Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2025 N 04АП-16/2025 по делу N А19-23596/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2025 N 04АП-16/2025 по делу N А19-23596/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2025 г. по делу N А19-23596/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2025 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загузиной Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутские коммунальные системы" на
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года по делу N А19-23596/2024 по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080) к обществу с ограниченной ответственностью "Иркутские коммунальные системы" (ОГРН 1113850018017, ИНН 3808219007) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: Тимошенко С.А., представителя по доверенности от 31.03.2025;
от лица, привлекаемого к ответственности: Кулиша М.А., представителя по доверенности от 21.11.2024,
установил:
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Иркутские коммунальные системы" (далее - лицо, привлекаемое к ответственности, общество) к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06 декабря 2024 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке, указав на отсутствие каких-либо доказательств фактического осуществления им лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а также нарушение процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях административный орган выразил согласие с решением суда.
В судебном заседании представители административного органа и общества дали пояснения, поддержав ранее изложенную ими позицию по делу.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
В ходе проведения административным органом анализа законности деятельности организаций в сфере лицензирования отдельных видов деятельности в адрес Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" направлен запрос об организациях, обслуживающих сети холодного водоснабжения, в том числе осуществляющих работы по техническому обслуживанию противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, на территории населенного пункта г. Железногорска-Илимского Иркутской области от 11.09.2024 за исх.N ИВ-236-2-9-170.
13.09.2024 из Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" поступил ответ на запрос от 13.09.2024 за исх. N 376, согласно которому организацией, выполняющей указанные виды работ, является ООО "Иркутские коммунальные системы".
По информации, размещенной на официальном информационном ресурсе (http://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license), установлено, что лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ у ООО "Иркутские коммунальные системы" отсутствует.
01.10.2024 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 2-9-13, в котором отражен факт осуществления обществом лицензируемого вида деятельности без соответствующей лицензии.
На основании
части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные участвующими в деле лицами доводы, установил основания для отмены судебного акта.
Согласно
части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
На основании
части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности урегулированы Федеральным
законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Согласно
пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в силу
пункта 15 статьи 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
Согласно пункту 3 Положения N 1128 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
На основании пункта 3 приложения к Положению N 1128 в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу
частей 1,
2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд первой инстанции, исходя из того, что в силу заключения ООО "ИКС" с Администрацией муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения N 05-52-16/18 от 26.12.2018 и Перечня имущества, переданного обществу (участки трубопроводов от пожарных гидрантов до водопроводных колодцев и внутриквартальные водораспределительные сети, на которых имеются пожарные гидранты), организацией, владеющей и обслуживающей все объекты холодного водоснабжения на территории города Железногорска-Илимского, является ООО "ИКС", и поскольку пожарные гидранты являются составной частью системы водоснабжения, относятся к водоразборной водопроводной арматуре наряду с водоразборными колонками и кранами, передача прав владения и (или) пользования таких устройств осуществляется в совокупности с линейными объектами (сетями водоснабжения), пришел к выводу о наличии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения по
части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, признавая ошибочными выводы суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества события вменяемого правонарушения, исходит из следующего.
Согласно
части 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
К наружному противопожарному водоснабжению, в том числе относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод) (
часть 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
разделу 11 ГОСТа Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по
ГОСТу 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети осуществляется в соответствии с требованиями
ГОСТа 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности),
ГОСТа 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно
ГОСТу 12.4.009 пожарное оборудование включает в себя и пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом в целях обеспечения публичных интересов техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно.
Исходя из действующих требований СП 8.13130.2020 (
Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности") гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее.
Из указанного следует, что пожарный гидрант, являясь составной, неотделимой частью сети водоснабжения, вместе с тем технически не предназначен для обслуживания самой водопроводной сети, поскольку в случае его демонтажа сети водоснабжения продолжат работы в штатном, предусмотренном требованиями законодательства, режиме, и неисправность пожарных гидрантов не повлечет каких-либо препятствий для осуществления обществом деятельности по водоснабжению и водоотведению города.
Суд апелляционной инстанции особо отмечает, что объективная невозможность функционирования пожарных гидрантов без присоединения к источнику водоснабжения, в настоящем случае - к сетям холодного водоснабжения, которые используются обществом в соответствии с концессионным соглашением, не свидетельствует об отнесении на последнего по умолчанию и обязанности по обеспечению технического функционирования, обслуживания и содержания гидрантов в исправном состоянии.
При этом в силу
пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
- обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесение на видные места информации о расположении пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт "и");
- уведомлять структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт "к").
Исходя из положений концессионного соглашения и вышеназванных Правил N 644 не следует, что ООО "ИКС", являясь владельцем и пользователем систем холодного водоснабжения города Железногорска-Илимского, а также организацией водопроводно-канализационного хозяйства соответственно, приняло на себя обязательства, за исключением прямо предусмотренных нормативным актом и указанных ранее, по техническому обслуживанию системы противопожарного водоснабжения.
При этом в соответствии с
п. п. 9 и
23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно
ст. ст. 10 и
19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Наряду с этим, суд апелляционной инстанции отмечает, что единственным доказательством осуществления обществом лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, отраженным в протоколе об административном правонарушении N 2-9-13 от 01.10.2024, является ответ на запрос Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" от 13.09.2024 N 3761, согласно которому данными видами работ занимается Нижнеилимское обособленное предприятие ООО "ИКС" (т. 1, л.д. 11).
Каких-либо иных доказательств фактического осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, административным органом не представлено.
При этом ссылка административного органа на письмо ООО "ИКС" от 07.08.2024, в котором обществом указано на принятие им обязательств по устранению нарушений работоспособности пожарных гидрантов по определенным предостережениям (т. 1, л.д. 146) судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку принятие обязательств не свидетельствует о самостоятельном выполнении обществом лицензируемых работ, и не исключает привлечение им к их выполнению организацию, обладающую необходимой лицензией.
В отсутствие каких-либо доказательств фактического, а не предполагаемого или вероятного выполнения обществом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, с учетом положений
статьи 1.6 КоАП РФ, закрепляющей принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, предполагающий наличие законных оснований для применения административного наказания, и установленных
статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности в рассматриваемом случае не соответствует требованию законности.
Соответственно, оснований для привлечения общества к административной ответственности по
части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям
пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года по делу N А19-23596/2024 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Иркутские коммунальные системы" (ОГРН 1113850018017, ИНН 3808219007) к административной ответственности по
части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.БУДАЕВА
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
В.А.СИДОРЕНКО