Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Настоящий стандарт является частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте. Настоящий стандарт устанавливает требования к допустимому уровню электромагнитных помех и к помехоустойчивости аппаратуры и оборудования, предназначенных для использования на железнодорожном подвижном составе; а также определяет правила и методы испытаний. Допустимые уровни электромагнитных помех и помехоустойчивость аппаратуры и оборудования представляют собой систему взаимоувязанных норм, обеспечивающую исправное функционирование устройств при мешающем воздействии электромагнитных помех. Нормы электромагнитных помех не применяют к переходным процессам при запуске и остановке аппаратуры и оборудования. Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33436.1. |
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные стандарты: ГОСТ 33436.1-2015 (IEC 62236-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 1. Общие положения ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний ГОСТ 30372-95 <1> Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения ГОСТ 30804.4.2-2013 (IEC 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний ГОСТ 30804.4.4-2013 (IEC 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний ГОСТ 30804.4.5-2002 <2> (IEC 61000-4-5:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний ГОСТ 30804.4.6-2002 <3> (IEC 61000-4-6:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний ГОСТ 30805.11-2002 <4> (CISPR 11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Промышленные, научные, медицинские и бытовые (ПНМБ) высокочастотные устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений ГОСТ 30805.22-2013 (CISPR 22:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений |
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. |
3.1 железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав. Примечание - Данный обобщенный термин для всех видов подвижного состава введен в настоящий стандарт дополнительно по отношению к примененному международному стандарту IEC 62236-3-2:2008 для удобства изложения. |
4.1 Измерения электромагнитных помех и помехоустойчивости проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава; измерения электромагнитных помех и порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях - в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава, аппаратуры и оборудования. Примечание - Положения данного пункта откорректированы относительно примененного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 в соответствии с законодательством государств, принявших стандарт о техническом регулировании. |
4.2 Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть поверены или откалиброваны, а испытательное оборудование аттестовано или откалибровано по требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>. Примечание - Требования данного пункта являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 и включены в настоящий стандарт в целях соблюдения законодательства государств, принявших стандарт об обеспечении единства измерений. |
Порт | Полоса частот, кГц | Нормы | Основополагающий стандарт |
Высоковольтное соединение со стороны подключения токоприемника перед фильтром (порт 3 на рисунках A.1, A.2, A.3) | 0,016 - 0,034 <1> | Нормы будут введены после 2017 г. <2> | Метод испытаний будет введен одновременно с вводом норм |
0,062 - 0,088 <1> | |||
0,167 - 0,184 <1> | |||
2124,000 - 2156,000 <1> 151725,000 - 156025,000 <1> | По ГОСТ 33436.3-1 (подраздел 4.3) | ||
150,000 - 30000,000 <1> | Нормы не устанавливаются | Отсутствует | |
<1> Полосы частот приведены применительно к техническим средствам, применяемым на подвижном составе в государствах, принявших стандарт. <2> Порядок расчета величины помехи и ориентировочные значения норм приведены в приложении ДА. Примечание - Нормы на кондуктивные ВЧ-помехи не устанавливаются. Аппаратура и оборудование при их размещении совместно с другой аппаратурой и оборудованием на железнодорожном подвижном составе должны удовлетворять нормам помехоэмиссии по ГОСТ 33436.3-1 (раздел 4). | |||
Порт | Полоса частот, кГц | Нормы | Основополагающий стандарт |
Высоковольтное соединение со стороны подключения токоприемника перед фильтром (порт 3 на рисунке A.4) | 0,041 - 0,059 <1> | Нормы будут введены после 2017 г. <2> | Метод испытаний будет введен одновременно с вводом норм |
0,062 - 0,088 <1> | |||
0,167 - 0,184 <1> | |||
2124,000 - 2156,000 <1> 151725,000 - 156025,000 <1> | По ГОСТ 33436.3-1 (подраздел 4.3) | ||
150,000 - 30000,000 <1> | Нормы не устанавливаются | Отсутствует | |
<1> Полосы частот приведены применительно к техническим средствам, применяемым на подвижном составе в государствах, принявших стандарт. <2> Порядок расчета величины помехи и ориентировочные значения норм приведены в приложении ДА. Примечание - Нормы на кондуктивные ВЧ-помехи не устанавливаются. Оборудование при его размещении с другим оборудованием на подвижном составе должно удовлетворять нормам помехоэмиссии по ГОСТ 33436.3-1 (раздел 4). | |||
Таблица 3 (Данная таблица введена в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-3-2:2008 для учета требований к аппаратуре и оборудованию, установленным на автономном подвижном составе.) | |||||
Порт | Полоса частот, кГц | Нормы | Основополагающий стандарт | ||
Соединение со стороны подключения тягового генератора к тяговому выпрямителю (порт 4 на рисунке A.5; порт 1 на рисунках A.6 и A.7; порт 3 на рисунке A.6 и порт 2 на рисунке A.7) | 0,041 - 0,059 <1> | Нормы будут введены после 2017 г. <2> | Метод испытаний будет введен одновременно с вводом норм | ||
0,062 - 0,088 <1> | |||||
0,167 - 0,184 <1> | |||||
2124,000 - 2156,000 <1> 151725,000 - 156025,000 <1> | По ГОСТ 33436.3-1 (подраздел 4.3) | ||||
150,000 - 30000,000 | Нормы не устанавливаются | Отсутствует | |||
<1> Полосы частот приведены применительно к техническим средствам, применяемым на подвижном составе в государствах, принявших стандарт. <2> Порядок расчета величины помехи и ориентировочные значения норм приведены в приложении ДА. Примечание - Нормы на кондуктивные ВЧ-помехи не устанавливаются. Оборудование при его размещении с другим оборудованием на подвижном составе должно удовлетворять нормам помехоэмиссии по ГОСТ 33436.3-1 (раздел 4). | |||||
Порт | Полоса частот, МГц | Нормы, дБ (1 мкВ), квазипиковое значение | Основополагающий стандарт |
Порт питания вспомогательного оборудования синусоидальным переменным или постоянным током (порт 9 на рисунках A.1, A.2, A.4, A.5, A.6 и A.7; порт 7 на рисунках A.6 и A.7, порт 8 на рисунке A.6) | 0,150 - 0,500 | 79 <*> | ГОСТ 30805.11 |
0,500 - 30,000 | 73 <*> | ||
Примечание - Там, где возможно, должен использоваться метод по ГОСТ 30805.11. В настоящее время этот метод измерения кондуктивных помех имеет ограничения, связанные с используемыми устройствами подключения. Вместе с тем он позволяет обеспечить безопасность при испытании систем большой мощности. Нормирование кондуктивных помех от аппаратуры, подключаемой к внешним кабельным сетям, позволит ограничить уровень помехоэмиссии. | |||
Порт | Полоса частот, кГц | Нормы, дБ (1 мкВ), квазипиковое значение | Основополагающий стандарт |
Порт питания от аккумуляторной батареи (порт 10 на рисунках A.1 - A.4, A.8; порт 9 на рисунках A.5 - A.7) | 150,0 - 500,0 | 79 <*> | ГОСТ 30805.11 |
500,0 - 30000,0 | 73 <*> | ||
2124,0 - 2156,0 <**> | 75 <**> | ГОСТ 33436.3-1 (подраздел 4.3) <**> | |
151725,0 - 156025,0 <**> | 60 <**> | ||
Порт | Полоса частот, МГц | Нормы, дБ (1 мкВ), квазипиковое значение | Основополагающий стандарт |
Устройства управления, контроля и безопасности <*> Электронный источник постоянного тока или синусоидального переменного тока (порт 16 на рисунке A.8) | 0,150 - 0,500 | 79 <**> | ГОСТ 30805.11 |
0,500 - 30,000 | 73 <**> | ||
Порт | Полоса частот, МГц | Нормы, дБ (1 мкВ/м), квазипиковое значение | Основополагающий стандарт |
Корпус | 30,0 - 230,0 | 40 | ГОСТ 30805.11 |
230,0 - 1000,0 | 47 | ||
Примечание 1 - Измерительное расстояние составляет 10 м. Можно использовать расстояние 3 м при увеличении значения нормы на 10 дБ. Примечание 2 - Тяговые преобразователи и вспомогательные преобразователи мощностью более 50 кВА не должны испытываться отдельно, а только при испытании железнодорожного подвижного состава по ГОСТ 33436.3-1. | |||
Вид испытательного воздействия | Степень жесткости испытаний | Параметры испытательного воздействия | Основополагающий стандарт | Критерий качества функционирования | |
Кондуктивные помехи, наведенные радиочастотными электромагнитными полями <1> | 3 | Полоса частот, МГц | 0,15 - 80,00 | ГОСТ 30804.4.6 | A или B <3> |
Среднеквадратическое значение напряжения, немодулированный сигнал, В | 10 | ||||
Глубина амплитудной модуляции, % | 80 | ||||
Частота модуляции, кГц | 1,00 | ||||
Выходное сопротивление источника, Ом | 150 | ||||
Наносекундные импульсные помехи <2> | 3 | Амплитуда импульсов напряжения, кВ | +/- 2 | A или B <3> | |
Длительность фронта импульса/длительность импульса, нс | 5/50 | ||||
Частота повторения импульсов в пачке, кГц | 5 | ||||
Микросекундные импульсные помехи большой энергии | 3 | Длительность фронта импульса/длительность импульса напряжения, мкс | 1,2/50 | ГОСТ 30804.4.5 | A или B <3> |
Подача помехи: по схеме "провод - земля" | |||||
Амплитуда импульса напряжения, кВ | +/- 2 | ||||
2 | Подача помехи: по схеме "провод - провод" | ||||
Амплитуда импульса напряжения, кВ | +/- 1 | ||||
<2> Ввод помехи через устройство связи-развязки (положительная и отрицательная полярности) является предпочтительным. <3> Критерий качества функционирования A применяют для технических средств, техническое состояние которых непосредственно влияет на обеспечение безопасности движения поездов, в части функций (технических характеристик), указанных в технической документации на технические средства, непосредственно влияющих на обеспечение безопасности. Примечание - Сноска <3> введена дополнительно по отношению к примененному международному стандарту IEC 62236-3-2:2008 для уточнения требований, предъявляемых к техническим средствам, обеспечивающим безопасность движения поездов в государствах, принявших стандарт. | |||||
Вид испытательного воздействия | Степень жесткости испытаний | Параметры испытательного воздействия | Основополагающий стандарт | Критерий качества функционирования | |
Кондуктивные помехи, наведенные радиочастотными электромагнитными полями <1> | 3 | Полоса частот, МГц | 0,15 - 80,00 | ГОСТ 30804.4.6 | A |
Среднеквадратическое значение напряжения, немодулированный сигнал, В | 10 | ||||
Глубина амплитудной модуляции, % | 80 | ||||
Частота модуляции, кГц | 1 | ||||
Выходное сопротивление источника, Ом | 150 | ||||
Наносекундные импульсные помехи <2> | 4 | Амплитуда импульсов напряжения, кВ | +/- 2 | A | |
Длительность фронта импульса/длительность импульса, нс | 5/50 | ||||
Частота повторения импульсов в пачке, кГц | 5 | ||||
Вид испытательного воздействия | Степень жесткости испытаний | Параметры испытательного воздействия | Основополагающий стандарт | Критерий качества функционирования | |
- | Полоса частот, МГц | 80 - 1000 | A или B <6> | ||
Напряженность испытательного поля, немодулированный сигнал, В/м | 20 | ||||
Глубина амплитудной модуляции, % | 80 | ||||
Частота модуляции, кГц | 1 | ||||
- | Полоса частот, МГц | 800 - 1000 | A или B <6> | ||
Напряженность испытательного поля, немодулированный сигнал, В/м | 20 | ||||
Глубина амплитудной модуляции, % | 80 | ||||
Частота модуляции, кГц | 1 | ||||
3 | Полоса частот, МГц | 1400 - 2100 | A или B <6> | ||
Напряженность испытательного поля, немодулированный сигнал, В/м | 10 | ||||
Глубина амплитудной модуляции, % | 80 | ||||
Частота модуляции, кГц | 1 | ||||
- | Полоса частот, МГц | 2100 - 2700 <5> | |||
Напряженность испытательного поля, немодулированный сигнал, В/м | 5 | ||||
Глубина амплитудной модуляции, % | 80 | ||||
Частота модуляции, кГц | 1 | ||||
Электростатический разряд | 3 | Амплитуда импульсов напряжения: | A или B <6> | ||
- контактный разряд, кВ; | +/- 6 | ||||
- воздушный разряд, кВ | +/- 8 | ||||
<1> Данные требования применяют к оборудованию, установленному в пассажирских купе, кабинах управления подвижного состава или на внешних поверхностях. Для оборудования, монтируемого во всех других зонах, можно применять среднеквадратическое значение напряжения (параметры испытательного воздействия по таблице 9) 10 В/м. <2> Для аппаратуры больших размеров (например, приводов тяги, вспомогательных преобразователей) на практике часто трудно выполнить испытание всего укомплектованного средства на помехоустойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. В таких случаях производитель должен испытывать отдельные восприимчивые подсистемы (например, электронные системы управления). В протоколе испытания следует обосновать такое разделение на подсистемы или его отсутствие и любые сделанные допущения (например, уменьшение уровня воздействующего поля из-за экранирования корпуса). <3> Испытание в соответствии с ГОСТ 30804.4.3 (подраздел 5.2) должно применяться на частотах, используемых для цифровых радиотелефонов, работающих в указанной полосе частот. <4> Для оборудования, монтируемого в зонах, где можно показать, что мешающее влияние от мобильной цифровой телефонной радиосвязи будет менее существенным, чем установленное в настоящем стандарте, испытательные уровни при испытании на помехоустойчивость можно уменьшить до 10 В/м вместо 20 В/м и до 5 В/м вместо 10 В/м. <5> Полоса частот расширена до 2700 МГц по отношению к примененному международному стандарту для учета воздействий, обусловленных применением мобильных радиосредств, работающих в данной полосе частот. <6> Критерий качества функционирования A применяют для технических средств, техническое состояние которых непосредственно влияет на обеспечение безопасности движения поездов, в части функций (технических характеристик), указанных в технической документации на технические средства, непосредственно влияющих на обеспечение безопасности. Примечание - Сноска <6> введена дополнительно по отношению к примененному международному стандарту IEC 62236-3-2:2008 для уточнения требований, предъявляемых к техническим средствам, обеспечивающим безопасность движения поездов в государствах, принявших стандарт. | |||||
На рисунке A.5 представлена система электропитания автономного железнодорожного подвижного состава с тяговым генератором и тяговым двигателем постоянного тока. На рисунке A.6 представлена система электропитания автономного железнодорожного подвижного состава с генераторами переменного тока, выпрямителями, преобразователем частоты и тяговым двигателем постоянного тока. На рисунке A.7 представлена система электропитания автономного железнодорожного подвижного состава с генераторами переменного тока, преобразователями частоты и тяговым двигателем переменного тока. Примечание - Данные рисунки введены в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-3-2:2008 для уточнения порядка проведения испытаний автономного железнодорожного подвижного состава. |
Аппаратура и оборудование | Виды испытаний |
Тяговый преобразователь | Электромагнитные помехи |
Цепь главного выключателя | Нормы не устанавливаются |
Трансформаторы тяги | Нормы не устанавливаются |
Тяговый электродвигатель | Нормы не устанавливаются |
Вспомогательный электродвигатель | Нормы не устанавливаются |
Дополнительный источник питания для заряда аккумуляторной батареи | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Электронная система управления локомотивом | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава <*> | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Электронный интерфейс человек - машина | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Оборудование отопления и кондиционирования | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Аппаратура и оборудование для информирования и оповещения пассажиров | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Аппаратура и оборудование для управления дверями | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Вспомогательное оборудование для функционирования поезда | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Вспомогательное оборудование для обслуживания пассажиров | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Системы управления поездом | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Электронный источник питания | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Система управления торможением | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду таблица A.3, а не 3. |
Номер порта на рисунках | Типичное наименование порта | Типичные аппаратура и оборудование |
Порты электропитания тягового оборудования переменного тока | ||
1 | Высоковольтный ввод от токоприемника/токоприемников | Главный выключатель |
3 | Высоковольтное соединение (перед фильтром) | Фильтр |
4 | Соединение между фильтром и трансформатором на стороне высокого напряжения | Фильтр |
5 | Однофазная сборная шина поезда | Вспомогательный преобразователь |
6 | Соединение между трансформатором и преобразователем (выпрямителем) | Тяговый преобразователь (выпрямитель) |
7 | Линия к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель |
8 | Вспомогательные обмотки трансформатора | Вспомогательный преобразователь собственных нужд |
Порты электропитания тягового оборудования постоянного тока | ||
2 | Высоковольтный ввод от токоприемника/токоприемников | Быстродействующий автоматический выключатель |
3 | Высоковольтное соединение (перед фильтром) | Фильтр |
6 | Соединение между фильтром и преобразователем | Тяговый преобразователь |
7 | Линии к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель |
Порты электропитания вспомогательного оборудования переменным током | ||
8 | Источник питания переменного тока (вспомогательная обмотка трансформатора, вспомогательный генератор, вспомогательный преобразователь) | Оборудование кондиционирования воздуха |
Порты электропитания вспомогательного оборудования постоянным током | ||
9 | Источник питания постоянного тока | |
Порты аккумуляторной батареи | ||
10 | Аккумуляторная батарея | Электронный источник питания |
11 | Шина управления поездом (стандартное напряжение батареи) | Система управления поездом |
19 | Логический вход/выход реле | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
Порты ввода/вывода сигналов связи и управления | ||
12 | Шина данных подвижного состава | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
13 | Шина данных поезда | Система управления поездом |
14 | Сеть передачи аудио- и видеоинформации для пассажиров | Оборудование аудио- и видеоинформации для пассажиров |
15 | Линии управления работой тягового преобразователя, включая световодные | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
17, 18 | Сигнал датчика/преобразователя (цифровой или аналоговый) | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
20 | Сервисный порт | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
Порты ввода/вывода контроля и измерения | ||
16 | Внутренний электронный источник питания | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
18 | Сигнал датчика/преобразователя (аналоговый) | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
Порт корпуса | ||
21 | Корпус оборудования | Вся аппаратура |
Порт заземления | ||
22 | Подключение к шине заземления единицы подвижного состава | Вся аппаратура |
Таблица A.3 | ||||
Номер порта на рисунках | Типичное наименование порта | Типичные аппаратура и оборудование | ||
Порты электропитания тягового оборудования переменного тока | ||||
1 | Соединение между синхронным тяговым генератором и тяговым преобразователем (выпрямителем) | Тяговый преобразователь (выпрямитель) | ||
2 | Линия от тягового преобразователя к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель переменного тока | ||
Порты электропитания тягового оборудования постоянного тока | ||||
3 | Линия от тягового выпрямителя к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель постоянного тока | ||
4 | Линия от тягового генератора постоянного тока и тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель постоянного тока | ||
Порты электропитания вспомогательного оборудования переменным током | ||||
5 | Соединение между генератором энергоснабжения поезда и выпрямителем | Выпрямитель энергоснабжения поезда | ||
6 | Соединение между генератором питания собственных нужд и преобразователем | Преобразователь питания собственных нужд | ||
7 | Соединение преобразователя питания собственных нужд с потребителями | Преобразователь питания собственных нужд | ||
Порты электропитания вспомогательного оборудования постоянным током | ||||
8 | Цепь энергоснабжения поезда | Выпрямитель энергоснабжения поезда | ||
Порты электропитания вспомогательного оборудования и аккумуляторной батареи постоянным током | ||||
9 | Соединение между стартер-генератором, аккумуляторной батареей и вспомогательным оборудованием | Аккумуляторная батарея | ||
Примечание - Данная таблица введена в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-3-2:2008 для уточнения порядка проведения испытаний автономного железнодорожного подвижного состава. | ||||








(справочное) ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОМЕХИ НА ПОРТАХ ВВОДА СИГНАЛОВ СВЯЗИ И УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (Настоящее приложение включено в настоящий стандарт дополнительно по отношению к примененному международному стандарту МЭК 62236-3-2:2008 в связи с тем, что рассматриваемые устройства безопасности присутствуют только на подвижном составе, эксплуатируемом в государствах, принявших стандарт.) ДА.1 Нормы электромагнитных помех Нормы электромагнитных помех на портах ввода сигналов связи и управления устройств безопасности железнодорожного подвижного состава (на выводах приемных катушек систем автоматической локомотивной сигнализации, АЛС) в настоящее время находятся на рассмотрении. Ориентировочные значения норм (среднеквадратическое значение помех), полученные в результате расчетов, приведены в таблице ДА.1. Измерения помех проводят при коэффициенте асимметрии рельсовой цепи не более 2% и отсутствии сигналов на частотах АЛС в рельсовой линии. Измерения проводят путем измерений уровней напряжений гармонических возмущений на выводах приемных катушек АЛС при отключенных нагрузках (режим холостого хода) в полосах частот во всех эксплуатационных режимах работы электрооборудования подвижного состава, предусмотренных технической документацией. На электровозах допускается измерение помех на выводах, задних по ходу движения приемных катушек АЛС при консольном электропитании подвижного состава и движении в сторону тяговой подстанции. | |||||||||
Вид тяги подвижного состава | Частота сигнального тока, Гц | Полоса частот, Гц | Среднеквадратическое значение помехи, мВ | ||||||
Воздействие помехи <*> | Воздействие помехи <**> | ||||||||
Автономная | 50 | 41 - 59 | 39,0 | 116,0 | |||||
75 | 62 - 88 | 58,0 | 219,0 | ||||||
175 | 167 - 184 | 23,0 | 45,0 | ||||||
Электрическая переменного тока | 25 | 16 - 34 | 18,0 | 72,0 | |||||
75 | 62 - 88 | 39,0 | 200,0 | ||||||
175 | 167 - 184 | 18,0 | 41,0 | ||||||
Электрическая постоянного тока | 50 | 41 - 59 | 56,0 | 196,0 | |||||
75 | 62 - 88 | 29,0 | 190,0 | ||||||
175 | 16 - 184 | 16,0 | 38,0 | ||||||
ДА.2 Порядок расчета допустимых значений электромагнитных помех. Исходные данные и обоснование параметров помех во входном тракте (на приемных катушках) бортовых устройств АЛС ДА.2.1 Расчет допустимых значений помех Uдоп на приемных катушках АЛС от аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава основывается на определении предельных значений помехи в канале АЛС на приемных катушках Uпред. При автономной тяге в условиях отсутствия обратного тягового тока допустимое значение помехи соответствует предельному ее значению, т.е. Uдоп = Uпред. При электрической тяге при наличии гармонических составляющих тягового тока Uдоп определяется из разности предельного значения помехи Uпред и значения помехи UПГ, определяемого значением тока гармонических составляющих обратного тягового тока IПГ из выражения UПГ = IПГ·KU/I, т.е. Uдоп = Uпред - IПГ·KU/I, (ДА.1) где KU/I - коэффициент, определяющий отношение значения наводимого на катушках напряжения к току в рельсах под катушками. ДА.2.2 Номинальные значение кодового тока в шлейфе (рельсах) Iном сигналов АЛС, минимальное значение напряжения на двух приемных катушках типа КПУ-1 бортовых устройств АЛС Uпк Номинальное значение кодового тока в шлейфе (рельсах) Iном сигналов АЛС, минимальное значение напряжения на двух приемных катушках типа КПУ-1 бортовых устройств АЛС Uпк в режиме холостого хода при номинальных значениях токов в рельсах; значения коэффициента KU/I приведены в таблице ДА.2. Таблица ДА.2 | |||||||||
Частота сигнального тока, Гц | Iном, А | Uпк, В | KU/I, В/А | ||||||
175 | 0,25 | 0,136 | 0,544 | ||||||
25 | 1,4 | 0,108 | 0,077 | ||||||
50 (автономная тяга) | 1,2 | 0,186 | 0,155 | ||||||
50 (электрическая тяга) | 2,0 | 0,310 | 0,155 | ||||||
75 | 1,4 | 0,322 | 0,230 | ||||||
Примечание - Значения коэффициента KU/I определены по формуле: . (ДА.2) | |||||||||
ДА.2.3 Пороговая чувствительность бортовых устройств канала АЛСН Значения тока в рельсах при срабатывании Iсраб и при отпускании (надежное несрабатывание) Iотп бортовых устройств АЛСН по оценке коэффициента возврата импульсного реле приведены в таблице ДА.3. Таблица ДА.3 | |||||||||
Частота сигнального тока, Гц | Iсраб. min, А | Iсраб. max, А | Iотп. min <1>, А | ||||||
25 | 0,95 | 1,15 | 0,31 | ||||||
50 (автономная тяга) | 0,75 | 0,90 | 0,25 | ||||||
50 (электрическая тяга) | 1,30 | 1,60 | 0,43 | ||||||
75 | 0,95 | 1,15 | 0,31 | ||||||
Iотп. min = Iсраб. min·Kв. (ДА.3) | |||||||||
ДА.2.4 Определение предельного среднеквадратического значения тока помехи Iпред при непрерывном воздействии в рельсах под приемными катушками АЛС ДА.2.4.1 Среднеквадратическое значение предельного тока помехи в рельсах для канала АЛСН определяется из неравенств: Iпред <= Iном - Iсраб. max, Iпред <= Iотп. min. (ДА.4) ДА.2.4.2 Учитывая, что помехоустойчивость двукратной системы с фазоразностной модуляцией (ФРМ) при когерентном приеме совпадает с потенциальной помехоустойчивостью системы с однократной частотной модуляцией (ЧМ), а надежная работа канала связи при ЧМ обеспечивается при превышении полезным сигналом уровня помех на величину Pсп >= 15,7 дБ, принимают, что среднеквадратическое значение предельного тока помехи для канала АЛС-ЕН определяется из неравенства: , откуда Iпред <= 41 мА. (ДА.5)ДА.2.4.3 Предельные значения Iпред приведены в таблице ДА.4. Таблица ДА.4 | |||||||||
Частота сигнального тока, Гц | Iпред, мА | ||||||||
175 | 41 | ||||||||
25 | 250 | ||||||||
50 (автономная тяга) | 250 | ||||||||
50 (электрическая тяга) | 400 | ||||||||
75 | 250 | ||||||||
ДА.2.5 Определение среднеквадратического значения тока помехи IПГ в рельсах под приемными катушками устройств АЛС, создаваемой гармоническими составляющими обратного тягового тока в рельсах электрическим подвижным составом ДА.2.5.1 Среднеквадратическое значение тока гармоники Iг в составе тягового тока при непрерывном воздействии (более 0,3 с) должно быть не более: - 1,0 А в полосе частот 21 - 29 Гц (F = 25 Гц); - 1,3 А в полосе частот 46 - 54 Гц (F = 50 Гц); - 4,1 А в полосе частот 65 - 85 Гц (F = 75 Гц); - 0,4 А в полосе частот 167 - 184 Гц (F = 175 Гц). ДА.2.5.2 Максимально допустимые значения асимметрии обратного тягового тока в двухниточных рельсовых цепях должны составлять: - при электрической тяге переменного тока 4%, т.е. Kасс = 0,04; - при электрической тяге постоянного тока 6%, т.е. Kасс = 0,06. Рассчитанные среднеквадратические значения тока помехи IПГ = Kасс·Iг/2 в рельсах под приемными катушками АЛС, определяемые гармоническими составляющими обратного тягового тока в эксплуатационных условиях, приведены в таблице ДА.5. Таблица ДА.5 | |||||||||
Вид электрической тяги | F, Гц | IПГ, мА | |||||||
Переменного тока | 25 | 20 | |||||||
75 | 82 | ||||||||
175 | 8 | ||||||||
Постоянного тока | 50 | 39 | |||||||
75 | 123 | ||||||||
175 | 12 | ||||||||
ДА.2.6 Определение допустимых среднеквадратических значений напряжений помех на выводах приемных катушек бортовых устройств АЛС Uдоп в режиме холостого хода, создаваемых аппаратурой и оборудованием железнодорожного подвижного состава ДА.2.6.1 При непрерывном воздействии помех длительностью более 0,1 с и импульсном воздействии помех длительностью менее 0,1 с и интервале следования от 0,1 до 6,0 с Uдоп определяется: - при автономной тяге Uпред = Iпред·KU/I, (ДА.6) Uдоп = Uпред. (ДА.7) Рассчитанные значения Uдоп приведены в таблице ДА.6. Таблица ДА.6 | |||||||||
Частота сигнального тока, Гц | Uдоп, мВ | ||||||||
50 | 39,0 | ||||||||
75 | 58,0 | ||||||||
175 | 23,0 | ||||||||
- при электрической тяге Uдоп = Uпред - IПГ·KU/I. (ДА.8) Рассчитанные значения Uдоп приведены в таблице ДА.7. Таблица ДА.7 | |||||||||
Вид электрической тяги | Частота сигнального тока, Гц | Uдоп, мВ | |||||||
Переменного тока | 25 | 18,0 | |||||||
75 | 39,0 | ||||||||
175 | 18,0 | ||||||||
Постоянного тока | 50 | 56,0 | |||||||
75 | 29,0 | ||||||||
175 | 16,0 | ||||||||
ДА.2.6.2 При импульсном воздействии помех длительностью менее 0,1 с и интервале следования более 7,5 с определяется: - при автономной тяге: - для каналов АЛСН Uдоп = Uсраб, (ДА.9) где Uсраб = Iсраб.min·KU/I - напряжение сигнала на катушках, соответствующее току срабатывания устройств АЛСН; - для канала АЛС-ЕН Uдоп = Uсраб.ЕН, (ДА.10) где Uсраб.ЕН = 45 мВ - напряжение сигнала на катушках, соответствующее току срабатывания устройств АЛС-ЕН. Рассчитанные значения Uдоп приведены в таблице ДА.8. Таблица ДА.8 | |||||||||
Частота сигнального тока, Гц | Uдоп, мВ | ||||||||
50 | 116,0 | ||||||||
75 | 219,0 | ||||||||
175 | 45,0 | ||||||||
- при электрической тяге: - для каналов АЛСН Uдоп = Uсраб - IПГ·KU/I; (ДА.11) - для канала АЛС-ЕН Uдоп = Uсраб.ЕН - IПГ·KU/I. (ДА.12) Рассчитанные значения Uдоп приведены в таблице ДА.9. Таблица ДА.9 | |||||||||
Вид электрической тяги | Частота сигнального тока, Гц | Uдоп, мВ | |||||||
Переменного тока | 25 | 72,0 | |||||||
75 | 200,0 | ||||||||
175 | 41,0 | ||||||||
Постоянного тока | 50 | 196,0 | |||||||
75 | 190,0 | ||||||||
175 | 38,0 | ||||||||
Структурный элемент (раздел) | Модификация |
Раздел 2 Нормативные ссылки | Ссылка на IEC 60050-161:1990 "Международный электротехнический словарь. Глава 161. Электромагнитная совместимость" заменена ссылкой на ГОСТ 30372-95 <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения" Ссылка на IEC 61000-4-2:2008 "Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4. Методы испытаний и измерений. Раздел 2. Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам" заменена ссылкой на ГОСТ 30804.4.2-2013 (IEC 61000-4-2:2008) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний" Ссылка на IEC 61000-4-3:2006 "Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4-3. Методы испытаний и измерений. Испытания на устойчивость к излученному радиочастотному электромагнитному полю" заменена ссылкой на ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний" Ссылка на IEC 61000-4-4:2004 "Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4-4. Методы испытаний и измерений. Испытания на устойчивость к электрическим быстрым переходным процессам/пачкам" заменена ссылкой на ГОСТ 30804.4.4-2013 (IEC 61000-4-4:2004) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний" Ссылка на IEC 61000-4-5:2005 "Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4. Методы испытаний и измерений. Раздел 5. Испытания на устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии" заменена ссылкой на ГОСТ 30804.4.5-2002 (МЭК 61000-4-5:2005) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний" |
Ссылка на IEC 61000-4-6:2008 "Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4. Методы испытаний и измерений. Раздел 6. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными полями" заменена ссылкой на ГОСТ 30804.4.6-2002 (МЭК 61000-4-6:2008) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний" Ссылка на IEC 62236-1:2008 "Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 1. Общие положения" заменена ссылкой на ГОСТ 33436.1-2015 (IEC 62236-1:2008) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 1. Общие положения" Ссылка на IEC 62236-3-1:2008 "Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 3-1. Подвижной состав. Поезд и единичное транспортное средство" заменена ссылкой на ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний" Ссылка на CISPR 11:2004 "Промышленные научные и медицинские (ПНМ) высокочастотные устройства. Характеристики электромагнитных помех. Нормы и методы измерений" заменена ссылкой на ГОСТ 30805.11-2002 (CISPR 11:2004) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Промышленные, научные, медицинские и бытовые (ПНМБ) высокочастотные устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений" Ссылка на CISPR 22:2006 "Оборудование информационных технологий. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерений" заменена ссылкой на ГОСТ 30805.22-2013 (CISPR 22:2006) <1> "Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений" | |
Структура международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 | Структура межгосударственного стандарта | ||
Раздел | 1 | Раздел | |
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
Приложение | A | Приложение | |
B | - | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | ДД | ||
Рисунок | 1 | ||
A.1 | |||
A.2 | |||
A.3 | |||
A.4 | |||
A.5 | |||
B.1 | - | ||
Таблица | 1 | ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
A.1 | |||
A.2 | |||