Главная // Актуальные документы // Распоряжение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Изменения, которые вносятся в Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 25 апреля 2016 г. N 753р"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.08.2017 N 1540р)


"Изменения, которые вносятся в Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 25 апреля 2016 г. N 753р"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.08.2017 N 1540р)

Утверждены
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 2 августа 2017 г. N 1540р
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ,
ПИТАЮЩИХ ЛИНИЙ, ОТСАСЫВАЮЩИХ ЛИНИЙ, ШУНТИРУЮЩИХ ЛИНИЙ
И ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ
ОАО "РЖД" ОТ 25 АПРЕЛЯ 2016 Г. N 753р
1. В разделе 2:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ 12.4.026-2015, а не ГОСТ Р 12.4.026-2015.
слова "ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" заменить словами "ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний";
дополнить раздел абзацем следующего содержания: "ГОСТ Р 8.929-2016 Государственная система обеспечения единства измерений. Комплексы мобильные измерительно-вычислительные для измерения параметров контактной сети железной дороги. Технические требования".
2. В пунктах 4.1.4 и 4.2.1, подпункте 4.1.5.1, разделе 6 и приложении А слова "объезд вагоном-лабораторией" в соответствующем падеже заменить словами "проверка вагоном-лабораторией" в соответствующем падеже.
3. Подраздел 4.2 дополнить пунктом следующего содержания:
"4.2.4. При восстановлении поврежденных устройств руководствуются приложением Д".
4. Пункт 6.1 изложить в следующей редакции:
"6.1. Проверка вагоном-лабораторией или мобильным измерительно-вычислительным комплексом для измерения параметров контактной сети.
6.1.1. Проверку вагоном-лабораторией или мобильным измерительно-вычислительным комплексом для измерения параметров контактной сети (далее - Комплекс) проводят с участием:
начальника дистанции электроснабжения или его заместителя, ведающего вопросами эксплуатации контактной сети;
начальника или старшего электромеханика района контактной сети.
6.1.2. Для проверки используют Комплексы, выпускаемые по ГОСТ Р 8.929-2016. Использование вагонов-лабораторий, выпускаемых по согласованным с ОАО "РЖД" техническим условиям, допускается до замены их на Комплексы в плановом порядке.
6.1.3. При проверке обеспечивают:
автоматическую фиксацию значений основных размеров, характеризующих техническое состояние контактной сети;
видеорегистрацию изображений объектов, расположенных в зоне видимости видеокамер;
видеорегистрацию термографических изображений объектов, расположенных в зоне положения контактного провода по ГОСТ 32679 (пункт 4.2.2, рисунок 1);
видеорегистрацию изображений ультрафиолетового спектра изоляторов, расположенных в зоне видимости сканера ультрафиолетового диапазона (только на участках переменного тока);
визуальный осмотр и оценку параметров, не регистрируемых программно-аппаратным комплексом вагона-лаборатории.
6.1.4. Отклонения фактических значений основных размеров, характеризующих техническое состояние контактной сети, и параметров, не регистрируемых программно-аппаратным комплексом вагона-лаборатории, оценивают в соответствии с методикой определения балльной оценки контактной сети [10]".
5. Абзацы второй и третий подпункта 7.6.4.3 изложить в следующей редакции:
"Если значение износа в одной или нескольких точках превышает предельно допустимое, то в этих точках делают вставку нового контактного провода того же типа. Длина вставки должна быть не менее 1,5 м. При двойном контактном проводе расстояние между стыковыми зажимами, установленными на разных проводах, должно быть не менее 6 м. Расстояние от стыкового зажима до фиксирующего зажима должно быть не менее 1 м.
Если в процессе эксплуатации на участках 1 - 3 классов количество стыковых зажимов в пределах одного анкерного участка (за исключением ветвей, отходящих на анкеровку) превысит 7 (на участках скоростного и высокоскоростного движения поездов - 4), то предусматривают замену контактного провода на всем анкерном участке. При двойном контактном проводе данное требование относится отдельно к каждому из контактных проводов".
6. Дополнить Правила приложением Д следующего содержания:
"Приложение Д
(обязательное)
ПОРЯДОК ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ПОВРЕЖДЕННЫХ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Д.1. Общие положения.
Д.1.1. Настоящий порядок распространяется на работников дистанций электроснабжения, а также на работников других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", связанных с организацией и проведением восстановительных работ устройств электроснабжения.
Д.1.2. Работник ОАО "РЖД", обнаруживший повреждения устройств электроснабжения, должен:
незамедлительно с использованием любых доступных средств связи проинформировать энергодиспетчера о месте расположения и характере выявленного повреждения;
оградить место повреждения.
Д.1.3. Работы по ликвидации повреждений устройств электроснабжения должны быть организованы с учетом максимального сокращения времени перерыва движения поездов и электроснабжения устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ), связи и вычислительной техники.
Д.1.4. Работы по восстановлению поврежденных устройств электроснабжения (далее - восстановительные работы) как правило выполняются в два этапа.
На первом этапе используются методы ускоренного временного восстановления. Поврежденные или разрушенные элементы контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения частично демонтируются, а оставшиеся приводятся в габарит, обеспечивающий безопасное движение поездов, в том числе движение поездов на электрической тяге с опущенными токоприемниками.
Не допускается организация движения поездов с опущенными токоприемниками при скорости ветра свыше 20 м/с или при гололеде, когда опускание и подъем токоприемника могут быть затруднены.
При временном восстановлении контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения применяются упрощенные узлы и схемы, обеспечивающие безопасное движение поездов и безопасность труда. Этот вид восстановления разрешается использовать на срок:
на железнодорожных линиях 1 и 2 классов - не более 1 суток;
на железнодорожных линиях 3, 4 и 5 классов - не более 5 суток.
На втором этапе выполняются работы по полному восстановлению, при котором контактная сеть, воздушные и кабельные линий электропередачи и прочие устройства приводятся в состояние, полностью соответствующее положениям разделов 6 - 15 настоящих правил. При этом восстановительные работы второго этапа являются непосредственным продолжением восстановительных работ первого этапа.
Количество и продолжительность технологических "окон", необходимые для проведения восстановительных работ первого этапа, определяет производитель (руководитель) восстановительных работ совместно с энергодиспетчером.
При предоставлении технологического "окна" и наличии на месте повреждения восстановительных сил и средств руководитель восстановительных работ по согласованию с энергодиспетчером и поездным диспетчером организует работы по полному восстановлению контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения.
Количество и продолжительность технологических "окон", необходимые для проведения восстановительных работ второго этапа, определяет руководитель дистанции электроснабжения совместно с руководителем восстановительных работ и энергодиспетчером, руководствуясь положениями Инструкции о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 25 декабря 2014 г. N 3154р.
Д.1.5. Руководитель восстановительных работ и члены бригады при организации и проведении работ по восстановлению устройств электроснабжения должны обеспечить производство восстановительных работ в соответствии с требованиями:
настоящих правил;
Регламента взаимодействия Трансэнерго, Центральной дирекции управления движением и Центральной дирекции инфраструктуры, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 7 декабря 2016 г. N 2473р;
Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД", утвержденных ОАО "РЖД" 16 декабря 2010 г. N 103;
Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети, утвержденной ОАО "РЖД" 16 декабря 2010 г. N 104;
Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 19 апреля 2016 г. N 699р.
Если при выполнении работ необходимо применение съемных изолирующих вышек, то дополнительно к перечисленным документам руководствуются Инструкцией по ограждению изолирующих съемных вышек при производстве работ на контактной сети железных дорог ОАО "РЖД", утвержденной ОАО "РЖД" 18 марта 2010 г. N ИСХ-4579.
Д.1.6. Материалы и оборудование, а также схемы питания и секционирования, примененные при восстановительных работах на контактной сети, воздушных и кабельных линиях электропередачи и прочих устройств электроснабжения должны обеспечивать безопасность движения поездов и охрану труда работникам железнодорожного транспорта до полного завершения восстановительных работ.
Д.1.7. Руководителем восстановительных работ на контактной сети должен быть начальник, старший электромеханик или электромеханик района контактной сети, а в их отсутствие - опытный электромонтер контактной сети 5 группы по электробезопасности.
Руководителем восстановительных работ на линиях электропередачи должен быть:
на электрифицированных линиях - начальник, старший электромеханик или электромеханик района контактной сети или района электроснабжения (в зависимости от балансовой принадлежности ремонтируемой линии электропередачи);
на неэлектрифицированных линиях - начальник, старший электромеханик, электромеханик или мастер района электроснабжения, а в их отсутствие - опытный электромонтер района электроснабжения 5 группы по электробезопасности.
При работах со снятием напряжения и заземлением контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения, в случаях, когда исключено приближение ближе 2 м к частям, находящимся под напряжением, руководителем восстановительных работ может быть электромонтер 4 группы по электробезопасности.
В случае выполнения восстановительных работ работниками нескольких районов контактной сети или районов электроснабжения руководителем восстановительных работ является работник того района контактной сети или района электроснабжения, в границах которого производится восстановление, или лицо, назначенное руководством дистанции электроснабжения.
Д.1.8. При повреждениях устройств электроснабжения, вызвавших перерыв в движении поездов, один из руководителей дистанции электроснабжения должен прибыть на место повреждения для оперативной организации восстановительных работ и расследования причин повреждения в соответствии с Порядком выезда руководителей дирекций инфраструктуры и их структурных подразделений на устранение отказов в работе технических средств, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 6 июня 2016 г. N 1059р.
При необходимости энергодиспетчер или руководитель восстановительных работ через энергодиспетчера дает заявку о необходимости организации телефонной связи с местом повреждения устройств электроснабжения на период проведения восстановительных работ.
Д.1.9. Работы по ликвидации повреждений устройств электроснабжения, связанные с перерывом в движении поездов, могут выполняться по приказу энергодиспетчера на основании заявки руководителя восстановительных работ, имеющего 5 группу по электробезопасности. В остальных случаях восстановительные работы выполняются по наряду.
Д.1.10. В ходе работ по ликвидации повреждений устройств электроснабжения должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работающих.
Д.2. Аварийно-восстановительные средства.
Д.2.1. При восстановлении контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения используют аварийно-восстановительные средства, номенклатура которых установлена Регламентом технической оснащенности предприятий хозяйства электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30 июня 2014 г. N 1562р.
Д.2.2. Места постоянной стоянки аварийно-восстановительных средств устанавливаются начальником дистанции электроснабжения.
Вступающие на дежурство энергодиспетчер и дежурные по районам контактной сети, районам электроснабжения обязаны ознакомиться с местом нахождения аварийно-восстановительных средств, готовностью их к работе, а также проверить наличие топлива на автомотрисах, автолетучках и других подвижных восстановительных средствах.
Д.2.3. Выезд с места постоянной стоянки аварийно-восстановительных средств дистанции электроснабжения без разрешения энергодиспетчера не допускается.
Д.2.4. За исправное состояние аварийно-восстановительных средств, использование их по назначению, наличие топлива для автомотрис и автомашин, сбор бригады и готовность к выезду аварийно-восстановительных средств района контактной сети, района электроснабжения отвечают соответственно начальник района контактной сети, начальник района электроснабжения.
Д.2.5. Не допускается постановка железнодорожного подвижного состава на пути постоянной стоянки аварийно-восстановительных средств районов контактной сети и районов электроснабжения, а также занятие стоящим железнодорожным подвижным составом маршрута их выезда с этих путей.
Временный заезд железнодорожного подвижного состава на пути постоянной стоянки аварийно-восстановительных средств дистанции электроснабжения может быть разрешен дежурным по станции после согласования с руководством дистанции электроснабжения без отцепки локомотива с возможностью немедленного освобождения этого пути в случае необходимости выезда аварийно-восстановительных средств или в порядке, установленном техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.
Д.2.6. Для ведения восстановительных работ на контактной сети, воздушных и кабельных линиях электропередачи и прочих устройствах электроснабжения в районах контактной сети, в районах электроснабжения и на аварийно-восстановительных средствах дистанций электроснабжения, а также, при необходимости, на восстановительных поездах железных дорог создается аварийно-восстановительный запас материально-технических ресурсов. Состав аварийно-восстановительного запаса материально-технических ресурсов - в соответствии с Нормами аварийно-восстановительного запаса материально-технических ресурсов для дистанций электроснабжения - структурных подразделений дирекций по энергообеспечению - структурных подразделений Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 17 января 2017 г. N 85р.
Д.2.7. За укомплектование аварийно-восстановительного запаса материально-технических ресурсов до нормы, своевременное его пополнение на дистанции электроснабжения, в районах контактной сети и в районах электроснабжения отвечают соответственно начальники дистанций электроснабжения, начальники районов контактной сети и начальники районов электроснабжения.
Порядок укомплектования аварийно-восстановительных автомобилей, переданных в аутсорсинг, а также контроля соблюдения этого порядка устанавливается в договоре с организацией-аутсорсером.
Д.2.8. Пополнение восстановительных поездов основными материалами, израсходованными во время ликвидации повреждений контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения, осуществляется дистанцией электроснабжения в срок не более 3 суток.
Электрические и механические испытания защитных средств и монтажных приспособлений, предназначенных для работ на контактной сети, воздушных и кабельных линиях электропередачи и прочих устройствах электроснабжения, находящихся в восстановительных поездах, производятся дистанциями электроснабжения по месту дислокации поезда.
Д.3. Организация выезда бригад на восстановительные работы.
Д.3.1. Для проведения работ по восстановлению поврежденных устройств электроснабжения в районах контактной сети, районах электроснабжения должен быть разработан порядок оповещения и сбора персонала районов контактной сети, районов электроснабжения в нерабочее время с указанием времени прибытия каждого работника. В план оповещения включаются работники железнодорожного транспорта смежных хозяйств: электромонтажных, ремонтных, хозяйственных поездов, а также подразделений дистанции электроснабжения, которые привлекаются к восстановительным работам в соответствии с их квалификацией.
Выезд бригады персонала районов контактной сети при повреждениях на контактной сети должен обеспечиваться:
на железнодорожных линиях 1 и 2 классов - не более, чем за 45 минут;
на железнодорожных линиях 3 и 4 классов - не более, чем за 1,5 часа;
на железнодорожных линиях 5 класса, а также малодеятельных независимо от класса - не более 3 часов.
Выезд бригады персонала районов контактной сети или районов электроснабжения при повреждениях на линиях электропередачи (за исключением случаев, когда характер повреждения препятствует выводу остановившихся на перегоне поездов) должен обеспечиваться:
на железнодорожных линиях 1 и 2 классов - не более, чем за 1 час;
на железнодорожных линиях 3 и 4 классов - не более, чем за 3 часа;
на железнодорожных линиях 5 класса, а также малодеятельных независимо от класса - не более 6 часов.
В случаях, когда характер повреждения препятствует выводу остановившихся на перегоне поездов, выезд бригады при повреждениях на линиях электропередачи должен обеспечиваться в течение времени, установленного для выезда на повреждения на контактной сети.
Порядок оповещения и сбора бригады района контактной сети согласовывается с дирекцией движения и утверждается начальником дистанции электроснабжения. Копии этого документа должны находиться в районе контактной сети, районе электроснабжения и у энергодиспетчера.
Для обеспечения оперативности при выезде аварийно-восстановительных автомотрис на повреждение допускается при приемке автомотрисы провести проверку тормозного оборудования в объеме, предусмотренном пунктом 2.3 Инструкции по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог, утвержденной МПС России 4 октября 2000 г. N ЦП-ЦТ-ЦВ-797. Работы, предусмотренные пунктом 2.2 той же инструкции, выполняют при появлении на это возможности (при ожидании отправления, при ожидании бригады и т.д.).
Д.3.2. При получении извещения о повреждении устройств электроснабжения вне зависимости от источника информации энергодиспетчер ставит в известность об этом поездного диспетчера. Используя имеющиеся средства связи, энергодиспетчер через машинистов остановившихся или следующих по соседнему пути поездов, а также через других работников ОАО "РЖД" уточняет место, характер и объем повреждения устройств электроснабжения.
Д.3.3. На основании полученной информации о повреждении устройств электроснабжения энергодиспетчер выдает приказ соответствующим дежурным районов контактной сети, районов электроснабжения на сбор бригад и выезд аварийно-восстановительных средств для проведения восстановительных работ.
В случае необходимости энергодиспетчер подает заявку поездному диспетчеру на отправление восстановительного или пожарного поезда к месту повреждения устройств электроснабжения.
Д.3.4. Поездной диспетчер, получив заявку от энергодиспетчера или дежурного по станции на отправление аварийно-восстановительных средств, обеспечивает отправление и следование их к месту работы на правах восстановительного поезда в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2011 г. N 19627)).
Д.3.5. В необходимых случаях допускается отправление ремонтных бригад или отдельных работников района контактной сети и района электроснабжения к месту повреждения устройств электроснабжения на грузовых, пассажирских, пригородных поездах и на локомотивах.
Д.3.6. После окончания восстановительных работ аварийно-восстановительные средства дистанции электроснабжения должны быть в кратчайшее время возвращены на место их постоянной дислокации, а израсходованные материалы, оборудование и топливо в срок не более 3 суток дополнены до нормы.
Д.3.7. За своевременное отправление и следование к месту повреждения устройств электроснабжения аварийно-восстановительных средств (автомотрис) отвечают поездной диспетчер и энергодиспетчер.
Поездной диспетчер отвечает за:
отправление по готовности аварийно-восстановительных средств;
беспрепятственный пропуск по участку до места работ;
своевременное отправление по окончании работ и следование до места постоянной дислокации.
Энергодиспетчер отвечает за:
готовность аварийно-восстановительных средств к отправлению;
достаточность находящихся на аварийно-восстановительных средствах материалов, а также состав бригады и квалификацию работников для проведения восстановительных работ;
правильность указания предполагаемого маршрута движения аварийно-восстановительных средств.
Д.4. Организация восстановительных работ.
Д.4.1. Руководитель восстановительных работ по прибытии на место повреждения устройств электроснабжения обязан:
оградить место повреждения в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 7 к ПТЭ);
установить телефонную связь с энергодиспетчером (при крупных повреждениях на контактной сети телефонная связь с энергодиспетчером должна быть постоянной);
осмотреть место повреждения устройств электроснабжения, определить характер, объем и наметить этапы восстановительных работ;
выяснить через энергодиспетчера поездную обстановку;
согласовать с энергодиспетчером этапы восстановительных работ, количество и продолжительность технологических "окон", при необходимости, затребовать дополнительные технические средства и рабочую силу, уточнить возможное время их прибытия, наметить очередность включения в работу отдельных участков (путей, секций контактной сети);
подать аварийную заявку энергодиспетчеру на снятие напряжения с соответствующих секций контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи;
выполнить приказ энергодиспетчера на отключение и заземление секций контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи;
выполнить приказ энергодиспетчера дистанции электроснабжения на производство восстановительных работ;
выполнить организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих, произвести инструктаж членов бригады о порядке восстановления и мерах личной безопасности;
организовать восстановительные работы в соответствии с требованиями нормативных документов, перечисленных в пункте Д.1.5 настоящего приложения.
Д.4.2. При наличии полной информации о месте, характере и объеме повреждения контактной сети, воздушных и кабельных линиях электропередачи и прочих устройствах электроснабжения, а также при снятии напряжения с контактной сети и воздушных линий, когда исключено приближение к частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м, энергодиспетчеру допускается выдавать приказ на установку заземляющих штанг и производство работ до прибытия руководителя восстановительных работ на место повреждения.
Д.4.3. При переключении секционных разъединителей контактной сети и линий электропередачи следует руководствоваться порядком, установленным пунктом 10 приложения N 4 к ПТЭ.
Д.4.4. В целях максимального сокращения времени на ликвидацию повреждения устройств электроснабжения и открытия движения поездов руководитель восстановительных работ на первом этапе должен использовать способы ускоренного (временного) восстановления контактной сети, приведенные в подразделе Д.5 настоящего приложения.
При организации движения поездов на электрической тяге с опущенными токоприемниками руководитель восстановительных работ своевременно организовывает ограждение места повреждения контактной сети и устанавливает временные сигнальные знаки в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 7 к ПТЭ).
Д.4.5. В случае схода железнодорожного подвижного состава с рельсов с разрушением контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения восстановительные работы организует и возглавляет один из руководителей дистанции электроснабжения, который по согласованию с начальником восстановительного поезда обеспечивает работу грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу. Решения по вопросам очередности выполнения восстановительных работ устройств электроснабжения и работы восстановительного поезда принимаются совместно руководителем дистанции электроснабжения и начальником восстановительного поезда. В темное время суток дистанция электроснабжения обеспечивает освещение места работ.
Д.4.6. Начальник восстановительного поезда, прибывший на место повреждения устройств электроснабжения, с целью ускорения открытия движения поездов, обеспечивает силами и средствами восстановительного поезда, с привлечением аварийно-восстановительных средств дистанций электроснабжения, выполнение следующих первоочередных работ:
освобождение сохранившихся фундаментов опор контактной сети от посторонних предметов, груза и грунта;
разработку котлованов под опоры контактной сети;
установку с помощью грузоподъемных кранов опор, ригелей и других поддерживающих конструкций контактной сети;
сварку и резку металлоконструкций;
освещение фронта восстановительных работ путем использования оборудования и материалов, имеющихся в восстановительном поезде.
Д.4.7. Руководитель восстановительных работ при восстановлении поврежденной контактной сети, воздушных и кабельных линий электропередачи и прочих устройств электроснабжения отвечает:
за организацию восстановления устройств контактной сети и своевременное открытие движения поездов;
за обеспечение безопасности работающих при восстановлении поврежденных устройств электроснабжения;
за поддержание связи с энергодиспетчером и начальником восстановительного поезда;
за своевременную и полную информацию энергодиспетчера о ходе восстановительных работ;
за своевременное затребование, при необходимости, от начальника восстановительного поезда предоставления фронта работ, а от руководства дистанции электроснабжения - дополнительных аварийно-восстановительных средств.
Д.4.8. Руководителю восстановительных работ и энергодиспетчеру представляется право проведения срочных телефонных переговоров для сообщения руководителям дистанции электроснабжения, дирекции по энергообеспечению и железной дороги о месте, характере, объеме повреждения устройств электроснабжения, принимаемых мерах к их восстановлению и предполагаемом сроке завершения восстановительных работ.
Д.5. Способы ускоренного (временного) восстановления контактной сети.
Д.5.1. Все руководители и работники должны руководствоваться тем, что основной задачей восстановления поврежденных устройств контактной сети является открытие движения поездов в минимально возможные сроки.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 6.20 отсутствует.
Д.5.2. Если в результате повреждения элементы контактной подвески окажутся на высоте менее 5750 мм над уровнем головки рельса, то руководитель работ может принять решение о пропуске электроподвижного состава с опущенными токоприемниками. Этот участок ограждают временными сигнальными знаками: "Подготовиться к опусканию токоприемника", "Опустить токоприемник" и "Поднять токоприемник", расставляемыми в соответствии с пунктом 6.20 Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 7 к ПТЭ) как показано на рисунках Д.1 и Д.2.
а) "Подготовиться к опусканию токоприемника";
б) "Опустить токоприемник";
в) "Поднять токоприемник".
Рисунок Д.1. Временные сигнальные знаки, которыми
ограждают участок пропуска электроподвижного состава
с опущенными токоприемниками
Рисунок Д.2. Порядок расстановки временных сигнальных
знаков, которыми ограждают участок пропуска
электроподвижного состава с опущенными токоприемниками
(расстояния в метрах)
В случае отсутствия сигнальных знаков подают ручной сигнал "Опустить токоприемник" как показано на рисунке Д.3. Работник, подающий ручной сигнал "Опустить токоприемник", должен находиться на расстоянии 500 м от места повреждения, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятым токоприемником.
а) днем;
б) ночью.
Рисунок Д.3. Ручной сигнал "Опустить токоприемник"
Д.5.3. При определении длины ограждаемого участка учитывают ориентировочные расстояния, которые может проследовать поезд с опущенными токоприемниками, приведенные в таблице Д.1.
Таблица Д.1
Ориентировочные расстояния, которые может проследовать
поезд с опущенными токоприемниками
Д.5.4. В целях сокращения времени восстановления контактной сети руководителю разрешается допускать изменения и упрощения в технологических требованиях и нормах при проведении восстановительных работ.
При временном восстановлении допускается:
применять двойную длину пролета между струнами цепной подвески при ограничении скорости движения поездов на электротяге до 100 км/ч;
применять жесткую анкеровку вместо компенсированной в одном конце анкерного участка с необходимой вытяжкой проводов и выведением средних анкеровок из работы (рисунок Д.4);
при разрушении одной опоры жесткой или гибкой поперечины использовать стрелу подъемного крана для крепления жесткой поперечины или тросов гибкой поперечины (рисунок Д.5);
при повреждении опоры с однопутной консолью на двухпутных участках цепную подвеску можно отвести в междупутье и подвесить на консоли соседнего пути с помощью струбцины с врезным изолятором, предварительно укрепив опору оттяжками; пропуск поездов в этой зоне осуществляется с опущенными токоприемниками;
в случае повреждения опоры с консолью, установленной на однопутных участках или на наружной стороне кривой двухпутных участков, подвеска может быть отведена в сторону с оттяжкой ее на имеющееся место закрепления. Контактные провода могут быть подвязаны непосредственно к несущему тросу при условии, что при этом обеспечивается вертикальный габарит для пропуска поездов с опущенными токоприемниками в зоне повреждения;
при повреждении консоли несущий трос может быть подвешен на струбцине с врезным изолятором к вершине опоры, а контактные провода зафиксированы с помощью оттяжки на опору соседнего пути; возможно закрепление проводов контактной сети без консоли к временному поперечному тросу, который монтируют от вершины опоры к консоли соседнего пути;
без установки опор взамен разрушенных допускается пропускать поезда с опущенными токоприемниками, если в образовавшемся удлиненном пролете подтянутые к несущему тросу контактные провода или поврежденные контактные провода имеют вертикальный габарит, обеспечивающий проход подвижного состава (рисунок Д.6);
если сломана только консоль, то для пропуска поездов с опущенными токоприемниками цепная подвеска может быть выведена из габарита подвижного состава с закреплением к опоре с помощью изолированных оттяжек;
при обрыве верхнего фиксирующего троса свободные концы троса отводятся от продольной подвески и закрепляются к поперечным несущим тросам гибких поперечин; при обрыве нижнего фиксирующего троса свободные концы его закрепляются к верхнему фиксирующему тросу (рисунок Д.7), при необходимости обеспечивается секционирование контактной сети;
при обрыве усиливающего провода, если работы по его стыковке затруднены или сломаны кронштейны, необходимо на опорах, граничащих с пролетами оборванного провода, закрепить этот усиливающий провод у седла с помощью соединительных зажимов при достаточном вертикальном его габарите от земли, а провисающий оборванный конец отрезать. При необходимости сохранения полного сечения контактной сети усиливающий провод при сломанных кронштейнах можно подвесить к опорам на струбцинах через изоляторы к консолям цепной подвески или на тросах гибких поперечин;
при обрыве усиливающего провода, проходящего под консолями цепной подвески, возможна пристыковка его к несущему тросу переходными зажимами ПАМ; на загруженных участках необходима установка электрического шунта; при двойных усиливающих проводах, если один из них остался целым, оборванный провод присоединяется к нему;
при повреждении цепной подвески в нескольких пролетах для открытия движения поездов с опущенными токоприемниками концы несущего троса и контактного провода разанкеровывают на промежуточные опоры с предварительной установкой продольных оттяжек из стального троса или биметаллического провода сечением 70 мм2 (рисунок Д.8);
при пережоге или обрыве одного из двух контактных проводов концы провода стягивают и пристыковывают к несущему тросу, а электроподвижной состав пропускают по одиночному контактному проводу;
при пережоге или обрыве обоих контактных проводов их стягивают и подвязывают вместе с полиспастными блоками к несущему тросу, а поезда пропускают с опущенными токоприемниками; для обеспечения эквивалентного сечения подвески концы проводов соединяют шунтом (проводом сечением от 95 до 120 мм2 по меди) (рисунок Д.9).
а) при обрыве троса;
б) при опускании грузов на землю.
При определении значения размера b руководствуются положениями подраздела 8.11.
Рисунок Д.4. Применение жесткой анкеровки вместо
компенсированной в одном конце анкерного участка
Рисунок Д.5. Использование стрелы подъемного крана
для крепления жесткой поперечины или тросов
гибкой поперечины
1 - несущий трос, 2 - временная струна, 3 - шунт, 4 - поврежденный контактный провод, 5 - ручная лебедка, 6 - рельс, 7 - веревка полиспаста, 8 - вставка.
а) длиной менее 5 м;
б) длиной более 5 м;
в) в пределах пролета.
Рисунок Д.6. Временное восстановление поврежденного
контактного провода
Рисунок Д.7. Временное восстановление при обрыве нижнего
фиксирующего троса с закреплением свободных его концов
к верхнему фиксирующему тросу гибкой поперечины
1 - контактная подвеска, 2 - зона повреждения, 3 - несущий трос, 4 - контактный провод.
Рисунок Д.8. Временное восстановление при повреждении цепной
подвески в нескольких пролетах с разанкеровкой концов
несущего троса и контактного провода на промежуточные опоры
1 - несущий трос, 2 - концы поврежденных контактных проводов, 3 - шунт, 4 - веревка полиспаста, 5 - полиспасты, 6 - временные струны, 7 - вставки контактного провода, 8 - стыковой зажим контактного провода.
Рисунок Д.9. Временное восстановление при пережоге
или обрыве обоих контактных проводов
Д.5.5. При временном восстановлении допускается:
- устанавливать временные струны вместо постоянных, а на несущем тросе - без струновых зажимов;
- устанавливать на отходящих на анкеровку ветвях контактной подвески временные струны без струновых зажимов;
- применять взамен скользящих струн нескользящие, при этом наклон струн должен соответствовать ожидаемой на ближайшее время температуре воздуха;
- не устанавливать среднюю анкеровку контактных проводов, а при компенсированной подвеске и среднюю анкеровку несущих тросов;
- на прямых участках пути применять прямые сжатые фиксаторы вместо обратных;
- по согласованию с энергодиспетчером не устанавливать секционные разъединители или секционные изоляторы, а осуществлять постоянное электрическое соединение между прилегающими секциями контактной сети, приняв необходимые меры по обеспечению защиты от токов короткого замыкания;
- не подключать роговые разрядники, трубчатые разрядники, ограничители перенапряжений;
- укреплять частично поврежденные опоры гибкой поперечины с помощью оттяжек или металлических накладок, закрепляемых бандажами;
- в случае неполного разрушения жесткой поперечины использовать сохранившиеся ее части с укреплением их на дополнительных временных опорах;
- в случае полного разрушения жесткой поперечины сооружать временную гибкую поперечину на деревянных опорах, укрепленных оттяжками; опоры должны быть длиной 12,5 м или на приставках; во всех случаях временные опоры должны быть установлены с таким расчетом, чтобы они не мешали последующей установке постоянных опор.
Временная гибкая поперечина, перекрывающая до восьми путей, может быть сооружена на одиночных железобетонных стойках длиной 13,6 м, установленных в стаканные фундаменты длиной 4,5 м и укрепленных оттяжками.
При полном разрушении жесткой поперечины возможна эксплуатация контактной подвески в пролете двойной длины. В этом случае несущий трос на поперечинах, смежных с разрушенной, подвешивается над поперечинами на опорных изоляторах или подвесных изоляторах, закрепленных на П-образных стойках.
При небольшом числе путей вместо жесткой поперечины может быть сооружена упрощенная гибкая поперечина: изолированный поперечный несущий трос натягивается на опорах, укрепленных оттяжками, верхний фиксирующий трос не монтируется; на прямом участке пути, защищенном от ветра, не монтируется и нижний фиксирующий трос; несущие тросы одной секции подвешиваются без изоляторов; контактные провода регулируются с минимально допустимым значением высоты подвеса.
Взамен разрушенной опоры гибкой поперечины могут быть установлены две, а в отдельных случаях и три временные промежуточные опоры (при этом крайняя - с оттяжкой), которые дают возможность поделить гибкую поперечину на две или три группы подвесок; промежуточные опоры в таких случаях устанавливают в междупутье или по оси пути, который в этом случае должен быть временно закрыт для движения поездов до полного восстановления контактной сети.
Если разрушена одна опора гибкой поперечины и восстановление ее невозможно, гибкая поперечина может быть заменена жесткой, взамен разрушенной опоры устанавливается одиночная или спаренная железобетонная опора; на этой опоре и сохранившейся опоре гибкой поперечины монтируют конструкции для ригеля жесткой поперечины и ригель.
Временные анкеры из уголков и круглых стержней для оттяжек опор забивают (закапывают) в землю на глубину 1,5 м под углом примерно 55° к горизонтали в направлении, противоположном оттяжке.
Может применяться деревянный анкер, закопанный на глубину 2,2 м, который изготавливается из отрезка шпалы; располагаемого параллельно пути и стержня из круглой стали диаметром 22 мм с ушком.
При незамерзших грунтах для оттяжек могут быть использованы спиралеобразные анкеры длиной 1,8 м с ушком на верхнем конце; для оттяжек используют, как правило, стальной трос сечением 70 мм2.
При разрушении анкерной опоры может быть установлена временная промежуточная опора; в этом случае анкеровку несущего троса и контактных проводов на данной опоре не делают, а анкерные ветви смежных анкерных участков состыковывают с выведением средних анкеровок из работы или переносят на соседнюю промежуточную опору, укрепляемую временными оттяжками (рисунок Д.10).
Рисунок Д.10. Временное восстановление контактной подвески
на изолирующем сопряжении
Оборванные тяги консолей необходимо заменить тросовыми тягами или, в крайнем случае, использовать вместо тяги консоли монтажные блоки.
В случае невозможности восстановления разрушенных поперечных несущих тросов гибкой поперечины по согласованию с энергодиспетчером контактную сеть восстанавливают в первую очередь на части путей, для чего на опорах гибкой поперечины монтируют однопутные или двухпутные консоли и устанавливают дополнительные опоры с консолями в междупутьях или на оси пути, закрываемого для движения поездов. Возможна подвеска проводов контактной сети с заниженным габаритом и временно монтируемый поперечный трос между опорами гибкой поперечины.
При обрыве нижнего фиксирующего троса следует смонтировать вставку из нового троса. В отдельных случаях (на незащищенных от ветра участках второстепенных путях станций и т.д.) допускается не восстанавливать нижний фиксирующий трос.
Фиксирующие стойки двухпутных консолей могут быть заменены фиксирующим тросом с врезными изоляторами в междупутье, закрепляемым на стоящей в створе опоре.
Восстановление несущего троса производят стягиванием оборванных концов и монтажом вставки или шунта в месте обрыва из провода того же материала и сечения (рисунок Д.11); стыковку медных, сталемедных и стальных несущих тросов осуществляют шестью соединительными зажимами, сталеалюминиевых - четырьмя, подстыковку контактного провода к несущему тросу - тремя соединительными зажимами (рисунок Д.12).
1 - несущий трос, 2 - веревка полиспаста, 3 - шунт, 4 - контактный провод.
Рисунок Д.11. Временное восстановление несущего троса
1 - соединительный зажим, 2 - несущий трос, 3 - контактный провод, 4 - питающий зажим, 5 - ограничительная накладка.
а) стыкование несущих тросов;
б) стыкование контактных проводов;
в) струна рабочего контактного провода;
г) струна нерабочего контактного провода;
д) ограничительная накладка на воздушной стрелке.
Рисунок Д.12. Временные узлы контактной подвески
При повреждении цепной подвески в нескольких пролетах может быть смонтирована простая контактная подвеска. Контактный провод подвешивается к консолям на наклонных тросах, прикрепляемых к проводу на расстоянии от 12 до 15 м от опоры, при этом необходимо выдать предупреждение на ограничение скорости движения поездов (не более 50 км/ч), а при необходимости - и на ограничение веса поезда.
РАЗРАБОТАНО:
Директор ПКБ И - филиала ОАО "РЖД"
В.Б.ВОРОБЬЕВ
Начальник отделения электроснабжения
ПКБ И - филиала ОАО "РЖД"
Э.Б.КОРКИН
Начальник отдела стандартизации
и метрологии ПКБ И - филиала ОАО "РЖД"
Л.С.ОВЧАРОВА
Главный конструктор проекта
ПКБ И - филиала ОАО "РЖД"
С.П.АСТАНИН