Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2013
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2013.
Взамен ГОСТ Р 50789-95.
Название документа
"ГОСТ Р 50789-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Совместимость технических средств электромагнитная. Системы сигнально-противоугонные автотранспортных средств. Требования и методы испытаний"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1796-ст)
"ГОСТ Р 50789-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Совместимость технических средств электромагнитная. Системы сигнально-противоугонные автотранспортных средств. Требования и методы испытаний"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1796-ст)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 29 ноября 2012 г. N 1796-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВМЕСТИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ
СИСТЕМЫ СИГНАЛЬНО-ПРОТИВОУГОННЫЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Electromagnetic compatibility of technical equipment.
Alarm and anticreeping systems of vehicles.
Requirements and test methods
ГОСТ Р 50789-2012
Группа Э02
Дата введения
1 января 2013 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Разработан ЗАО "Научно-испытательный центр "САМТЭС" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств".
3. Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1796-ст.
4. Взамен ГОСТ Р 50789-95.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий стандарт распространяется на сигнально-противоугонные системы автотранспортных средств (далее - системы).
Настоящий стандарт устанавливает требования электромагнитной совместимости (ЭМС) и методы испытаний, применимые к системам, включающим в себя:
- оборудование, предназначенное для установки и применения на транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания, выполняющее функции тревожной сигнализации и (или) иммобилайзера в соответствии с
[1] -
[3], включая прием/передачу радиосигналов, получающее электропитание от бортовой сети транспортного средства или автономной батареи (далее - оборудование транспортного средства);
- оборудование, носимое пользователем системы при его применении, относящееся к техническим средствам радиосвязи в соответствии с
ГОСТ Р 52459.1, получающее электропитание от автономной батареи (далее - оборудование пользователя).
При этом предусматривается, что функционирование системы включает в себя установление и поддержание линии передачи/приема радиосигналов между оборудованием транспортного средства и оборудованием пользователя.
Настоящий стандарт устанавливает требования ЭМС систем в части электромагнитных помех, создаваемых оборудованием транспортного средства и оборудованием пользователя, и устойчивости оборудования транспортного средства и оборудования пользователя к воздействию внешних электромагнитных помех.
Требования ЭМС и методы испытаний, установленные в настоящем стандарте, соответствуют:
- в отношении оборудования пользователя - установленным в
ГОСТ Р 52459.1, ГОСТ Р 52459.3 и стандартах, распространяющихся на технические средства радиосвязи конкретных видов.
Настоящий стандарт не устанавливает требований, относящихся к использованию радиочастотного спектра, включая рабочие частоты, допустимые уровни основных и нежелательных излучений радиопередающих устройств, уровни чувствительности и избирательности радиоприемных устройств, входящих в состав оборудования транспортного средства и оборудования пользователя.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.97-99 (Правила ЕЭК ООН N 97). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС)
ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990). Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р 50607-2012 (ИСО 10605:2008). Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов
ГОСТ Р 51317.4.2-2010 (МЭК 61000-4-2:2008). Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006). Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007). Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам
ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008). Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах
ГОСТ Р 52459.1-2009 (ЕН 301 489-1-2008). Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства радиосвязи. Часть 1. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 52459.3-2009 (ЕН 301 489-3-2002). Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства радиосвязи. Часть 3. Частные требования к устройствам малого радиуса действия, работающим на частотах от 9 кГц до 40 ГГц
ГОСТ 28751-90. Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний
ГОСТ 29157-91. Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
4.1. Общие положения
4.1.1. Оборудование транспортного средства должно соответствовать:
- нормам напряжения индустриальных радиопомех (далее - радиопомехи) на выходе кабеля антенны транспортного средства, установленным в
4.2.1, и нормам напряженности поля радиопомех от оборудования, установленным в
4.2.2, - при питании оборудования от автономного источника, гальванически не связанного с бортовой сетью питания транспортного средства, и при отсутствии гальванической связи оборудования с контрольными и сигнальными цепями транспортного средства;
- нормам напряжения радиопомех на выходе кабеля антенны транспортного средства, установленным в
4.2.1, нормам напряженности поля радиопомех от оборудования, установленным в
4.2.2, нормам напряжения радиопомех в проводах оборудования, подключаемых к бортовой сети питания и контрольным и сигнальным цепям транспортного средства, установленным в
4.2.3, нормам импульсных помех, создаваемых оборудованием в проводах, подключаемых к бортовой сети питания транспортного средства, установленным в
4.3, а также требованиям устойчивости к импульсным помехам в бортовой сети питания и контрольных и сигнальных цепях транспортного средства, установленным в
4.4, - при питании оборудования от бортовой сети транспортного средства или от автономного источника, гальванически связанного с бортовой сетью, и при наличии гальванической связи оборудования с контрольными и сигнальными цепями транспортного средства.
4.1.2. Оборудование транспортного средства должно также соответствовать требованиям устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю, установленным в
4.5, и требованиям устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в
4.6.
4.1.3. Оборудование пользователя должно соответствовать требованиям устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю, установленным в
4.5, и требованиям устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в
4.6.
4.2. Нормы радиопомех
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ Р 51318.25, а не ГОСТ Р 51518.25. | |
4.2.1. Напряжение радиопомех на выходе кабеля антенны транспортного средства, создаваемое оборудованием транспортного средства и иным электрооборудованием, не должно превышать норм, установленных в
подразделе 5.3 ГОСТ Р 51518.25.
4.2.2. Напряженность поля радиопомех, создаваемых оборудованием транспортного средства, не должна превышать норм, установленных в
подразделе 6.4 ГОСТ Р 51318.25.
4.2.3. Напряжение радиопомех, создаваемых оборудованием транспортного средства в проводах, подключаемых к бортовой сети питания и контрольным и сигнальным цепям транспортного средства, не должно превышать норм, установленных в
6.2.3,
6.3.3 ГОСТ Р 51318.25.
4.3. Нормы импульсных помех
Уровни импульсных помех, создаваемых оборудованием транспортного средства в проводах, подключаемых к бортовой сети питания транспортного средства, не должны превышать значений, установленных в подразделе 2.3 ГОСТ 28751, для собственных помех видов 1, 2, 3 при степени эмиссии помех 3.
4.4. Требования устойчивости к импульсным помехам
Оборудование транспортного средства должно выдерживать воздействие испытательных импульсов 1, 2, 3a, 3b, 4 в бортовой сети питания транспортного средства в соответствии с разделами 1, 2 ГОСТ 28751 и испытательных импульсов 1, 2, 3a, 3b в контрольных и сигнальных бортовых цепях транспортного средства в соответствии с разделом 1 ГОСТ 29157, при степени жесткости III и функциональном классе "B".
4.5. Требования устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю
Оборудование транспортного средства и оборудование пользователя должны нормально функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии радиочастотного электромагнитного поля напряженностью 10 В/м с частотой, изменяющейся в полосе от 20 до 2000 МГц. Испытательное электромагнитное поле должно быть создано при использовании синусоидального сигнала, модулированного по амплитуде колебанием частотой 1 кГц при глубине модуляции 50%.
4.6. Требования устойчивости к электростатическим разрядам
4.6.1. Оборудование транспортного средства должно нормально функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии электростатических разрядов по
разделу 8,
приложению C ГОСТ Р 50607.
4.6.2. Оборудование пользователя должно нормально функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии электростатических разрядов по
разделам 5,
6 ГОСТ Р 51317.4.2, при степенях жесткости испытаний 2 (контактный разряд) и 3 (воздушный разряд).
5.1. Общие положения
Для оценки соответствия требованиям ЭМС, установленным в настоящем стандарте, оборудование транспортного средства и оборудование пользователя подлежат испытаниям.
5.2. Измерение радиопомех
Уровень внешних радиопомех на каждой частоте измерений в отсутствие функционирования оборудования транспортного средства должен соответствовать требованиям
ГОСТ Р 51318.25.
5.3. Измерение импульсных помех
Аппаратура, оборудование и методы измерений - по ГОСТ 28751.
5.4. Испытания на устойчивость к импульсным помехам
Аппаратура, оборудование и методы испытаний - по ГОСТ 28751, ГОСТ 29157.
5.5. Испытания на устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю
Испытания проводят в полубезэховой камере по
ГОСТ Р 51317.4.3 или используют другие виды оборудования, обеспечивающие создание испытательного электромагнитного поля в соответствии с требованиями
4.5 настоящего стандарта. При этом неравномерность напряженности поля и погрешность измерения напряженности поля должны быть не хуже значений, установленных в
ГОСТ Р 51317.4.3.
5.6. Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам
[1] Правила ЕЭК ООН N 10/02 Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств
в отношении электромагнитной совместимости
[2] Правила ЕЭК ООН N 116 Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения механических
транспортных средств в отношении их защиты
от угона
[3] Правила ЕЭК ООН N 18/03 Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения механических
транспортных средств в отношении их защиты
от несанкционированного использования.