Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2025 N 88А-16562/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 28.05.2025 N 33а-4004/2025 (УИД 38RS0031-01-2024-007047-64)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 28.05.2025 N 33а-4004/2025 (УИД 38RS0031-01-2024-007047-64)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
Решение: Удовлетворено в части.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2025 г. N 33а-4004/2025
Дело N 2а-5804/2024
Судья 1 инстанции ФИО2
Судья-докладчик Трофимова Э.В.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,
судей Махмудовой О.С., Трофимовой Э.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5804/2024 по административному иску садоводческого некоммерческого товарищества "Лесная поляна" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, государственному инспектору Иркутской области по пожарному надзору Х. о признании незаконным, отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований,
по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества "Лесная поляна" на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что 15 апреля 2024 г. инженером отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области Х. проведена выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности в отношении контролируемого лица по адресу: Иркутская область, Иркутский район, тер. СНТ "Лесная поляна", участок кадастровый номер 38:06:143608:324.
По результатам проверки председателю СНТ "Лесная поляна" выдано предписание от 25 апреля 2024 г. об устранении нарушений обязательных требований, и в частности:
1. пожарные резервуары размещены на расстоянии более 200 метров от обслуживаемых ими зданий, в том числе расположенных по адресам: СНТ "Лесная поляна", <...>;
2. пожарный резервуар не оборудован устройствами для отбора воды пожарными автомобилями;
3. к пожарным резервуарам не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей размером не менее 12x12 метров;
4. пожарные резервуары не защищены от замерзания воды;
5. при количестве участков более 300 в садоводстве отсутствует одна прицепная помпа;
6. направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
7. на схеме садоводства, размещенной у въезда на его территорию, не обозначены источники противопожарного водоснабжения;
8. противопожарное расстояние до границ лесных насаждений (земли лесного фонда, расположенные на участке с кадастровым номером 38:06:000000:5923) от жилых домов на садовых земельных участках составляют менее 30 метров, в том числе от жилого дома, расположенного по адресу: СНТ "Лесная поляна", д. 313, расстояние составляет 8 метров;
9. в месте, в котором территория садоводства граничит с лесничеством (земли лесного фонда, расположенные на земельном участке кадастровый номер 38:06:000000:5923) не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра.
Административный истец полагает, что лицом, ответственным за устранение указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 предписания нарушений, является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Ушаковского муниципального образования, обязанный обеспечивать на территории поселения первичные меры пожарной безопасности, учитывая, что территория садоводства расположена в границах названного муниципального образования.
Полагает, что пункты 8 и 9 предписания содержат общие формулировки, лишь констатирующие, что территория садоводства не обеспечена противопожарным расстоянием в месте, в котором территория садоводства граничит с лесничеством, определенность в том, какими способами должны быть устранены нарушения, какие действия должно совершить СНТ "Лесная поляна" с целью устранения вменяемых нарушений, отсутствует, что является самостоятельным основанием для признания недействительным предписания.
Более того, предписание в части обеспечения территории СНТ "Лесная поляна" противопожарным расстоянием является неисполнимым. Фактическая возможность создания противопожарного расстояния от жилых домов на садовых земельных участках до границ лесных насаждений не менее 30 метров; защитной противопожарной минерализованной полосы не менее 1,4 метра в месте, в котором территория садоводства граничит с лесничеством, объективно отсутствует, поскольку земельные участки и строения, расположенные вблизи границ товарищества с лесными участками находятся в собственности садоводов. Исполнение предписания в указанной части потребует изъятия части земельных участков, принадлежащих садоводам, в то время как товарищество не наделено такими полномочиями, а также полномочиями на рубку леса за внешним периметром товарищества.
Административный истец просит признать незаконным и отменить предписание отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области от 25 апреля 2024 г. N 2404/001-38/56-В/ПВП об устранении нарушений обязательных требований.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен инженер отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области (государственный инспектор Иркутской области по пожарному надзору) Х.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г.
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. отменено в части отказа в удовлетворении административного иска СНТ "Лесная поляна" о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 8 предписания от 25 апреля 2024 г. N 2404/001-38/56-В/ПВП об устранении нарушений обязательных требований.
В отмененной части принято новое решение, которым признаны незаконными пункты 1, 2, 3, 4, 8 предписания.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции 26 марта 2025 г. апелляционное определение Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г. отменено в части, в которой отменено
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. и принято новое решение, административное дело в отмененной части направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе представитель СНТ "Лесная поляна" Т., повторяя основания административного искового заявления, просит решение суда отменить. Считает, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы СНТ "Лесная поляна", незаконно создает условия для привлечения товарищества к административной ответственности, возлагает на товарищество обязанности, не предусмотренные законом.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу государственный инспектор Иркутской области по пожарному надзору Х., представитель администрации Иркутского районного муниципального образования Ш. просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Руководствуясь
частью 2 статьи 150,
частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении судебного заседания.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя СНТ "Лесная поляна" Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного ответчика государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору Х., представителя администрации Иркутского районного муниципального образования Ш., полагавших решение суда законным и не подлежащим отмене, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта в соответствии с
частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области К. от 9 апреля 2024 г. N 2404/001-38/56-В/РВП уполномоченным лицом - государственным инспектором Иркутской области по пожарному надзору Х. в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении контролируемого лица СНТ "Лесная поляна" (земельный участок кадастровый номер 38:06:143608:324) проведена выездная внеплановая проверка.
По результатам проверки составлен акт от 25 апреля 2024 г. N 2404/001-38/56-В/АВП и выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 25 апреля 2024 г. N 2404/001-38/56-В/ПВП (далее также оспариваемое предписание), согласно которым:
1. Пожарные резервуары размещены на расстоянии более 200 метров от обслуживаемых ими зданий, в том числе расположенных по адресам: СНТ "Лесная поляна", д. 313 кадастровый номер 38:06:143608:941; СНТ "Лесная поляна", уч. 237 кадастровый номер 38:06:143608:420 (
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункт 10.4 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
2. Пожарные резервуары не оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями (
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункт 10.6 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
3. К пожарным резервуарам не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей размером не менее 12x12 метров (
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункт 10.10 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
4. Пожарные резервуары не защищены от замерзания воды (
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункт 10.11 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности";
5. При количестве участков более 300 в садоводстве отсутствует одна прицепная мотопомпа (
часть 1 статьи 6, Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 5.8 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения");
6. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (
пункт 48 Правил, прочее абзац 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
7. На схеме садоводства, размещенной у въезда на его территорию, не обозначены источники противопожарного водоснабжения (
пункт 71 Правил, прочее абзац 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
8. Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений (земли лесного фонда, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:5923) от жилых домов на садовых земельных участках составляют менее 30 метров, в том числе от жилого дома, расположенного по адресу: СНТ "Лесная поляна", д. 313 (кадастровый номер 38:06:143608:941) расстояние составляет 8 метров (
пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479);
9. В месте, в котором территория садоводства граничит с лесничеством (земли лесного фонда, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:5923), не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра (
пункт 74 Правил, прочее абзац 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 г. "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Предписанием установлены сроки его исполнения: до 1 октября 2024 г. пункты с 1 по 5, пункт 8; до 1 июня 2024 г. пункты 6, 7 и 9.
Решением начальника ГУ МЧС России по Иркутской области от 7 июня 2024 г. жалоба СНТ "Лесная поляна" на указанное предписание оставлена без удовлетворения.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления "СНТ "Лесная поляна" о признании незаконным, отмене предписания N 2404/001-38/56-В/ПВП от 25 апреля 2024 г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г. решение отменено в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 8 предписания.
В отмененной части принято новое решение, которым пункты 1, 2, 3, 4, 8 предписания признаны незаконными. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 марта 2025 г. N 88А-4286/2025 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г. отменено в части отмены решения Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. и принятия нового решения, административное дело в отмененной части направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г. оставлено без изменения.
В силу
части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.
Суд кассационной инстанции указал, что выводы суда апелляционной инстанции о возложении на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов обязанности по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в связи с чем, предписание в части спорных пунктов 1, 2, 3, 4 вынесено ненадлежащему лицу, постановлены при неполном выяснении имеющих значение обстоятельств, и в частности, не установлено территориальное местоположение СНТ "Лесная поляна".
Согласно
пункту 9 части 1 и
части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов перечислены в
части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (
часть 3 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Частями 1,
2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также Технический регламент) установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Как следует из материалов дела, СНТ "Лесная поляна" (земельный участок кадастровый номер 38:06:143608:324 из земель сельскохозяйственного назначения) расположено в границах Ушаковского сельского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области (сокращенное наименование Ушаковское муниципальное образование), вне границ населенных пунктов. В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что именно органы местного самоуправления Ушаковского муниципального образования, Иркутского районного муниципального образования должны обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, и в том числе, организовать наружное противопожарное водоснабжение в отношении объекта защиты СНТ "Лесная поляна" являются несостоятельными.
Кроме того, пунктом 8.5 Свода правил 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" предусмотрено, что территории ведения садоводства должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров с учетом пункта 5.10.
Требования к пожарным резервуарам и водоемам установлены Сводом
правил 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. N 225 (далее также СП 8.13130).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование планировки и застройки территории садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории.
Согласно сведениям, предоставленным СНТ "Лесная поляна" по запросу судебной коллегии, в 80-90 гг. на территории садоводства (в начале и в конце улицы Цветочная (уч. 168, уч. 13) установлены 2 цистерны объемом 40 м куб., которые приобретены на средства членов товарищества, являются имуществом общего пользования и используются в качестве накопительных резервуаров в составе летнего водопровода.
В паспорте территории СНТ "Лесная поляна", составленном в соответствии с
приложением N 9 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения указаны 2 скважины круглогодичного использования с пожарными гидрантами и 2 резервуара по 40 тонн (с мая по октябрь).
Фактически оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2, 3, 4 касается неполного соответствия уже имеющихся источников водоснабжения требованиям Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Свода
правил 8.13130.
Согласно
пункту 10.3 СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или пожарных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться не менее 50% объема воды на пожаротушение.
Аналогичное требование содержалось в
пункте 9.7 СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утв. приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 (далее - СП 8.13130.2009).
Пунктом 10.4 СП 8.13130 (
пункт 9.11 СП 8.13130.2009) установлено, что при заборе воды насосами пожарных автомобилей пожарные резервуары надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий или сооружений, находящихся в радиусе не более 200 м.
В соответствии с
пунктом 10.6 СП 8.13130 пожарные резервуары должны быть оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями.
Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3-5 куб. м. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм (
пункт 10.7 СП 8.13130).
Согласно
пункту 10.10 СП 8.13130 (
пункт 9.4 СП 8.13130.2009) к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей (мотопомп) и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров.
Пожарные резервуары и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды (
пункт 10.11 СП 8.13130,
пункт 9.17 СП 8.13130.2009).
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
По смыслу
пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускается несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований соответствующего технического регламента подтверждено другим способом.
Учитывая, что по смыслу указанного свода
правил для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты именно садоводческое товарищество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Техническим регламентом и нормативными документами по пожарной безопасности, выводы суда первой инстанции о законности пунктов 1, 2, 3, 4 оспариваемого предписания являются правильными.
По приведенным выше мотивам довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на орган местного самоуправления, на территории которого находится СНТ "Лесная поляна", судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Разрешая требование относительно пункта 8 предписания от 25 апреля 2024 г. N 2404/001-38/56-В/ПВП и отказывая в признании его незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что выбор способа устранения нарушений требований пожарной безопасности не относится к полномочиям органов государственного пожарного надзора МЧС России. Право выбора способа устранения указанных в предписании нарушений предоставлено самому заявителю.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью обжалуемого решения суда в указанной части.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Технического регламента противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Конкретные расстояния между различными объектами, относящимся к зданиям и сооружениям, закреплены в
таблицах 12 -
20 приложения к данному Закону.
Частью 3 названной статьи предусмотрены противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах, которые должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно
пункту 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013, утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
Как указано в
пункте 1.1 названного Свода правил, установленные им требования пожарной безопасности применяются к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 г. N 1190 Свод
правил СП 4.13130.2013 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(пункт 212). Аналогичное предусмотрено приказом Росстандарта от 13 февраля 2023 г. N 318
(пункт 16).
Статья 4 Технического регламента определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия
(часть 1); к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относит технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
(часть 2), к нормативным документам по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона
(пункт 1 части 3).
В силу
пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 данной статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
С учетом изложенного указание в пункте 8 оспариваемого предписания на необходимость исполнения административным истцом положений Свода
правил 4.13130.2013 является незаконным. Кроме того, земельный участок N 313 в границах СНТ "Лесная поляна" сформирован и поставлен на кадастровый учет 4 июня 2012 г., то есть до введения в действие Свода
правил СП 4.13130.2013.
Указание в пункте 8 предписания на неисполнение административным ответчиком положения
пункта 71 Правил противопожарного режима является также необоснованным, поскольку указанным
пунктом не нормируются противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений.
С учетом изложенного пункт 8 предписания нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска и признании незаконным пункта 8 предписания N 2404/001-38/56-В/ПВП от 25 апреля 2024 г. об устранении нарушений обязательных требований.
В остальной части решение является законным и обоснованным.
Нарушений, предусмотренных
частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, не имеется.
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. по данному административному делу отменить в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным пункта 8 предписания N 2404/001-38/56-В/ПВП от 25 апреля 2024 г. об устранении нарушений обязательных требований.
Принять в отмененной части новое решение, которым признать незаконным пункт 8 предписания N 2404/001-38/56-В/ПВП от 25 апреля 2024 г. об устранении нарушений обязательных требований, выданного государственным инспектором Иркутской области по пожарному надзору Х.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
И.М.АБРАМЧИК
Судьи
О.С.МАХМУДОВА
Э.В.ТРОФИМОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июня 2025 г.