Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.01.2014 в части общих технических требований
(разд. 3), требований безопасности
(разд. 4) и требований охраны окружающей среды
(разд. 5) в связи с изданием
Приказа Росстандарта от 26.11.2012 N 1161-ст. Взамен введен в действие
ГОСТ Р 55182-2012.
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
Приказ Росстандарта от 14.07.2020 N 1190).
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
Приказ Росстандарта от 03.06.2019 N 1317).
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (
Приказ Росстандарта от 17.04.2019 N 832).
Документ включен в
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и в
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности
железнодорожного подвижного состава" и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710).
С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Изменение N 1 введено в действие с 01.07.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст.
Название документа
"ГОСТ Р 51690-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.12.2000 N 397-ст)
(ред. от 26.11.2012)
"ГОСТ Р 51690-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.12.2000 N 397-ст)
(ред. от 26.11.2012)
Принят и введен в действие
от 22 декабря 2000 г. N 397-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Passenger cars of 1520 mm gauge mainline railways track.
General specifications
ГОСТ Р 51690-2000
| | Список изменяющих документов Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст, Приказа Росстандарта от 26.11.2012 N 1161-ст) | |
Дата введения
1 января 2002 года
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 "Вагоны" и Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта"
ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 "Вагоны"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 2000 г. N 397-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на вновь изготавливаемые пассажирские вагоны локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Стандарт не распространяется на вагоны электро- и дизель-поездов и вагоны локомотивной тяги специального и служебно-технического назначения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными, кроме
5.3а,
разделов 8 и
9.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст)
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
Ссылка исключена с 1 июля 2003 года. -
Изменение N 1, введенное в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст.
ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст)
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия
ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры
ГОСТ 5632-72 Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки
ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 10527-84 утратил силу с 01.07.2014 в связи с введением в действие ГОСТ Р 55821-2013 (Приказ Росстандарта от 22.11.2013 N 1755-ст). | |
ГОСТ 10527-84 Тележки двухосные пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 12549-80 Постановлением Госстандарта России от 02.03.2004 N 79-ст с 01.07.2004 введен в действие ГОСТ 12549-2003. В свою очередь, ГОСТ 12549-2003 утратил силу на территории Российской Федерации с 01.10.2012 в связи с введением в действие ГОСТ Р 54893-2012 (Приказ Росстандарта от 26.03.2012 N 29-ст). | |
ГОСТ 12549-80 Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Окраска. Технические требования
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18142.1-85 Выпрямители полупроводниковые мощностью свыше 5 кВт. Общие технические условия
ГОСТ 22703-91 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 26445-85 Провода силовые изолированные. Общие технические условия
ГОСТ 26918-86 Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава
ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний. Уровень радиопомех
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
ГОСТ 30496-97 Стоп-краны для пневматических систем тормозного оборудования подвижного состава железных дорог. Общие технические условия
ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех
ОСТ 24.050.16-65 Вагоны пассажирские. Методика определения плавности хода
ОСТ 24.050.18-82 Система стандартов безопасности труда. Вагоны пассажирские и рефрижераторные. Шумовые характеристики. Нормы и методы измерения
ОСТ 24.050.28-81 Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации
3 Общие технические требования
Раздел 3 утратил силу с 01.01.2014. -
Приказ Росстандарта от 26.11.2012 N 1161-ст.
4 Требования безопасности
Раздел 4 утратил силу с 01.01.2014. -
Приказ Росстандарта от 26.11.2012 N 1161-ст.
5 Требования охраны окружающей среды
Раздел 5 утратил силу с 01.01.2014. -
Приказ Росстандарта от 26.11.2012 N 1161-ст.
6.1 Для проверки соответствия вагонов требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные, периодические и типовые испытания по
ГОСТ 15.309.
6.2 Приемосдаточным испытаниям следует подвергать каждый вагон на соответствие требованиям стандарта и технических условий на вагон конкретной модели.
6.3 При приемосдаточных испытаниях проверяют соответствие вагона требованиям чертежей и действующей нормативной документации; проверяют правильность сборки и установки тележек, автосцепного устройства, внутреннего оборудования помещения, электро- и радиооборудования, вентиляции, отопления, тормозного оборудования, функционирование механизмов и электрооборудования, качество окраски, комплектность поставки, наличие клейм, надписей и предупреждающих знаков.
6.4 Периодическим испытаниям подвергают один вновь изготовленный и выдержавший приемосдаточные испытания вагон в сроки, предусмотренные техническими условиями, но не реже одного раза в 5 лет.
6.5 При периодических испытаниях проверяют прочностные характеристики; параметры микроклимата, шума, вибрации, плавности хода, теплопередачи, освещенности; требования электро- и пожаробезопасности в соответствии с методикой испытаний.
6.6 Типовым испытаниям подвергают вагоны после внесения изменений в конструкцию или технологию для оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений. Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с заказчиком.
7.1 Все виды испытаний следует проводить при климатических условиях по
ГОСТ 15150, если в нормативных документах или в программе и методике испытаний не оговорены другие условия.
7.2 Контроль материалов следует проводить по сертификатам или результатам лабораторных анализов.
Контроль комплектующих изделий проводят по
ГОСТ 24297.
7.3 Габариты вагона следует проверять пропусканием через габаритную рамку по
ГОСТ 9238.
7.4 Массу тары проверяют взвешиванием вагона на вагонных весах по
ГОСТ 29329 с погрешностью +/- 50 кг.
Допускается потележечное взвешивание вагона на специализированных весах с последующим суммированием результатов взвешивания.
(абзац введен
Изменением N 1, введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст)
7.5 Плотность окон и дверей следует проверять дождеванием.
7.6 Требования к механизмам автосцепки, автоматическому тормозу, системам водоснабжения, отопления, вентиляции, энергоснабжения проверяют по методикам, утвержденным в установленном порядке.
7.7 Комплектность и маркировка проверяются визуально.
7.8 Номинальное суммарное усилие буферов при сцепленных автосцепках определяют расчетным путем по методике
[1].
7.9 Методы измерения шума - по
ГОСТ 26918 и ОСТ 24.050.18.
7.10 Методы измерения плавности хода, вибрации, коэффициента теплопередачи и определения параметров вентиляции и микроклимата в вагоне - по ОСТ 24.050.16,
ОСТ 24.050.28 и
[6].
7.11 Общие требования к методам определения загрязняющих веществ - по
ГОСТ 17.2.4.02.
7.12 Методы определения показателей пожаробезопасности - по
ГОСТ 12.1.044 и
[4].
7.13 Методы определения показателей электробезопасности - по
ГОСТ 2582,
ГОСТ 9219,
ГОСТ 18142.1 и
[4].
7.14 Методы определения освещенности - по
ГОСТ 24940.
8 Транспортирование и хранение
8.1 Вагоны следует транспортировать к месту эксплуатации по железной дороге как груз на своих осях.
Требования к консервации, экипировке вагона, заправке аккумуляторов и работе всех систем вагона при транспортировании устанавливают в договоре на поставку.
8.2 Транспортирование и хранение вагонов - по группе Ж1
ГОСТ 15150.
9 Указания по эксплуатации
9.1 Вагоны следует эксплуатировать в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, инструкциями и правилами по эксплуатации и ремонту как вагона в целом, так и его составных частей.
9.2 Не допускается использовать для перемещения вагонов и выполнения маневров элементы вагона, за исключением специально предназначенных.
9.3 Не допускается в течение гарантийного срока замена в эксплуатации элементов (сборочных единиц) вагонов другими, отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в чертежах, без согласования с изготовителем.
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных), ГосНИИВ, ВНИИЖТ, 1996
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. С 03.06.2003 введены в действие "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2003 N 12. | |
[2] СП 2.5.12.20-98 Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Департамент здравоохранения, МПС РФ, 1998
[3] ЦП-515 Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи. МПС РФ, 1997
[4] ВНПБ-97 Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности. МПС РФ, 1997
[5] 0029-01 ПКБ ЦЛ Знаки и надписи на вагонах пассажирского парка железных дорог РФ колеи 1520 мм
(позиция [5] в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 58-ст)
[6] РД 24.050.42-89 Методические указания по проведению тепловых испытаний установок кондиционирования воздуха пассажирских вагонов
УДК 625.23:006.354 | | | |
Ключевые слова: пассажирские вагоны; общие технические условия; требования к конструкции, материалам, безопасности, охране окружающей среды; правила приемки; методы испытаний |