Главная // Актуальные документы // ПриказСПРАВКА
Источник публикации
ИУС "Национальные стандарты", N 8, 2021
Примечание к документу
Текст данного документа приведен с учетом
поправки, опубликованной в "ИУС", N 4, 2022.
Документ
введен в действие на территории Российской Федерации с 01.07.2021
Приказом Росстандарта от 28.05.2021 N 485-ст.
Название документа
"Изменение N 1 ГОСТ 34468-2018 "Пятники грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия"
(принято Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 24.05.2021 N 140-П)
"Изменение N 1 ГОСТ 34468-2018 "Пятники грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия"
(принято Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 24.05.2021 N 140-П)
Принято
Протоколом Межгосударственного
совета по стандартизации,
метрологии и сертификации
от 24 мая 2021 г. N 140-П
ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ 34468-2018
"ПЯТНИКИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КОЛЕИ 1520 ММ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ"
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 140-П от 24.05.2021)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 15592
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KZ, KG, RU, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации <*>
--------------------------------
<*> Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2021-07-01.
Предисловие. Заменить слова: "основной порядок" на "общие правила";
"6 Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в национальный орган по стандартизации своего государства аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе";
абзац после пункта 6 изложить в новой редакции:
"Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты".
Раздел 2. Заменить ссылки: датированные на недатированные (кроме
ГОСТ 2.602-2013,
ГОСТ 2.610-2006,
ГОСТ 15.309-98,
ГОСТ 977-88,
ГОСТ 1050-2013,
ГОСТ 4543-2016,
ГОСТ 4728-2010,
ГОСТ 5639-82,
ГОСТ 8479-70,
ГОСТ 15150-69,
ГОСТ 18321-73,
ГОСТ 19281-2014,
ГОСТ 23170-78,
ГОСТ 32894-2014,
ГОСТ 33211-2014);
"ГОСТ 7409-2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям" на "
ГОСТ 7409-2018 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля";
"--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует
ГОСТ Р 2.610-2019 "Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов";
"
ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство";
"Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку".
"5 Пятник, тип 1, изготовленный путем механической обработки в соответствии с 5.1.4, обозначают следующим образом:
Пятник 1 М ГОСТ 34468".
"4.8 Назначенный срок службы пятников устанавливают не менее 32 лет и указывают в конструкторских, эксплуатационных и ремонтных документах".
Пункт 5.5.1 изложить в новой редакции (кроме примечания):
"5.5.1 Долговечность (гамма-процентный срок службы) пятников должна быть указана в эксплуатационных документах и должна обеспечивать срок службы не менее назначенного по 4.8";
"5.5.2 Критериями предельного состояния для пятников, по достижении которых деталь подлежит восстановлению, являются:
- износы опорной и упорной поверхности пятника, отверстия под шкворень менее предельных;
- трещины длиной менее 50 мм.
Критериями предельного состояния для пятников, по достижении которых деталь подлежит списанию, являются:
- предельный износ отверстия под шкворень;
- трещина длиной 50 мм и более;
- смятие или износ опорной и упорной поверхностей, равные или превышающие предельные значения".
"- две последние цифры года изготовления и через тире две последние цифры года окончания назначенного срока службы по 4.8";
второй абзац после слов "ударным способом" дополнить словами: "или способом давления (при изготовлении штамповкой, включая кованые)".
"- информацию о назначенном сроке службы, сроке хранения, гарантиях изготовителя";
"6.1 Для контроля соответствия пятников и пятниковых мест требованиям настоящего стандарта следует проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания в соответствии с ГОСТ 15.309-98
(раздел 5). Показатели, которые не проверяются при приемо-сдаточных и/или периодических испытаниях, подлежат проверке на опытных образцах при приемочных и квалификационных испытаниях.
Приемочные и квалификационные испытания проводят на деталях, прошедших приемо-сдаточные испытания, по утвержденным программам, разработанным в соответствии с
ГОСТ 15.902.
Контролируемые показатели и объем испытаний приведены в таблице 1.
Таблица 1
Контролируемые показатели и объем
Наименование показателя | Вид испытаний | Структурный элемент стандарта |
Приемочные <*> | Приемо-сдаточные | Периодические | технических требований | методов контроля и испытаний |
Основные и присоединительные размеры пятников | - | + | - | 4.6 | 7.2 |
Основные и присоединительные размеры пятниковых мест | - | + | - | 4.7 | 7.2 |
Прочность при температуре плюс 90 °C при применении неметаллических материалов | + | - | - | 5.1.1.1 | 7.4, 7.6 |
Прочность при температуре минус 60 °C | + | - | - | 5.1.1.2 | 7.5, 7.6 |
Статическая прочность | + | - | - | 5.1.2 | 7.3 |
Допуск соосности отверстия под шкворень относительно упорной поверхности пятника (пятникового места) | - | + | - | 5.2.1 | 7.2 |
Допуск плоскостности привалочной поверхности пятника | - | + | - | 5.2.2 | 7.2 |
Допуск параллельности опорной и привалочной поверхностей пятника | - | + | - | 5.2.3 | 7.2 |
Материалы для изготовления | - | + | - | 5.3.1, 5.3.2 | 7.7 |
Механические свойства | - | + | - | 5.3.4 | 7.8 |
Твердость поверхности пятника: | | | | 5.3.5 | 7.9 |
- опорной; | - | + | - |
- упорной | + | - | + |
Твердость опорной и упорной поверхности пятникового места | - | + | - | 5.3.6, перечисление а) | 7.9 |
Твердость опорной и упорной поверхности пятникового места на глубине | + | - | + | 5.3.6, перечисление б) | 7.10 |
Проведение термической обработки | - | + | - | 5.3.7 | 7.11 |
Микроструктура стали | + | - | + | 5.3.8 | 7.12 |
Требования к отливкам и поковкам по дефектам поверхности | - | + | - | 5.4.3 - 5.4.8 | 7.13 |
Требования к отливкам по внутренним дефектам | + | - | + | 5.4.9 | 7.14 |
Требования к покрытиям | - | + | - | 5.6 | 7.13 |
Требования к маркировке | - | + | - | 5.7 | 7.13 |
Требования к комплектности | - | + | - | 5.8 | 7.13 |
<*> Приведен рекомендуемый минимальный перечень контролируемых требований. Окончательный перечень контролируемых требований указывается в программе испытаний. Примечание - Знак "+" в таблице означает необходимость проведения испытаний и проверок, знак "-" - отсутствие необходимости проведения испытаний и проверок. |
6.2 При приемо-сдаточных испытаниях подвергают:
а) сплошному контролю каждую партию по 6.3 - по 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.3.7;
б) сплошному контролю каждую деталь в партии по 6.3 - по 4.6, 4.7, 5.3.5 (в части опорной поверхности литых пятников), 5.4.3 - 5.4.8, 5.6 - 5.8;
в) выборочному контролю три детали из партии по 6.3 - по 5.2.1 - 5.2.3, 5.3.5 (в части опорной поверхности штампованных (кованых) пятников), 5.3.6 (перечисление а)).
При изготовлении пятника в одном технологическом переделе при приемо-сдаточных испытаниях достаточно проводить контроль твердости опорной поверхности".
"6.6 Периодические испытания проводят не реже одного раза в месяц - по 5.3.5 в части требований к упорной поверхности и 5.3.6 (перечисление б)), по остальным показателям - не реже одного раза в год".
"- один образец для испытаний по 5.3.5 (в части упорной поверхности пятника), 5.3.6 (перечисление б)), 5.3.8".
"6.9 Типовые испытания проводят в соответствии с правилами, установленными ГОСТ 15.309-98
(приложение А). Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с держателем подлинника конструкторской документации и заказчиком (при наличии).
6.10 В случае принятия решения о проведении инспекторского контроля потребителем или изготовителем продукции процедура проведения инспекторского контроля должна соответствовать
ГОСТ 32894".
"6.11 Квалификационные испытания рекомендуется проводить в объеме периодических испытаний. Окончательный перечень контролируемых требований указывается в программе испытаний (см. 6.1)".
сноска. Заменить ссылку: "
ГОСТ Р 8.568-97 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Общие положения" на "
ГОСТ Р 8.568-2017 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".
"7.9 Выполнение требований по 5.3.5 и 5.3.6 (перечисление а)) контролируют по
ГОСТ 9012,
ГОСТ 22761. Количество отпечатков при измерении твердости - один. Допускается контроль требований по 5.3.5 для поковок проводить до механической обработки.
Места контроля твердости должны быть указаны в конструкторской документации".
Пункт 7.10. Второй абзац изложить в новой редакции: "Сечения, по которым проводят контроль твердости на глубине, должны быть указаны в конструкторской документации".
Пункт 7.13. Заменить слова: "при анализе документации" на "при анализе технических условий на вагон, а также эксплуатационной и ремонтной документации на детали".
"7.15 Значение назначенного срока службы по 4.8 подтверждают путем выполнения расчета пятника на сопротивление усталости по ГОСТ 33211-2014 (
разделы 4,
6)".
"9.3 В процессе эксплуатации (при проведении плановых видов ремонта грузовых вагонов) необходимо контролировать достижение предельных состояний по 5.5.2, 5.5.3.
9.4 По истечении назначенного срока службы пятников по 4.8 их эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния".
"Таблица А.1
Основные параметры и размеры пятников
Размеры в миллиметрах
Тип пятника | d | dц | a | b | d1 | d2 | h | h1 | h2 | Конусность упорной поверхности |
1 | | - | 540 | 450 | 90 +/- 5 | 54,0+1,2 | - | | 25 | 1:12,5 |
2 | - | | 90 | - |
3 | - | 110 |
4 | | - | 460 | 1:12,5 |
5 | - | 90 |
6 | - | 530 | 450 | 110 |
7 | - | 580 | 660 | 100 +/- 5 | 100 |
8 | - | 590 | 580 |
9 | - | 660 |
10 | - | | 530 | 460 | 90 +/- 5 | 110 | - |
11 | | - | 480 | 100 +/- 5 | 1:12,5 |
12 | - | 90 |
13 | - | 580 | 552 | 105 | 26 |
14 | - | | 530 | 480 | 90 | 25 | - |
15 | 110 |
16 | | - | 540 | 510 | 1:12,5 |
17 | - | 530 | 100 |
18 | - | 90 +/- 5 | 110 |
19 | - | | 540 | 100 +/- 5 | - |
20 | | - | | 530 | | | | | | 1:12,5 |
21 | - | 580 | 700 | 105 +/- 5 | 96 | | 28 |
22 | | - | 540 | 620 | 105 +/- 5 | 88 | | 23 |
23 | - | | 530 | 120 +/- 5 | 110 | | 25 | - |
24 | | - | 620 | 620 | 124 +/- 5 | 70,0+1,2 | 105 | | 35 | 1:12,5 |
Примечание - Размеры вне сопряжения пятник - подпятник приведены без учета допусков. |
".
"Таблица Б.1
Размеры пятниковых мест
Размеры в миллиметрах
Тип пятникового места | d | d1 | d2 | h | Конусность упорной поверхности a |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Значение в пятом столбце дано в соответствии с официальным текстом документа. | |
|
1 | | 90 +/- 5 | 54,0+1,2 | | 1:12,5 |
2 | |
3 | | 100 +/- 5 |
4 | |
5 | |
6 | | 90 +/- 5 | - |
7 | |
8 | |
9 | | 100 +/- 5 | | | |
10 | |
11 | |
Примечание - Пятниковые места с номинальным диаметром опорной поверхности 350 мм и более допускается изготавливать с выборкой по А.2 (приложение А). |
".
"Таблица В.1
Применяемость пятников
Количество осей тележек | Тип пятника по приложению А для максимальной расчетной статической осевой нагрузки, не более |
196 кН (20 тс) | 216 кН (22 тс) | 220 кН (22,5 тс) | 230,5 кН (23,5 тс) | 245 кН (25 тс) | 265 кН (27 тс) | 294 кН (30 тс) |
В двухосной тележке | 1, 2 и 3 | - | - | 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 | 11, 12, 13 и 15 | 16, 17, 18, 19 | 20, 23 |
В трехосной тележке | 1, 3 | 21, 22 | - | 4, 5, 6 и 10 | 11, 12, 14, 15, 16, 18, 21 | 16, 19 | - |
В четырехосной тележке для передачи нагрузки от соединительной балки на надрессорную балку | 1, 3 | - | 5, 16 | - | - | - | - |
В четырехосной тележке для передачи нагрузки от кузова вагона на соединительную балку | 24 | - | 24 | - | - | - | - |
Примечание - Знак "-" означает, что для данного сочетания параметров отсутствуют известные конструкции. |
Таблица В.2
Применяемость пятниковых мест
Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка, не более | 196 кН (20 тс) | 220 кН (22,5 тс) | 230,5 кН (23,5 тс) | 245 кН (25 тс) | 265 кН (27 тс) | 294 кН (30 тс) |
Тип пятникового места (приложение Б) | 1, 6 | - | 2, 7 | 3, 8, 9 | 4, 10 | 5, 11 |
Примечание - Знак "-" означает, что для данного сочетания параметров отсутствуют известные конструкции. |
".