузового момента, действующего в продольной плоскости в пределах допустимого по устойчивости погрузчика;
- блокировку перемещения рабочего оборудования в случае, если наклон рабочей площадки превосходит допустимый (5.1.3);
- информацию о текущих значениях параметров и сигнализацию о приближении измеряемых параметров к предельным.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 27714-88 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с изданием Постановления Госстандарта России от 30.11.1999 N 458-ст. Введен в действие ГОСТ Р ИСО 3471-99.
6.3. Конструкция погрузчика должна обеспечивать возможность установки кабины с защитным каркасом или устройств защиты водителя при опрокидывании или от падающих предметов по ГОСТ 27714 и ГОСТ 27719.
6.4. На погрузчиках с шарнирно-сочлененной рамой должна быть предусмотрена блокировка поворота частей рамы относительно друг друга для проведения ремонта, обслуживания и транспортирования на транспортном средстве.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 27254-87 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2008 года в связи с введением в действие ГОСТ Р ИСО 5010-2006 (Приказ Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 371-ст).
6.5. Рулевое управление - по ГОСТ 27254.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 28769-90 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с изданием Постановления Госстандарта России от 30.11.1999 N 459-ст. Введен в действие ГОСТ Р ИСО 3450-99.
6.6. Тормозные системы - по ГОСТ 28769.
6.7. Системы доступа должны соответствовать ГОСТ 29100. Минимальные размеры смотровых отверстий - по ГОСТ 27921.
6.8. Конструкция погрузчика должна обеспечивать видимость рабочих органов во всех технологических положениях.
6.9. Номенклатура внешних световых приборов должна соответствовать ГОСТ 8769 и обеспечивать необходимую освещенность при передвижении по дороге, а также обеспечивать необходимую освещенность рабочей площадки в дополнение к ее общей освещенности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 12.4.026-76 Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 N 387-ст на территории Российской Федерации с 1 января 2003 года введен в действие ГОСТ Р 12.4.026-2001.
6.10. Цвета сигнальные и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026.
6.11. Электрооборудование - по ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 3940. Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи.
6.12. На погрузчике должны быть установлены защитные ограждения:
- вентилятора двигателя, обеспечивающие защиту от случайного контакта машиниста с лопастями вентилятора. Ограждение должно быть достаточно прочным во избежание прогиба в сторону движущихся лопастей;
- рукавов высокого давления при давлении в гидросистеме более 5 МПа, расположенных в кабине в пределах 0,5 м от машиниста.
6.13. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы.
Конструкция системы питания двигателя и гидравлической системы должна исключать попадание топлива или масла в случае нарушения герметичности соединений на горячие элементы конструкции, способные вызвать их воспламенение.
6.14. Звуковая сигнализация погрузчиков - по ГОСТ 29292.
6.15. Уровень радиопомех - по ГОСТ 17822.
7. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
7.1. Для проверки качества изготовления погрузчиков серийного производства проводят приемосдаточные, а также периодические или сертификационные испытания. Объем и периодичность испытаний устанавливают в технических условиях на погрузчики конкретных моделей. Проверяемые параметры рекомендуется выбирать из нижеприведенных:
- проверка работы погрузчика без нагрузки и с нагрузкой;
- проверка работы систем управления рабочим оборудованием и аутригерами;
- проверка геометрических показателей;
- проверка массы погрузчика;
- проверка параметров поворота;
- проверка скорости движения по передачам;
- испытания в условиях эксплуатации;
- оценка времени работы без дозаправки топливом;
- проверка показателей грузоподъемности:
грузовых вил;
погрузочного ковша;
- проверка геометрических показателей рабочего оборудования;
- проверка усилий на рабочих органах и опрокидывающей нагрузки;
- проверка вместимости погрузочного ковша;
- проверка работоспособности устройств обеспечения безопасности эксплуатации;
- проверка выполнения требований безопасности и эргономики:
защитных устройств кабины;
рулевого управления;
тормозных свойств погрузчика;
обзорности;
освещенности;
звуковой сигнализации.
8. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
8.1. Требования к средствам испытаний
8.1.1. Перечень средств измерений и испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводится в методике испытаний.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 8.326-89, утратившего силу на территории Российской Федерации с 1 декабря 2001 года, введены ПР 50.2.009-94 "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений" (Постановление Госстандарта России от 27.09.2001 N 394-ст).
8.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326.
8.1.3. Погрешности средств регистрации и измерений не должны быть более:
+/- 0,3% при измерении линейных размеров до 10000 мм;
+/- 0,5% " " " " св. 10000 мм;
+/- 0,02 рад (1 °) " " угловых величин;
+/- 2,5 " " массы;
+/- 1% " " времени;
+/- 1 " " температуры, °C;
+/- 2% " " площади поверхности;
+/- 2% " " усилия до 1000 Н;
+/- 2,5% " " св. 1000 Н.
8.2. Подготовка к испытаниям
8.2.1. С погрузчиком, предъявляемым к испытаниям, представляют комплект документации:
- программу и методику испытаний;
- инструкцию по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;
- нормативную документацию на серийно выпускаемый погрузчик;
- акт приемосдаточных испытаний и протокол предшествующих периодических испытаний (для периодических испытаний);
- комплект сборочных чертежей серийного производства.
8.3. Проведение испытаний
8.3.1. Визуальный контроль погрузчиков и их составных частей проводят без снятия и разборки агрегатов. При этом проверяют:
- комплектность погрузчика, в том числе сопроводительную документацию;
- отсутствие видимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;
- состояние уплотнений, отсутствие течи масла и других жидкостей;
- заправку погрузчиков топливом, рабочими и охлаждающими жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах;
- качество сборки и монтажа узлов и агрегатов;
- наличие пломб и маркировки.
8.3.2. Проверку работы машины без нагрузки проводят путем запуска двигателя, включения рычагов управления рабочим оборудованием и аутригерами, поворота рулевого колеса. Всю проверку проводят не менее трех раз.
8.3.3. При включении рычагов управления все элементы рабочего оборудования и аутригеров перемещаются в крайние положения с выдержкой в каждом положении не менее 30 с.
8.3.4. Работу рулевого механизма проверяют без нагрузки при движении на второй передаче поворотом руля до конца вправо и влево с выдержкой руля в крайних положениях, чтобы машина описала полный круг. Проверяются все режимы поворота.
8.3.5. Трансмиссию включают на всех передачах. Время движения на каждой передаче не менее 1 мин.
8.3.6. Работу машины под нагрузкой проверяют при:
- транспортном пробеге с максимальной скоростью продолжительностью не менее 10 мин;
- упоре режущей кромки ковша погрузочного оборудования в непреодолимое препятствие (не менее трех раз) с доведением движителя до буксования (коэффициент сцепления не менее 0,5) продолжительностью 30 с.
8.3.7. Испытание герметичности гидросистемы проводят с номинальным для установленного рабочего органа грузом на неподвижной машине. Продолжительность испытаний не менее 30 мин.
Рабочий орган с номинальным грузом поднимают на максимальную высоту. Золотник распределителя устанавливают в нейтральное (запертое) положение.
Результаты испытаний считают положительными, если опускание рабочих органов не превышает 50 мм в течение 30 мин и не обнаружено утечек масла и отрывающихся капель масла в местах соединений или уплотнений. Небольшие отпотевания допускаются.
8.3.8. Геометрические размеры погрузчиков, не связанные с рабочим оборудованием, проверяют в соответствии с ГОСТ 27256. Остальные геометрические размеры проверяют в соответствии с ГОСТ 16215 (рисунок 1) и ГОСТ 27721.
8.3.9. Проверка эксплуатационной массы погрузчика - по ГОСТ 27922.
8.3.10. Проверка параметров поворота - по ГОСТ 27257.
8.3.11. Скорость движения проверяют по ГОСТ 27927 при транспортном положении рабочего оборудования.
8.3.12. Испытания в условиях эксплуатации проводят в течение 50 ч на наиболее характерных для погрузчика видах работ. При этом 60% времени погрузчик работает с грузовыми вилами и 40% времени - с погрузочным ковшом.
Учет работы погрузчика осуществляют с помощью хронометража рабочего времени в течение испытаний.
При испытаниях в условиях эксплуатации оценивается способность выполнения рабочих функций, проверяется отсутствие подтекания топлива, рабочей и охлаждающей жидкостей, а также сохранение регулировок в механизмах.
В процессе испытаний фиксируют все неисправности машины.
8.3.13. Проверку продолжительности работы без дозаправки топливом проводят в ходе испытаний в условиях эксплуатации при обеспечении коэффициента технического использования не менее 0,85.
8.3.14. Номинальная грузоподъемность:
- для погрузочного оборудования - по ГОСТ 28635;
- для грузовых вил считается равной меньшей из двух значений, первое из которых составляет 47% опрокидывающей нагрузки, а второе - 100% подъемного усилия.
При определении номинальной грузоподъемности проверяют работоспособность устройства обеспечения безопасности эксплуатации.
8.3.15. Геометрические показатели рабочего оборудования проверяют:
- для погрузочного ковша - по ГОСТ 27721;
- для грузовых вил - по ГОСТ 16215 (рисунок 1).
8.3.16. Опрокидывающую нагрузку и усилия на рабочих органах определяют в соответствии с ГОСТ 28770. При этом положение центра тяжести для вил определяют по ГОСТ 16215.
8.3.17. Геометрическую и номинальную вместимость погрузочного ковша проверяют экспериментальным и (или) расчетным способом.
8.3.17.1. Экспериментальный способ заключается в заполнении мерного ящика из ковша. Поверхность материала в ящике выравнивают, но не уплотняют.
8.3.17.2. Расчетное определение вместимости погрузочного ковша - по ГОСТ 29290.
8.3.18. Работоспособность устройств обеспечения безопасности эксплуатации проверяют с помощью тарированных грузов при работе с ковшом и грузовыми вилами.
При этом определяют надежность и своевременность срабатывания блокировки и сигнализации.
8.3.19. Требования эргономики и безопасности проверяют в соответствии с действующей нормативной документацией:
- шумовые характеристики - по ГОСТ 12.1.003;
- вибрационные характеристики - по ГОСТ 12.1.012;
- воздух рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 17.2.2.02-86 Постановлением Госстандарта России от 15.12.1998 N 445 с 1 июля 1999 года введен в действие ГОСТ 17.2.2.02-98.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 17.2.2.05-86 Постановлением Госстандарта России от 25.03.1998 N 81 с 1 июля 1999 года введен в действие ГОСТ 17.2.2.05-97.
- дымность отработавших газов и выброс вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя проверяют по ГОСТ 17.2.2.02 и ГОСТ 17.2.2.05 на заводе - изготовителе двигателей;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 28769-90 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с изданием Постановления Госстандарта России от 30.11.1999 N 459-ст. Введен в действие ГОСТ Р ИСО 3450-99.
- испытания защитных устройств или кабины с защитным каркасом проводят в соответствии с ГОСТ 28769;
- обзорность проверяют путем оценки возможности наблюдения с рабочего места машиниста навешиваемых рабочих органов погрузчика в основных технологических и транспортных положениях, а также наблюдения за дорогой при передвижении.
Испытания проводят на ровной твердой горизонтальной площадке на неподвижной машине при опускании рабочего оборудования на грунт и при транспортном положении рабочего оборудования;
- проверку освещенности проводят определением освещенности собственными осветительными устройствами рабочего органа машины в зоне его действия и окружающего пространства в зоне работы машины. Испытания включают в себя измерение уровня освещенности рабочих органов во всех технологических положениях и места работы, а также участка дороги на 20 м впереди машины, находящейся в транспортном положении. Измерения проводят в темное время суток на неподвижной машине при работе двигателя на номинальных оборотах и при полном включении всех осветительных устройств;
звуковую сигнализацию - по ГОСТ 29292.
8.3.20. Проверку уровня радиопомех проводят по ГОСТ 16842 и [1].
Примечания.
1. Испытания по 8.3.8, 8.3.9, 8.3.11, 8.3.13, 8.3.15, 8.3.17 проводят при приемочных испытаниях.
2. Испытания по 8.3.10, 8.3.16, 8.3.19 проводят при приемочных и при сертификационных испытаниях.
3. Испытания по 8.3.20 проводят, если при приемочных испытаниях уровень радиопомех выше 1/3 по ГОСТ 17822.
9. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
9.1. Группа условий хранения и транспортирования погрузчиков - 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.
9.2. Погрузчики при транспортировании должны вписываться в установленный габарит погрузки в соответствии с [2].
Допускается транспортирование погрузчика со снятым рабочим оборудованием.
9.3. На погрузчике должно быть предусмотрено устройство для буксировки.
10. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
10.1. Эксплуатацию погрузчиков следует осуществлять в соответствии с прилагаемой эксплуатационной документацией.
10.2. К эксплуатации допускаются только полностью укомплектованные и технически исправные машины.
Приложение А
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Нормы 8-72 Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех
[2] Технические условия погрузки и крепления грузов