Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 N 88А-16634/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.01.2023 N 33а-614/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-003891-32)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: На основании решения о проведении выездной проверки была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении образовательного учреждения. По результатам проверки были выданы акт и предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.01.2023 N 33а-614/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-003891-32)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: На основании решения о проведении выездной проверки была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении образовательного учреждения. По результатам проверки были выданы акт и предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2023 г. N 33а-614/2023
Дело N 2а-4713/2022
УИД 38RS0001-01-2022-003891-32
Судья: Черных А.В.
Судья-докладчик: Исакова Н.Н.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Исаковой Н.Н.,
судей Каракич Л.Л., Карнышова А.И.,
при секретаре судебного заседания Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4713/2022 по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 19" к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, Главному Управлению МЧС России по Иркутской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 19" на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 9 сентября 2022 г.,
установила:
в обоснование заявленных требований указано, что на основании решения о проведении выездной проверки от 15 февраля 2022 г. в период с 17 февраля 2022 г. по 3 марта 2022 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБОУ "СОШ N 19". По результатам проверки выдан акт N 24 от 24 февраля 2022 г. и предписание от 24 февраля 2022 г. N 24/1 со сроком исполнения до 15 января 2023 г. В соответствии с выданным предписанием МБОУ "СОШ N 19" надлежит устранить следующее нарушение: внутренний противопожарный водопровод (далее ВПВ) в здании школы не соответствует требованиям пожарной безопасности (расход воды ВПВ составляет 1,0 л/с, что не удовлетворяет требованиям расхода, согласно технического заключения ФГБУ СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория"). МБОУ "СОШ N 19" в досудебном порядке 3 марта 2022 г. направило жалобу, по результатам рассмотрения которой принято решение от 29 марта 2022 г. об оставлении жалобы без удовлетворения. Административный истец считает предписание незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим его права и законные интересы. Требования к ВПВ, включая нормативный расход воды для тушения пожаров, устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СНиП 2.04..01-85* и ранее действовавшим и впервые введенным в действие
СП 10.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" (далее СП 10.13130.2009). Данный СП являлся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливал требования пожарной безопасности к системам ВПВ и распространял свое действие на проектируемые и реконструируемые системы ВПВ, а не на эксплуатацию действующих ВПВ. Здание МБОУ "СОШ N 19" 1961 года постройки, реконструкции не подвергалось, соответственно под действие
СП 10.13130.2009 не попадает. Более того,
п. 4.1.5 указанного СП установлено, что ВПВ не требуется предусматривать в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованных стационарной киноаппаратурой. Таким образом, на законодательном уровне ранее действовавшие требования к ВПВ здания МБОУ "СОШ N 19" и не устанавливались.
СП 10.13130.2009 утратил силу в связи с изданием
Приказа МЧС России от 27 июля 2020 г. N 559, утвердившим
СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" (далее СП 10.13130), который действует в настоящее время и также распространяется на вновь проектируемый и реконструируемый ВПВ. (
п. 1.2 СП 10.13130).
Пунктом 1.4 СП 10.13130 также предусмотрено, что ВПВ не требуется в зданиях общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях, кроме школ-интернатов), дошкольных образовательных организациях (детских садах).
СНиП 2.04.01-85* также распространялся на проектируемые, реконструируемые системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков. Кроме того, в
п. 6.1 данного СНиП отсутствует такой объект защиты как здание общеобразовательной организации. Более того, в соответствии с
п. 6.5 данного СНиП не требуется предусматривать ВПВ в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованные стационарной киноаппаратурой. Указанные нормативные акты в их единстве и взаимосвязи между собой указывают на то, что требования административного ответчика в части ВПВ в здании МБОУ "СОШ N 19" не соответствует нормативным актам. Кроме того, согласно проектному заданию 1960 года, выкопировки из генплана, проектируемый и водопровод существующий отображены только до объекта МБОУ "СОШ N 19". Следовательно, вывод о том, что именно ВПВ МБОУ "СОШ N 19" не соответствует требованиям пожарной безопасности - является неверным. В соответствии с основными показателями водоснабжения секундный расход воды с учетом противопожарного расхода равен 6.15. Поскольку в водопровод проектируемый и водопровод существующий в границах самого здания МБОУ "СОШ N 19" отсутствует, соответственно указанный норматив применяется к наружным сетям водопровода, а секундный расход сточных вод относящийся к канализации равен в тирах 1,15. Таким образом, исходя из имеющейся выкопировки ВПВ в здании МБОУ "СОШ N 19" вообще не предусмотрен, а секундный расход воды, предусмотренный проектным заданием, соотносится с водопроводом, расположенным на территории школы и сточным водам, относящимся к канализации. Административный истец полагает, что в данном случае предписание не соответствует законности и возлагает на МБОУ "СОШ N 19" обязанность, которая при исполнении приведет к нарушению бюджетного законодательства, а именно к неправомерному (нецелевому) расходованию бюджетных средств. Необходимость устройства ВПВ при строительстве здании школы в 1960-х годах была актуальной, так как набор систем противопожарной защиты был ограничен и регламентировался правилами пожарной безопасности ППБ-101-89, которые в настоящее время недействительны. В настоящее время учреждение обеспечено современными системами противопожарной защиты, которые при возникновении пожарной опасности в здании обеспечат безопасную эвакуацию людей до прибытия первого подразделения пожарной охраны.
Просило признать незаконным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области N 24/1 от 24 февраля 2022 г.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 9 сентября 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В качестве доводов жалобы указало, что решение принято без учета проектного задания здания МБОУ, в котором отражено наличие внутреннего пожарного водовода. Здание построено в 1960-х годах, учреждение обеспечено современными системами противопожарной защиты, при этом законодателем определено, что в зданиях общеобразовательных организаций не требуется внутренний пожарный водовод, что судом не учтено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Иркутской области не согласно с доводами жалобы, просит отказать в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь
частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., объяснения представителя административного истца Л.Т., поддержавшей доводы жалобы, представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области П., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с
частью 1 статьи 218,
части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 1 Федеральный закон N 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290, установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В силу
статьи 6 Федеральный закон N 69-ФЗ, а также
подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно
статье 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона N 123, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Судом установлено, что МБОУ "СОШ N 19" является бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является Ангарский городской округ.
Предписанием N 121/1/1 от 16 июля 2021 г. на МБОУ "СОШ N 19" была возложена обязанность в срок до 1 февраля 2022 г. устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в несоответствии требованиям пожарной безопасности расхода воды внутреннего пожарного водопровода (далее- ВПВ).
На основании решения начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области - главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору Л.А. от 15 февраля 2022 N 24 в период с 17 февраля 2022 г. по 3 марта 2022 г. в отношении МБОУ "СОШ N 19" проведена выездная проверка в рамках контроля за выполнением ранее выданного предписания от 16 июля 2021 г. N 121/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Указанным решением уполномоченными на проведение проверки назначены государственные инспектора АГО по пожарному надзору Б., С., П.
По результатам проведенной проверки составлен протокол осмотра от 18 февраля 2022 г. Инспектором ОНД и ПР по АГО Б. 24 февраля 2022 г. составлен акт внеплановой выездной проверки N 24, на основании которого выдано предписание N 24/1 от 24 февраля 2022 г. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Предписание получено представителем МБОУ "СОШ N 19" 24 февраля 2022 г.
Внеплановая выездная проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных положениями Федерального
закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" уполномоченным на проведение соответствующих проверок лицом на основании решения начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области и в установленные сроки.
Согласно акту внеплановой выездной проверки от 24 февраля 2022 г., в ходе проверочных мероприятий выявлено следующее нарушение обязательных требований пожарной безопасности:
внутренний противопожарный водопровод в здании школы не соответствует требованиям пожарной безопасности (расход воды ВПВ составляет 1,0 л/с, что не удовлетворяет требованиям расхода, согласно технического заключения ФГБУ СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" N 166/2019 от 16 июля 2019 г.).
Предписанием N 24/1 от 24 февраля 2022 г. на МБОУ "СОШ N 19" возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до 15 января 2023 г.
Из материалов дела следует, что здание МБОУ "СОШ N 19" является 1961 года постройки, расположено по адресу <***>.
Здание школы оборудовано внутренним пожарным водопроводом, что подтверждается техническим заключением ФГБУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" N 166/2019, ответом МКУ "Служба муниципального хозяйства" от 29 августа 2022 г., планами эвакуации МБОУ "СОШ N 19", на которых обозначено расположение пожарных кранов с 1-го по 3-й этаж.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что здание МБОУ "СОШ N 19" оборудовано внутренним противопожарным водопроводом.
Рассматривая дело и удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Оснований не согласиться с такими выводами суда не имеется.
Статьей 4 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
(ч. 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона
(ч. 3).
В соответствии со
статьей 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу статьи 62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным
законом.
Внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (статья 86 Технического регламента).
Необходимость обеспечения для зданий и сооружений противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров) установлена также статьей 90 Технического регламента.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно
статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ к лицам, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности, относятся, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Действовавшие на момент проектирования и строительства здания МБОУ "СОШ N 19" строительные нормы СНиП П-Г.3 являлись общеобязательными, распространялись на все виды строительства, за исключением строительства временных зданий и сооружений.
Согласно пункту 5 главы 3 раздела 1 указанных СНиП П-Г.3 устройство внутренних противопожарных водопроводов обязательно в зданиях учебных заведений и детских садов высотой 3 этажа и выше.
В соответствии с п. 7 раздела 2 главы 3 указанных строительных норм и правил нормы расхода воды и число струй на внутреннее пожаротушение в жилых и общественных зданиях, а также в бытовых помещениях производственных зданий надлежит принимать согласно табл. 3.
Согласно таблицы 3 расход воды на внутреннее пожаротушение в учебных заведениях следует принимать 2,5 л/с на одну струю.
Отклоняя ссылки о неправомерности предписания ввиду изменения законодательства и неприменения к спорным правоотношениям требований ранее действовавшего законодательства, предусматривающего обязательное наличие внутреннего пожарного водопровода, что действующими нормами требования об устройстве ВПВ на здания школ не распространяются, суд первой инстанции обосновано признал их основанными на неверном толковании норм закона.
Статьей 4 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
(ч. 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона
(ч. 3).
В случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению
(ч. 4).
Статья 151 названного закона устанавливает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона
(ч. 1).
Так, требования действовавшего с 1 февраля 2011 г. по 26 января 2021 г.
СП 10.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" распространялись на проектируемые и реконструируемые системы внутреннего противопожарного водопровода (п. 1.2).
Положения действовавшего до 1 сентября 2021 г.
СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий", и введенного в действие
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 920/пр свода правил
СП 30.13330.2020 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" также устанавливают требования к проектированию внутренних систем водоснабжения и водоотведения во вновь строящихся и реконструируемых производственных, общественных зданиях.
Введенный в действие с 27 января 2021 г. Свод правил
СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" также распространяется на вновь проектируемый и реконструируемый внутренний противопожарный водопровод (ВПВ)
(п. 1.2).
Согласно письменным пояснениям МКУ "Служба муниципального хозяйства" от 29 августа 2022 г. здание МБОУ "СОШ N 19" является 1961 года постройки. Внутренний водовод в здании МБОУ "СОШ N 19" совмещенный: хозяйственно-питьевой объединенный с противопожарным. Комплексный капитальный ремонт системы холодного водоснабжения не проводился, но система водоснабжения со времени ввода здания в эксплуатацию претерпела изменения и частичные ремонты. Ориентировочно в 2012 году был выполнен комплексный капитальный ремонт санузлов с заменой трубопроводов водоснабжения, канализации, санитарно-технического оборудования, водоразборной арматуры. Выполнен ремонт ввода водопровода в здание с заменой трубопроводов рамки холодной воды, установкой прибора учета холодной воды и установкой задвижки с электроприводом на обводной линии холодного водоснабжения, согласно требованиям пожарной безопасности. Выполнена замена пожарных кранов с установкой новых пожарных шкафов и оборудования его наполнения: пожарных клапанов, рукавов и стволов.
Поскольку здание МБОУ "СОШ N 19" не является построенным в периоды действия данных правовых актов, а также в период их действия не подвергалось реконструкции, положения
СП 10.13130.2009,
СП 30.13330.2016,
СП 10.13130 на спорные правоотношения не распространяются.
В соответствии с
п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений
п. 2 и
п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что расход воды внутреннего противопожарного водопровода здания МБОУ "СОШ N 19" не отвечает установленным к ВПВ требованиям. Необходимые меры, направленные на устранение выявленных нарушений, руководителем МБОУ "СОШ N 19" не принимались.
Несоответствие внутреннего противопожарного водопровода требованиям пожарной безопасности, с учетом того, что здание является общеобразовательным учреждением, в котором обучаются несовершеннолетние дети, является тем фактором, который влечет возможную угрозу жизни и здоровью людей (детей) в случае возможного возникновения пожара.
Школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относятся к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Эксплуатация объекта с массовым пребыванием людей в нарушение требований пожарной безопасности недопустимо, поскольку может привести в случае пожара к необратимым последствиям - массовой гибели и/или травмированию работников школы, детей, посещающих данное образовательное учреждение и иных лиц, находящихся в помещениях учреждения, повреждению и уничтожению имущества.
Несогласие с требованиями государственного органа, не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и обоснованными, основанными на верном толковании норм материального права, которые подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
В апелляционной жалобе административным истцом каких-либо доводов, которым не дана оценка судом первой инстанции, не приведено. Жалоба повторяет позицию административного иска, направлена на переоценку верно установленных судом обстоятельств.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции установлено наличие в здании водовода, при этом не имеет правового значения для разрешения спора то, что расход воды ВПВ указан в проектном задании здания, поскольку в настоящее время этот расход не соответствует требованиям законодательства и такое несоответствие должно быть устранено.
Не влияют на выводы судебной коллегии доводы жалобы о предоставлении суду планов эвакуации из здания, поскольку наличие таких планов не освобождает от соблюдения иных требований пожарной безопасности, в том числе касающихся ВПВ.
Не имеют правового значения представленные судебные акты о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку в силу
ст. 65 КАС РФ они не имеют в настоящем деле преюдициального значения, так как предметом настоящего административного иска не являются административно-правовые последствия действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда по делу об административном правонарушении.
Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.
Руководствуясь
п. 1 ст. 309,
ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 9 сентября 2022 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Н.Н.ИСАКОВА
Судьи
Л.Л.КАРАКИЧ
А.И.КАРНЫШОВ