Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 N 88А-4286/2025 (УИД 38RS0031-01-2024-007047-64)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Истец указал, что предписание содержит общие формулировки, не содержит способов устранения нарушений, конкретных действий, которые должен совершить истец с целью устранения вменяемых нарушений, в связи с чем является неисполнимым.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 N 88А-4286/2025 (УИД 38RS0031-01-2024-007047-64)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Истец указал, что предписание содержит общие формулировки, не содержит способов устранения нарушений, конкретных действий, которые должен совершить истец с целью устранения вменяемых нарушений, в связи с чем является неисполнимым.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2025 г. N 88А-4286/2025
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В.,
судей Черемисина Е.В., Евтифеевой О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору Х. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г.
по административному делу N 2а-5804/2024 по административному исковому заявлению СНТ "Лесная поляна" к ГУ МЧС России по Иркутской области, государственному инспектору Иркутской области по пожарному надзору Х. о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований,
заслушав доклад судьи Виноградовой О.В., объяснения Х., представителя ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4, представителя администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО5, представителя СНТ "Лесная поляна" ФИО7,
установила:
СНТ "Лесная поляна" обратилось с административным иском о признании незаконным и отмене предписание отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области от 25 апреля 2024 г. N об устранении нарушений обязательных требований, указывая, что предписание содержит общие формулировки, не содержит способов устранения нарушений, конкретных действий, которые должно совершить СНТ "Лесная поляна" с целью устранения вменяемых нарушений, в связи с чем, является неисполнимым.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 9 мая 2024 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении административного иска СНТ "Лесная поляна" о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 8 предписания N от 25 апреля 2024 г. об устранении нарушений обязательных требований, выданного Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Иркутской области. В отмененной части принято новое решение о признании незаконными пункты 1, 2, 3, 4, 8 предписания N от 25 апреля 2024 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственный инспектор просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права. Полагает, пункты 1, 2, З, 4, 8 предписания отменены необоснованно, поскольку предписание соответствует действующему законодательству РФ. Настаивает, что обязанность по обеспечению территории садоводства источниками наружного противопожарного водоснабжения возлагается на организацию, созданную для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах территории садоводства, в данном случае - СНТ "Лесная поляна", а выводы суда апелляционной инстанции о возложении данной обязанности на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов полагает постановленными без учета норм материального права, регулирующих сложившиеся правоотношения. Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, обосновывающими незаконность п. 8 предписания.
В судебном заседании государственный инспектор поддержал доводы жалобы. Иные лица, участвующие в деле, поддержали доводы отзывов и представленных возражений.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера судом апелляционной инстанции допущены.
Как установлено при рассмотрении административного дела, по итогам проведения выездной внеплановой проверки в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> СНТ "Лесная поляна", N, контролируемое лицо - СНТ "Лесная поляна", выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте от ДД.ММ.ГГГГ N согласно которому:
1. Пожарные резервуары размещены на расстоянии более 200 метров от обслуживаемых ими зданий, в том числе расположенных по адресам: СНТ "Лесная поляна", N (кадастровый N); СНТ "Лесная поляна", N (кадастровый номер N) (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 10.4 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
2. пожарные резервуары не оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 2 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 10,6 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
3. к пожарным резервуарам не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей размером не менее 12х12 метров (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 10.10 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
4. пожарные резервуары не защищены от замерзания воды (ч. 1 ст. 6, ч, 1 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной п. 10.11 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности";
5. при количестве участков более 300 в садоводстве отсутствует одна прицепная мотопомпа (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной п. 5.8 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения");
6. направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил, прочее абз. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
7. на схеме садоводства, размещенной у въезда на его территорию, не обозначены источники противопожарного водоснабжения (п. 71 Правил, прочее абзац 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
8. противопожарные расстояния до границ лесных насаждений (земли лесного фонда, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N) от жилых домов на садовых земельных участках составляют менее 30 метров, в том числе от жилого дома, расположенного по адресу: СНТ "Лесная поляна", N (кадастровый N) расстояние составляет 8 метров (п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N);
9. в месте, в котором территория садоводства граничит с лесничеством (земли лесного фонда, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра (п. 74 Правил, прочее абзац 1 Постановления Правительства Российской Федерации N от 16 сентября 2020 г. "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
СНТ "Лесная поляна" вынесено предписание от 25 апреля 2024 г. N по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 октября 2024 г. с 1-ого по 5-ый пункты, 8 пункт и в срок до 1 июня 2024 г. - 6, 7 и 9 пункты.
По результатам жалобы СНТ "Лесная поляна" на указанное предписание (апелляция от 15 мая 2024 г.), начальником ГУ МЧС России по Иркутской области 7 июня 2024 г. принято решение, которым в удовлетворении жалобы СНТ "Лесная поляна" об отмене предписания об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности от 25 апреля 2024 г. N отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, указав, что оспариваемое предписание вынесено с соблюдением установленного порядка, уполномоченным лицом, законных прав и интересов административного истца не нарушает, незаконной обязанности на последнего не возлагает, признав несостоятельными доводы административного истца, как основанные на неверном толковании норм материального права, сформулированные без учета изменений законодательства в области соблюдения требований пожарной безопасности, придя к выводу, что ответственность за наличие на территории СНТ "Лесная поляна" источников наружного противопожарного водоснабжения и их соответствие требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несет товарищество.
Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании 1, 2, 3, 8 предписания и удовлетворяя требования в отмененной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм права. Ссылаясь на положения ч. 2 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ, нормы Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на собственников садовых земельных участков возложена обязанность по соблюдению обязательных, а не первичных требований пожарной безопасности. Установив, что земельный участок N СНТ сформирован и поставлен на кадастровый учет 4 июня 2012 г., то есть до введения Свода правил СП 4.13130.2013, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности п. 8 предписания, поскольку указание в нем на неисполнение административным ответчиком положения пункта 71 Правил N является необоснованным, так как данным пунктом не нормируются противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Выводы суда апелляционной инстанции, со ссылкой на положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N, ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" о возложении на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов" обязанности по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в связи с чем, предписание в части спорных пунктов вынесено ненадлежащему лицу, постановлены при неполном выяснении имеющих значение обстоятельств.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в части 1 статьи 19 Закона N 69-ФЗ.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а не статьи 17.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (часть 3 статьи 19 Закона о пожарной безопасности). Частью 3 статьи 10 Закона о пожарной безопасности определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Как следует из решения суда первой инстанции, товарищество находится на территории администрации Ушаковского муниципального образования и администрации Иркутского районного муниципального образования.
В свою очередь, из судебного акта суда апелляционной инстанции не усматривается, что территориальное расположение СНТ "Лесная поляна" установлено. При этом, как следует из доводов кассационной жалобы, садоводство "Лесная поляна" расположено за пределами городских и сельских населенных пунктов на территории Иркутского района Иркутской области.
Однако, данные обстоятельства являются значимыми для целей применения вышеуказанных норм.
Кроме того, пунктом 8.5 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что территории ведения садоводства должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров с учетом 5.10.
Требования к пожарным резервуарам и водоемам установлены СП 8.13130.2020 "Наружное пожарное водоснабжение".
Настоящий свод правил распространяется на проектирование планировки и застройки территории садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории.
Из материалов дела усматривается, что на территории СНТ "Лесная поляна" уже имеются источники водоснабжения - пожарные резервуары, однако, судом апелляционной инстанции не выяснялось и не установлено, кем были установлены данные источники наружного противопожарного водоснабжения.
Фактически предписание в части спорных пунктов касается неполного соответствия уже имеющихся источников водоснабжения требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности").
По смыслу пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускается несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований соответствующего технического регламента подтверждено другим способом.
Учитывая, что по смыслу указанного свода правил для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты именно товарищество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности, выводы суда апелляционной инстанции, фактически указывающие, что предписание в части спорных пунктов адресовано ненадлежащему лицу, являются преждевременными.
В силу изложенного кассационный суд усматривает, что апелляционная инстанция обязана была исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
Допущенные судом апелляционной инстанции при разрешении административного дела нарушения являются существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
При таких данных, апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене в части, в которой было отменено решение суда первой инстанции и принят новый судебный акт.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 декабря 2024 г. в части отмены решения Иркутского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2024 г. и принятия нового решения отменить, административное дело в отмененной части направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 8 апреля 2025 г.