Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2020
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.06.2023 в связи с истечением срока действия, установленного
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 65-пнст.
Документ
введен в действие с 01.06.2020 на период по 01.06.2023 (
Приказ Росстандарта от 20.12.2019 N 65-пнст).
Название документа
"ПНСТ 388-2019. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Основные требования в отношении сетевого взаимодействия транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с инфраструктурой (V2I)"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 65-пнст)
"ПНСТ 388-2019. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Основные требования в отношении сетевого взаимодействия транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с инфраструктурой (V2I)"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 65-пнст)
Утвержден и введен в действие
по техническому регулированию
и метрологии
от 20 декабря 2019 г. N 65-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ АВТОМАТИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ С ИНФРАСТРУКТУРОЙ (V2I)
Intelligent transport systems. Basic requirements
for the network interaction of vehicles with a high degree
of automation of control with infrastructure (V2I)
ПНСТ 388-2019
Срок действия
с 1 июня 2020 года
до 1 июня 2023 года
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 65-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 105005 Москва, Армянский пер., д. 9, стр. 1 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
В настоящее время транспортная отрасль находится на этапе создания и внедрения транспортных средств с высокой степенью автоматизации. Такие технологии направлены на решение транспортных проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования путем снижения влияния человеческого фактора. Одним из важных направлений развития транспортных средств с высокой степенью автоматизации является обеспечение взаимодействия между различными вовлеченными объектами для обмена информацией через различные протоколы связи, такие как IEEE 802.11p и LTE-V2V.
Сетевое взаимодействие транспортных средств с дорожной инфраструктурой обеспечивается за счет применения кооперативных интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Существуют несколько этапов развития кооперативных ИТС:
- кооперативные ИТС, обеспечивающие сетевое взаимодействие транспортных средств под управлением водителя с дорожной инфраструктурой;
- кооперативные ИТС, обеспечивающие сетевое взаимодействие транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с дорожной инфраструктурой.
Основные требования к техническому облику кооперативных ИТС, обеспечивающие сетевое взаимодействие транспортных средств под управлением водителя с дорожной инфраструктурой, установлены в следующих проектах предварительных стандартов (ПНСТ):
- Интеллектуальные транспортные системы. Кооперативные ИТС. Часть 1. Роли и ответственность в контексте архитектуры кооперативных ИТС;
- Интеллектуальные транспортные системы. Доступ к системам связи для наземных мобильных объектов (CALM). Архитектура;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Коммуникационная архитектура;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Автомобильная связь. Пространственное представление сети. Общие технические требования;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Автомобильная связь. Пространственное представление сети. Основные сценарии;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Автомобильная связь. Пространственное представление сети. Архитектура;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Автомобильная связь. Базовый набор приложений. CAM;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Автомобильная связь. Базовый набор приложений. DENM;
- Кооперативные интеллектуальные транспортные системы. Автомобильная связь. Базовый набор приложений. Динамическая локальная карта.
Настоящий стандарт содержит общие технические рекомендации к кооперативным ИТС, обеспечивающим сетевое взаимодействие транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с дорожной инфраструктурой.
Настоящий стандарт распространяется на системы и средства сетевого взаимодействия транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления, используемые в составе кооперативных интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на дорогах общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к сетевому взаимодействию транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с инфраструктурой (V2I).
Положения настоящего стандарта предназначены для использования органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также организациями различных форм собственности, осуществляющими деятельность в сфере проектирования интеллектуальных транспортных систем и транспортных средств, оснащенных функциями автоматизации управления и навигационно-информационной деятельности.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1
интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта. |
2.2
взаимодействие транспортных средств с дорожной инфраструктурой; V2I: Технология взаимодействия транспортных средств с элементами дорожной инфраструктуры посредством беспроводной передачи данных. |
2.3 транспортное средство с высокой степенью автоматизации: Транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой вождения.
Примечание - Автоматизированная система вождения действует в пределах конкретной среды штатной эксплуатации применительно к некоторым или всем поездкам без необходимости вмешательства человека в качестве запасного варианта обеспечения безопасности дорожного движения.
2.4 подключенное транспортное средство: Транспортное средство, которое обменивается данными с другими транспортными средствами и устройствами, сетями и сервисами, охватывающими дорожную инфраструктуру, элемент экосистемы интернета вещей.
2.5 взаимодействие транспортных средств с любыми объектами; V2X: Взаимодействие транспортного средства с любыми объектами, которые могут повлиять на транспортное средство, для взаимного обмена информацией посредством беспроводной связи.
2.6
протокол передачи данных (интеллектуальная транспортная система): Формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных. |
2.7
сервис интеллектуальной транспортной системы; сервис ИТС: Результат деятельности, нацеленный на специальный тип пользователя ИТС. |
2.8
динамическое информационное табло (интеллектуальная транспортная система); ДИТ: Устройство визуального отображения информации, являющееся элементом дорожной инфраструктуры и предназначенное для отображения неизменной и изменяющейся во времени информации в системах косвенного управления транспортными потоками. |
2.9
режим информационной поддержки: Режим работы навигационного модуля, в котором он получает извне и использует при приеме и обработке навигационных радиосигналов дополнительную навигацию о текущем состоянии ГНСС в месте его расположения (время, альманах, эфемериды, опорные координаты). |
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АСВ - автоматизированная система вождения;
А-ГЛОНАСС - режим информационной поддержки навигационных определений;
ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" - Государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС";
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ДИТ - динамическое информационное табло;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ДТС - дорожно-транспортная ситуация;
ЗПИ - знаки переменной информации;
ИТС - интеллектуальная транспортная система;
ПДД - правила дорожного движения;
ПЛАТОН - система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
ТС - транспортное средство;
УДС - улично-дорожная сеть;
ЦМД - цифровая модель дороги;
V2I - связь между транспортными средствами и объектами инфраструктуры (vehicle-to-infrastructure);
Free Flow - система безостановочного проезда платных участков дорог;
DSRC - радиосвязь ближнего действия.
Технологии сетевого взаимодействия транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с инфраструктурой (V2I) направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, транспортной безопасности и мобильности в режиме реального времени. При создании дорожной инфраструктуры кооперативных интеллектуальных систем и элементов обеспечения движения высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств должны быть учтены требования к обеспечению защиты объектов транспортной инфраструктуры от угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе блокирования дорог и размещения или попытки размещения на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных и экологически опасных веществ.
5 Требования к дорожно-транспортной инфраструктуре
5.1 Общие требования
Основные требования для обеспечения сетевого взаимодействия транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления с дорожно-транспортной инфраструктурой:
- наличие интеллектуальной транспортной системы. В состав физической архитектуры ИТС должны быть включены следующие комплексные подсистемы:
1) директивное и косвенное управление транспортными потоками;
2) система взимания платы;
3) система контроля соблюдения ПДД и установленных норм;
4) пользовательские услуги и сервисы;
5) управление состоянием дорог;
6) контрольно-диагностическая система;
- наличие в составе ИТС сервисной V2X-платформы, которая формируется для решения следующих задач:
1) автоматический сбор, предварительная обработка и сохранение данных, накапливаемых от автомобильных сервисов, в том числе данных, поступающих от бортового оборудования транспортного средства, элементов телекоммуникационной инфраструктуры V2X, центра управления ИТС, других внешних систем и источников информации;
2) выполнение алгоритмов обработки и сопоставления информации в реальном времени, выполнение различных сценариев сервисов;
3) обработка и сопоставление информации в реальном времени, выполнение различных сценариев сервисов;
4) автоматический анализ накопленных в системе данных в реальном времени и в пакетном режиме. Генерация отчетов и других материалов;
5) автоматическая отчетность о состоянии и загрузке (производительности) используемого оборудования;
6) обеспечение информационной безопасности;
7) система экстренного реагирования при авариях ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС";
- функционирование системы точного позиционирования на основе спутниковых технологий и сети наземных референтных станций, обеспечивающих дифференциальную коррекцию. Формирование в дорожной инфраструктуре системы высокоточного позиционирования дороги, которая обеспечивает:
1) сбор, хранение, обработку информации от бортовых систем ТС, выработку и выдачу на приемник пользователя корректирующей информации;
2) точность определения местоположения, движущегося ТС в режиме реального времени не менее 0,10 м в плане;
3) периодичность определения местоположения ТС (с частотой, обеспечивающей требуемый функционал);
- наличие цифровой модели дороги на основе высокоточных цифровых динамических дорожных карт, которая обеспечивает:
1) ситуационную осведомленность ТС с высокой степенью автоматизации;
2) оптимальное перераспределение транспортных потоков с высокой степенью автоматизации для достижения заданных показателей качества обслуживания различных клиентских групп;
3) управление транспортными средствами с высокой степенью автоматизации в различных нештатных для АСВ ситуациях;
4) решение конфликтных ситуаций на стратегическом уровне управления транспортными потоками транспортных средств с высокой степенью автоматизации;
5) поддержку реализации автоматической системы управления дорожным движением для транспортных средств с высокой степенью автоматизации, эксплуатирующихся в автоматизированном режиме;
6) удаленный доступ пользователей транспортных средств с высокой степенью автоматизации к пользовательским сервисам ЦМД в онлайн и офлайн режимах;
- устойчивое покрытие дороги высокоточными каналами связи. Элементы дорожной инфраструктуры кооперативных систем, обеспечивающих информирование водителя, должны обеспечивать передачу данных от транспортных средств к дорожной инфраструктуре.
Элементы дорожной инфраструктуры кооперативных ИТС и элементы обеспечения движения высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств должны обеспечивать передачу данных от транспортных средств к дорожной инфраструктуре при максимально допустимой скорости движения транспортных средств в Российской Федерации.
5.2 Требования к элементам дорожной инфраструктуры кооперативных систем и элементам обеспечения движения высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств
5.2.1 Элементы дорожной инфраструктуры кооперативных систем, обеспечивающих информирование водителя (при его наличии), должны обеспечивать передачу данных от транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления к дорожной инфраструктуре на расстояние не менее 400 м от их установки со скоростью передачи данных не ниже 10 Мбит/с и с задержкой не ниже 0,1 с.
5.2.2 Элементы обеспечения движения транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления и подключенных транспортных средств должны обеспечивать передачу данных от транспортных средств к дорожной инфраструктуре на всей протяженности участка дороги с задержкой не ниже 0,1 с. Требования к скорости передачи данных следует определять на этапах обоснования и проектирования.
5.2.3 Элементы обеспечения движения высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств должны обеспечивать высокоточное позиционирование транспортных средств с абсолютной погрешностью не более 0,15 м и с частотой не ниже 1 Гц.
5.2.4 Максимальная скорость движения транспортных средств, при которой элементы дорожной инфраструктуры кооперативных систем и элементы обеспечения движения высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств должны обеспечивать передачу данных от транспортных средств к дорожной инфраструктуре с указанными выше параметрами, должна быть менее 140 км/ч.
5.2.5 Дополнительные требования к элементам дорожной инфраструктуры кооперативных систем и к элементам обеспечения автономного движения транспортных средств, а также требования к их размещению определяют на этапах обоснования и проектирования.
5.2.6 Функционирование системы точного позиционирования на основе спутниковых технологий и сети наземных контрольно-корректирующих (референцных) станций должно обеспечивать дифференциальную коррекцию и информационную поддержку навигационных определений (режим А-ГЛОНАСС), формирование в дорожной инфраструктуре системы высокоточного позиционирования дороги, которая обеспечивает:
- сбор, хранение, обработку информации от бортовых систем, выработку и выдачу на приемник пользователя корректирующей и вспомогательной информации;
- точность определения местоположения движущегося автотранспортного средства в режиме реального времени не менее 0,10 м в плане;
- установленную периодичность определения местоположения автотранспортного средства (с частотой, обеспечивающей требуемый функционал).
6 Требования к передаче информации от транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления к инфраструктуре
Для обеспечения работы ИТС необходимо обеспечить коммуникацию между ТС и дорожной инфраструктурой. Для полноценного функционирования служб ИТС транспортные средства необходимо оборудовать несколькими системами связи, поддерживающими один или более беспроводных интерфейсов.
В качестве основы дорожно-транспортной инфраструктуры выступают дорожные шлюзы, узлы, маршрутизаторы и пограничные маршрутизаторы.
7 Требования к интеграции с ИТС
Должна быть осуществлена система взаимодействия локальных центров управления ИТС и интерфейсов автомобильного транспорта на всем протяжении транспортного маршрута.
В качестве стандарта обмена данными для обмена информацией о трафике между центрами управления, поставщиками услуг трафика, операторами трафика и медиа-партнерами следует применять Datex II.
8 Нормативное обеспечение
Нормативное обеспечение требований в отношении сетевого взаимодействия ТС с высокой степенью автоматизации управления между собой должно включать в себя:
- нормативные правовые акты;
- нормативные документы по стандартизации - национальные и межгосударственные стандарты;
- нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченными органами государственного управления.
В состав комплекса нормативных документов сетевого взаимодействия включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установления специфических требований.
(справочное)
БАЗОВЫЕ СЕРВИСЫ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ДАННЫХ
А.1 Классификация сервисов для частично автоматизированных транспортных средств в условиях движения по автомагистрали
А.1.1 Сервисы, направленные на повышение безопасности дорожного движения:
- протоколирование состояния транспортных средств с частичной и высокой степенью автоматизации;
- обеспечение движения по выделенным полосам;
- маршрутизация к местам стоянки, заправки и зонам технического обслуживания;
- получение метрик, характеризующих производительность (показатели качества) систем управления автоматизированных транспортных средств;
- обнаружение отклонений в функционировании автоматизированных транспортных средств по сравнению с заданными параметрами;
- перехват управления при обнаружении отклонений в функционировании автоматизированных транспортных средств по сравнению с заданными параметрами;
- локальная динамическая карта;
- помощь в позиционировании ТС на дороге с применением элементов дорожной инфраструктуры;
- обеспечение движения автоматизированных транспортных средств в разное время суток в разные времена года;
- обеспечение движения беспилотных автомобилей в условиях отсутствия дорожной разметки и плохой видимости дорожного полотна;
- предупреждение о приближении транспортного средства к месту проведения дорожных работ;
- предупреждение о нахождении пешехода на проезжей части или на пешеходном переходе;
- предупреждение водителя о резком замедлении движения впереди идущего транспортного средства;
- оповещение участников движения об опасных ситуациях по ходу движения;
- оповещение участников движения о чрезвычайных и опасных ситуациях по ходу движения транспортного средства (ДТП и др.);
- предупреждение об остановке общественного транспорта/начале движения от остановки;
- информирование об опасных поворотах;
- дублирование дорожной информации (дорожные знаки, светофорные объекты, ЗПИ, ДИТ и т.д.);
- помощь при совершении обгона;
- информирование об ухудшении погодных условий;
- информирование о заторе;
- информирование об опасном водителе (движение в запрещенном направлении).
А.1.2 Сервисы, направленные на повышение эффективности управления дорожным движением:
- обеспечение движения ТС с рекомендованной скоростью;
- обеспечение движения в заторе;
- обеспечение приоритетного проезда транспорта служб экстренного реагирования и общественного транспорта (регулируемые перекрестки);
- информирование о скоростных ограничениях, в том числе изменяемых;
- координация проезда экстренных служб по ходу движения;
- информирование о режиме использования полос и обочины;
- информирование о режиме движения на реверсивных полосах;
- информация о перекрытии дорожного движения и проведении дорожных работ;
- информирование о перекрытии дорожного движения и проведении дорожных работ;
- информирование о необходимости пропуска транспорта служб экстренного реагирования (нерегулируемые перекрестки, перегоны);
- динамическое распределение транспортных средств и динамическое маршрутное ориентирование (ДИТ, БУ, мобильное устройство);
- информирование о состоянии дорожного движения с использованием средств дорожной инфраструктуры;
- управление дорожным движением с применением средств дорожной инфраструктуры (получение информации по технологии V2X).
А.1.3 Пользовательские сервисы:
- страховые услуги (PAYD, поминутное страхование);
- оплата за пользование дорогой (расчет стоимости, Free Flow);
- управление парковками (взимание платы за парковку/управление парковочными местами/умные перехватывающие парковки);
- "Платон" (RSU как виртуальные ворота):
- тахограф (тахограф без криптокарт и датчика скорости - использование RSU для проверки правильности применения);
- охранно-поисковые услуги (отслеживание наличия/отсутствия ТС через V2X);
- автопроизводители и организации, эксплуатирующие транспортные средства с высокой степенью автоматизации управления:
1) доступ к результатам тестирования для данного ТС;
2) получение метрик, характеризующих производительность (показатели качества систем управления) ТС;
3) сервисы "Аналитика данных" (оптимизация плана регламентных работ и упреждающее техническое обслуживание ТС);
4) дополнительные услуги [удаленная диагностика ТС, ОТА (обновление по воздуху, передача больших объемов данных в фоновом режиме), обеспечение функционирования оборудования DSRC];
- услуги для организаций, осуществляющих дорожные работы:
1) управление специализированными ТС;
2) управление зоной производства работ (временные знаки и оповещения);
3) управление уборочными работами в зимний период;
4) мониторинг и обеспечение безопасности в зоне ремонтных работ;
5) мониторинг состояния инфраструктуры для определения необходимости проведения ремонтных работ;
- услуги для владельцев дороги:
1) сервисы "Аналитика данных":
а) расширенные статистические данные об использовании дорог,
б) оптимизация плана регламентных работ и упреждающее обслуживание элементов дорожной инфраструктуры (англ. - preventive maintenance),
в) оптимизация плана регламентных работ и упреждающее обслуживание элементов телекоммуникационной инфраструктуры V2I (англ. - preventive maintenance),
г) предсказание высокой вероятности нарушения и предотвращение нарушений регламентов эксплуатации (использования) дорожной инфраструктуры,
д) рекомендации, касающиеся проведения работ, направленных на повышение безопасности дорожного движения,
е) рекомендации по оптимизации транспортных потоков из (в) мест(а) складирования грузов, портов и т.д.,
ж) рекомендации по модернизации дорожной инфраструктуры и средств организации дорожного движения для оптимизации транспортных потоков,
и) рекомендации по оптимизации транспортных потоков из (в) мест(а) складирования грузов, портов и т.д.;
2) сотрудники и подрядчики владельца дорог:
а) просмотр накопленных в ходе пилотного тестирования данных (обобщенные данные для различных сценариев),
б) визуализация сценариев,
в) управление тестированием и задание параметров сценариев тестирования,
г) анализ хода проведения отдельных тестов и локализация выявленных проблем (подробные данные для каждого сценария),
д) активация и деактивация абонентского оборудования,
е) доступ к подсистеме мониторинга и контроля функционирования,
ж) доступ к подсистеме информационной безопасности;
- услуги для организаций, эксплуатирующих коммерческие ТС:
1) управление парком ТС;
2) администрирование перевозимых грузов;
3) мониторинг загрузки;
4) электронный тахограф;
5) управление перевозкой опасных грузов;
- услуги для организации, предоставляющей услуги общественного транспорта:
1) отслеживание ОТ;
2) управление парком ОТ;
3) подсчет пассажиров;
4) обеспечение остановки по требованию;
5) обеспечение пассажиров информацией;
- услуги для служб экстренного реагирования:
1) информационное сопровождение по ходу движения к месту ДТП;
2) командное управление в условиях чрезвычайной ситуации;
- передача информации в условиях отсутствия покрытия сети подвижной связи:
1) передача сигнала о ДТП с использованием механизма store-carry-and-forward;
- обеспечение связи между специализированными ТС через самоорганизующуюся сеть связи с ячеистой топологией.
УДК 656.13:006.354 | |
Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, высокоавтоматизированные транспортные средства, взаимодействие транспортных средств с инфраструктурой |