Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2025 N 88-9911/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 19.05.2025 по делу N 33-2493/2025 (УИД 72RS0025-01-2023-005767-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что работодателем в нарушение положений действующего законодательства ему не была выплачена оплата за сверхурочную работу.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 19.05.2025 по делу N 33-2493/2025 (УИД 72RS0025-01-2023-005767-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что работодателем в нарушение положений действующего законодательства ему не была выплачена оплата за сверхурочную работу.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2025 г. по делу N 33-2493/2025
Дело N 2-6964/2024
УИД: 72RS0025-01-2023-005767-58
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.И.
судей: Котовой С.М., Шараповой Н.Ф.
при ведении протокола помощником судьи Скороходовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца П.С. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 октября 2024 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований П.С. к Главному управлению МЧС России по Тюменской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Шараповой Н.Ф. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца - Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
П.С. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Тюменской области о взыскании задолженности по заработной плате в размере 266 986,20 рублей за период с января 2020 года по декабрь 2022 года, компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 11 213,42 рублей по день фактического исполнения обязательств, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 01.03.2023 истцом было подано заявление ответчику о том, что 21.12.2022 был подписан рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время сверх установленной нормативной продолжительности служебного времени с 08.01.2023. 31.03.2023 из Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области поступил ответ, согласно которому по предоставленным из 18 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС документам, подтверждающим факт привлечения к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, истцу предоставлено 120 часов дополнительного времени отдыха. Истец полагает, что в нарушение действующего законодательства до настоящего времени ему не выплачена заработная плата за сверхурочную работу.
В суде первой инстанции:
Истец П.С. в судебное заседание не явился.
Представитель истца - Ш. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец П.С., в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Повторяя доводы иска, указывает, что юридически значимые обстоятельства судом в полной мере не исследованы, а именно: режим служебного времени и нормальная продолжительность служебного времени, введение истцу суммарного учета служебного времени, продолжительность установленного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день и иные обстоятельства, на которые указано в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2024.
Отмечает, что истцом отработано согласно табелю рабочего времени в 2022 году 1937 часов, из них сверхурочно - 617 часов. Ответчиком не представлено доказательств, а судом не установлено, количество отработанных истцом часов в период нахождения истца в командировке в декабре 2022 года, нахождение на "больничном" и отпуске, в том числе за предыдущие периоды.
Полагает, что судом не дана оценка систематичности привлечения истца к сверхурочной работе, отсутствуют доказательства предоставления дней отпуска в счет компенсации либо оплаты.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел "Судебное делопроизводство").
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями
части 1 статьи 327 и
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, П.С. в период с января 2020 года осуществлял трудовую деятельность в ГУ МЧС России по Тюменской области, в должностях:
с 01 января 2020 года - <...> отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Тюменской области;
с 01 июля 2020 года - <...> отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Тюменской области" (том 1 л.д. 15, 65, 66).
Согласно выписке из приказа от 22.02.2023 N 50-НС, П.С. уволен со службы в федеральной противопожарной службе по
пункту 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 01.03.2023. Выслуга лет по состоянию на 01.03.2023 составляет: в календарном исчислении - 11 лет 10 месяцев 11 дней; выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет - 11 лет; с выплатой майору внутренней службы П.С.: единовременного пособия в размере 2 (двух) окладов денежного содержания; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей по итогам работы за февраль 2023 года в размере 25% оклада денежного содержания; премии по итогам работы за март 2023 года в размере 25% оклада денежного содержания за 01.03.2023; денежной компенсации за неиспользованные в 2023 году дни очередного отпуска в размере 5 дней.
В соответствии со штатным расписанием ГУ МЧС России по Тюменской области обе указанные должности относятся к должностям старшего начальствующего состава, поскольку предусматривают их занятие сотрудниками со специальными званиями до майора внутренней службы включительно (том 1 л.д. 67-69).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд, руководствуясь нормами
статей 152,
153 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195,
Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410, исходил из того, что из представленных суду документов следует, что в 2022 году у истца не имело места факта сверхурочной работы.
Кроме того, ссылаясь на
статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд, установив, что истец обратился с настоящим иском 31.03.2023, пришел к выводу о пропуске П.Б. срока для предъявления требований о взыскании сверхурочной работы за 2020 и 2021 годы.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, постановленными с нарушением норм материального права.
Согласно
части 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о службе в федеральной противопожарной службе), служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (
часть 2 статьи 54 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе).
В соответствии с
частью 5 статьи 54 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в федеральной противопожарной службе, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности перечнем должностей в федеральной противопожарной службе, что указывается в контракте. Сотруднику, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с
частью 5 статьи 59 настоящего Федерального закона.
Согласно
части 5 статьи 59 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее трех и не более десяти календарных дней предоставляется сотрудникам федеральной противопожарной службы в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу
части 6 статьи 54 Федерального закона о службе в федеральной противопожарной службе, сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2018 года N 410 утвержден
Порядок привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков (далее также - Порядок от 24 сентября 2018 года N 410).
В соответствии с
пунктом 2 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410 сотрудники федеральной противопожарной службы привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа: Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) - в отношении всех сотрудников федеральной противопожарной службы; начальника территориального органа МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующего территориального органа МЧС России и подчиненных подразделений МЧС России; руководителя (начальника) подразделения МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующих подразделений МЧС России. Указанный приказ доводится до сведения сотрудника под роспись.
В силу
пункта 13 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410, сотрудники федеральной противопожарной службы, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника) на основании приказа. За выполнение указанными сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация не предоставляется. Сотрудникам федеральной противопожарной службы, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с
разделом V настоящего Порядка.
За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (
пункт 14 Порядка от 24 сентября 2018 года N 410).
Согласно
части 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 года N 195, действовавшим в спорный период, был утвержден
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее также - Порядок обеспечения денежным довольствием).
В силу
пункта 98 Порядка обеспечения денежным довольствием, денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (
пункт 99 Порядка обеспечения денежным довольствием).
Согласно
пункту 100 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха: а) сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время; б) сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. При этом служба в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Из приведенного правового регулирования следует, что для сотрудников федеральной противопожарной службы, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, эпизодически привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени, предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, а компенсация им не предоставляется. В случае привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени не эпизодически, а на постоянной основе (по графику дежурств и т.п.) сверхурочная работа может быть дополнительно компенсирована в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, П.С. был установлен ненормированный служебный день, он привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не эпизодически, а на постоянной основе, следовательно, за несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного дня, ему должен был предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск на основании поданного рапорта.
Так, из табелей учета рабочего времени за период с января 2020 года по декабрь 2022 года следует, что П.С.:
- за январь 2020 года отработано 88 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 91-92);
- за февраль 2020 года отработано 136 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 93-94);
- за март 2020 года отработано 184 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 95-96);
- за апрель 2020 года отработано 184 часа: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 97-98);
- за май 2020 года отработано 273 часа: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 99-100);
- за июнь 2020 года отработано 305 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 101-102);
- за июль 2020 года отработано 213 часов: из них 16 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 110);
- за август 2020 года отработано 253 часа: из них 40 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 111);
- за сентябрь 2020 года отработано 213 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 103);
- за октябрь 2020 года отработано 213 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 104);
- за ноябрь 2020 года отработано 213 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 105);
- за декабрь 2020 года отработано 222 часа: из них 9 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 106);
- за январь 2021 года отработано 294 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 112);
- за февраль 2021 года отработано 192 часа: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 114);
- за март 2021 года отработано 184 часа: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 113);
- за апрель 2021 года отработано 200 часов: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 125);
- за май 2021 года отработано 212 часов: из них 60 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 115);
- за июнь 2021 года отработано 192 часа: из них 25 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 122);
- за июль 2021 года отработано 64 часа (том 1 л.д. 123);
- за август 2021 года отработано 176 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 116);
- за сентябрь 2021 года отработано 168 часов: из них (-8) часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 117);
- за октябрь 2021 года отработано 192 часа: из них 24 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 118);
- за ноябрь 2021 года отработано 175 часов: из них 16 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 120);
- за декабрь 2021 года отработано 24 часа (том 1 л.д. 124);
- за январь 2022 года отработано 112 часов: из них 0 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 126);
- за февраль 2022 года отработано 208 часов: из них 41 час сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 127);
- за март 2022 года отработано 104 часа: из них 33 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 128);
- за апрель 2022 года отработано 260 часов: из них 92 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 129);
- за май 2022 года отработано 219 часов: из них 43 часа сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 130);
- за июнь 2022 года отработано 234 часов: из них 66 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 131);
- за июль 2022 года отработано 176 часов: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 132);
- за август 2022 года отработано 192 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 133);
- за сентябрь 2022 года отработано 184 часа: из них 8 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 134);
- за октябрь 2022 года отработано 152 часа: из них 16 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 135);
- за ноябрь 2022 года отработано 96 часов: из них 9 часов сверх нормальной продолжительности служебного времени (том 1 л.д. 136).
Таким образом, за период с января 2020 года по ноябрь 2022 года включительно П.С. отработано 621 час сверх нормальной продолжительности служебного времени.
Из поступивших от ответчика по запросу судебной коллегии документов следует, что 21.12.2022 П.С. на имя начальника ГУ МЧС России по Тюменской области Х. подан рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха с 08.01.2023 по 26.04.2023 за ранее отработанное время 2020, 2021, 2022 годы с выездом за пределы Ишимского пожарно-спасательного гарнизона в г. Барнаул. Указанный рапорт содержит ссылку на ходатайство по существу заместителя начальника 18 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тюменской области Конта А.В.
Из материалов дела также следует, что 31.03.2023 в адрес П.С. направлено письмо о том, что согласно представленным из 18 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС документам, подтверждающим факт привлечения к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, П.С. предоставлено 120 часов дополнительного времени отдыха (том 1 л.д. 16).
В обоснование указанных доводов, стороной ответчика в суд апелляционной инстанции, по запросу судебной коллегии предоставлен табель учета рабочего времени за январь 2023 года, из которого следует, что в период с 09.01.2023 по 23.01.2023 включительно истцу были предоставлены дни отдыха, с условным обозначением в табеле "А".
При этом приказов о предоставлении дополнительных дней отдыха П.С. за ранее отработанное время ответчиком не представлено.
Не соглашаясь с позицией ответчика о предоставлении истцу дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время, представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что истцу были предоставлены дни отдыха, однако, указанные дни не являются днями отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на основании поданного рапорта.
Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", утверждены условные обозначения используемые при заполнении табеля (ф. 0504421) (раздел 2 Методических указаний). Так, код "О" используется в случае нахождения работника в очередном и (или) дополнительном отпуске; код "А" используется в случае неявки работника с разрешения администрации.
Оценивая табель учета рабочего времени за январь 2023 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что П.С. были предоставлены именно отгулы, что не является дополнительными днями отдыха за ранее отработанное время сверх нормальной продолжительности служебного времени на основании поданного рапорта, принимая во внимание отсутствие издания приказов о предоставлении дополнительных дней отдыха, что не оспаривалось стороной ответчика.
Учитывая, что истцом подан рапорт на предоставление дополнительных дней отдыха, принимая во внимание отказ в удовлетворении данных требований, а также то обстоятельство, что истец уволен со службы в федеральной противопожарной службе по
пункту 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 01.03.2023, непринятие мер для удовлетворения рапорта в последний день службы истца, вопреки выводам суда, требования о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 2020 года по ноябрь 2022 года включительно судебная коллегия находит обоснованными.
Как следует из материалов дела, оклад П.С. состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, что следует из представленных в материалы дела расчетных листов (том 1 л.д. 41-49, том 2 л.д. 29-30).
Согласно
пункту 94 Порядка обеспечения денежным довольствием, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:
а) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка;
б) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с
пунктом 95 настоящего Порядка. Сотрудникам со сменным режимом работы оплата в выходные дни (суббота, воскресенье), которые по графику сменности являются для них рабочими днями, производится в обычном порядке.
Пунктом 95 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы следовало, что сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Принимая во внимание положения
пункта 94 Порядка обеспечения денежным довольствием за выполнение служебных обязанностей, сумму окладов П.С. за спорные периоды, нормы рабочего времени по производственным календарям за 2020, 2021, 2022 годы при 40-часовой рабочей неделе, подлежащая выплате денежная компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 2020 года по ноябрь 2022 года включительно составит 265 938 рублей 88 копеек (за вычетом 8 часов сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сентября 2021 года (том 1 л.д. 117) в сумме 3 234 рубля 90 копеек), исходя из следующего расчета:
Январь 2020 года - 3 191,55 рублей (2 х 212,77 х 1,5) + (6 х 212,77 х 2);
Февраль 2020 года - 3 191,55 рублей (2 х 212,77 х 1,5) + (6 х 212,77 х 2);
Март 2020 года - 3 191,55 рублей (2 х 212,77 х 1,5) + (6 х 212,77 х 2);
Апрель 2020 года - 0 рублей;
Май 2020 года - 10 425,73 рублей (2 х 212,77 х 1,5) + (23 х 212,77 х 2);
Июнь 2020 года - 3 191,55 рублей (2 х 212,77 х 1,5) + (6 х 212,77 х 2);
Июль 2020 года - 6 018,65 рублей (2 х 194,15 х 1,5) + (14 х 194,15 х 2);
Август 2020 года - 15 437,85 рублей (2 х 194,15 х 1,5) + (38 х 194,15 х 2);
Сентябрь 2020 года - 0 рублей;
Октябрь 2020 года - 0 рублей;
Ноябрь 2020 года - 0 рублей;
Декабрь 2020 года - 3 465,11 рублей (2 х 203,83 х 1,5) + (7 х 203,83 х 2);
Январь 2021 года - 3 234,90 рублей (2 х 215,66 х 1,5) + (6 х 215,66 х 2);
Февраль 2021 года - 10 567,34 рублей (2 х 215,66 х 1,5) + (23 х 215,66 х 2);
Март 2021 года - 0 рублей;
Апрель 2021 года - 10 567,34 рублей (2 х 215,66 х 1,5) + (23 х 215,66 х 2);
Май 2021 года - 25 663,54 рублей (2 х 215,66 х 1,5) + (58 х 215,66 х 2);
Июнь 2021 года - 10 567,34 рублей (2 х 215,66 х 1,5) + (23 х 215,66 х 2);
Июль 2021 года - 0 рублей;
Август 2021 года - 0 рублей4
Сентябрь 2021 года - 0 рублей;
Октябрь 201 года - 10 230,96 рублей (2 х 217,68 х 1,5) + (22 х 217,68 х 2);
Ноябрь 2021 года - 6 748,08 рублей (2 х 217,68 х 1,5) + (14 х 217,68 х 2);
Декабрь 2021 года - 0 рублей;
Январь 2022 года - 0 рублей;
Февраль 2022 года - 18 204,75 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (39 х 224,75 х 2);
Март 2022 года - 14 608,75 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (31 х 224,75 х 2);
Апрель 2022 года - 41 129,25 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (90 х 224,75 х 2);
Май 2022 года - 19 103,75 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (41 х 224,75 х 2);
Июнь 2022 года - 29 442,25 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (64 х 224,75 х 2);
Июль 2022 года - 3 371,25 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (6 х 224,75 х 2);
Август 2022 года - 3 371,25 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (6 х 224,75 х 2);
Сентябрь 2022 года - 3 371,25 рублей (2 х 224,75 х 1,5) + (6 х 224,75 х 2);
Октябрь 2022 года - 7 025,53 рублей (2 х 226,63 х 1,5) + (14 х 226,63 х 2);
Ноябрь 2022 года - 3 852,71 рублей (2 х 226,63 х 1,5) + 7 х 226,63 х 2).
Таким образом, с ГУ МЧС России по Тюменской области в пользу П.С. подлежит взысканию денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 265 938 рублей 88 копеек, исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению.
При этом судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что удовлетворяя ходатайство ответчика о пропуске срока обращения в суд о взыскании денежной компенсации за 2020 и 2021 годы, суд руководствовался положениями
статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом судом не учтено, что сроки для разрешения служебного спора установлены
статьей 73 Федерального закона от 23 мая 2016 N 141-ФЗ.
Так, согласно
частям 4,
5 статьи 73 Федерального закона 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных
частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Как установлено судебной коллегией, 05.03.2023 П.С. в адрес ГУ МЧС России по Тюменской области направлено требование о выплате задолженности по заработной плате за сверхурочную работу за период с января 2020 года по декабрь 2022 года в сумме 266 986, 20 рублей (том 1 л.д. 50-52, 53), которое оставлено без удовлетворения.
Принимая во внимание, обращения истца в суд с настоящим иском 31.05.2023 (том 1 л.д. 5), судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок, установленный
частям 4,
5 статьи 73 Федерального закона 23.05.2016 N 141-ФЗ, П.С., вопреки выводам суда, не пропущен.
В соответствии с
частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Принимая во внимание отсутствие доказательств выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на момент увольнения истца, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании денежной компенсации в пользу истца в соответствии со
статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за период с 02.03.2023 по 19.05.2025 в размере 221 686 рублей 66 копеек:
период | ставка % | дни | Компенсация |
02.03.2023-23.07.2023 | 7,5 | 144 | 19 147,60 |
24.07.2023-14.08.2023 | 8,5 | 22 | 3 315,37 |
15.08.2023-17.09.2023 | 12 | 34 | 7 233,54 |
18.09.2023-29.10.2023 | 13 | 42 | 9 680,18 |
30.10.2023-17.12.2023 | 15 | 49 | 13 031,01 |
18.12.2023-28.07.2024 | 16 | 224 | 63 541,66 |
29.07.2024-15.09.2024 | 18 | 49 | 15 637,21 |
16.09.2024-27.10.2024 | 19 | 42 | 14 147,95 |
28.10.2024-19.05.2025 | 21 | 204 | 75 952,14 |
| | | |
Также, исходя из положений
статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, указанная компенсация подлежит взысканию с 20.05.2025 по день фактического расчета включительно.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со
статьями 24,
226 Налогового кодекса Российской Федерации налоги удерживаются налоговым агентом, к числу которых суд не относится, и перечисляются в соответствующий бюджет при фактической выплате денежных сумм.
Соответственно, при фактической выплате ответчиком указанной выше суммы истцу ответчик как налоговый агент обязан произвести удержание налога из суммы выплат в размере 13% и перечислить в соответствующий бюджет.
Согласно
статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в
пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что
Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу
статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и
237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушения ответчиком трудовых прав истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, причиненного вышеназванными действиями (бездействием) ответчика.
При определении размера компенсации судебная коллегия, учитывая характер допущенных нарушений, объем допущенных нарушений трудовых прав, длительность неисполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей, соразмерность компенсации последствиям нарушения прав, с учетом баланса интересов сторон, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Принимая во внимание, что по настоящему делу при вынесении судебного постановления неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить состоявшееся судебное
постановление с принятием нового решения по делу о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь
статьями 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 октября 2024 года отменить, принять новое решение, которым:
Иск П.С. - удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (ОГРН <...>) в пользу П.С., <...> года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации: <...>, задолженность по заработной плате за период с января 2020 года по декабрь 2022 года в сумме 265 938 рублей 88 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы по состоянию на 19 мая 2025 года в размере 221 686 рублей 66 копеек, с начислением такой компенсации с 20 мая 2025 года по день фактического расчета включительно, с удержанием при выплате налога на доходы физических лиц, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 мая 2025 года.