Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Безопасность всякая нужна, а пожарная - важна!
(Кудряшов С.Н.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2)
Информация о публикации
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2
Статья: Безопасность всякая нужна, а пожарная - важна!
(Кудряшов С.Н.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2)
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2
БЕЗОПАСНОСТЬ ВСЯКАЯ НУЖНА, А ПОЖАРНАЯ - ВАЖНА!
Осуществление предпринимательской деятельности предполагает не только соблюдение всех установленных норм, правил, законов, но и общение с проверяющими. Поэтому сама мысль о предстоящей проверке вызывает у бизнесмена по меньшей мере дискомфорт, не говоря уже о проверке, например пожарной.
В последнее время соблюдению хозяйствующими субъектами, в том числе и индивидуальными предпринимателями, мер пожарной безопасности уделяется много внимания. Такой интерес со стороны контролеров вполне объясним, так как невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных правил пожарной безопасности может привести к материальному ущербу и причинить вред жизни и здоровью граждан.
В этой статье даны ответы на вопросы: какими законодательными нормами руководствуются инспекторы при проведении пожарной проверки? Чем грозит индивидуальному предпринимателю нарушение норм пожарной безопасности? Также рассмотрены другие моменты взаимоотношений с сотрудниками Госпожнадзора.
Пожарные контролеры вправе проводить плановые и внеплановые проверки. В соответствии с
п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ
<1> плановые проверки индивидуальных предпринимателей должны проводиться не чаще одного раза в два года. Внеплановыми проверками пожарные инспекторы могут "порадовать" индивидуальных предпринимателей в определенных случаях:
- жалобы граждан на нарушение индивидуальным предпринимателем их прав и законных интересов в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением установленных правил пожарной безопасности;
- получение иной информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и предпринимателей.
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Если жалоба (обращение) в Госпожнадзор является анонимной, то она не может служить основанием для внеплановой проверки норм пожарной безопасности (
п. 5 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ).
На практике довольно часто причиной внеплановых проверок может послужить пожар. При этом вероятность посещения проверяющих возрастает у тех предпринимателей, которые осуществляют ту же деятельность, что и погорелец, например магазины, реализующие строительные материалы.
Ну и, конечно, не стоит забывать о внеплановых посещениях контролеров с целью проверить исполнение предписания об исправлении нарушений правил пожарной безопасности по результатам плановых проверок.
Пожарные инспекторы наделены довольно широкими полномочиями при проведении контрольных мероприятий. В данном случае следует упомянуть о Постановлении Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, утвердившем
Положение о государственном пожарном надзоре. Так, например, в соответствии с
пп. 2 п. 9 данного документа пожарные инспекторы имеют право беспрепятственно обследовать территории, здания, сооружения, помещения предпринимателей и другие объекты, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Более того, они могут требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, относящихся к предмету проверки.
Права и обязанности проверяемых
В соответствии со
ст. 13 Федерального закона N 134-ФЗ индивидуальные предприниматели имеют право присутствовать при проведении проверки пожарными инспекторами, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Также бизнесмен перед проверкой может потребовать у контролеров предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем пожарного управления или его заместителем, в котором должны содержаться соответствующие реквизиты (
п. 1 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ).
Обратите внимание: согласно
п. 2 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ, тех проверяющих, которые не указаны в распоряжении, можно смело не пропускать на территорию того или иного хозяйствующего субъекта, равно как не следует пропускать контролеров вообще, если какой-либо документ из перечисленных выше не был ими предъявлен.
Кроме того, следует завести журнал проверок, в котором фиксировать каждое посещение контролеров, а также их данные (Ф.И.О., должность, подпись). В журнале указываются дата, время проведения, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, сведения о выявленных нарушениях, составленных протоколах, административных правонарушениях и выданных предписаниях (
п. 5 ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ). Журнал проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью индивидуального предпринимателя (при наличии таковой). В случае отсутствия журнала в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.
Заводя речь об обязательствах, нужно обратиться к Федеральному
закону N 69-ФЗ
<2>. По мнению автора статьи, индивидуальным предпринимателям следует руководствоваться
ст. 37 данного Закона, несмотря на то, что она устанавливает права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с данной нормой на проверяемых возлагаются обязательства по:
- соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
- разработке и осуществлению мер обеспечения пожарной безопасности;
- проведению противопожарной пропаганды, а также обучению своих работников мерам пожарной безопасности;
- включению в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности;
- содержанию в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, предотвращению их использования не по назначению;
- оказанию содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения;
- обеспечению должностным лицам пожарной охраны при выполнении ими служебных обязанностей доступа на территорию, в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
- представлению по требованию должностных лиц Государственного пожарного надзора сведений и документов о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительному извещению пожарной охраны о возникших пожарах, неисправностях системы и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
--------------------------------
<2> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Порядок проведения проверки
В соответствии с
п. 3 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ продолжительность проверки индивидуального предпринимателя не должна превышать один месяц. Однако в исключительных случаях на основании мотивированного запроса проверяющего руководитель Госпожнадзора или его заместитель может продлить данный срок, но не более чем на один месяц, например, в связи с проведением дополнительных мероприятий в рамках проверки.
По окончании проверки пожарным инспектором составляется акт в двух экземплярах (
п. 52 Приказа МЧС России N 132
<3>). В нем контролер дает краткую характеристику состояния пожарной безопасности проверяемого объекта, а также отражает результаты проверки. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз. В случае привлечения предпринимателя к ответственности за нарушение обязательных требований пожарной безопасности к акту прилагаются также объяснения ответственных работников. Один экземпляр акта с копиями приложений пожарный инспектор в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручает индивидуальному предпринимателю либо его представителю под расписку или направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
--------------------------------
<3>
Приказ МЧС России от 17.03.2003 N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации".
Если по результатам проверки норм пожарной безопасности установлено административное правонарушение, то контролер оформляет протокол в порядке, предусмотренном
КоАП РФ
<4>, и выдает предписание об устранении выявленных нарушений, составленное в двух экземплярах. В данном документе указываются нарушения норм пожарной безопасности и сроки их устранения
<5>. При этом надо учитывать, что по истечении указанного срока пожарные придут проконтролировать исполнение их предписания (
п. 50 Приказа МЧС России N 132). Однако в данном случае внеплановую проверку можно предотвратить. Для этого до установленного в предписании срока необходимо устранить все указанные нарушения и представить подтверждающие документы в контролирующий орган.
--------------------------------
<4>
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
<5> Срок выполнения предписания (устранения выявленных нарушений) устанавливается проверяющим с учетом степени потенциальной опасности выявленных правонарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.
В случае если вы с выявленными нарушениями, замечаниями по пожарной безопасности или с наложенными взысканиями не согласны, предписание инспекторов можно обжаловать в 10-дневный срок начальнику пожарной службы.
Что интересует проверяющих?
Основная цель пожарного инспектора - проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем
Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)
<6> (далее - ППБ). Как показывает практика, при проверке хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения
ППБ контролеры, как правило, обращают внимание лишь на основные, наиболее распространенные нарушения. Рассмотрим их.
--------------------------------
<6>
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Первое, что потребует инспектор, - это приказ, утвержденный предпринимателем, и инструкцию о пожарной безопасности в фирме. Так, например, приказ предпринимателя помимо ответственных за пожарную безопасность сотрудников должен определять порядок осмотра помещения в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа сотрудников фирмы.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть отражены (
Приложение N 1 к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 313):
1) Порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей.
2) Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ.
3) Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов.
4) Места курения.
5) Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды.
6) Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв.
7) Обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
8) Порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Необходимо сказать несколько слов о местах курения. С одной стороны,
ст. 6 Федерального закона N 87-ФЗ
<7> запрещено курение на рабочих местах и предусмотрена обязанность работодателей оборудовать специально отведенные места для курения. С другой стороны, требования, которым должны соответствовать места для курения, ни
ППБ, ни другими нормативными документами не установлены. По мнению автора статьи, во избежание претензий со стороны пожарных инспекторов работодателям при оборудовании специальных мест для курения необходимо руководствоваться здравым смыслом, то есть не располагать их рядом с легковоспламеняющимися материалами и установить металлические урны.
--------------------------------
<7> Федеральный
закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая
Нормам пожарной безопасности
<8>. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) дополнительно к плану эвакуации при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки - "учебные тревоги". При этом следует учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).
--------------------------------
<8>
Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323.
Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник мог с ней связаться (
п. 13 ППБ). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (
п. 52 ППБ). Согласно
п. 33 ППБ около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, - проверка обеспечения помещений фирмы огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (
п. 108 ППБ). Их количество, типы и виды в зависимости от площади и видов помещений определены в
Приложении N 3 к ППБ.
Не следует забывать и о своевременном обслуживании и проверке противопожарных систем и установок (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений, которые должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (
п. 34 ППБ).
Обратите внимание:
Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03)
<9> помогут разобраться, в каких случаях следует устанавливать автоматическую пожарную сигнализацию, в каких - автоматическую систему пожаротушения. Так, например, если торговый зал располагается в цокольном или подвальном помещении и имеет площадь более 200 кв. м, то в соответствии с данными
Нормами в зале необходимо установить автоматическую систему пожаротушения. Если торговый зал менее 200 кв. м - автоматическую пожарную сигнализацию.
--------------------------------
<9>
Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.
Согласно
п. 23 ППБ дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда. В противном случае фирма может быть привлечена к административной ответственности. Так, в
Постановлении ФАС ЗСО от 05.09.2006 N Ф04-5502/2006(25831-А75-7) судьи поддержали контролеров в привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности за установку без согласования с органами пожарного надзора шлагбаума, который перекрыл проезд к зданиям и сооружениям, установленный для пожарных машин.
В соответствии с
ППБ все хозяйствующие субъекты независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны обеспечивать пожарную безопасность. К наиболее распространенным мерам обеспечения пожарной безопасности можно отнести установку противопожарной сигнализации в помещении (офисе, магазине и т.д. и т.п.) и приобретение огнетушителей. У индивидуального предпринимателя часто возникают вопросы, связанные с налоговым учетом затрат на их приобретение, установку, содержание и эксплуатацию.
Напомним, что учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, находящимися на общем режиме налогообложения, осуществляется в соответствии с
Порядком учета, утвержденным в связи с введением в действие
гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ совместным Приказом Минфина России и МНС России N 86н/БГ-3-04/430
<10>. При этом учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в
книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом (
п. 4 Порядка учета). В соответствии с
п. 13 Порядка учета доходы и расходы отражаются в
книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и осуществления расхода, что подтверждается соответствующими платежными документами.
--------------------------------
<10>
Приказ Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".
При исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов (
п. 1 ст. 221 НК РФ). При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном
гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Согласно
ст. 252 НК РФ данные расходы должны быть обоснованны и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Приобретение и обслуживание систем пожарной сигнализации
Исходя из того, что пожарная сигнализация является имуществом со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб., индивидуальному предпринимателю следует принять ее на учет как амортизируемое имущество (
ст. 256 НК РФ). Причем в соответствии с
п. 1 ст. 257 НК РФ,
п. 24 Порядка учета первоначальная стоимость пожарной сигнализации будет определяться как сумма расходов на ее приобретение, доставку, установку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования.
Согласно Классификации основных средств
<11> приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код
143319000), а также оборудование для пожаротушения (код
142944000) относятся к
четвертой амортизационной группе оборудования со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно.
--------------------------------
<11>
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Таким образом, стоимость пожарной сигнализации будет учитываться индивидуальным предпринимателем в целях исчисления НДФЛ посредством начисления амортизации линейным способом (
п. 40 Порядка учета).
При установке сигнализации, как правило, заключается договор на ее обслуживание, в котором оговаривается, в частности, проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии, а также реагирование на поступивший на пульт охраны сигнал. Затраты по договору можно учесть в целях исчисления НДФЛ в соответствии с
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ,
пп. 4 п. 47 Порядка учета как прочие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Приобретение огнетушителей
Первоначальная стоимость огнетушителей не превышает 10 000 руб., следовательно, они не относятся к объектам амортизируемого имущества в целях налогообложения (
ст. 256 НК РФ). Поэтому затраты на их приобретение можно учесть при исчислении НДФЛ в составе материальных расходов на основании
пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию.
Расходы на зарядку и ремонт огнетушителей индивидуальные предприниматели могут учесть в составе прочих расходов в соответствии с
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Обучение работников правилам пожарной безопасности
Согласно
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ
<12> на налогоплательщиков-работодателей возложена обязанность, в частности, по обучению своих работников мерам пожарной безопасности. Следовательно, затраты индивидуального предпринимателя по оплате такого обучения следует учесть при определении налогооблагаемой базы по НДФЛ в составе прочих расходов, связанных с осуществляемой деятельностью (
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
--------------------------------
<12> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Кроме того, все произведенные предпринимателем расходы в целях исчисления НДФЛ должны соответствовать требованиям
п. 1 ст. 252 НК РФ: быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.
К сожалению, несмотря на принятые меры безопасности, пожар все-таки случается. Если утраченное вследствие пожара имущество (товар, материалы) было застраховано, то предприниматель может рассчитывать на получение компенсации от страховой компании. А если нет? В таком случае предпринимателю, попавшему в беду, остается один способ компенсировать потери - учесть их стоимость в расходах. Как это можно сделать?
Согласно
п. 2 ст. 252 НК РФ затраты налогоплательщика в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления предпринимательской деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. К последним, в частности, могут относиться и потери от пожаров (
пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). По мнению Минфина (
Письмо от 13.03.2006 N 03-03-04/1/208), к ним можно отнести стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества.
Таким образом, исключив из налоговой базы по НДФЛ сумму потерь от пожара, предприниматель сможет уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), подав в налоговую инспекцию по месту учета декларацию по
форме 3-НДФЛ.
Обратите внимание: если при проведении камеральной налоговой проверки декларации по
форме 3-НДФЛ контролеры не обнаружат первичные документы, подтверждающие расходы, заявленные при подаче декларации, то учесть их налоговики не вправе. На это обращает внимание ФНС России в
Письме от 09.02.2007 N ГИ-6-04/100.
В этой связи возникает вопрос: какие документы необходимо представить с декларацией для подтверждения расходов, в частности потерь от пожара, чтобы при камеральной налоговой проверке у контролеров не возникло претензий? По мнению автора статьи, в целях обложения НДФЛ в качестве расходов, уменьшающих полученные индивидуальным предпринимателем доходы, материальные потери от пожара необходимо подтвердить:
- справкой Управления Государственной противопожарной службы, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которыми установлена причина возгорания;
- актом инвентаризации, в котором нужно зафиксировать стоимость утраченного имущества. Порядок проведения инвентаризации и способ отражения результатов установлены Методическими
указаниями, утвержденными Приказом Минфина России N 49
<13>.
--------------------------------
<13>
Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Кроме того, предприниматель должен документально подтвердить, что причинами нанесения ущерба являются обстоятельства объективного характера. Следует отметить, что контролирующие органы занимают схожую позицию при решении подобных вопросов (Письма Минфина России
N 03-03-04/1/208, УФНС по г. Москве от 23.10.2006
N 20-12/92773). Поэтому если с декларацией представить вышеперечисленные документы, то проблемы при проведении камеральной налоговой проверки декларации по
форме 3-НДФЛ возникнуть не должны.
Ответственность за нарушения
На основании
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться им, а также ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Это подтверждается и арбитражной практикой (
Постановление ФАС ДВО от 14.09.2006, 07.09.2006 N Ф03-А73/06-2/2961). Указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
К сведению: риск случайной гибели или случайного повреждения вследствие пожара объекта строительства по договору строительного подряда до его приемки заказчиком несет подрядчик (
Постановление ФАС ВВО от 28.03.2005 N А82-3162/2004-4).
Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений). Так, например, если в ходе ревизии проверяющие обнаружили незначительные нарушения
ППБ, то они могут не привлекать индивидуального предпринимателя к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Например, запасные выходы из здания заставлены коробками. В таком случае контролеры могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не выполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать. В данном случае проверяющие вправе воспользоваться
ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с которой должностное лицо за невыполнение в установленный срок предписания пожарных инспекторов может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ (от 1000 до 2000 руб.) или дисквалифицировано на срок до трех лет. Напомним, согласно
ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Однако на практике пожарные инспекторы, как правило, одними предписаниями не ограничиваются. При выявлении в рамках проверки нарушений установленных норм пожарной безопасности контролеры фиксируют их в акте проверки и оформляют протокол об административном правонарушении.
К сведению: именно эти документы являются в суде подтверждением правонарушения (
Постановление ФАС ЗСО от 05.12.2006 N Ф04-7956/2006(28872-А27-27)). И наоборот, отсутствие одного из этих документов может послужить основанием для направления дела на новое рассмотрение (
Постановление ФАС ВСО от 11.09.2006 N А33-8507/06-Ф02-4718/06-С1).
В данном случае штрафные санкции для индивидуальных предпринимателей варьируются от 1000 до 2000 руб. (
п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Для сотрудника предпринимателя, ответственного за пожарную безопасность, такой проступок может повлечь штраф в размере от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.). Кроме того, данная норма для индивидуальных предпринимателей помимо денежных штрафов предусматривает такую меру ответственности, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Меру ответственности бизнесмена в данном случае будут определять контролеры.
Суды, как правило, в подобных ситуациях поддерживают инспекторов. Яркий тому пример -
Постановление ФАС ДВО от 14.08.2006, 09.08.2006 N Ф03-А16/06-2/2565. В данном документе рассмотрена ситуация, в которой пожарные инспекторы по результатам проверки привлекли фирму к административной ответственности за нарушения ППБ, выразившиеся в хранении под лестничным маршем горючих материалов
(п. 40) и загромождении коридора этажа здания посторонними предметами
(п. 53). Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление пожарных проверяющих, указав на малозначительность совершенного организацией административного правонарушения, учитывая, что оно не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло тяжких последствий и устранено. Однако ФАС ДВО с таким выводом не согласился и, ссылаясь на
п. 18 Постановления ВАС РФ N 10
<14>, указал, что совершенное хозяйствующим субъектом административное правонарушение посягает на общественную безопасность, поэтому не может быть признано малозначительным.
--------------------------------
<14>
Постановление ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Если вышеперечисленные нарушения совершены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии с
п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на предпринимателя могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб. по усмотрению контролеров. Если нарушение
ППБ повлекло пожар без тяжких последствий, то штрафные санкции могут увеличиться до 4000 (
п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Пункт 6 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За данное правонарушение штраф для предпринимателей составит от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.).
Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в
Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили проверяемого возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения. Другими словами, в данном случае хозяйствующий субъект был лишен предоставленных
КоАП РФ гарантий защиты своих прав.
Также следует учитывать, что согласно
п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (
пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
Постановление ФАС ВВО от 20.09.2006 N А31-1943/2006-16).
Помимо административной для нарушителей правил пожарной безопасности предусмотрена и уголовная ответственность (
ст. 219 УК РФ). Уголовное дело заводится, если нарушение
ППБ повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом в соответствии с
п. 1 ст. 219 УК РФ виновное лицо как минимум заплатит штраф в размере до 80 000 руб. Максимальное наказание по данной норме УК РФ - лишение свободы сроком до трех лет.
Если из-за нарушения норм пожарной безопасности погиб один человек, то виновному лицу грозит лишение свободы сроком до 5 лет (
п. 2 ст. 219 УК РФ), если два и более - виновник может лишиться свободы на срок от 5 до 7 лет (
п. 3 ст. 219 УК РФ).
С.Н.Кудряшов
Редактор журнала
"ИП: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
06.03.2007