Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.02.2022 (Распоряжение ОАО "РЖД" от 16.12.2021 N 2849/р).
Название документа
"Инструкция по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройства контроля бдительности машиниста УКБМ"
(утв. и введена в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.12.2021 N 2849/р)


"Инструкция по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройства контроля бдительности машиниста УКБМ"
(утв. и введена в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.12.2021 N 2849/р)


Содержание


Утверждена и введена в действие
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 16 декабря 2021 г. N 2849/р
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ БДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНИСТА УКБМ
1. Общие требования
1.1 Настоящие инструктивные указания определяют основные требования при проведении технического обслуживания и текущего ремонта, а также порядок пользования устройством контроля бдительности машиниста (УКБМ).
1.2 Требования настоящих инструктивных указаний являются обязательными для лиц, выполняющих операции по проверке, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатацию УКБМ в системе автоматической локомотивной сигнализации АЛСН (АЛСН-УКБМ).
1.3 Техническое обслуживание и ремонт устройств УКБМ возлагается на работников структурных подразделений функциональных филиалов ОАО "РЖД" и/или сервисных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт устройств АЛСН.
1.4 Установка и монтаж аппаратуры АЛСН-УКБМ осуществляется в строгом соответствии с конструкторской документацией, утвержденной ОАО "РЖД", на оборудование данного типа локомотива.
1.5 Ответственность за правильное использование УКБМ и его сохранность в пути следования возлагается на локомотивную бригаду в соответствии с действующей нормативной документацией.
1.6 При проведении технического обслуживания, текущего ремонта и эксплуатации УКБМ необходимо дополнительно руководствоваться паспортом устройства 36982-600-00-ПС, техническим описанием 36982-600-00 ТО, Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту локомотивных устройств безопасности N Л229, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 12 марта 2019 г. N 454/р, Инструкцией по эксплуатации локомотивных устройств безопасности N Л230, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2019 г. N 183/р.
1.7 При пользовании настоящей Инструкцией необходимо проверять информацию об изменениях или отмене нормативных и технических документов (правил, инструкций, руководств и т.д.), на которые даются ссылки. В случае изменения (пересмотра) или отмены документа, на который дана ссылка, следует руководствоваться измененным или замененным документом.
2. Основные технические данные УКБМ
2.1 Конструкция УКБМ.
2.1.1 Блок УКБМ представляет собой сварной корпус из листовой стали. Он состоит из основания, кожуха и двух печатных плат.
2.1.2 Основание выполнено из листовой стали толщиной 3 мм и на нем установлены все элементы схемы, которые защищены кожухом.
2.1.3 Электрическое соединение с внешними цепями управления осуществляется посредством разъема РП14-30, который установлен на боковой стенке блока.
2.1.4 Для защиты элементов конструкции от коррозии и придания эстетического вида применено гальваническое и лакокрасочное покрытие.
2.2 Описание работы основных узлов, схемы электрическая принципиальная и электрических подключений представлены в техническом описании 36982-600-00 ТО.
2.3 Аппаратура УКБМ должна обеспечивать:
2.3.1 Предварительную световую сигнализацию при периодической проверке бдительности машиниста за время 7 +/- 1 с до момента включения свиста ЭПК.
2.3.2 Разрыв цепи питания электропневматического клапана автостопа (ЭПК) при постоянном нажатии машинистом рукоятки (РБ) или специальной кнопки бдительности (КБ) в течение времени более 7 +/- 1 с.
2.3.3 Включение на локомотивном светофоре одновременно горящих огней "Б" и "КЖ" с записью регистрирующим устройством при отсутствии кодов после приема кода "Ж".
2.3.4 Возможность выключения "КЖ" нажатием кнопки "Сброс/устан. КЖ" при одновременно горящих "Б" и "КЖ" огнях локомотивного светофора.
2.3.5 Возможность дополнительного включения огня "КЖ" нажатием кнопки "Сброс/устан. КЖ" при включенном "Б" огне локомотивного светофора.
2.3.6 Возможность подтверждения бдительности нажатием рукоятки (РБ) или кнопки бдительности (КБ) при однократной проверке бдительности на смену сигнальных показаний локомотивного светофора.
2.3.7 Возможность подтверждения бдительности при периодической проверке нажатием РБ по световой сигнализации или РБС в любой момент времени до начала экстренного торможения.
2.3.8 Обесточивание цепи питания ЭПК при нахождении реверсивной рукоятки контроллера в нейтральном положении и скорости движения выше минимально контролируемой скоростемером.
2.3.9 Периодическую проверку бдительности независимо от скорости движения и нахождения реверсивной рукоятки контроллера в рабочем положении со следующими интервалами:
- 20 - 30 с - при "К", "КЖ", "Б" с "КЖ", "Ж" огнях локомотивного светофора, а также после подтверждения бдительности при периодической проверке по звуковому сигналу ЭПК;
- 70 - 90 с - при "Б" огне локомотивного светофора после одновременного нажатия РБ и ВК;
- 90 - 120 с - при "З" огне локомотивного светофора.
Примечание:
УКБМ с измененным порядком включения периодической проверки бдительности при "З" огне локомотивного светофора в дополнение к пункту 2.3.9 должен обеспечивать:
- независимо от сигнального показания периодическую проверку бдительности машиниста через 20 - 30 с при нахождении реверсивной рукоятки контроллера в рабочем положении или специального выключателя в положении "Движение" и скорости движения не более минимально контролируемой скоростемером;
- при скорости движения выше минимально контролируемой скоростемером отмену периодической проверки бдительности машиниста при следовании по "З" огню локомотивного светофора и периодическую проверку бдительности на других сигнальных показаниях в соответствии с пунктом 2.3.9 настоящей инструкции.
2.3.10 При "КЖ" или "Б" с "КЖ" огнях локомотивного светофора возможность подтверждения бдительности при периодической проверке нажатием (РБ) только на свет ламп предварительной световой сигнализации до включения свистка ЭПК или нажатием кнопки бдительности (КБ) в любой момент времени до начала экстренного торможения.
2.3.11 При "З", "Ж", "Б", "К" огнях локомотивного светофора возможность единичного подтверждения бдительности нажатием РБ по свистку ЭПК включением лампы "Пропуск" и переходом на интервал проверки 20 - 30 с. Последующие подтверждения бдительности, для предотвращения срыва ЭПК с выключением лампы "Пропуск", необходимо выполнить по световой сигнализации нажатием (РБ) до включения свистка ЭПК или (КБ) в любой момент времени до начала экстренного торможения, но без выключения лампы "Пропуск".
2.3.12 Выключение лампы "Пропуск" при подтверждении бдительности на смену сигнального показания.
2.3.13 Дополнительную проверку бдительности машиниста перед началом движения при "КЖ" или "Б" с "КЖ" огнях локомотивного светофора, возникающую после установки реверсивной рукоятки в положение "Вперед" и возможность ее отмены нажатием кнопки "Сброс/устан. КЖ".
2.3.14 Отмену всех проверок бдительности на стоянке при нахождении реверсивной рукоятки контроллера в нейтральном положении или специального выключателя в положении "Стоянка".
2.3.15 Проверку исправности транзисторов выходных ключей, управляющих ЭПК, специальным тестированием.
3. Техническое обслуживание и ремонт УКБМ
3.1 Общие указания
3.1.1 Устройство УКБМ должно содержаться в исправном и работоспособном состоянии. Запрещается выдавать, а локомотивным бригадам принимать из депо и пунктов технического обслуживания локомотивы с неисправным или выключенным УКБМ.
3.1.2 Должна строго соблюдаться регламентированная система технического обслуживания и текущего ремонта. При этом должен выполняться полный объем технологических операций, предусмотренный настоящей инструкцией.
3.1.3 Техническое обслуживание и текущий ремонт УКБМ предназначены для проверки исправности, поддержания в чистоте и устранения обнаруженных неисправностей и проводятся в соответствии с согласованными с организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт устройств безопасности и утвержденными руководителем предприятия-балансодержателя парка локомотивов, графиками.
3.1.4 Ремонт и обслуживание УКБМ должно быть организовано в специально оборудованном помещении, где устанавливаются радиомонтажные столы с принудительной вентиляцией и паяльными станциями, защитные экраны и стеллажи. Помещение должно быть оборудовано местным освещением, необходимым измерительным и стендовым оборудованием для проверки и регулировки аппаратуры. Обслуживающий персонал должен иметь заземляющие браслеты. Паяльники должны применяться напряжением 36 В с контролируемой температурой жала. Жало паяльника должно быть заземлено.
3.1.5 Для снижения вероятности повреждения электронных элементов статическим электричеством необходимо принимать следующие профилактические меры:
- применять малоэлектризующуюся одежду (хлопчатобумажные халаты, обувь на кожаной подошве);
- поддерживать влажность в рабочем помещении не ниже 50 - 60%;
- покрывать поверхность столов и полов малоэлектризующимися материалами или на рабочих столах иметь металлические листы размером не менее 100 x 200 мм, надежно соединенные через ограничительный резистор сопротивлением 1 МОм с шиной заземления;
- одевать на руки специальные антистатические браслеты, соединенные с заземлением;
- снимать заряд статического электричества прикосновением через резистор сопротивлением 1 МОм к заземлению.
3.2 Виды технического обслуживания и ремонта УКБМ
3.2.1 Техническое обслуживание и текущий ремонт УКБМ должны проводиться при следующих видах технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов:
- техническое обслуживание при ТО-1; ТО-2; ТО-3 (для тепловозов);
- текущий ремонт при ТР-1; ТР-2; ТР-3; СР.
Проверка и регулировка устройств контроля бдительности машиниста УКБМ должна производиться со снятием с локомотивов при очередном плановом обслуживании или ремонте не реже чем через три года, а также в случаях нарушения работоспособности. При этом на текущих ремонтах проводится ревизия, замена или восстановление отдельных элементов устройства, а также регулировка и испытания после проведенного ремонта и проверка работоспособности на стендовом оборудовании А2109 ПКБ ЦТ или согласно технического описания и инструкции по эксплуатации 36982-600-00 ТО.
3.2.2 Техническое обслуживание ТО-1 должно выполняться локомотивными бригадами при приемке, сдаче локомотива.
3.2.3 Техническое обслуживание ТО-2 должно выполняться специально обученными высококвалифицированными работниками подразделений ОАО "РЖД" и/или сервисных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт устройств АЛСН на КП АЛСН, ПТО и основных ремонтных позициях депо.
3.2.4 Техническое обслуживание ТО-3, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 и СР должны выполняться ремонтным персоналом подразделений ОАО "РЖД" и/или сервисных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт устройств, прошедшим теоретическую и практическую подготовку по обслуживанию и ремонту радиоэлектронной аппаратуры.
3.2.5 При выполнении плановых и внеплановых ремонтов устройств должны также устраняться замечания, зарегистрированные локомотивными бригадами в журнале формы ТУ-152.
3.2.6 При обслуживании и ремонте электронных блоков УКБМ должны применяться детали, элементы, материалы, измерительные приборы и инструменты, предусмотренные конструкторской документацией 36982-600-00 и настоящей инструкцией.
3.2.7 В ремонтных подразделениях ОАО "РЖД" необходимо иметь технологический запас отремонтированных блоков УКБМ, в объеме не менее 5% от общего количества эксплуатируемого оборудования, для оперативной замены вышедших из строя блоков.
4. Техническое обслуживание при ТО-1
4.1 Техническое обслуживание УКБМ при ТО-1 проводится локомотивными бригадами при приемке, сдаче локомотива в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности N Л230, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2019 г. N 183/р.
5. Техническое обслуживание при ТО-2
5.1 Техническое обслуживание УКБМ при проведении локомотивам ТО-2 проводится без снятия блоков с локомотива.
5.2 При проведении технического обслуживания УКБМ при проведении локомотивам ТО-2 необходимо ознакомиться с наличием замечаний в журнале формы ТУ-152.
5.3 Проверить состояние тумблеров SA1, SA2, которые должны находиться в положении "ВКЛ" и "Н" соответственно.
5.4 Проверить наличие пломб на блоке УКБМ и кожухе клеммных реек, а также наличие бирки с датой проверки и подписью ответственного лица.
5.5 Осмотреть устройство, клеммную рейку, подходящие жгуты проводов, рукоятки и кнопки бдительности, кнопку "СБРОС/УСТ. КЖ", лампы и арматуру предварительной световой сигнализации (ПСС) со светофильтрами красного цвета и лампы "ПРОПУСК" белого цвета, тумблеры регулировки яркости свечения ламп ПСС.
5.6 Убедиться в надежном креплении выходных разъемов и подходящих проводов, отсутствии механических повреждений и целостности изоляционных покрытий.
5.7 Убедиться в работоспособности устройства, произведя проверку согласно разделу 11.4 Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту локомотивных устройств безопасности N Л229, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 12 марта 2019 г. N 454/р.
5.8 О результатах проверки действия УКБМ в журнале технического состояния локомотива ТУ-152 делается отметка об исправности с проставлением штампа-справки на право пользования устройствами в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту локомотивных устройств безопасности N Л229, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 12 марта 2019 г. N 454/р. Срок действия штампа-справки сохраняется в течение 30 дней.
5.9 В случае наличия в журнале формы ТУ-152 записей локомотивной бригады о неисправности УКБМ или их обнаружении в процессе проверки, произвести необходимый ремонт, после чего выполнить проверку в соответствии с пунктом 5.7 настоящей инструкции.
5.10 Неисправные блоки, требующие ремонта со снятием с локомотива, должны заменяться на исправные и отрегулированные из имеющегося технологического запаса.
5.11 При снятии с локомотива неисправной аппаратуры УКБМ устройств необходимо оформить запись в журнале учета повреждений устройств безопасности о характере неисправности, причинах и принятых мерах по ее устранению. Форма журнала приведена в приложении 1.А Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту локомотивных устройств безопасности N Л229, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 12 марта 2019 г. N 454/р.
5.12 В случае замены устройства или вспомогательного оборудования, подключении контрольного устройства УКБМ, отключение питания обязательно.
5.13 Если обнаруженная неисправность не может быть устранена за время, отведенное на выполнение ТО-2, работник, обслуживающий УКБМ, должен немедленно сообщить дежурному по эксплуатационному локомотивному депо для совместного принятия решения вопроса об устранении неисправности на проверяемом локомотиве или выпуске под поезд другого локомотива.
6. Техническое обслуживание при ТО-3
6.1 При проведении технического обслуживания тепловозам в объеме ТО-3 блок УКБМ с локомотива не снимается.
6.2 Необходимо выполнить работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-2.
6.3 Проверить состояние разъема РП14-30 блока УКБМ. На разъеме не должно быть наличия влаги, коррозии.
6.4 При наружном осмотре блока УКБМ, разъема и клеммных реек особое внимание обратить на вмятины, сколы, трещины. Вмятины, сколы, трещины и т.п. не допускаются.
6.5 Блок должен быть надежно закреплен.
6.6 Крышка блока должна быть плотно закрыта.
6.7 Проверить состояние монтажа на клеммной рейке. Затянуть гайки и контргайки в местах плохого контакта и ослабления.
6.8 Проверить работу кнопок, тумблеров, рукояток. При нажатии на кнопки не должно происходить заеданий. При заеданиях, повреждениях - кнопки заменить.
6.9 Проверить надежность крепления рукояток и кнопок бдительности, при необходимости подтянуть винтовые соединения. Ослабление крепления кнопок не допускается.
6.10 На крышке и корпусе кнопок и рукояток трещины и сколы не допускаются.
6.11 Проверить четкость срабатывания рукояток и кнопок и возврата подвижных частей в исходное положение.
6.12 Убедиться в наличии и целостности пломбы на рукоятке бдительности.
6.13 Переключение тумблеров и переключателей типа ТВ-1-2, ТВ-1-4 должно быть четким, с фиксацией и характерным щелчком. Неисправные тумблеры заменить.
6.14 Произвести проверку работоспособности УКБМ согласно п. 5.7 настоящей инструкции.
6.15 О результатах проверки сделать отметку в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 согласно п. 5.8 настоящей инструкции.
7. Текущий ремонт при ТР-1
7.1 При текущем ремонте ТР-1 блок УКБМ подлежит снятию с локомотива.
7.1.1 При проведении текущего ремонта ТР-1 необходимо произвести очистку наружной поверхности блока УКБМ от пыли и внешних загрязнений.
7.1.2 Очистить разъем блока от коррозии и окислов. Для очистки применять обтирочную ветошь без ворса, смоченную в техническом спирте. После очистки протереть сухой ветошью.
7.1.3 Открыть крышку блока.
7.1.4 Обдуть платы с радиоэлектронными элементами сжатым воздухом, давлением не выше 0,35 МПа (3,5 кг/см2).
7.1.5 Произвести визуальный осмотр плат с элементами, состояния монтажа, мест пайки. Если при проверке состояния электрического монтажа будут обнаружены дефекты (обрыв проводов, обрыв паек, потертости изоляции и т.п.), дефекты устранить.
7.1.6 Эксплуатация проводов, имеющих обрыв жил, не допускается. Провода, имеющие обрыв жил, заменить. Если обрыв жил произошел у места пайки, то такой провод выпаять, зачистить, залудить и впаять на место установки.
Все работы по пайке элементов, проводов в блоках выполнять припоем ПОС-61 (ГОСТ 21931-76), применяя канифольные или спиртоканифольные флюсы (ГОСТ 19250-73). Места паек покрыть эпоксиуретановым лаком УР-231 (ТУ 6-10-863-84).
7.1.7 Проверить уплотняющие прокладки. Уплотняющие прокладки на крышке и разъеме не должны иметь отслоений, порывов. Неисправные прокладки заменить.
7.1.8 Проверить работоспособность блока УКБМ на стенде А2109 ПКБ ЦТ согласно программе, изложенной в паспорте стенда (Раздел 10 настоящей инструкции) или на автоматизированном стенде, выполненном по техническому описанию 36982-600-00 ТО. Проверенный блок УКБМ должен быть опломбирован и снабжен биркой с датой проверки и подписью ответственного лица.
7.2 Осмотреть электрический монтаж на локомотиве.
7.2.1 Провода, идущие к клеммовой рейке и от рейки к разъему блока, должны быть помещены в полихлорвиниловую трубку (ГОСТ 19034-82) или увязаны в жгуты согласно требованиям Сборника инструкций по дефектировке и монтажу электропроводки на локомотивах от 17 февраля 1999 г. N ЦТрт-16 и ОСТ 16 0.801.066-83 Электровозы. Монтаж электрических проводов, кабелей и шин. Общие технические требования.
7.2.2 Провода, имеющие обрыв жил более 10% или следы перегрева, заменить или отремонтировать с перепайкой наконечников. Провода с перетертой, хрупкой или потрескавшейся изоляцией подлежат замене.
7.2.3 При наличии потертости изоляции разрешается заизолировать эти места прорезиненной изоляционной лентой (ГОСТ 2162-97).
7.2.4 Восстановление поврежденной изоляции соединительных выводных проводов производится следующим способом:
- вырезать поврежденную изоляцию до токоведущего провода, края основной изоляции срезать на конус длиной 20 - 25 мм;
- наложить изоляцию из стеклоткани 0,2 x 20 ЛЭС-0,2 (ГОСТ 5937-81) или лакоткани ЛШМ ГОСТ 28034-89;
- изоляцию накладывать плотно, без морщин, в полуперекрышу и последовательно от одного края вырезанной части к другому, промазывая каждый слой клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев должна соответствовать толщине основной изоляции;
- поверх последнего слоя изоляции наложить два слоя в полуперекрышу прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающей ранее наложенные слои на 5 - 10 мм;
- место восстановления изоляции покрыть эмалью ГФ-92-ХС, либо аналогичной, предназначенной для покрытия неподвижных обмоток электромашин холодной сушки по ГОСТ 9151-75.
7.2.5 Наконечники проводов, имеющие признаки перегрева и деформации, снять с крепления и отремонтировать, для чего необходимо:
- выправить и опилить наконечники, имеющие погнутость;
- зачистить наконечники, имеющие незначительные признаки перегрева и шероховатости на рабочих поверхностях, шлифовальной шкуркой с зерном 800 - 1500 (ГОСТ 6456-82);
- облудить выправленные и зачищенные наконечники припоем ПОС-40 (ГОСТ 21931-76). В качестве флюса применять 30 - 35% раствор канифоли в бензине;
- проверить отремонтированные наконечники на плотность прилегания контактных поверхностей. Наконечники, непригодные для эксплуатации, срезать вместе с запрессованным в него проводом, подготовить срезанный конец провода под посадку на новый наконечник, опрессовать, с торца припаять, зачистить и облудить;
- поверхность наконечника после лужения и запайки должна быть блестящей, не иметь непролуженных мест, наплывов и пятен;
- провода в местах соединения с наконечниками заизолировать.
7.2.6 Провода, подключаемые к клеммам, должны иметь запас по длине, предохраняющий их от натяжения и допускающий смену наконечника.
7.2.7 Провода должны иметь кембрики с нанесенными на них обозначениями, соответствующими монтажной схеме.
7.3 Выполнить работы по проверке рукояток, кнопок и тумблеров в соответствии с пунктами 6.8 - 6.13 настоящей инструкции, а также работы по пунктам 9.9 - 9.11 Инструкции по ремонту устройств автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) N ПКБ ЦТ.25.0189, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 г. N 2938/р и конструкторской документации производителя.
7.4 Произвести измерение сопротивления изоляции электрического монтажа УКБМ.
7.4.1 Измерение сопротивления изоляции электрического монтажа проводить при отключенном разъеме блока УКБМ и проводов У34, У35 от контроллера машиниста.
7.4.2 Измерение сопротивления изоляции электрического монтажа относительно корпуса локомотива проводится мегаомметром напряжением на 500 В (ТУ 25.04.2131) при полном отключении УКБМ от источника электропитания.
7.4.3 Для проверки необходимо объединить все контакты ответной части разъема РП14-30 блока УКБМ и измерить сопротивление изоляции между объединенными контактами и клеммой заземления. Измеренное сопротивление изоляции должно быть не менее 2 МОм.
7.4.4 При понижении общего сопротивления изоляции необходимо произвести разъединение проводов и коммутирующих аппаратов (кнопок, тумблеров, автоматических выключателей) по отдельным участкам с проверкой каждого провода или аппарата. При обнаружении места замыкания повреждение устранить изолированием или заменой аппарата или провода, после чего произвести повторную проверку сопротивления изоляции.
7.5 Произвести проверку работоспособности УКБМ согласно п. 5.7 настоящей инструкции.
7.6 О результатах проверки сделать отметку в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 согласно п. 5.8 настоящей инструкции.
8. Текущий ремонт при ТР-2
8.1 Выполнить работы по пункту 7.1 настоящей инструкции.
8.2 Произвести измерение сопротивления изоляции блока УКБМ.
8.2.1 Закоротить выводы разъема РП14-30 УКБМ.
8.2.2 Измерить сопротивление изоляции между объединенными контактами и клеммой заземления мегаомметром напряжением на 500 В. Измеренное сопротивление изоляции должно быть не менее 2 МОм.
8.2.3 В случае понижения сопротивления изоляции произвести сушку УКБМ подачей сухого, без примесей воды и масла нагретого до температуры 40 - 60 °C воздуха, при снятых крышках под давлением не более 3,5 кг/см2 в течение 20 - 30 мин. Способ подвода нагретого воздуха выбирается исходя из местных условий. Допускается производить сушку блоков в сушильной печи при температуре не выше 60 °C в течение 2 - 3 часов. Сушку производить при снятых крышках блоков.
8.2.4 После сушки произвести повторную проверку сопротивления изоляции блока.
8.2.5 Проверить блоки на стендовом оборудовании согласно требованиям пункта 7.1.8 настоящей инструкции.
8.2.6 Выполнить работы по пунктам 7.2 - 7.6 настоящей инструкции.
9. Текущий ремонт при ТР-3, СР
9.1 Выполнить работы по пунктам 8.1 - 8.2.2 настоящей инструкции.
9.2 В случае понижения сопротивления изоляции:
9.2.1 Освободить платы А1 и А2 и разъем РП14-30 блока от креплений.
9.2.2 Очистить платы от загрязнений, остатков паяльного флюса, канифоли. При очистке применять спирт технический.
9.2.3 Покрыть платы с элементами и разъем лаком УР-231 методом окунания.
9.2.4 Поместить блок в сушильную печь. Выдержать при температуре 50 °C в течение 1,5 часа.
9.2.5 Установить и закрепить платы с элементами и разъем в корпус.
9.3 Испытать блок УКБМ на электрическую прочность изоляции токоведущих частей по отношению к корпусу.
9.3.1 Подключить испытательный источник высокого напряжения к корпусу блока, а вторым - к объединенным между собой контактам разъема.
9.3.2 Включить источник высокого напряжения и плавно повысить испытательное напряжение до 500 +/- 5 В.
9.3.3 Выдержку испытательного напряжения производить в течение 60 с.
9.3.4 Плавно уменьшить испытательное напряжение до нуля, отключить источник высокого напряжения от сети и от блока. Явления пробоя изоляции и поверхностного перекрытия не допускаются.
9.3.5 Проверить блок на стендовом оборудовании согласно требованиям пункта 7.1.8 настоящей инструкции.
9.3.6 Выполнить работы по пунктам 7.2 - 7.6 настоящей инструкции.
10. Проверка работы и настройка блоков УКБМ на стендовом
оборудовании
10.1 Проверка и настройка УКБМ осуществляется на стенде А2109 ПКБ ЦТ, руководствуясь программой, изложенной в данном разделе.
10.2 Перед проверкой произвести следующие действия:
- проверить заземление стенда;
- подключить шлейф питания к стенду;
- подключить блок УКБМ к проверочному стенду;
- установить тумблеры и переключатели стенда в исходное положение:
S1 "Сеть" - выкл.,
S2 "УКБМ" - выкл.,
S3 "ПН" - "0",
S4 "Рев" - "0",
S5 "SКЖ" - "2",
S6 "РБ" - "2",
S7 "С7" - "2",
S8 "С3" - "2",
S9 "КСР" - "1",
S10 "БР" - "2",
S11 "V0" - "V < 5",
S12 "SКБ" - "2",
S13 - "3";
- установить тумблеры УКБМ в исходное положение:
SA1 - "Вкл", SA2 - "Н";
- включить вилку питания стенда в сеть и включить тумблер S1 "Сеть". Загорятся лампы Н5 "ЭПК", Н7 "З", Н4 "РБ5".
10.3 Правильность функционирования УКБМ контролируется визуально по состоянию тумблеров, кнопок и ламп стенда проверки согласно таблице проверки функционирования УКБМ (Таблица 1).
Таблица 1
Таблица проверки функционирования УКБМ
Проверяемые функции
Измеряемые параметры
Установка тумблеров и переключателей стенда
Включение лампы стенда
Прибор стенда или внешний прибор
Показание прибора
Примечания
1
2
3
4
5
6
7
1
Предварительная световая сигнализация при периодической бдительности машиниста
Время предварительной световой сигнализации до момента выключения
С7 "1"
Остальные в исходном
ЭПК, З, РБ5
Ручной секундомер
(7 +/- 1) с
Проверку временных параметров осуществлять с помощью секундомера ручного типа ЭСОСпр-2Б-2 ООО "АГАТ" 4295 или другого аналогичного
1.1
РБ "1"
ЭПК, З,
РБ5, РБР
В момент перевода РБ включить секундомер, РБР загорается после включения УКБМ только один раз
1.2
З, РБ5, РБР
В момент погасания лампы ЭПК выключить секундомер
1.3
РБ "2" С7 "2"
ЭПК, З,
РБ5
2
Исключение возможности постоянного нажатия педали или рукоятки бдительности
Выдержка времени при удержании рукоятки или педали в нажатом состоянии до выключения ЭПК ТРБ
С3 "1" остальные - в исходном
ЭПК, З,
РБ5
Ручной секундомер
(7 +/- 1) с
2.1
РБ "1"
ЭПК, З
В момент перевода РБ включить секундомер
2.2
З, РБ5
В момент погасания лампы ЭПК остановить секундомер
2.3
РБ "2" С3 "2"
ЭПК, З, РБ5
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.3.11.9 отсутствует.
3
При прекращении поступления сигнала "Ж" включение на локомотивном светофоре "Б", "КЖ"
ПН "Вп" остальные - в исходном
ЭПК, З, РБ5
Горение лампы РБ5 при З" и "Б" и погасание ее при "КЖ" и "Б" с "КЖ" является дополнительной проверкой п. 1.3.11.9
3.1
S13 "Б"
ЭПК, Б, РБ5
3.2
S13 "Ж"
ЭПК, Ж
3.3
S13 "Б"
ЭПК, Б, КЖ
4
При одновременно горящих огнях "Б" и "КЖ" возможность выключения "КЖ" нажатием кнопки S КЖ
S13 "Б" ПН "Вп" S КЖ "1" остальные - в исходном
Б, КЖ
п. 4 выполнить только после п. 3
4.1
S КЖ "2"
ЭПК, Б, РБ5
5
При горящих огнях "Б" возможность дополнительного включения "КЖ" нажатием кнопки S КЖ
S13 "Б" ПН "Вп" S КЖ "1" остальные - в исходном
Б, РБ5
п. 5 выполнить только после п. 4
5.1
S КЖ "2"
ЭПК,Б, КЖ
6
Однократное и периодическое подтверждение бдительности нажатием рукоятки бдительности РБ
S13 "3" Пн "Вп" остальные - в исходном
ЭПК, З, РБ5
6.1
РБ "1"
ЭПК, З, РБ5
Проверяется невозможность подтверждения бдительности РБ до прихода проверки бдительности машиниста. П. 6.1 и 6.2 выполнить за время < Тлп (6 с). П. 6.3 и 6.4 выполнить за время < Тлп (6 с)
6.2
РБ "2"
ЭПК, З, РБ5
6.3
S КБ "1"
ЭПК, З, РБР, РБ5
6.4
S КБ "2"
ЭПК, З, РБ5
6.5
Рев "ВП" БР "1" КСР "2"
ЭПК, З, РБ5, ЛП
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст в графе 7 дан в соответствии с официальным текстом документа.
6.6
РБ "1"
ЭПК, З, РБ5, ЛП, РБР
п. 6.6, 6.6, 6.7 выполнить за время < Тлп (6 с)
6.7
РБ "2"
ЭПК, З, РБ5, ЛП
6.8
З, РБ5, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с после пункта 6.5
6.9
S КБ "1"
З, РБ5, ЛП
6.10
S КБ "2"
З, РБ5, ЛП
6.11
КСР "1"
З, РБ5, ЭПК
6.12
КСР "2"
З, РБ5, ЭПК, ЛП
6.13
З, РБ5, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.3.11.9 отсутствует.
6.14
РБ "1"
З, ЛП, РБР
Погасание лампы "РБ5", дополнительная проверка п. 1.3.11.9
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.3.11.13 отсутствует.
6.15
КСР "1"
З, РБР
Загорание лампы "Проп", дополнительная проверка п. 1.3.11.13
6.16
РБ "2"
З, Проп, ЭПК
7
Однократная проверка бдительности при смене сигналов локомотивного светофора по сигналу выключения ЭПК (кроме смены "З") при нахождении Рев в рабочем положении
ПН "Вп" Рев "Вп" БР "2" остальные - в исходном
З, Проп
ЭПК, З, РБ5, ЛП, РБР
п. 7 выполнять только после п. 6
7.1
S13 "Б"
Б, Проп
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.3.11.6 отсутствует.
7.2
РБ "1"
Б, РБР, Проп
Загорание лампы "РБР", дополнительная проверка п. 1.3.11.6
7.3
БР "1"
Б, РБР, РБ5
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.3.11.16 отсутствует.
7.4
РБ "2"
Б, РБР, РБ5
Погасание лампы "Проп", дополнительная проверка п. 1.3.11.16
8
Выключение ЭПК при нерабочем положении Рев и скорости выше минимально контролируемой V0
S13 "Б" Рев "0" ПН "Вп" БР "1" остальные - в исходном
Б, ЭПК, РБ5
8.1
V0 "> 5"
Б, РБ5
8.2
V0 "< 5"
Б, ЭПК, РБ5
9
Подключение дополнительного конденсатора при "З" и "Б" огнях локомотивного светофора и отключение Сб при однократном подтверждении бдительности при выключении ЭПК
Проверка производится при выполнении п. 3 и 6.11 таблицы
10
Введение периодической проверки бдительности вне зависимости от скорости при нахождении Рев в рабочем положении
S13 "Б" Рев "0" ПН "Вп" БР "1" остальные - в исходном
Б, ЭПК, РБ5
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.3.11.11 отсутствует.
10.1
БР "2"
Б, ЭПК, РБ5
Горение лампы "ЭПК" является дополнительной проверкой п. 1.3.11.11
10.2
Рев "ВП"
Б, РБ5
10.3
БР "1"
Б, ЭПК, РБ5
11
Отмена проверки бдительности при переводе Рев в положение "0" и скорости, ниже минимальной контролируемой V0
Проверка производится при выполнении п. 10.1 таблицы
12
Периодическая проверка только на свет лампы ЛП до выключения ЭПК при "КЖ" и "Б" с "КЖ" локомотивного светофора
S13 "КЖ" Рев "Вп" ПН "Вп" БР "1" остальные - в исходном
КЖ, ЭПК
12.1
КСР "2"
КЖ, ЭПК, ЛП
12.2
РБ "1"
КЖ, ЭПК, ЛП, РБР
п. 12.1, 12.2, 12.3 выполнить за время < Тлп (6 с)
12.3
РБ "2"
КЖ, ЭПК, ЛП
12.4
КЖ, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с после п. 12.1
12.5
РБ "1"
КЖ, ЛП
12.6
РБ "2"
КЖ, ЛП
13
Возможность единичного подтверждения бдительности после начала свистка ЭПК с включением лампы "Проп" при "Ж", "З" и "Б" огнях локомотивного светофора
КСР "1" S13 "З" Рев "Вп" ПН "Вп" БР "1" остальные - в исходном
З, ЭПК, РБ5
При необходимости проверку п. 13 таблицы проводить при "Б" и "Ж" положениях S13
13.1
КСР "2"
ЭПК, З, РБ5, ЛП
13.2
З, РБ5, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с
13.3
РБ "1"
З, ЛП, РБР
13.4
КСР "1"
З, РБР
13.5
РБ "2"
З, ЭПК, Проп
13.6
КСР "2"
З, ЭПК, ЛП, Проп
13.7
З, Проп, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с
13.8
РБ "1"
З, Проп, ЛП
13.9
РБ "2"
З, Проп, ЛП
13.10
КСР "1"
З, ЭПК, Проп
13.11
РБ "1"
З, ЭПК, Проп
п. 13.11, 13.12 выполнить за время < Тлп (6 с)
13.12
РБ "2"
З, ЭПК, Проп
13.13
КСР "2"
З, ЭПК, Проп, ЛП
13.14
РБ "1"
З, ЭПК, РБР, РБ5, ЛП
п. 13.13, 13.14, 13.15, 13.16 таблицы выполнить за время < Тлп (6 с)
13.15
КСР "2"
РБР, РБ5, ЭПК, З
13.16
РБ "2"
З, РБ5, ЭПК
14
Возможность предотвращения экстренной остановки поезда при нарушении порядка подтверждения бдительности
S13 "КЖ" Рев "Вп" ПН "Вп" V "0 > 5" БР "1" остальные - в исходном
КЖ, ЭПК
14.1
КСР "2"
КЖ, ЭПК, ЛП
14.2
КЖ, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с
14.3
РБ "1"
КЖ, ЛП
14.4
РБ "2"
КЖ, ЛП
14.5
Рев "0"
КЖ, ЛП
14.6
РБ "1"
КЖ, ЛП, РБР
14.7
КСР "1"
КЖ, РБР
14.8
РБ "2"
КЖ, Проп
14.9
Рев "Вп"
КЖ, Проп
14.10
S КЖ "1"
КЖ, Проп
14.11
S КЖ "2"
КЖ, ЭПК, Проп
15
Возможность подтверждения бдительности, как по предварительной световой сигнализации, так и по сигналу выключения ЭПК при следовании назад из любой кабины
S13 "КЖ" ПН "Вп" Рев "Нз" БР "1" остальные - в исходном
КЖ, ЭПК, Проп
Пункт выполняется только после п. 14
15.1
КСР "2"
КЖ, ЭПК, Проп, ЛП
15.2
КЖ, Проп, ЛП
Через Тлп (7 +/- 1) с
15.3
РБ "1"
КЖ, Проп, РБР, ЛП
15.4
КСР "1"
КЖ, РБР, Проп
15.5
РБ "2"
КЖ, Проп, ЭПК
п. 13.13, 13.14, 13.15, 13.16 таблицы выполнить за время < Тлп (6 с)
16
Выключение лампы пропуск при подтверждении бдительности на смену показания локомотивного светофора
Проверка производится при выполнении п. 7.1 таблицы
17
Дополнительная проверка бдительности перед началом движения при "КЖ" на локомотивном светофоре нажатием кнопки S "КЖ" во время свистка ЭПК
S13 "КЖ" ПН "Вн" Рев "Нз" V "0 < 5" БР "1" остальные - в исходном
КЖ, ЭПК Проп
Может включиться лампа "РБ5". В этом случае: "S КЖ1", "S КЖ 2". "РБ5" - погаснет
17.1
Рев "Вп"
КЖ, ЭПК
17.2
Рев "0"
КЖ, ЭПК
17.3
Рев "Нз"
КЖ
17.4
Рев "0"
КЖ, ЭПК
17.5
Рев "Нз"
КЖ
17.6
S КЖ "1"
КЖ
17.7
S КЖ "2"
КЖ, ЭПК, РБ5
17.8
S13 "3"
Э, ЭПК, РБ5
18
Проверка исправного состояния ключей на транзисторах VT9 и VT12
S13 "Б" ПН "Нз" Рев "0" V "0 < 5" БР "1" остальные - в исходном
Б, ЭПК, РБ5
18.1
Б, ЭПК, РБ5
Установить тумблер S А2 УКМБ в положение "ТЕСТ"
18.2
Рев "Вп"
Б, РБ5
18.3
Рев "0"
Б, ЭПК, РБ5
18.4
РБ "1"
Б, ЭПК, РБ5, РБР
18.5
РБ "2"
Б, РБ5
18.6
РБ "1"
Б, РБ5
18.7
РБ "2"
Б, РБ5
18.8
Б, РБ5, ЭПК
Установить тумблер S А2 УКМБ в положение "Выкл.". При этом Iпотр УКМБ = 0
18.9
РБ "1"
Б, РБ5, РБР, ЭПК
18.10
РБ "2"
Б, РБ5, ЭПК
18.11
S КБ "1"
Б, РБ5, ЭПК
18.12
S КБ "2"
Б, РБ5, ЭПК
18.13
ЭПК, Б, КЖ
Установить тумблеры УКМБ SA1 и SA2 в положение "Вкл" и "Н" соответственно (зажигания "КЖ" может не быть)
19
Напряжение на выходе вторичного источника питания V12
БР "1" остальные - в исходном
ЭПК, З, РБ5
Ц4321
Не более 14 В
Напряжение на входе УКМБ, индицируемое PV стенда Vвх = 60 В, V12 измеряется между клеммами "-50" Х3 и "+12" Х5
20
Двойное амплитудное значение пульсаций на выходе вторичного источника питания V12
"
ЭПК, З, РБ5
Ц4321
Не более 500 мВ
То же
21
Ток потребления Iвх.
"
ЭПК, З, РБ5
РА
Не более 0,85 А
Vвх = 60 В
22
V12
БР "1" остальные - в исходном
ЭПК, З, РБ5
Ц4324
Не менее 8,0 В
Vвх = 40 В
23
Напряжение на выходе управления электропневматическим клапаном ЭПК Vэпк
БР "1" остальные - в исходном
ЭПК, З, РБ5
Ц4324
Не менее 33 В
Vвх = 40 В, Vэпк измеряется между клеммами "-50" Х3 и "ЭПК" Х6
11. Возможные неисправности УКБМ и способы их устранения
Возможные неисправности УКБМ и способы их устранения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Возможные неисправности УКБМ и способы их устранения
N п/п
Неисправность
Дополнительные сведения
Возможная причина
Способы устранения
1
2
3
4
5
1
Отсутствует питание блока
Отсутствует напряжение в цепях 12 В, 5 В, отсутствует индикация лампы ЭПК
Обрыв цепи внешнего резистора, защитного дросселя, тумблера SA1, диода VD34
Проверить целостность цепи питания, устранить обрыв цепи
2
Нет питания микросхемы +5 В
Пробой микросхемы ДА1
Заменить микросхему
3
Не работают выходные ключи
Отсутствует индикация лампы ЭПК, пропуск, РБР при нажатии РБ
Нарушение нормальной работы генератора
Проверить номиналы элементов схемы генератора, отсутствие к.з. в цепи генератора
4
Нет питания ЭПК в исходном состоянии схемы проверки
Выгорание резисторов R122 - R124
К.з. монтажа локомотива, длительное к.з. нагрузки (ЭПК)
Заменить резисторы, проверить монтаж локомотива
Выгорание защитного резистора в цепи к VT12
К.з. нагрузки, пробой, обрыв диода на катушке ЭПК
Заменить резистор, проверить монтаж, целостность диода на локомотиве
Нарушение контактов 1, 2 тумблеров SA1, SA2
Механическое повреждение тумблеров
Проверить тумблеры, неисправные заменить
5
Не выполняется режим тестирования, отсутствует периодическая проверка бдительности. Не обесточивается ЭПК при нажатии "Сброс/Уст. КЖ"
Не включаются лампы ПСС, не обесточивается ЭПК при тестировании
Пробой транзистора VT12
Заменить транзистор
6
Не обесточивается ЭПК при удержании РБ в нажатом состоянии более 8 с или при горении ламп ПСС более 8 с
Не функционирует ключ ЭПК на транзисторе VT9
Пробой транзистора VT9
Заменить транзистор
7
Не горит лампа ПРОПУСК
Не функционирует ключ на транзисторе VT11
Выгорание резистора R86, обрыв VD25
Заменить резистор, устранить обрыв
8
Временные параметры TРБ, TЛП не соответствуют требованиям
Нарушение нормальной работы схемы выдержки времени на транзисторах VT16, VT17
Проверить номиналы элементов, целостность транзисторов. Заменить (при необходимости) R95, R96
12. Приборы, рабочий инструмент и материалы
12.1 Приборы, необходимые для проверки, ремонта и настройки блоков УКБМ, поставляются в комплекте с проверочным стендом А2109.
В случае отсутствия указанного стендового оборудования должны использоваться приборы, указанные на схеме стенда проверки, представленной в техническом описании 36982-600-00 ТО, или аналогичные.
12.2 Перечень инструмента, необходимого для ремонта и обслуживания УКБМ, представлен в таблице 3.
Таблица 3
Перечень инструмента
N п/п
Наименование
Обозначение
1
Ключи гаечные торцовые с внутренним шестигранником
2
Кусачки боковые с изолированными ручками
3
Плоскогубцы радиотехнические с изолированными ручками
4
Пассатижи с изолированными ручками
5
Отвертки слесарно-монтажные
6
Отвертки диэлектрические
7
Пинцет
8
Паяльник электрический 36 В, 40 Вт
ГОСТ 7219-83
9
Паяльник электрический 36 В, 65 Вт
ГОСТ 7219-83
10
Паяльник электрический 220/380 В
ГОСТ 7219-83
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 7283-93 утратил силу на территории Российской Федерации с 01.01.2009 в связи с введением в действие ГОСТ Р 52787-2007 (Приказ Ростехрегулирования от 30.11.2007 N 350-ст).
11
Круглогубцы диэлектрические
ГОСТ 7283-93;
12
Монтерский нож
13
Щетка
12.3 Потребность в запасных частях и материалах при техническом обслуживании и текущем ремонте УКБМ должна соответствовать нормам расходов N ПКТБ ЦУНР/ЦУНР-24.5.1428-15, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 17 июня 2015 г. N 1510р.
12.4 Указанные инструменты и материалы могут быть заменены на аналогичные, удовлетворяющие условиям обслуживания и ремонта аппаратуры УКБМ.