Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2025 N 88-9571/2025 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.03.2025 N 33-632/2025 (УИД 89RS0011-01-2024-000381-59)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение мер пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки было установлено, что ответчиком в хозяйственной деятельности используется объект для хранения горюче-смазочных материалов, относящийся к категории опасных производственных объектов III класса опасности, с нарушениями требований промышленной и пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.03.2025 N 33-632/2025 (УИД 89RS0011-01-2024-000381-59)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение мер пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки было установлено, что ответчиком в хозяйственной деятельности используется объект для хранения горюче-смазочных материалов, относящийся к категории опасных производственных объектов III класса опасности, с нарушениями требований промышленной и пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2025 г. N 33-632/2025
Судья Балакина С.В. | Дело N 2-342/2024 |
89RS0011-01-2024-000381-59
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Башковой Ю.А.,
судей коллегии Байкиной С.В., Курманова Э.Р.
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шурышкарского района ЯНАО, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО "Ямалкоммунэнерго" об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение мер пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе ответчика АО "Ямалкоммунэнерго" на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р. пояснения представителя ответчика А., прокурора Еремина О.Г., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
установила:
Прокурор Шурышкарского района ЯНАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к АО "Ямалкоммунэнерго" об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение мер пожарной безопасности.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности АО "Ямалкоммунэнерго" выявлены нарушения закона, в частности, филиалом Общества в Шурышкарском районе (далее - Филиал) в хозяйственной деятельности используется объект для хранения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) "Склад ГСМ объемом 4 000 м/\3", состоящий из четырех вертикальных резервуаров объемом 1 000 м/\3 каждый, по адресу: ЯНАО, <...> (южная часть села), относящийся к категории опасных производственных объектов III класса опасности, с нарушениями требований промышленной и пожарной безопасности, а именно:
- на резервуарах не установлены устройства для подачи огнетушащего вещества (генераторы пены, пеносливы или насадки для подачи двуокиси углерода, иные устройства) с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование;
- на резервуарах не установлено наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров);
- не предусмотрен нормативный запас пенообразователя и воды на приготовление раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар;
- объект не оборудован электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями для резервуарных парков и открытых площадок хранения нефтепродуктов в таре - по периметру обвалования (ограждающей стенки) не более чем через 150 метров при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки свыше 120 °C и не более 100 метров для остальных нефтепродуктов;
- расстояние между резервуарами не соответствует проектному - 7,76 м (фактическое расстояние 6,9 м, 6,4 м и 2,2 м).
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы МО Шурышкарский район УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО (далее - Отдел) в адрес ответчика неоднократно направлялись предписания об устранении обязательных требований пожарной безопасности на вышеуказанном объекте защиты, которые до настоящего времени Филиалом не устранены, что нарушает права неопределенного круга лиц, а также создает угрозу для жизни и здоровья людей, осуществляющих трудовую деятельность на производственной территории склада ГСМ. Кроме того, в отношении ответчика Отделом составлен протокол об административном правонарушении от 17 марта 2023 года по
ч. 12 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, по которому постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Шурышкарского районного суда АО "Ямалкоммунэнерго" признано виновным и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. Согласно информации от Филиала ответчика указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду высокой стоимости работ, недостаточного финансирования. Устранение выявленных нарушений возможно только в ходе строительства - реконструкции указанного склада ГСМ в рамках адресной программы ЯНАО на 2024 год и плановый период 2025 года. Указанный склад ГСМ используется ответчиком в соответствии с договором аренды, по которому арендатор обязуется проводить противопожарные мероприятия, соблюдать требования правил промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности, установив срок исполнения решения суда - по истечении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Атутов С.А. заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика АО "Ямалкоммунэнерго" Л. исковые требования не признал, суду пояснил, что ввиду того, что общество является арендатором эксплуатируемого ими склада ГСМ, собственником является администрация Шурышкарского района, в связи с чем, ответчик не должен проводить указанные в иске работы. Склад ГСМ был передан им без систем противопожарной защиты и данные работы по их обустройству нельзя отнести к текущему ремонту, поскольку предполагается установка нового оборудования, которое не было предусмотрено при проектировании данного склада. По данным причинам невозможно также и исполнить требование прокурора по соблюдению требуемого расстояния между резервуарами.
Представитель третьего лица администрации - Т., просила суд вынести решение на усмотрение суда, указав, что они не согласны с возражениями ответчика о том, что обустройство склада ГСМ системой противопожарной защиты должно лежать на органе местного самоуправления. Ввиду того, что Общество использует данный склад ГСМ на постоянной основе, обязательство по обеспечению мер противопожарной защиты лежит на арендаторе, что также указано и в договоре аренды.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Лабытнанги и Шурышкарского района УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Постановлено обязать АО "Ямалкоммунэнерго" обеспечить пожарную безопасность склада ГСМ, объемом 4000 куб. м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> а именно:
- обеспечить установку на резервуарах (емкостях) с ГСМ устройства для подачи огнетушащего вещества (генераторы пены, пеносливы или насадки для подачи двуокиси кислорода, иные устройства) с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками) выведенными за обвалование;
- провести работы по установки на резервуарах наружного противопожарного водоснабжения для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров);
- обеспечить склад ГСМ нормативным запасом пенообразователя и воды на приготовление раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар;
- оборудовать объект электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями для резервуарных парков и открытых площадок хранения нефтепродуктов в таре - по периметру обвалования (ограждающей стенки) не более чем на 150 метров при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки свыше 120 °C и не более 100 метров для остальных нефтепродуктов.
Установлен срок исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.
С решением суда не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика приводит доводы, аналогичные доводам возражений на иск. Полагает, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку действующим законодательством в сфере пожарной безопасности обязанность по обеспечению складов ГСМ противопожарным водоснабжением (резервуарами) возложена на органы местного самоуправления. Эксплуатируемый Обществом склад ГСМ был передан Обществу по договору без системы противопожарной защиты. Мероприятия по установке (проектированию, монтажу) системы противопожарной защиты нельзя отнести к работам по текущему и капитальному ремонту Объектов, поскольку последнее предполагает установку нового оборудования, не предусмотренного при проектировании склада ГСМ. Также договор аренды не содержит условий об обязанности Общества обеспечить системой противопожарной защиты арендуемых объектов.
Представитель ответчика АО "Ямалкоммунэнерго" А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, пояснил, что предписание надзорного органа не обжаловалось и не исполняется ответчиком.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Еремин О.Г. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела АО "Ямалкоммунэнерго" (арендатор) эксплуатирует объект "Склад ГСМ 4000 м/\3", расположенный по адресу: ЯНАО, <...> кадастровый номер 89:01:010806:226, на основании договора аренды движимого и недвижимого имущества N А-02/2014 от 01.06.2014 года, заключенного с МП "Мужевское ЖКХ" (л.д. 75-100).
Согласно пункту 1.2 договора объектом аренды является недвижимое и движимое имущество, указанное в приложении N 1 к договору, в котором содержится, в том числе следующее имущество: емкость 1000 м/\3, 01100121; емкость 1000 м/\3, 01100122; емкость 1000 м/\3, 01100123; емкость 1000 м/\3, 01100124.
Резервуары данного объекта созданы для хранения аварийного запаса дизельного топлива, расположены в непосредственной близости друг от друга, образуют склад горюче-смазочных материалов и являются опасным производственным объектом, поскольку предназначены для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн.
Следовательно, указанные резервуары, образующие единый объект, в соответствии с Федеральным
законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", относятся к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначены для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн, которые одновременно могут находиться на опасном производственном объекте.
Согласно пункту 5.1 договора срок аренды имущества составляет 11 месяцев с даты передачи арендодателем имущества арендатору по акту приема-передачи в соответствии с приложением N 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
В силу
п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При этом, согласно
п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (
статья 610 ГК РФ).
Таким образом, учитывая, что новый договор аренды на других условиях не заключался, а также учитывая факт, что филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе продолжает пользоваться спорным объектом, договор аренды N А-02/2014 от 01.06.2014 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Вышеуказанный склад ГСМ расположен на земельном участке с кадастровым номером 89:01:010806:163 общей площадью 5 146 м/\2, который предоставлен Администрацией Шурышкарского района в пользование АО "Ямалкоммунэнерго" на основании договора аренды земельного участка от 13.12.2017 N 45-М сроком на 10 лет (л.д. 70-74).
В соответствии с пунктом 2.3 договора аренды движимого и недвижимого имущества N А-02/2014 от 01.06.2014 года, арендатор обязуется в том числе: поддерживать имущество в рабочем состоянии, нести расходы по содержанию и эксплуатации имущества, проводить противопожарные мероприятия, профилактическое обслуживание и текущий ремонт в целях обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатации имущества; соблюдать требования правил промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (л.д. 76).
13.12.2021 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО Шурышкарский район УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО в адрес руководителя филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе направлено предписание N 60/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности на вышеуказанном объекте защиты с установлением срока устранения нарушений - до 22.11.2022 года (л.д. 59-61).
17.03.2023 года, по итогам внеплановой выездной проверки, в адрес филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе направлено повторное предписание N 1/1/1, в котором в полном объеме отражены нарушения, указанные в предписании от 13.12.2021 г. в количестве 7 нарушений со сроком устранения 17 марта 2025 года (л.д. 42-45).
В связи с невыполнением в установленный срок предписания Отдела N 60/1/1 от 13.12.2021 года, 11.05.2023 года АО "Ямалкоммунэнерго" привлечено к административной ответственности по
ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей (л.д. 50-58).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам относит предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в
Приложении N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Приложение N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, включая горючие вещества (жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), в указанных в
Приложении N 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ количествах опасных веществ.
Согласно
пункту 1 и
Таблицы N 2 Приложения N 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ к опасным производственным объектам III класса опасности относятся объекты, на которых количество горючих жидкостей, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах, составляет объем более 1000 тонн, но менее 50 000 тонн.
Из
пункта 2 Примечаний к Федеральному закону N 116-ФЗ следует, то в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1871-ст, утвержден
ГОСТ 305-2013 "Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия" (далее по тексту - ГОСТ 305-2013).
Пунктом 16 таблицы 1 пункта 5.2 раздела 5 ГОСТ 305-2013 установлены следующие показатели плотности дизельного топлива: летнее - 863,4 кг/м/\3, межсезонное - 863,4 кг/м/\3, зимнее - 843,4 кг/м/\3, арктическое - 833,5 кг/м/\3.
Таким образом, на основании положений
п. 1 ст. 2,
Приложений NN 1,
2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" эксплуатируемый филиалом АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе объект хранения ГСМ "Склад ГСМ объемом 4 000 м/\3" относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме более 1 000 тонн.
В силу
п. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения Федерального
закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
ст. 3 Федерального закона N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится, в том числе: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
Статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Вопросы пожарной безопасности регламентированы, помимо прочего, Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
п. 15 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ, под объектами защиты понимаются продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
При этом, пожарная безопасность объекта защиты представляет состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (
пункт 20 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ).
Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального
закона N 123-ФЗ.
Приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837 утвержден свод правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 155.13130.2014).
В соответствии с
п. 7.2 и
таблицы 6 СП 155.13130.2014, расстояние между стенками резервуаров, располагаемых в одной группе, следует принимать в соответствии с диаметрами резервуаров, а именно 0,75 диаметра, но не более 30 метров.
Пунктом 13.1.2 СП 155.13130.2014 предусмотрено, что склады нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями.
Ручные извещатели пожарной сигнализации на территории склада предусматриваются, помимо прочего, для резервуарных парков и открытых площадок хранения нефтепродуктов в таре - по периметру обвалования (ограждающей стенки) не более чем через 150 м при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °C и не более 100 м для остальных нефтепродуктов.
При этом,
пунктом 13.2.1 СП 155.13130.2014 установлено, что на складах нефти и нефтепродуктов предусматриваются системы пожаротушения и водяного охлаждения.
В свою очередь, в соответствии с
п. 13.2.6 СП 155.13130.2014 для наземных и подземных резервуаров объемом менее 5000 м/\3, продуктовых насосных станций, размещаемых на площадках, сливоналивных эстакад и устройств для железнодорожных и автомобильных цистерн на складах III категории, а также указанных в
пункте 13.2.5 зданий и помещений склада, при площади этих помещений и производительности насосных станций менее приведенных в
таблице 12, следует предусматривать тушение пожара мобильными средствами пожаротушения. При этом на резервуарах объемом от 1000 до 5000 м/\3 надлежит устанавливать устройства для подачи огнетушащего вещества (генераторы пены, пеносливы или насадки для подачи двуокиси углерода, иные устройства) с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование.
Независимо от типа установки пожаротушения нормативный запас пенообразователя и воды на приготовление раствора следует принимать из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар (
пункт 13.2.7 СП 155.13130.2014).
На складах III категории с резервуарами объемом менее 5000 м/\3 допускается не устраивать противопожарный водопровод, а предусматривать подачу воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов
(п. 13.2.9).
В соответствии с
пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Как установлено из материалов дела предписания надзорного органа не исполняются длительное время, в целях исполнения предписаний ответчик никакие действия не производил.
Исходя из положений
ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено, и вышеуказанное подтверждено стороной истца, из акта которого следует, что указанные в предписании работы ответчиком не проводились.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АО "Ямалкоммунэнерго" должно выполнять все требования промышленной и пожарной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, установленных федеральным законодательством.
Поскольку ответчик не выполняет должным образом требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, установленных федеральным законодательством, чем нарушаются гарантированные
Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования прокурора за исключением требований об обеспечении расстояния между резервуарами согласно проектному - 7,76 метра.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения сельского поселения (
ст. 14 федерального закона N 131 ФЗ от 01.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), судебной коллегией отклоняются, поскольку стороны в договоре аренды движимого и недвижимого имущества N А-02/2014 от 01.06.2014 года, урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, необходимость устранить нарушения требований пожарной безопасности, допущенных при эксплуатации склада ГСМ, вне зависимости от количества таких емкостей, обоснованно возложена на АО "Ямалкоммунэнерго", обладающего полномочиями и статусом хозяйствующего субъекта, а также указанными обязанностями по соблюдению требований правил противопожарного режима в отношении муниципального имущества, которое общество использует в производственных целях.
Стороной ответчика предписания надзорного органа N 60/1/1, N 1/1/1 в установленном порядке не оспаривались, напротив, направлялось ходатайство о продлении срока исполнения предписания 09 февраля 2023 года ввиду наличия специальной военной операции, высоких затрат на устранение выявленных нарушений (л.д. 16-18).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Между тем, устранение нарушений, указанных в решении суда, не влечет за собой изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений сооружений (не требующих капитального ремонта емкостей для хранения топлива).
Ссылка апеллянта на то, что договором аренды предусмотрен порядок проведения капитального ремонта имущества переданного в аренду за счет амортизационных отчислений, а также иных средств в соответствии с ремонтной программой предприятия, которая не разработана, также отклоняется, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что установление систем противопожарной защиты, заявленной прокурором в иске, а также контрольным органом в предписании, требует проведение именно капитального ремонта. Равно как и не обоснована ссылка ответчика на нормы Градостроительного
кодекса РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не было установлено.
При указанных обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 06.03.2025 года