Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Стандартинформ, 2016.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Текст данного документа приведен с учетом поправки, опубликованной в "ИУС", N 2, 2019.

Изменение N 1 введено в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст с 01.02.2020.
Название документа
"ГОСТ 33325-2015. Межгосударственный стандарт. Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2015 N 1321-ст)
(ред. от 19.11.2019)

"ГОСТ 33325-2015. Межгосударственный стандарт. Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2015 N 1321-ст)
(ред. от 19.11.2019)


Содержание


Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 10 сентября 2015 г. N 1321-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШУМ
МЕТОДЫ РАСЧЕТА УРОВНЕЙ ВНЕШНЕГО ШУМА,
ИЗЛУЧАЕМОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Noise. Calculation methods for external noise emitted
by railway transport
ГОСТ 33325-2015
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
МКС 13.020.30
13.140
17.140.30
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ), Балтийским государственным техническим университетом (БГТУ "ВОЕНМЕХ"), Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН), Обществом с ограниченной ответственностью "Институт полимеров" (ООО "Институт полимеров")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Азербайджан
AZ
Азстандарт
Армения
AM
Минэкономики Республики Армения
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия
KG
Кыргызстандарт
Россия
RU
Росстандарт
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
Узбекистан
UZ
Узстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1321-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33325-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54933-2012 <*>
--------------------------------
<*> Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1321-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54933-2012 отменен с 1 марта 2016 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Основная цель настоящего стандарта - разработка унифицированных методов расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом, с учетом современного национального и мирового опыта.
Методы и процедуры, описанные в настоящем стандарте, предназначены для снижения шума железнодорожного транспорта. Оценка шума железнодорожного транспорта осуществляется по эквивалентному и максимальному уровням звука и эквивалентным уровням звукового давления в октавных полосах частот с учетом коррекций.
В приложении А приведены примеры расчета шумовых характеристик поездов.
(абзац введен Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
В приложении Б приведен пример расчета максимального уровня звука поездов.
(абзац введен Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
В приложении В приведены способы определения суммарной стандартной неопределенности расчета оцениваемых параметров шума.
(абзац введен Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
В приложении Г приведено руководство по методам расчета шума, излучаемого железнодорожным транспортом при скоростях движения от 250 до 400 км/ч.
(абзац введен Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на местности, прилегающей к железнодорожным путям, с учетом характеристик потоков поездов, технического состояния пути, условий движения поездов и других условий, оказывающих влияние на распространение звука на местности.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
В настоящем стандарте приводятся расчеты при распространении звука по направлению ветра или при умеренной температурной инверсии ночью над землей.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Настоящий стандарт не регламентирует способы расчетов при распространении звука над водной поверхностью.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться для выполнения акустических расчетов при оценке степени шумового дискомфорта на селитебной территории, расположенной в окрестности железных дорог, и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых уровней шума, установленных в санитарных нормах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
Ссылка исключена с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования <1>
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019 "Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования".
(сноска введена Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
ГОСТ 32203-2013 (ISO 3095:2005) Железнодорожный подвижной состав. Акустика. Измерение внешнего шума
(ссылка введена Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
ГОСТ 33321-2015 Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия
(ссылка введена Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
ГОСТ 33328-2015 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля
ГОСТ 33329-2015 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
(раздел 3 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Сноска дана в соответствии с официальным текстом документа.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33329, ГОСТ 31295.2, ГОСТ 31296.1 <1>, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.
3.2
дизель-поезд: Автономный тяговый подвижной состав с дизельной силовой установкой и передачей мощности (гидравлической или электрической), состоящий из не менее чем двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.
[ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.7]
3.3 малошумный поезд: Поезд особой конструкции, разработанной с целью снижения излучаемого шума, включающей в себя полностью или частично: малошумный токоприемник, обтекаемую форму лобовой части локомотива или головного вагона, перекрытие межвагонного и подвагонного пространства, шумопоглощающие панели (с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,3) на фальшбортах и на дне поезда, вибродемпфирующие накладки на колеса, вспомогательное оборудование (вентиляционные установки и др.) в шумозащитном исполнении или другие апробированные технические решения по снижению уровня шума.
3.4 малошумный токоприемник: Токоприемник особой конструкции с обтекаемой формой, разработанной с целью снижения излучаемого аэродинамического шума.
3.5
поезд грузовой: Поезд для перевозки грузов, сформированный преимущественно из грузовых вагонов.
[ГОСТ 34530-2019, статья 2.12.28]
3.6
поезд пассажирский: Поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов, маршрутная скорость движения которого не превышает 50 км/ч.
Примечание - По видам сообщения пассажирские поезда делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные - до 700 км и пригородные - до 200 км.
[ГОСТ 34530-2019, статья 2.12.10]
3.7 поток поездов: Совокупность поездов, осуществляющих движение по железнодорожным путям в соответствии с установленным графиком движения.
3.8 скоростной железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, вагоны пассажирские, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч включительно.
3.9
электропоезд: Самоходный управляемый железнодорожный подвижной состав, состоящий из одной или нескольких моторвагонных секций, служащий для перевозки пассажиров и/или багажа и получающий питание от внешнего источника электроэнергии через контактную сеть.
Примечание - При формировании электропоездов по концам поезда размещают головные секции.
[ГОСТ 34530-2019, статья 2.3.33]
4. Общие положения
4.1 Определение шумовых характеристик потоков поездов проводят с целью получения исходных данных для расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на примагистральных территориях.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Шумовыми характеристиками потоков поездов являются:
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
- часовой эквивалентный уровень звука LAeq25,1h;
- эквивалентный уровень звука за время оценки LAeq25,k;
- максимальный уровень звука LAmax25;
- максимальный уровень звука за время оценки LAmax25,k;
- перечисление исключено с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст;
- часовые эквивалентные уровни звукового давления Leq25,1h;
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
- эквивалентные за время оценки Leq25,k уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 63 до 8000 Гц, определяемые на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути на высоте 1,5 м над уровнем головки рельса при скоростях движения подвижного состава до 250 км/ч включительно и на высоте 3,5 м - при скоростях движения подвижного состава более 250 км/ч.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
4.2 Шумовыми характеристиками отдельных поездов являются:
- эквивалентный уровень звука Li,Aeq25;
- максимальный уровень звука Li,Amax25;
- эквивалентные уровни звукового давления Li,eq25.
Шумовые характеристики отдельных поездов определяют в зависимости от категории, длины поезда и скорости его движения.
В расчет принимают коррекции на тип пути, конструкцию поезда, прохождение кривых участков и железнодорожных мостов.
Шумовые характеристики потоков поездов при скоростях движения до 250 км/ч включительно определяют в соответствии с ГОСТ 20444 на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути на высоте 1,5 м над уровнем головки рельса. В случае расположения железнодорожного пути в выемке шумовые характеристики потоков поездов определяют на бровке выемки на высоте 1,5 м над уровнем бровки. Акустический центр источника шума качения принимают на высоте 0,5 м над уровнем головки рельса.
Основные положения методов расчета шума, излучаемого железнодорожным транспортом при скоростях движения поездов от 250 до 400 км/ч, приведены в приложении Г.
(п. 4.2 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
4.3 Расчет шума на примагистральной территории выполняют с целью оценки шума на селитебной территории, определения санитарных разрывов для железнодорожных магистралей, составления оперативных шумовых карт и разработки шумозащитных мероприятий в соответствии с требованиями соответствующих национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <2>.
--------------------------------
<2> В Российской Федерации действуют:
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
- ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий".
Расчет шума проводят исходя из шумовых характеристик потоков поездов с учетом снижения шума на пути распространения, в том числе за счет геометрической дивергенции, поглощения звука атмосферой, поверхностью грунта, ограничения угла видимости, затухания звука в жилой застройке, влияния экранирующих сооружений и зеленых насаждений, отражения звука от зданий.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
4.4 Если вблизи железнодорожных путей находятся другие источники шума, уровни создаваемого ими шума рассчитывают в соответствии с ГОСТ 31295.2 и учитывают как фоновые уровни воздействия. Уровень суммарного шума в расчетной точке при этом определяют путем энергетического суммирования уровней шума источников с учетом коррекций на происхождение и характер источника шума в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <3>.
--------------------------------
<3> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий".
4.5 Результатами расчета являются значения оцениваемых в расчетных точках параметров шума, которые определяют по ГОСТ 31295.2 для источников фонового шума и настоящему стандарту для потоков поездов с учетом расширенной неопределенности, оцениваемой в соответствии с [1] - [3], и принятой доверительной вероятности.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
--------------------------------
Сноска исключена с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
5. Категории подвижного состава, поездов, принимаемые в расчет
(раздел 5 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Категории подвижного состава, поездов, для которых рассчитывают шумовые характеристики, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация категорий подвижного состава, поездов
Категория
Тип подвижного состава, поезда
Диапазон скоростей для расчета шумовых характеристик, км/ч
1
Пассажирский поезд
От 0 до 160 включ.
2
Грузовой поезд
От 0 до 90 включ.
3
Моторвагонный железнодорожный подвижной состав (электропоезд, дизель-поезд)
От 0 до 160 включ.
4
Скоростной железнодорожный подвижной состав
От 0 до 200 включ.
Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав
От 0 до 250 включ.
Св. 250 до 400 включ.
6. Расчет шумовых характеристик потоков поездов в зависимости от категории подвижного состава, поездов, их длины, скорости и интенсивности движения
(раздел 6 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
6.1 Расчет эквивалентного уровня звука
6.1.1 Эквивалентный уровень звука Li,Aeq25, создаваемого отдельными поездами i-й категории на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути, вычисляют по формулам:
для пассажирских поездов (категория 1):
, (1)
для грузовых поездов (категория 2):
, (2)
для моторвагонного подвижного состава (категория 3):
, (3)
для подвижного состава категории 4 и подвижного состава категории 5а:
, (4)
где v1,2,3,4,5а - скорость движения поезда категорий 1, 2, 3, 4, 5а, км/ч;
l1,2,3,4,5а - длина поезда категорий 1, 2, 3, 4, 5а, м.
При отсутствии конкретных данных допускается принимать следующие расчетные длины поездов:
- для поездов категории 1
l1 = 500 м;
- для поездов категории 2
l2 = 1200 м;
- для поездов категории 3
l3 = 200 м;
- для поездов категории 4
l4 = 250 м;
- для поездов категории 5а
l = 250 м;
- для поездов категории 5б
l = 200 м.
Примечания
1 Формулы (1) - (4) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума при прохождении 56 поездов категории 1 длиной от 175 до 500 м, 59 поездов категории 2 длиной от 506 до 1188 м, 139 поездов категории 3 длиной от 176 до 264 м и 37 поездов категории 4 и категории 5а длиной 250 м.
2 Звуковые сигналы применяют на железнодорожном транспорте только в случае необходимости предотвращения аварийной ситуации, поэтому учитывать данный источник для расчета эквивалентного уровня звука нецелесообразно.
3 Эквивалентные уровни звука поездов категории 5а, рассчитанные по формуле (4), могут быть уменьшены на 3 дБ (дБA), если рассматриваемые поезда являются малошумными.
6.1.2 Для учета характера пути к рассчитанным по формулам (1) - (4) значениям Li,Aeq25 прибавляют следующие коррекции:
- коррекция на тип пути, дБA, принимаемая по таблице 2;
- коррекция на радиус криволинейных участков пути, дБA, принимаемая по таблице 3;
- коррекция на тип моста, дБA, принимаемая по таблице 4.
Таблица 2
Коррекция на тип пути
Тип пути
Коррекция , дБA
Путь с бетонными шпалами
0
Путь с деревянными шпалами
-2
Путь на железобетонных плитах
+3
При наличии криволинейных участков железнодорожного пути в шумовую характеристику поездов вносят коррекцию в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Коррекция на радиус криволинейных участков пути
Радиус криволинейного участка пути, м
Коррекция , дБA
Менее 300
8
От 300 до 650
3
Более 650
0
При проходе поездом моста уровень излучаемого шума возрастает в зависимости от типа моста, что учитывают с помощью коррекции , дБA, по таблице 4.
Таблица 4
Коррекция на тип моста
Тип моста
Коррекция , дБA
Мост с металлическими пролетными строениями с безбалластным мостовым полотном
10
Мост с металлическими пролетными строениями с ездой на балласте
5
Мост с железобетонными пролетными строениями с ездой на балласте
3
Мост с железобетонными пролетными строениями с ездой на балласте и подбалластными матами
0
Мост с железобетонными пролетными строениями с массивными опорами
0
6.1.3 Часовой эквивалентный уровень звука Li,Aeq,1h,l потока поездов i-й категории, прошедших по рассматриваемому участку пути в течение l-го часа, вычисляют по формуле
, (5)
где Li,Aeq25,j,l - эквивалентный уровень звука, дБA, создаваемый на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути j-м поездом i-й категории, проходящим в течение l-го часа;
nil - число поездов i-й категории, проходящих по рассматриваемому участку пути в течение l-го часа;
tjil - время следования j-го поезда i-й категории по рассматриваемому участку пути в течение l-го часа, с.
Часовой эквивалентный уровень звука LAeq25,1h,l, создаваемый на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути потоками поездов железнодорожного транспорта всех категорий, прошедших по рассматриваемому участку пути в течение l-го часа, вычисляют по формуле
. (6)
Эквивалентный уровень звука LAeq25,k за время оценки вычисляют по формуле
, (7)
где Tk - время оценки, ч, принимаемое в соответствии с санитарными нормами, действующими на территории государства, принявшего стандарт <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Примечания
1 При определении дневного периода времени с 07:00 до 23:00 Tk составляет 16 ч (nk = 16). При определении ночного периода времени с 23:00 до 07:00 Tk составляет 8 ч (nk = 8).
2 При необходимости выделения вечернего времени следует рассматривать три временных интервала оценки шума за сутки в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <2>.
--------------------------------
<2> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий".
Все расчеты должны быть выполнены на основании графика движения поездов по рассматриваемому участку железной дороги на период проведения испытаний. Для этого необходимо учитывать суточную интенсивность движения поездов применительно для дневного и ночного времени суток.
При изменении интенсивности движения поездов на рассматриваемом участке железной дороги необходимо осуществлять его разделение на отрезки с равной интенсивностью движения поездов.
На многопутных участках железной дороги и при отсутствии данных по суточной интенсивности движения поездов применительно для дневного и ночного времени суток по каждому из них необходимо учитывать количество поездов, проходящих за оцениваемый период времени в обоих направлениях.
Пример расчета эквивалентных уровней звука представлен в приложении А.
6.2 Расчет максимального уровня звука
6.2.1 Максимальный уровень звука Li,Amax25, дБA, создаваемый поездами различных категорий на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути, рассчитывают по формулам:
- для поездов категории 1:
L1,Amax25 = 24lgv1 + 42,6, (8)
- для поездов категории 2:
L2,Amax25 = 15lgv2 + 61,7, (9)
- для поездов категории 3:
L3,Amax25 = 27,1lgv3 + 37,2, (10)
- для поездов категории 4 и 5а:
L4,5а,max25 = 45,1lgv4,5а - 17,8, (11)
где vi - скорость движения поезда i-й категории, км/ч;
i = 1, 2, 3, 4, 5а.
Примечания
1 В качестве модели источника звука, создающего максимальные уровни шума поезда, принята модель точечного источника, расположенного в месте возникновения шума качения (акустический центр источника шума принят на высоте 0,5 м над уровнем земляного полотна).
2 Формулы (8) - (11) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума, указанных в примечании 1 к формулам (1) - (4). Коэффициент корреляции, показывающий меру линейной зависимости, составляет для поездов категории 1 - 0,77; для поездов категории 2 - 0,69; для поездов категории 3 - 0,69; для поездов категории 4 и категории 5а - 0,98.
3 Максимальные уровни звука поездов категории 5а, а также поездов категории 4, рассчитанные по формуле (11), могут быть уменьшены на 3 дБ (дБA), если рассматриваемые поезда являются малошумными.
6.2.2 Оценку уровней звука и уровней звукового давления, создаваемых поездами в случае подачи звуковых сигналов, следует проводить в соответствии с ГОСТ 33321 (раздел 4, приложение А) в части соблюдения требований к параметрам звуковых сигналов.
6.2.3 За максимальный уровень звука потока поездов, следующих по рассматриваемому участку пути за время оценки (день, k = d; ночь, k = n), принимают наибольший из средних максимальных уровней звука потоков поездов разных категорий, прошедших по рассматриваемому участку пути за время оценки,
, (12)
где - средний максимальный уровень звука потока поездов категории i, прошедших по рассматриваемому участку за k-е время оценки, дБA, рассчитываемый по формуле
, (13)
где Li,Amax25j,k - максимальный уровень звука A, рассчитанный по формулам (8) - (11), при проходе j-го поезда категории i в k-м интервале оценки (день, k = d; ночь, k = n), дБA;
ni,k - число проходов поездов категории i в k-м интервале оценки.
Пример расчета максимальных уровней звука представлен в приложении Б.
6.3 Расчет эквивалентных уровней звукового давления в октавных полосах частот
Эквивалентные уровни звукового давления Li,eq25, дБ, в октавных полосах на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути для поездов i-й категории (i = 1, 2, 3, 4, 5а) определяют путем сложения соответствующего эквивалентного уровня звука Li,eq25, дБA, вычисленного по 6.1, со значениями относительных спектров, приведенными в таблице 5.
Таблица 5
Относительные спектры шума железнодорожного транспорта
Категория поезда
Относительная частотная характеристика, дБ, при среднегеометрических частотах октавной полосы, Гц
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
Категория 1
-12,6
-15,5
-18,4
-5,6
-3,7
-6,4
-11,5
-23,4
Категория 2
+2,8
-5,8
-6,0
-2,5
-5,2
-7,0
-12,1
-21,8
Категория 3
-15,1
-17,0
-17,3
-4,3
-3,3
-6,2
-13,5
-24,2
Категория 4 и категория 5а
+1,0
-4,5
-13,9
-7,2
-4,6
-5,1
-10,8
-19,4
Примечание - Оценку уровня звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 31,5 Гц не проводят в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действуют методические указания МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях"
7. Коррекции в расчетах шумовых характеристик
Раздел 7 исключен с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
8. Расчет шума на примагистральной территории
8.1. Выбор расчетных точек
(подраздел 8.1 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Расчетные точки выбирают по ГОСТ 23337 и ГОСТ 31296.2 (для учета вклада звука, отраженного от фасада здания, перед которым расположена расчетная точка), а для целей составления карт шума городских территорий - в соответствии с требованиями соответствующих национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий", СП 51.13330.2011 "Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003".
На площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ и больниц расчетные точки следует выбирать на ближайшей к оцениваемому участку железнодорожного пути границе площадки на высоте 1,5 м от поверхности земли. Если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания, сооружения или какого-либо другого экранирующего объекта и частично в зоне действия прямого звука, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.
На территории, непосредственно прилегающей к жилым домам и другим зданиям, в которых нормируются уровни проникающего шума, расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от фасада здания, обращенного в сторону оцениваемого участка железнодорожного пути, на высоте 1,5 м от поверхности земли.
Для проведения оценки эффективности шумозащитных мероприятий расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий, ориентированных на источник шума, на уровне середины окон первого и последнего этажей. В необходимых случаях расчетные точки могут быть выбраны на уровне других этажей.
Высоту расчетной точки от поверхности земли для составления карт шума выбирают в соответствии с ГОСТ 23337:
- на высоте 1,5 м - в зоне одноэтажной застройки и в зонах отдыха;
- на высоте 4,0 м - в зоне многоэтажной застройки.
8.2. Оцениваемые параметры
8.2.1 Оцениваемыми параметрами, подлежащими расчету, являются эквивалентные и максимальные уровни звука и при необходимости эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц на опорных интервалах (день, ночь, вечер) и долгосрочных интервалах (квартал, полгода, год) по ГОСТ 31296.1 <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий".
8.2.2 Значение уровня звука и уровня звукового давления в расчетной точке Lр.т оцениваемого параметра шума определяют с учетом расширенной неопределенности в соответствии с [1] по формуле
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
(14)
где L - оценочный уровень по 8.2.1, дБA (дБ);
k - коэффициент охвата; k = 1, что соответствует уровню доверия 84% для одностороннего интервала охвата;
- суммарная стандартная неопределенность, дБA (дБ), определяется по приложению В.
(экспликация в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Значения k и определяют по 9.1.
Примечание - Если вблизи железнодорожного пути находятся другие источники шума, в качестве L следует использовать суммарный оценочный уровень, рассчитанный в соответствии с 4.4, а значение должно быть рассчитано с учетом суммарного стандартного отклонения, определенного для этих источников по ГОСТ 31295.2.
--------------------------------
<2> Сноска исключена с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
8.3. Критерии оценки шума и определение требуемого снижения уровня шума
(подраздел 8.3 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Сноска <1> дана в соответствии с официальным текстом документа.
8.3.1 Оценку уровней шума проводят посредством сопоставления их с допустимыми уровнями, установленными в санитарных нормах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <2>. При выполнении мониторинга шума в городах сопоставление проводят с предельными значениями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>.
--------------------------------
<2> В Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
(сноска в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
<4> Сноска исключена с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
<5> Сноска исключена с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
8.3.2 Требуемое снижение уровней шума по уровню звука и уровням звукового давления в октавных полосах частот следует определять для каждой расчетной точки по формуле
, (15)
где Lр.т - оцениваемый параметр шума по 8.2;
Lдоп - допустимый уровень звука, дБA, или уровень звукового давления, дБ.
8.3.3 При определении требуемого снижения также необходимо учитывать фоновые уровни шума на рассматриваемой территории.
8.4. Снижение шума на пути распространения
8.4.1 Эквивалентный уровень звука и звукового давления в расчетной точке, создаваемый проходящим поездом категории i, рассчитывают по формуле
, (16)
где Li,eq25 - шумовая характеристика поезда категории i (i = 1, 2, 3, 4, 5а), определяемая по 6.1.1, 6.1.2, дБA (дБ);
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Aдив - снижение из-за геометрической дивергенции (из-за расхождения энергии при излучении в свободное пространство), дБА (дБ);
Aатм - снижение из-за поглощения звука атмосферой, дБА (дБ);
Aгрунт - снижение уровня звука вследствие поглощения звука поверхностью грунта, дБА (дБ);
Aэкр - снижение из-за экранирования, дБА (дБ);
- снижение из-за ограничения угла видимости, дБА (дБ);
Aж.з - снижение в жилой застройке, дБА (дБ);
Aз.н - снижение в зеленых насаждениях, дБА (дБ);
Aотр - коррекция на отражение звука от зданий, вблизи которых расположена расчетная точка, дБА (дБ).
8.4.2 Максимальный уровень звука в расчетной точке, создаваемый проходящим поездом категории i, рассчитывают по формуле
Li,Amax = Li,Amax25 - Aдив - Aатм - Aэкр - Aз.н, (17)
где Li,Amax25 - шумовая характеристика поезда категории i (i = 1, 2, 3, 4, 5а), определяемая по 6.2.1, 6.2.2, дБA; остальные величины соответствуют обозначениям в формуле (16).
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Расчет максимального уровня звука при подаче звуковых сигналов проводят как для точечного источника по ГОСТ 31295.2 с учетом направленности излучения относительно расчетной точки, равной минус 2 дБА.
8.4.3 Значение Aдив рассчитывают по 8.5, Aэкр - по 8.6, Aотр - по 8.7. Aатм, Aгрунт, Aж.з и Aз.н рассчитывают по ГОСТ 31295.2, - по нормативному документу, действующему на территории государства, принявшего стандарт <1>.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действуют СП 23-104-2004 "Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена" и СП 353.1325800.2017 "Защита от шума объектов метрополитена. Правила проектирования, строительства и эксплуатации".
(сноска в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Примечания
1 Полосы зеленых насаждений дают существенное снижение уровней звукового давления только в случаях, когда они являются достаточно плотными. Для этого необходимо, чтобы они образовывали плотную преграду на пути прямого распространения звука, т.е. чтобы не были видны отдельные участки пути через растительность.
2 Зеленые насаждения дают затухание 4 дБА на 100 м. Это значение следует принимать в расчет при учете полос нешумозащитных зеленых насаждений.
3 В ГОСТ 31295.2 величины Aатм, Aгрунт, Aж.з и Aз.н обозначены Aatm, Aqr, Ahous и Afol соответственно.
4 При расчете значений уровней звука без использования перехода к октавному спектру значения параметров, характеризующих изменение уровней шума на местности, в формуле (16) принимают для октавной полосы со среднегеометрической частотой 1000 Гц.
(примечание 4 введено Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
8.4.4 Расчеты по распространению шума на местности допускается выполнять с использованием программных продуктов, реализующих методику ГОСТ 31295.2 и аттестованных в установленном порядке на территории государства, принявшего стандарт <2>.
(п. 8.4.4 введен Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
--------------------------------
<2> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 56234-2014 "Акустика. Программное обеспечение для расчетов уровня шума на местности. Требования к качеству и критерии тестирования".
(сноска введена Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
8.5. Геометрическая дивергенция
Снижение уровней шума в зависимости от расстояния вычисляют по формулам:
для эквивалентных уровней звука и звукового давления:
(18)
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
для максимальных уровней звука:
(19)
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
где R - расстояние от оси ближнего железнодорожного пути до расчетной точки, м, учитывающее высоты источника шума и расчетной точки и определяемое по формуле
, (20)
где Sи.ш.-р.т - длина проекции на горизонтальную плоскость расстояния между акустическим центром источника шума и расчетной точкой, м;
hр.т - высота расчетной точки над уровнем территории, м.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Примечание - В качестве модели источника звука, создающего максимальные уровни шума поезда, принята модель точечного источника, расположенного в месте возникновения шума качения (акустический центр источника шума принят на высоте 0,5 м над уровнем земляного полотна).
(примечание введено Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
8.6. Акустические экраны и экранирующие сооружения (здания, насыпи, выемки)
8.6.1 Объект считают экраном или экранирующим препятствием при выполнении следующих условий:
- поверхностная плотность не менее 10 кг/м2;
- поверхность сплошная [без разрывов или просветов (например, технологические установки на химических предприятиях не считают экраном)];
- длина проекции экрана в направлении, перпендикулярном к линии, соединяющей источник и приемник, более длины звуковой волны с частотой, равной среднегеометрической частоте октавной полосы, то есть (см. рисунок 1).
ll, lr - длина проекции экрана, м, в направлении,
перпендикулярном к линии, соединяющей источник и приемник
Рисунок 1 - Вид сверху на два экрана между
источником шума S и приемником R
Принимают, что боковые кромки экрана вертикальны. Верхняя кромка экрана является прямой линией, которая может быть наклонной.
В зависимости от параметров установки экрана и длины объекта защиты экран может быть протяженным или ограниченной длины.
Длину протяженного акустического экрана ориентировочно определяют из условия обеспечения расстояния от крайней точки объекта защиты до соответствующего конца акустического экрана, которая в 4,5 раза больше кратчайшего расстояния от объекта защиты до акустического экрана (см. рисунок 2).
Примечание - Расстояние от крайнего объекта защиты до соответствующего конца акустического экрана выбрано из условия возможности пренебрежения в расчетной точке дифракцией на конце акустического экрана.
1 - железнодорожный путь; 2 - акустический экран; 3 - объект
защиты; d1, d2 - расстояния от крайних объектов защиты
до акустического экрана, м; l - длина объекта защиты, м
Рисунок 2 - Схема определения требуемой
длины акустического экрана
Ориентировочную общую длину протяженного акустического экрана вычисляют по формуле
lэкр = 4,5d1 + l + 4,5d2, (21)
где d1, d2 - расстояния от крайних объектов защиты до акустического экрана, м;
l - длина объекта защиты, м.
Уточнение длины протяженного акустического экрана осуществляют при выполнении комплексных расчетов, учитывающих в том числе рельеф местности и выполняемых по ГОСТ 31295.2.
Затухание из-за экранирования рассчитывают согласно ГОСТ 31295.2 (подраздел 7.4) по формуле
Abar = DZ - Agr > 0, (22)
где DZ - затухание на экране для каждой октавной полосы частот, дБ;
Agr - затухание из-за влияния земли при отсутствии экрана, дБ.
При оценке эффективности шумозащитного экрана необходимо учитывать его форму. Расчет следует проводить по ГОСТ 31295.2 (подраздел 7.4).
В случае если шумозащитный экран является отражающим, при расчете его эффективности необходимо учитывать наличие отражений между экраном и корпусом подвижного состава.
Учет звукоотражения следует производить по ГОСТ 31295.2 (подраздел 7.5) и согласно полученным значениям уровней звука мнимых источников шума пересчитывать эффективность шумозащитного экрана. При ориентировочных расчетах допускается принимать Aотр = 3 дБ (дБA).
В случае если шумозащитный экран является поглощающим, звукоотражение не учитывают.
Для учета формы верхней граничной поверхности шумозащитного экрана к значению Abar, рассчитанному по формуле (22), вводят коррекцию при Г, Т и Y-образной форме верхней граничной поверхности экрана - плюс 2 дБA.
(п. 8.6.1 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
8.6.2 При расчете снижения шума насыпью или выемкой учитывают ширину основания искусственного сооружения . К найденному значению эффективности экрана ограниченной длины, определенной в соответствии с ГОСТ 31295.2, прибавляют коррекцию K, учитывающую дифракцию звука на кромках сооружения. Коррекцию K определяют по номограмме, представленной на рисунке 3.
Рисунок 3 - Номограмма для определения величины K
(п. 8.6.2 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
8.6.3 При определении снижения шума насыпью или выемкой учитывают дополнительное влияние склонов на снижение уровней шума, которое для уровня звука определяют по таблице 9 в зависимости от угла между склоном и горизонтальной площадкой насыпи или выемки (см. рисунок 4).
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Таблица 9
Коррекция на влияние крутизны склонов насыпи (выемки)
на снижение уровней шума
Наименование показателя
Значение показателя
Внутренний угол, градусы
210
225
240
255
Коррекция DL, дБА
6
5
3
1
а) схема определения снижения шума насыпью
б) схема определения снижения шума выемкой
1 - насыпь; 2 - выемка; и.ш - источник шума;
р.т - расчетная точка
Рисунок 4 - Схема определения снижения шума
Снижение шума насыпью и выемкой вычисляют по формулам
для насыпи
, (23)
для выемки
, (24)
где Aэкрw - снижение уровней шума, дБ, (дБA), верхней кромкой экрана-стенки, вычисленное по ГОСТ 31295.2;
- ширина насыпи, м.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Коэффициент K определяют по номограмме, представленной на рисунке 3.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Расчет эффективности экранирующих сооружений проводят у объектов защиты, выбранных согласно 8.1.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
8.7. Отражение звука
Для здания, в 2 м от поверхности которого расположена расчетная точка в соответствии с ГОСТ 31296.2, принимают Aотр = 3 дБ (дБА). Для других зданий, расположенных на расстоянии более 2 м от расчетной точки, Aотр следует оценивать по ГОСТ 31295.2 (см. 7.5).
9. Неопределенность задания шумовых характеристик и расчета шума
Раздел 9 исключен с 1 февраля 2020 года. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст.
10. Выбор средств защиты от шума
10.1 Снижение шума осуществляют по следующим основным направлениям:
- в источнике образования (шлифование рельсов, переход на бесстыковой путь, вибродемпфирующие накладки на шейку рельса, нанесение на шейку рельса, тележку и колеса виброшумопоглощающей мастики, использование подрельсовых и подшпальных подкладок, нанесение слоя алюминия на тормозные диски, обточка бандажей колес);
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
- на пути распространения от источника шума до объекта защиты (акустические экраны и экранирующие сооружения, зеленые насаждения, градостроительные методы);
- в объекте защиты (конструктивно-строительные методы, обеспечивающие повышение звукоизоляции наружных конструкций зданий).
10.2 Разработку и выбор вариантов шумозащиты следует осуществлять в соответствии с процедурой, показанной на рисунке 5.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
┌────────────────────────┐
│ 1 Определение │
│требуемого снижения шума│
└────┬───────────────────┘
┌────────────────────┴──┐ ┌─────────────────────────────┐
│ 2 Выбор мероприятий, │ │ 3 Разработка требований │
│ обеспечивающих ├───────────┤ к конструкции, не влияющих │
│требуемое снижение шума│ │на акустическую эффективность│
└───────────┬───────────┘ └─┬───────────────┬───────────┘
┌───────────┴──────────┐ │ ┌────────────┴───────────┐
│ Расположение │ │ │Требования безопасности.│
│относительно источника│ │ │Эстетическое восприятие.│
│ и объекта защиты │ │ │Особенности эксплуатации│
└──────────────────────┘ │ └──┬─────────────────────┘
┌──────────────────────────────────┴─────┴───────────┐
│ 4 Разработка вариантов конструкции │
└────────────────────────────┬───────────────────────┘
┌────────────────────────────┴───────────────────────┐
│ 5 Сравнение и оценка вариантов │
└────┬────────────┬───────────────────┬──────────────┘
┌──────────┴─────┬──────┴─────┬─────────────┴───────────┐
│ Сравнение │ Сравнение │ Сравнение мероприятий │
│ мероприятий │мероприятий │по критериям, не влияющим│
│по эффективности│по стоимости│ на эффективность │
└────────────────┴──────┬─────┴─────────────────────────┘
┌─────────────────┴──────────────────────┐
│ 6 Выбор оптимального варианта, │
│экспериментальная проверка эффективности│
└────────────────────────────────────────┘
Рисунок 5 - Основные этапы проектирования
шумозащитных мероприятий
10.3 Наиболее эффективными мерами и конструкциями по снижению шума являются:
- шлифование рельсов (обеспечивает эффект снижения шума в источнике от 3 до 7 дБA);
- использование вибродемпфирующих накладок и амортизаторов на шейку рельса и колесные пары (обеспечивает эффект снижения шума в источнике от 1 до 2 дБA);
- облицовка поверхности тележки, дна поезда виброшумопоглощающим материалом для снижения многократного отражения между кузовом поезда и устанавливаемым вдоль трассы шумозащитным экраном (обеспечивает эффект снижения шума от 2 до 3 дБA);
- использование акустических экранов (эффект снижения шума до 20 дБA). Подбор параметров и оценку акустической эффективности экранов проводят согласно 8.6 и ГОСТ 31295.2. Экраны должны соответствовать требованиям ГОСТ 33329. Методы контроля выполнения технических требований установлены ГОСТ 33328;
- проектирование тоннелей (полностью исключает шумовое загрязнение территории);
- проектирование галерей (обеспечивает эффект снижения шума до 30 дБA);
- звукоизолирующее остекление (обеспечивает эффект снижения шума от 20 до 30 дБA);
- устройство выемок и насыпей (обеспечивает эффект снижения шума до 15 дБA).
(п. 10.3 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Приложение А
(справочное)
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ШУМОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЕЗДОВ
Исходные данные для дневного интервала времени и эквивалентный уровень звука Li,Aeq25, рассчитанный по формулам (1) - (4) для каждого поезда i-й категории, приведены в таблице А.1.
Таблица А.1
Основные характеристики поездов
и их эквивалентные уровни звука
Тип состава
Длина l, м
Скорость v, км/ч
Время прохождения участка t, с
Расчетные эквивалентные уровни звука Li,Aeq25, дБА
1-й час
Электропоезд
120
84
7
85,0
Грузовой
840
42
82
80,9
2-й час
Пассажирский
260
90
15
84,4
Пассажирский
280
67
21
81,2
3-й час
Электропоезд
200
50
17
78,7
Высокоскоростной
250
180
6
82,1
4-й час
Электропоезд
200
53
16
79,5
Пассажирский
320
81
19
83,3
Пассажирский
300
80
18
83,2
Электропоезд
120
51
10
78,7
Электропоезд
160
81
10
84,7
Пассажирский
300
50
27
78,0
5-й час
Высокоскоростной
250
150
7
78,8
Высокоскоростной
250
156
7
79,5
Пассажирский
160
92
10
84,5
Пассажирский
300
87
16
84,5
Электропоезд
160
67
10
82,3
6-й час
Электропоезд
160
60
12
80,9
Электропоезд
200
57
15
80,4
Пассажирский
280
108
15
86,5
Пассажирский
300
62
23
80,4
Электропоезд
120
61
9
81,0
7-й час
Электропоезд
160
75
9
83,7
Грузовой
1200
66
68
84,6
Грузовой
980
71
54
85,2
Пассажирский
300
85
14
83,8
8-й час
Пассажирский
300
90
12
84,5
Пассажирский
320
86
14
84,0
Электропоезд
160
72
8
83,2
9-й час
Грузовой
980
71
51
85,2
Электропоезд
160
69
9
82,7
Высокоскоростной
250
210
6
84,8
10-й час
Пассажирский
340
83
16
83,6
Электропоезд
120
72
6
83,0
Электропоезд
160
87
7
85,6
11-й час
Высокоскоростной
250
195
5
83,5
Электропоезд
160
65
9
81,9
12-й час
Электропоезд
160
72
8
83,2
Грузовой
560
55
38
83,1
13-й час
Пассажирский
320
76
16
82,6
Пассажирский
300
84
14
83,7
Электропоезд
160
62
10
81,3
14-й час
Электропоезд
160
68
9
82,5
Пассажирский
300
77
15
82,8
Грузовой
840
76
40
85,7
15-й час
Пассажирский
340
84
15
83,7
Электропоезд
160
71
9
83,0
Электропоезд
200
85
9
85,4
16-й час
Пассажирский
300
92
12
84,7
Пассажирский
320
87
14
84,1
Электропоезд
200
78
10
84,3
Пассажирский
360
90
15
84,5
По формуле (5) определяют часовой эквивалентный уровень звука для каждой категории поездов:
- для пассажирских поездов:
2-й час ; L1,Aeq25,1h = 63,3 дБА,
4-й час ; L1,Aeq25,1h = 64,7 дБА,
5-й час ; L1,Aeq25,1h = 63,3 дБА,
6-й час ; L1,Aeq25,1h = 64,5 дБА,
7-й час ; L1,Aeq25,1h = 60,2 дБА,
8-й час ; L1,Aeq25,1h = 63,2 дБА,
10-й час ; L1,Aeq25,1h = 60,5 дБА,
13-й час ; L1,Aeq25,1h = 62,8 дБА,
14-й час ; L1,Aeq25,1h = 59,4 дБА,
15-й час ; L1,Aeq25,1h = 60,4 дБА,
16-й час ; L1,Aeq25,1h = 64,4 дБА;
- для грузовых поездов:
1-й час ; L2,Aeq25,1h = 64,4 дБА,
7-й час ; L2,Aeq25,1h = 70,2 дБА,
9-й час ; L2,Aeq25,1h = 66,7 дБА,
12-й час ; L2,Aeq25,1h = 63,3 дБА,
14-й час ; L2,Aeq25,1h = 66,2 дБА;
- для электропоездов:
1-й час ; L3,Aeq25,1h = 57,9 дБА,
3-й час ; L3,Aeq25,1h = 55,4 дБА,
4-й час ; L3,Aeq25,1h = 61,5 дБА,
5-й час ; L3,Aeq25,1h = 56,7 дБА,
6-й час ; L3,Aeq25,1h = 60,7 дБА,
7-й час ; L3,Aeq25,1h = 57,7 дБА,
8-й час ; L3,Aeq25,1h = 57,2 дБА,
9-й час ; L3,Aeq25,1h = 56,2 дБА,
10-й час ; L3,Aeq25,1h = 60,2 дБА,
11-й час ; L3,Aeq25,1h = 55,9 дБА,
12-й час ; L3,Aeq25,1h = 56,7 дБА,
13-й час ; L3,Aeq25,1h = 55,8 дБА,
14-й час ; L3,Aeq25,1h = 56,5 дБА,
15-й час ; L3,Aeq25,1h = 57,1 дБА,
16-й час ; L3,Aeq25,1h = 58,7 дБА;
- для высокоскоростных поездов:
3-й час ; L4,Aeq25,1h = 54,3 дБА,
5-й час ; L4,Aeq25,1h = 55,1 дБА,
9-й час ; L4,Aeq25,1h = 54,9 дБА,
11-й час ; L4,Aeq25,1h = 54,9 дБА.
По формуле (6) определяют часовые эквивалентные уровни звука поездов всех категорий за дневной интервал времени:
1-й час LAeq,1h = 10lg(106,44 + 105,79); LAeq25,1h = 65,3 дБА,
2-й час LAeq25,1h = 63,3 дБА,
3-й час LAeq,1h = 10lg(105,43 + 105,54); LAeq25,1h = 57,9 дБА,
4-й час LAeq,1h = 10lg(106,47 + 106,15); LAeq25,1h = 66,4 дБА,
5-й час LAeq,1h = 10lg(106,33 + 105,67 + 105,51); LAeq25,1h = 64,7 дБА,
6-й час LAeq,1h = 10lg(106,45 + 106,07); LAeq25,1h = 66,0 дБА,
7-й час LAeq,1h = 10lg(106,02 + 107,02 + 105,77); LAeq25,1h = 70,8 дБА,
8-й час LAeq,1h = 10lg(106,32 + 105,72); LAeq25,1h = 64,2 дБА,
9-й час LAeq,1h = 10lg(106,67 + 105,62 + 105,49); LAeq25,1h = 67,3 дБА,
10-й час LAeq,1h = 10lg(106,05 + 106,02); LAeq25,1h = 63,4 дБА,
11-й час LAeq,1h = 10lg(105,59 + 105,49); LAeq25,1h = 58,4 дБА,
12-й час LAeq,1h = 10lg(106,33 + 105,67); LAeq25,1h = 64,2 дБА,
13-й час LAeq,1h = 10lg(106,28 + 105,58); LAeq25,1h = 63,6 дБА,
14-й час LAeq,1h = 10lg(105,94 + 106,62 + 105,65); LAeq25,1h = 67,4 дБА,
15-й час LAeq,1h = 10lg(106,04 + 105,71); LAeq25,1h = 62,1 дБА,
16-й час LAeq,1h = 10lg(106,54 + 105,87); LAeq25,1h = 66,2 дБА.
По формуле (7) определяют эквивалентный уровень звука за весь дневной интервал времени (Tk = 16 ч):
Leq25,k = 65,5 дБА.
Приложение Б
(справочное)
ПРИМЕР РАСЧЕТА МАКСИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОЕЗДОВ
Исходные данные для расчета и значения максимального уровня звука Li,Amax25 для дневного интервала времени, рассчитанные по формулам (8) - (11) для каждого поезда i-й категории приведены в таблице Б.1.
Таблица Б.1
Максимальные уровни звука различных категорий
подвижного состава, поездов
(таблица Б.1 в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Категория подвижного состава, поезда
Скорость v, км/ч
Расчетные максимальные уровни звука Li,Amax25, дБA
1-й час
Категория 3
84
89,9
Категория 2
42
85,7
2-й час
Категория 1
90
89,6
Категория 1
67
86,6
3-й час
Категория 2
50
84,2
Категория 5а
180
83,9
4-й час
Категория 3
53
84,9
Категория 1
81
88,6
Категория 1
80
88,5
Категория 3
51
84,0
Категория 3
81
89,8
Категория 1
50
83,5
Категория 3
53
84,9
5-й час
Категория 5а
150
80,3
Категория 5а
156
81,1
Категория 1
92
89,6
Категория 1
87
89,3
Категория 3
67
87,5
6-й час
Категория 3
60
86,2
Категория 3
57
85,8
Категория 1
108
91,6
Категория 1
62
85,8
Категория 3
61
86,1
7-й час
Категория 3
75
88,9
Категория 2
66
88,6
Категория 2
71
89,1
Категория 1
85
89,1
8-й час
Категория 1
90
89,6
Категория 1
86
89,2
Категория 3
72
88,4
9-й час
Категория 2
71
89,1
Категория 3
69
87,9
Категория 5а
210
86,9
10-й час
Категория 1
83
88,9
Категория 3
72
88,1
Категория 3
87
90,7
11-й час
Категория 5а
195
85,5
Категория 3
65
87,2
12-й час
Категория 3
72
88,4
Категория 2
55
87,4
13-й час
Категория 1
76
87,9
Категория 1
84
89,0
Категория 3
62
86,6
14-й час
Категория 3
68
87,7
Категория 1
77
88,1
Категория 2
76
89,5
15-й час
Категория 1
84
89,0
Категория 3
71
88,2
Категория 3
85
90,5
16-й час
Категория 1
92
89,9
Категория 1
87
89,4
Категория 3
78
89,5
Категория 1
90
89,7
В соответствии с формулами (12), (13) LAmax25,k = 91,4 дБA.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Приложение В
(справочное)
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЯ ШУМОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
И РАСЧЕТА ШУМА
(приложение В введено Изменением N 1, введенным в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
В.1 Суммарная стандартная неопределенность , дБA (дБ), расчета оцениваемых параметров шума зависит от стандартной неопределенности метода определения шумовых характеристик и стандартной неопределенности метода расчета уровней шума в расчетной точке 
. (В.1)
Неопределенность зависит от способа измерения шумовых характеристик. При измерениях по методу, изложенному в разделе 8 ГОСТ 31296.2, неопределенность рассчитывают в соответствии с требованиями раздела 4 ГОСТ 31296.2. В случае если шумовые характеристики рассчитаны по методу настоящего стандарта (см. раздел 6), следует руководствоваться [1] - [3]. При этом входными параметрами являются неопределенности задания скорости v поезда, а также его длины l, указанные в 6.1. При оценочных расчетах допускается руководствоваться данными, приведенными в таблице В.1.
Таблица В.1
Оценка неопределенности 
Категория поездов
Значение неопределенности , дБA
для LAeq25
Для LAmax25
1
3
3
2
4
3
3
3
3
Неопределенность следует определять в соответствии с ГОСТ 31295.2 (таблица 5).
Приложение Г
(справочное)
РУКОВОДСТВО ПО МЕТОДАМ РАСЧЕТА ШУМА, ИЗЛУЧАЕМОГО
ВЫСОКОСКОРОСТНЫМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ
ПРИ СКОРОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ ОТ 250 ДО 400 КМ/Ч
(ПОЕЗДА КАТЕГОРИИ 5б)
(приложение Г введено Изменением N 1, введенным в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
Г.1 Расчет шумовых характеристик следует выполнять в соответствии с требованиями соответствующих нормативно-технических документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует СП 338.1325800.2018 "Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства".
Г.2 Источниками, формирующими шум, у поездов категории 5б являются токоприемник, лобовая часть и кузов, а также ходовая часть поезда. Первые два источника создают аэродинамический шум, третий - механический шум качения системы "колесо-рельс".
Г.3 Основными шумовыми характеристиками поездов категории 5б являются эквивалентные и максимальные уровни звука, дБA, определенные на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути и на высоте 3,5 м над уровнем головки рельса.
Дополнительными шумовыми характеристиками высокоскоростных поездов являются уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц, определенные на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути и на высоте 3,5 м над уровнем головки рельса.
Г.4 Основные шумовые характеристики поездов категории 5б определяют либо расчетным путем, либо по результатам натурных измерений, выполненных по ГОСТ 32203 с учетом требований ГОСТ 20444 в части определения средних уровней звукового воздействия транспортных средств каждого вида.
Г.5 По указанным в Г.3 шумовым характеристикам рассчитывают аналогичные шумовые характеристики основных источников шума высокоскоростных поездов на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути и высотах, соответствующих расположениям источников над уровнем головки рельса:
- 5,0 м для токоприемника;
- 2,0 м для лобовой части и кузова;
- 0,5 м для ходовой части поезда.
Г.6 Акустический расчет шумовых характеристик высокоскоростных поездов включает следующие основные этапы:
- разделение общего потока поездов на подкатегории поездов, однотипных по скорости движения, длине и их конструкционным особенностям;
- вычисление эквивалентного и максимального уровней звука на высоте 3,5 м над уровнем головки рельса и на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути за время прохождения поезда;
- вычисление шумовых характеристик каждого отдельного источника шума (токоприемника, лобовой части и кузова поезда, ходовой части поезда) для каждой подкатегории поездов на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути и на соответствующих источникам шума высотах;
- уточнение шумовых характеристик источников шума исходя из конструкционных особенностей поезда;
- определение шумовых характеристик отдельных источников шума за время оценки (16 ч днем и 8 ч ночью) для потока высокоскоростных поездов на расстоянии 25 м от оси ближнего железнодорожного пути и на соответствующих источникам шума высотах;
- расчет основных шумовых характеристик для потока поездов посредством энергетического суммирования полученных шумовых характеристик отдельных источников шума.
Примечание - Из-за небольшого различия в удалениях от источников шума поезда, расположенных на высотах 0,5; 2,0; 5,0 м, до точки высотой 3,5 м, для которой задается обобщенная шумовая характеристика поезда (разность расстояний, проходимых звуком от источников, не превышает 0,2 м), отличия между шумовыми характеристиками отдельных источников шума на соответствующих им высотах и в точке на высоте 3,5 м, определяемые только дивергенцией, являются несущественными (менее 0,1 дБ). Это позволяет проводить энергетическое суммирование уровней звука и уровней звукового давления на соответствующих отдельным источникам шума высотах и присвоение полученного результата значению шумовой характеристики поезда на высоте 3,5 м.
Г.7 Расчет уровней шума на примагистральной территории следует выполнять по разделу 8 для каждого источника шума (токоприемника, лобовой части и кузова поезда, ходовой части поезда) с учетом соответствующей высоты каждого источника и его аппроксимации (точечный/линейный). Значение оцениваемого параметра рассчитывают посредством энергетического суммирования вычисленных в расчетной точке уровней шума от каждого из указанных источников шума поезда.
БИБЛИОГРАФИЯ
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 19.11.2019 N 1182-ст)
[1]
ГОСТ 34100.1-2017/ISO/IEC Guide 98-1:2009 "Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в руководства по выражению неопределенности измерения"
[2]
ГОСТ 34100.3-2017/ISO/IEC Guide 98-3:2008 "Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения"
[3]
ГОСТ 34100.3.1-2017/ISO/IEC Guide 98-3/Suppl 1:2008 "Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения. Дополнение 1. Трансформирование распределений с использованием метода Монте-Карло"