Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2025 N 88-9911/2025 по делу N 2-6964/2024 (УИД 72RS0025-01-2023-005767-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что работодателем в нарушение положений действующего законодательства ему не была выплачена оплата за сверхурочную работу.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2025 N 88-9911/2025 по делу N 2-6964/2024 (УИД 72RS0025-01-2023-005767-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что работодателем в нарушение положений действующего законодательства ему не была выплачена оплата за сверхурочную работу.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2025 г. N 88-9911/2025
Дело N 2-6964/2024
УИД 72RS0025-01-2023-005767-58
Мотивированное определение составлено 01 августа 2025 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А., Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6964/2024 по иску П. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 мая 2025 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя ответчика С., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя истца Ш., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - ГУ МЧС России по Тюменской области) о взыскании задолженности по заработной плате в размере 266986 руб. 20 коп. за период с января 2020 года по декабрь 2022 года, компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 11 213 руб. 42 коп. по день фактического исполнения обязательств, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что 01 марта 2023 года он подал заявление ответчику о том, что 21 декабря 2022 года был подписан рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время сверх установленной нормативной продолжительности служебного времени с 08 января 2023 года по 31 марта 2023 года. Из ГУ МЧС России по Тюменской области поступил ответ, согласно которому по предоставленным из 18 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС документам, подтверждающим факт привлечения к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, ему предоставлено 120 часов дополнительного времени отдыха. Полагает, что в нарушение действующего законодательства до настоящего времени ему не выплачена оплата за сверхурочную работу.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 04 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года, исковые требования П. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 апреля 2024 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 04 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 21 октября 2024 года в удовлетворении исковых требований П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 мая 2025 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 октября 2024 года отменено, принято новое решение, которым исковые требования П. удовлетворены частично. С ГУ МЧС России по Тюменской области в пользу П. взыскана задолженность по заработной плате за период с января 2020 года по декабрь 2022 года в размере 265 938 руб. 88 коп., компенсация за задержку выплаты заработной платы по состоянию на 19 мая 2025 года в размере 221 686 руб. 66 коп., с начислением такой компенсации с 20 мая 2025 года по день фактического расчета включительно, с удержанием при выплате налога на доходы физических лиц, компенсация морального вреда в размере 30 000 руб. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ответчика ГУ МЧС России по Тюменской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 мая 2025 года, оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Тюмени от 21 октября 2024 года.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит судебный акт оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, П. в период с января 2020 года проходил службу в ГУ МЧС России по Тюменской области в должностях: с 01 января 2020 года - начальник 157 пожарно-спасательной части 18 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Тюменской области; с 01 июля 2020 года - заместитель начальника службы пожаротушения - начальник дежурной смены службы пожаротушения 18 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Тюменской области.
В соответствии со штатным расписанием ГУ МЧС России по Тюменской области указанные должности относятся к должностям старшего начальствующего состава, поскольку предусматривают их занятие сотрудниками со специальными званиями до майора внутренней службы включительно.
П., как сотруднику, замещающему должности старшего начальствующего состава, был установлен ненормированный служебный день.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на положения статей 152, 153, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 94, 95 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 года N 195, пунктов 2, 13, 14 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2018 года N 410, исходил из того, что для сотрудников федеральной противопожарной службы, для которых установлен режим ненормированного рабочего времени, предоставление дополнительного отпуска является единственной формой компенсации работы, выполненной в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполняемой сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Без установления юридически значимых обстоятельств по делу, суд первой инстанции указал, что согласно пункту 6 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 года N 195, выплата денежного довольствия за декабрь календарного года производится не позднее последнего рабочего дня декабря, истец обратился в суд с настоящим иском 31 мая 2023 года, следовательно, годичный срок исковой давности для предъявления требований о взыскании сверхурочной работы за 2020 и 2021 годы им пропущен, а из представленных документов следует, что в 2022 году у истца не имел места факт сверхурочной работы.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, признав их противоречащими нормам материального права и не обоснованными доказательствами.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы истца в соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 43, 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", и для установления юридически значимых обстоятельств дела судом апелляционной инстанции были приняты дополнительные доказательства, которые исследованы в судебном заседании на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в период прохождения службы 21 декабря 2022 года П. на имя начальника ГУ МЧС России по Тюменской области подан рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха с 08 января 2023 года по 26 апреля 2023 года за ранее отработанное время 2020, 2021, 2022 годы с выездом за пределы Ишимского пожарно-спасательного гарнизона в г. Барнаул. В указанном рапорте содержится ходатайство по существу заместителя начальника 18 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Тюменской области Конта А.В.
31 марта 2023 года в адрес истца ГУ МЧС России по Тюменской области направлено письмо о том, что согласно представленным из 18 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы документам, подтверждающим факт привлечения к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, П. предоставлено 120 часов дополнительного времени отдыха.
Приказом ГУ МЧС России по Тюменской области от 22 февраля 2023 года N 50-НС П. уволен со службы в федеральной противопожарной службе по пункту 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника) 01 марта 2023 года, с выплатой: единовременного пособия в размере 2 (двух) окладов денежного содержания, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей по итогам работы за февраль 2023 года в размере 25% оклада денежного содержания, премии по итогам работы за март 2023 года в размере 25% оклада денежного содержания на 01 марта 2023 года, денежной компенсации за неиспользованные в 2023 году дни очередного отпуска в размере 5 дней.
Оценивая представленный ответчиком табель учета рабочего времени за январь 2023 года, из которого следует, что в период с 09 по 23 января 2023 года включительно истцу были предоставлены дни отдыха, с условным обозначением в табеле "А", суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", пришел к выводу о предоставлении П. отгулов, что не является дополнительными днями отдыха за ранее отработанное время сверх нормальной продолжительности служебного времени на основании поданного рапорта, поскольку отсутствует приказ о предоставлении дополнительных дней отдыха, что не оспаривалось стороной ответчика.
Также судом апелляционной инстанции на основании оценки табелей учета служебного времени за период с января 2020 года по декабрь 2022 года установлено, что П.:
- за январь 2020 года отработано 88 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за февраль 2020 года отработано 136 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за март 2020 года отработано 184 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за апрель 2020 года отработано 184 часа: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за май 2020 года отработано 273 часа: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за июнь 2020 года отработано 305 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за июль 2020 года отработано 213 часов: из них 16 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за август 2020 года отработано 253 часа: из них 40 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за сентябрь 2020 года отработано 213 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за октябрь 2020 года отработано 213 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за ноябрь 2020 года отработано 213 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за декабрь 2020 года отработано 222 часа: из них 9 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за январь 2021 года отработано 294 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за февраль 2021 года отработано 192 часа: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за март 2021 года отработано 184 часа: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за апрель 2021 года отработано 200 часов: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за май 2021 года отработано 212 часов: из них 60 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за июнь 2021 года отработано 192 часа: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за июль 2021 года отработано 64 часа;
- за август 2021 года отработано 176 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за сентябрь 2021 года отработано 168 часов: из них (-8) часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за октябрь 2021 года отработано 192 часа: из них 24 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за ноябрь 2021 года отработано 175 часов: из них 16 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за декабрь 2021 года отработано 24 часа;
- за январь 2022 года отработано 112 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за февраль 2022 года отработано 208 часов: из них 41 час сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за март 2022 года отработано 104 часа: из них 33 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за апрель 2022 года отработано 260 часов: из них 92 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за май 2022 года отработано 219 часов: из них 43 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за июнь 2022 года отработано 234 часов: из них 66 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за июль 2022 года отработано 176 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за август 2022 года отработано 192 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за сентябрь 2022 года отработано 184 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за октябрь 2022 года отработано 152 часа: из них 16 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени;
- за ноябрь 2022 года отработано 96 часов: из них 9 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени.
Всего за период с января 2020 года по ноябрь 2022 года включительно П. сверх нормальной продолжительности служебного времени отработан 621 час.
Руководствуясь положениями статей 54, 59 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2, 13, 14 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2018 года N 410, пунктов 94, 95, 98, 99, 100 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 года N 195, действовавшим в спорный период, суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле и дополнительные доказательства, установил, что П. был установлен ненормированный служебный день, он привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не эпизодически, а на постоянной основе, следовательно, за несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного дня, ему должны предоставляться дополнительные дни отдыха на основании поданного рапорта. Истцом подан рапорт на предоставление дополнительных дней отдыха, в удовлетворении которого отказано, он уволен со службы в федеральной противопожарной службе 01 марта 2023 года без принятия мер по компенсации в последний день службы истца. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признал выводы суда об отсутствии оснований для выплаты истцу компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не соответствующими нормам права.
Признавая неправомерным вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока, предусмотренного статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованию о взыскании компенсации за 2020 и 2021 годы, суд апелляционной инстанции указал, что сроки для разрешения служебного спора установлены частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон о службе в федеральной противопожарной службе).
Установив, что истцом 05 марта 2023 года в адрес ГУ МЧС России по Тюменской области направлено требование о выплате задолженности по заработной плате за сверхурочную работу за период с января 2020 года по декабрь 2022 года, которое оставлено без удовлетворения, обратился в суд с иском 31 мая 2023 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец обратился в суд с иском в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, то есть в срок, установленный частью 4 статьи 73 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отменил решение суда и взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени за период с 2020 года по ноябрь 2022 года включительно в сумме 265 938 руб. 88 коп.
В связи с установлением наличия задолженности по оплате труда, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования истца о взыскании денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 19 мая 2025 года в размере 221686 руб. 66 коп., с начислением такой компенсации с 20 мая 2025 года по день фактического расчета включительно.
Установив, что неправомерными действиями нанимателя нарушены трудовые права истца, чем ему причинен моральный вред, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая объем и длительность допущенного нарушения, характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, а также принципы разумности и справедливости, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя законность апелляционного определения в пределах доводов кассационной жалобы ответчика, считает, что оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется.
В кассационной жалобе представитель ответчика приводит доводы о том, что для истца в рассматриваемый период был установлен ненормированный служебный день (служебное время). Режим ненормированного рабочего времени установлен для истца законом, исходя из его должностного положения. Количество допустимого времени сверх нормальной продолжительности для сотрудников с ненормированным рабочим временем законом не регламентируется, каких-либо ограничений не имеет. Согласно приказу МЧС России от 24 сентября 2018 года N 410 сотрудники федеральной противопожарной службы, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника) на основании приказа. За выполнение указанными сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация не предоставляется. Считает, что сотрудникам федеральной противопожарной службы, для которых установлен режим ненормированного рабочего времени, предоставление дополнительного отпуска является единственной формой компенсации работы, выполняемой в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполняемой сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Указанные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, основаны на неверном толковании норм специального законодательства.
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 54 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе).
В соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в федеральной противопожарной службе, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности перечнем должностей в федеральной противопожарной службе, что указывается в контракте. Сотруднику, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 59 этого Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 59 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее трех и не более десяти календарных дней предоставляется сотрудникам федеральной противопожарной службы в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу части 6 статьи 54 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2018 года N 410 утвержден Порядок привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков (далее также - Порядок от 24 сентября 2018 года N 410).
В соответствии с пунктом 2 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 сотрудники федеральной противопожарной службы привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа: Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) - в отношении всех сотрудников федеральной противопожарной службы; начальника территориального органа МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующего территориального органа МЧС России и подчиненных подразделений МЧС России; руководителя (начальника) подразделения МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующих подразделений МЧС России. Указанный приказ доводится до сведения сотрудника под роспись.
Согласно пункту 11 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха.
Отдых соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха (пункт 12 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410).
В силу пункта 13 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 сотрудники федеральной противопожарной службы, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника) на основании приказа. За выполнение указанными сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация не предоставляется. Сотрудникам федеральной противопожарной службы, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с разделом V данного Порядка.
За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (пункт 14 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410).
В соответствии с пунктом 15 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России.
Согласно пункту 16 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 15 данного Порядка, доводится до сведения сотрудника федеральной противопожарной службы и передается его непосредственным руководителем (начальником) в течение трех рабочих дней ответственному за ведение табеля.
В соответствии с пунктом 18 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 28 ноября 2013 года N 764, от 11 февраля 2015 года N 66, от 26 мая 2015 года N 261 и от 30 марта 2016 года N 156.
Согласно части 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 года N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, который действовал в спорный период, (далее также - Порядок обеспечения денежным довольствием).
Согласно пункту 94 Порядка обеспечения денежным довольствием за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: а) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 95 данного Порядка; б) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 данного Порядка. Сотрудникам со сменным режимом работы оплата в выходные дни (суббота, воскресенье), которые по графику сменности являются для них рабочими днями, производится в обычном порядке.
В силу пункта 98 Порядка обеспечения денежным довольствием денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 99 Порядка обеспечения денежным довольствием).
Согласно пункту 100 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха: а)сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время; б) сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. При этом служба в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Из приведенного правового регулирования следует, что для сотрудников федеральной противопожарной службы, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, эпизодически привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени, предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, а компенсация им не предоставляется. В случае привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени не эпизодически, а на постоянной основе сверхурочная работа может быть дополнительно компенсирована в установленном порядке.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени в связи с тем, что истцу был установлен ненормированный служебный день, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку в соответствии с пунктом 13 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 сотруднику федеральной противопожарной службы, которому установлен ненормированный служебный день, компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени не предоставляется только в случае эпизодического привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени.
Нормативными правовыми актами действительно не установлено какое количество отработанных часов сверх нормальной продолжительности служебного времени считается эпизодическим, а какое не является таковым, данное обстоятельство устанавливается судом на основании оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств конкретного дела.
Судом апелляционной инстанции на основании анализа имеющихся в деле доказательств, включая табеля учета служебного времени, установлено, что П. практически ежемесячно привлекался нанимателем к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени от 8 до 92 часов, поэтому пришел к выводу, что такое привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для нормальной продолжительности служебного времени является не эпизодическим, а на постоянной основе, поэтому признал неправильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для компенсации истцу времени привлечения его к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Учитывая, что истец в период службы и по письменному согласованию с непосредственным руководителем обращался к начальнику ГУ МЧС России по Тюменской области с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2020, 2021, 2022 годы, который не был удовлетворен с изданием соответствующих приказов, суд апелляционной инстанции правомерно признал за истцом право на получение компенсации за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в денежной форме.
Доводов о несогласии с расчетом взысканной судом суммы в кассационной жалобе не содержится, представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции подтвердил позицию ответчика о том, что расчет оплаты за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени, приведенный в апелляционном определении, не оспаривается.
Указание в кассационной жалобе на то, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требования о взыскании оплаты сверхурочной работы за 2020 и 2021 годы, не может служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку судом апелляционной инстанции правильно применены к спорным правоотношениям положения статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 2 указанного Федерального закона нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, только в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 данной статьи, включая Федеральный закон о службе в федеральной противопожарной службе.
Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец узнал о нарушении своего права в марте 2023 года, когда был уволен без выплаты компенсации и его обращение о ее выплате оставлено нанимателем без удовлетворения, обратился в суд с иском 31 мая 2023 года, следовательно, такое обращение имело место в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, то есть в срок, установленный законом. Данный вывод соответствует нормам специального законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, и установленным обстоятельствам дела. Правовых оснований не соглашаться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 мая 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - без удовлетворения.