Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.05.2025 N 88а-4167/2025 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 28.02.2025 N 33а-1182/2025 (УИД 27RS0007-01-2024-004626-47)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Учреждение пенитенциарной системы должно принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования законодательства о пожарной безопасности, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 28.02.2025 N 33а-1182/2025 (УИД 27RS0007-01-2024-004626-47)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Учреждение пенитенциарной системы должно принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования законодательства о пожарной безопасности, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность.
Решение: Удовлетворено.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2025 г. N 33а-1182/2025
Дело N 2а-3761/2024
УИД 27RS0007-01-2024-004626-47
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.,
судей Хасановой Н.В., Чуешковой В.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2025 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в защиту прав неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 ноября 2024 года,
заслушав доклад судьи Хасановой Н.В., объяснения представителей административных ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - С., административного истца прокурора г. Комсомольска-на-Амуре - прокурора Коноватниковой К.А., судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда
установила:
прокурор г. Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке гражданского судопроизводства с исковым заявлением, просил обязать федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-2, следственный изолятор, учреждение), в срок - в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу, устранить указанные в иске нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки учреждения выявлены нарушения требований Закона РФ "О пожарной безопасности", Закона РФ "О техническом регулировании". По результатам проверки, в адрес ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Вместе с тем, на момент обращения с иском в суд, нарушения не устранены.
Определением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 июля 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю) и Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) (т. 1 л.д. 202-205).
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 октября 2024 года произведен переход рассмотрения настоящего дела по правилам административного судопроизводства (т. 2 л.д. 224-226).
Определением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 октября 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре УНД и ПР Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю (далее - ОНДиПР по г. Комсомольску-на-Амуре) (т. 2 л.д. 3).
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 ноября 2024 года административный иск удовлетворен, на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность, в срок - в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, устранить указанные в иске нарушения.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю просит решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Дублируя позицию, изложенную в суде первой инстанции, апеллянт указывает, что в настоящем административном деле отсутствует совокупность установленная статьей 227 КАС РФ, в связи с отсутствием бездействия. Полагает, что работники прокуратуры не относятся к должностным лицам, осуществляющим государственный противопожарный надзор и не должны подменять указанные государственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельством дела, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, административный ответчик ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю и заинтересованное лицо ОНДиПР по г. Комсомольску-на-Амуре в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, не возражали против рассмотрения дела в свое отсутствие, не просили об отложении рассмотрения дела. В соответствии со статьями 150, 226, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда (далее - судебная коллегия) рассмотрела настоящее дело в отсутствие административных ответчиков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного истца прокурора г. Комсомольска-на-Амуре - прокурор Коноватникова К.А. с доводами апеллянта не согласилась, указав, что суд первой инстанции исследовал все обстоятельства и пришел к обоснованному выводу о невыполнении ответной стороной требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда, рассмотрев дело по правилам, установленным частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с административным делом судебной коллегией не установлено.
Согласно частям 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статей 218, 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая необходимая совокупность по настоящему делу имеется, установлена судом, что явилось основанием для удовлетворения административного иска.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю (<данные изъяты>) является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с требованиями закона. Учредителем СИЗО-2 является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Основной вид деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, код 84.23.4 (выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет, о внесении записи, т. 1 л.д. 58-67, 93-94).
Как следует из Устава ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Учреждение вправе, в том числе, самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени нести обязанности, выступать в качестве ответчика в судах, заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в учреждении осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения является целью деятельности учреждения.
Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункты 1.2, 1.6, 1.7, 1.9, 1.10, 2.1, 2.5.1, 5.8, 5.9, 5.12 Устава, т. 1 л.д. 75-92).
14 июня 2024 года исполняющим обязанности заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре, с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору, проведена соответствующая проверка. Согласно письму исполняющего обязанности заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре, адресованному прокурору г. Комсомольска-на-Амуре, а также письму ОНДиПР по г. Комсомольску-на-Амуре от 17 июня 2024 года N 329-2-11, по результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
- не организовано проведение противопожарных инструктажей для работников с разделением теоретической и практической частей на этапы;
- не представлена уточненная декларация пожарной безопасности;
- первый, второй и третий этажи административного корпуса, а также первый, второй и третий этажи режимного корпуса, подвальное помещение не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
- не соблюден регламент технического обслуживания, который составляется руководителем учреждения с учетом требований технической документации;
- первый, второй и третий этажи административного корпуса, а также первый, второй и третий этажи, подвальное помещение режимного корпуса, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей;
- в административном корпусе при выходе из коридоров в лестничных клетках 1-3 этажей в дверях отсутствуют уплотнения в притворах, препятствующие распространению пожара между этажами;
- первый, второй и третий этажи административного корпуса, а также первый, второй и третий этажи, подвальное помещение режимного корпуса, не оборудованы аварийным освещением;
- не установлено эвакуационное освещение, которое должно находится в круглосуточном режиме, не обеспечено его включение автоматически при прекращении электропитания;
- коридоры учреждения, 15 м и более, с первого по третий этажи, а также подвальное помещение режимного корпуса, не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции;
- в режимном корпусе не установлено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной и технологической вентиляции, кондиционирования воздуха;
- не произведен расчет необходимого количества и типа огнетушителей;
- не подключены дополнительные токоприемники (электродвигателей, нагревательных приборов, электрической аппаратуры) в помещении операторской на 2-ом этаже (ПСОТ) и на 1-ом этаже административного корпуса серверной (АТС) с учетом соответствующих расчетов, допускающих возможность их подключения;
- не скрыты все электрические сети в учреждении;
- не проведены профилактические осмотры и планово-предупредительные ремонты электрооборудования, аппаратуры и электрических сетей, результаты осмотров электроустановок не оформлены соответствующими документами;
- помещение серверной на 1-ом этаже административного корпуса не отделено противопожарной дверью с нормативным пределом огнестойкости (т. 1 л.д. 15-35, т. 2 л.д. 20-25).
Вышеуказанные нарушения перечислены и в ранее вынесенном прокурором г. Комсомольска-на-Амуре представлении от 30 июня 2023 года N 4-01/2023 (т. 1 л.д. 38-44), а также установлены ОНДиПР по г. Комсомольску-на-Амуре при проведении проверок 17 марта 2023 года, 19 мая 2023 года (т. 2 л.д. 31-57).
Административными ответчиками в подтверждение исполнения требований пожарной безопасности в материалы дела представлены следующие доказательства:
- письмо УФСИН России по Хабаровскому краю от 14 июня 2023 года, адресованное ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, о направлении начальника пожарной части ИК-7 в СИЗО-2 с 16 июня 2023 года, а далее еженедельно по пятницам для участия в проверках состояния пожарной безопасности составом пожарно-технической комиссии, а также проведения противопожарных инструктажей с сотрудниками, работниками и осужденными отряда по хозяйственному обслуживанию (т. 1 л.д. 107);
- письма СИЗО-2 от 3 февраля 2023 года, 19 февраля 2024 года, 17 мая 2024 года по вопросу выделения финансирования для установки системы оповещения о пожаре (т. 1 л.д. 36, 189-190, 193);
- письмо ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Хабаровскому краю от 19 марта 2024 года об отказе в выделении денежных средств на установку системы оповещения (т. 1 л.д. 191);
- письма СИЗО-2 от 21 июня 2022 года, 9 марта 2023 года, 17 мая 2024 года, адресованное УФСИН России по Хабаровскому краю, по вопросу финансирования для заключения договора со специализированной организацией на проведение экспертизы вентиляции на соответствие нормативно-правовым документам (т. 1 л.д. 37, 197-199);
- должностная инструкция инспектора отдела режима и надзора СИЗО-2, согласно которой к основным задачам относится, в том числе, обеспечение личной безопасности персонала учреждения, подозреваемых, обвиняемых и осужденных и иных лиц, соблюдение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Кроме того, в обязанности инспектора входит: осуществление пожарно-профилактической работы в учреждении, ответственность за пожарную безопасность (пункт 98 раздела 3) (т. 1 л.д. 108-122);
- тематический план занятий по служебно-боевой подготовке со средним, старшим и младшим начальствующим составом дежурной службы и отдела режима и надзора на 2024 год, согласно которому тема N 13 "Приказ ФСИН России от 30.03.2005 N 214 "Правила пожарной безопасности", N 14 "Правила использования первичных средств пожаротушения", N 15 "Порядок и правила применения самоспасателя изолирующего пожарного СИП-1" (т. 1 л.д. 123-124), расписание указанных занятий в 1-3 кварталах 2024 года (т. 1 л.д. 125-135);
- письмо СИЗО-2 от 7 февраля 2024 года, акты от 7 февраля 2024 года, 26 марта 2024 года, 15 апреля 2024 года, 17 мая 2024 года, 18 июня 2024 года о проведении пожарно-практических тренировок (т. 1 л.д. 136-141);
- переписка восьмого пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с СИЗО-2 о готовности к проведению совместных занятий по ликвидации возможных пожаров на территории СИЗО-2 (т. 1 л.д. 142-143);
- декларация пожарной безопасности, зарегистрированная 29 апреля 2010 года (т. 1 л.д. 144-155);
- акты об установке оборудования (светильников (7 шт.), знаков (50 шт.), табло (5 шт.) (т. 1 л.д. 156-158);
- технический отчет N 20-05/2024 о проведении эксплуатационных испытаний электроустановки и электрооборудования, согласно которому при визуальном осмотре электроустановки дефекты не выявлены, при проверке наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами оборудования сопротивление переходных контактов проверяемого оборудования в пределах нормы, мест с пониженным сопротивлением изоляции не выявлено, защитная аппаратура щитов соответствует величине допустимого времени отключения, сопротивление растеканию тока соответствует требованиям ПУЭ (т. 1 л.д. 159-165);
- расчеты допустимой нагрузки для поста АТС, для поста охранного телевидения СИЗО-2 (т. 1 л.д. 166-167);
- акты пожарно-технической комиссии по проверке противопожарного состояния СИЗО-2 от 3 июня 2024 года, 10 июня 2024 года, 2 июля 2024 года, 8 июля 2024 года, 15 июля 2024 года, в ходе которых замечаний не выявлено (т. 1 л.д. 168-179);
- письмо ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю от 29 марта 2024 года, согласно которому в СИЗО-2 на 4х объектах установлены автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, техническая документация (проектная, рабочая схемы) на которые отсутствует (т. 1 л.д. 180);
- расчет огнетушителей порошковых для размещения в режимном корпусе (т. 1 л.д. 182);
- договор N 23 безвозмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 20 февраля 2024 года, заключенный между ФКУ СИЗО-2 и ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Хабаровскому краю (т. 1 л.д. 183-188, т. 2 л.д. 117-118);
- письмо ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Хабаровскому краю от 22 марта 2024 года об отсутствии в учреждении поверенного оборудования и обученных сотрудников для выполнения работ по обслуживанию пожарной сигнализации в учреждениях УИС по Хабаровскому краю (т. 1 л.д. 192);
- письма СИЗО-2 от 18 июля 2017 года, 16 февраля 2022 года по вопросу предоставления документации, в том числе паспорта вентиляции и электро-схемы подключения (т. 1 л.д. 194-196);
- письма СИЗО-2 от 19 февраля 2024 года, 17 мая 2024 года по вопросу выделения денежных средств для приобретения противопожарной двери и заключения контракта на ее установку (т. 1 л.д. 200-201);
- годовой график планово-предупредительного ремонта оборудования учреждения СИЗО-2 на 2024 год (т. 2 л.д. 113-116).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности нашел свое подтверждение, что административный ответчик ФКУ СИЗО-2 наличие нарушений, выявленных прокурором, не отрицал, и, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, верно определив надлежащего административного ответчика, пришел к выводам о том, что имеется незаконное бездействие административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, возложив на СИЗО-2 испрашиваемые административным истцом обязанности, установив срок для их исполнения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылками на установленные судом обстоятельства и нормы материального права, изложены в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находит их верными, основанными на правильном применении и толковании положений действующего законодательства.
Так, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в ходе надзорных мероприятий прокурором в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые административным ответчиком до настоящего времени не устранены, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, Закон о пожарной безопасности), который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя вышеуказанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нарушение норм пожарной безопасности, в том числе, ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, пребывающих в помещениях, а ненадлежащий контроль за исполнением требований законодательства о пожарной безопасности подвергает опасности жизнь человека.
Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; обеспечивать на безвозмездной основе на основании заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоров объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы движимым и недвижимым имуществом, необходимым для выполнения возложенных на указанные подразделения задач и находящимся на балансе организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также нести расходы по содержанию такого имущества.
Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 34 Закона о пожарной безопасности граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Правила N 214).
Согласно пункту 1.4 Правил N 214 при обеспечении пожарной безопасности учреждений наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 18 июня 2003 года N 313 (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2003 года, регистрационный номер N 4838), другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России, регламентирующими требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), отраслевыми правилами пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Начальник учреждения и органа ФСИН России или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за создание пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждения (далее - подразделения ВПО) и за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения (пункт 1.5 Правил N 214).
Начальник учреждения обязан, в том числе обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны (пункт 1.6 Правил N 214).
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности регулирует Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 1479)
Согласно статье 4 Федерального закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (статья 51 Федерального закона N 123-ФЗ).
Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара (часть 3 статьи 81 Федерального закона N 123-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 52 Федерального закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами (часть 19 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ).
Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ).
Пределы огнестойкости противопожарных преград и пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах установлены в таблицах 23, 24 к Федеральному закону N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 53 Федерального закона N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно пункту 4.2.24 свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020), двери эвакуационных выходов из помещений и коридоров, защищаемых системой противодымной вентиляции, а также двери, установленные в перегородках, разделяющих коридоры здания, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери эвакуационных выходов из помещений, не защищаемых системой противодымной вентиляции, выходящие в коридор, защищаемый системой противодымной вентиляции, допускается не оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.
Для дверей, к которым настоящим сводом правил предъявляются требования по наличию уплотнения в притворах, указанное уплотнение допускается не предусматривать в нижней части двери при отсутствии порога в случае, если эти двери отделяют помещения и коридоры, не оборудованные системой противодымной вентиляции, и требования к дымогазонепроницаемости этих дверей не регламентируются.
В случае если по условиям технологии двери, оборудованные приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах, расположенные на путях эвакуации, необходимо эксплуатировать в открытом положении, они должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Согласно пункту 23 Правил N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение (пункт 4.3.12 СП 1.13130.2020).
В соответствии с пунктом 37 Правил N 1479 запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.
Согласно статье 56 Федерального закона N 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты: 1) использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; 2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; 3) использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; 4) использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.
Согласно пункту 6.24 свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013) для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления (далее - системы вентиляции), а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов.
Отключение систем вентиляции и закрытие противопожарных нормально открытых клапанов должно осуществляться по сигналам, формируемым автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, а также при включении систем противодымной вентиляции в соответствии с пунктом 7.19.
Необходимость частичного или полного отключения систем вентиляции и закрытия противопожарных клапанов должна определяться в соответствии с технологическими требованиями.
Согласно пункту 7.2 СП 7.13130.2013 удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать, в том числе из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более: - производственных и складских категорий А, Б, В; - общественных и административно-бытовых; - многофункциональных.
Согласно пункту 10.1.2 Правил N 214 Лица, ответственные за состояние электроустановок (главный энергетик учреждения, инженерно-технические работники соответствующей квалификации), обязаны: проводить профилактические осмотры и планово-предупредительные ремонты электрооборудования, аппаратуры и электрических сетей, а также своевременно устранять обнаруженные неисправности и нарушения. Результаты осмотров электроустановок оформляются соответствующими документами; обеспечивать правильность применения кабелей, электропроводок, электродвигателей, светильников и другого электрического оборудования в зависимости от класса пожаровзрывоопасности зон и условий окружающей среды; контролировать исправность аппаратов защиты от токов короткого замыкания, перегрузок, внутренних и атмосферных перенапряжений и т.д.
Электрические сети в СИЗО, тюрьмах, ПКТ, ШИЗО, ДИЗО устраиваются скрытыми (пункт 10.1.7 Правил N 214).
Подключение дополнительных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов, электрической аппаратуры) должно производиться после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность подключения (пункт 10.1.22 Правил N 214).
Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
Уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ. (части 1, 3 статьи 64 Федерального закона N 123-ФЗ).
Согласно частям 4, 10 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Здания, сооружения и помещения учреждения оборудуются системами автоматической пожарной защиты в соответствии с нормами проектирования и перечнем, утвержденным в установленном порядке (пункт 13.25 Правил N 214).
Рекомендации по установке и эксплуатации систем оповещения о пожаре приведены в приложении N 4 Правил N 214.
Согласно пункту 4.1 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173) звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Согласно пункту 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в соответствии с положениями настоящих Правил и приложениями N 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (пункт 397 Правил N 1479).
Согласно пункту 3 Правил N 1479 лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464 утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Требования N 1464).
Согласно пункту 11 Требований N 1464 помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.
Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложениям к данным Требованиям к оснащению (пункт 3 Требований N 1464).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (пункт 17).
В свою очередь, в пункте 9 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 разъяснено, что при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ).
С учетом приведенной правовой позиции, требование о возложении на административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности произвести работы по устранению нарушений требования законодательства в сфере пожарной безопасности, заявлено прокурором г. Комсомольска-на-Амуре в качестве способа восстановления прав неограниченного круга лиц, нарушенных незаконным бездействием учреждения.
Поскольку факт неустранения выявленных нарушений подтверждается материалами административного дела, у судебной коллегии имеются основания для признания бездействия названного административного ответчика незаконным.
При этом отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания на признание допущенного ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю бездействия незаконным не может рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения по существу правильного судебного акта.
Вопреки доводам апеллянта, которыми фактически не оспариваются выявленные прокурором нарушения законодательства, учреждение пенитенциарной системы должно принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования законодательства о пожарной безопасности, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность. При этом возможность выполнения данной обязанности не постановлена законом в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей административного ответчика.
Административным ответчиком надлежащих доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством, суду апелляционной инстанции, как и суду первой инстанции, не представлено.
Приложенные к апелляционной жалобе дорожная карта по исполнению мероприятий представления прокуратуры ФКУ СИЗО-2 от 20 июня 2023 года с учетом корректировки исполнения решений, по состоянию на 16 декабря 2024 года, копия журнала учета противопожарных инструктажей от 1 июля 2024 года, заключение МУП г. Хабаровска "Стрела", письмо УФСИН России по Хабаровскому краю о выделении лимитов бюджетных обязательств от 25 июля 2024 года, информация из реестра лицензий по состоянию на 9 января 2023 года, письмо УРН ФСИН России от 26 июля 2024 года по вопросу распределения ЛБО, письма УФСИН России по Хабаровскому краю о направлении план-графиков от 2 февраля 2024 года, сам план-график, о передаче товарно-материальных ценностей, расчет допустимой нагрузки для поста охранного телевидения, для поста АТС СИЗО-2, расчет огнетушителей порошковых для размещения в режимном корпусе, справка об освоении учреждениями УИС Хабаровского края ЛБО на обеспечении пожарной безопасности в 2024 году, (т. 2 л.д. 119-142) не подтверждают устранение выявленных прокурором нарушений требований пожарного законодательства и не свидетельствуют о незаконности принятого по настоящему делу решения.
Разрешая вопрос о сроке исполнения возложенной судом обязанности, судебная коллегия исходит из того, что в силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым, поэтому предложенный административным истцом срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не отвечает указанным требованиям закона.
С учетом объема возложенных обязанностей, принимая во внимание необходимость прохождения соответствующих процедур, связанных с финансированием и выполнением предстоящих работ, судебная коллегия считает установленный судом первой инстанции срок для исполнения возложенных обязанностей обоснованным, справедливым, установленным с учетом объема предстоящих видов работ и прохождением соответствующих процедур, исполнимым.
Доводы апеллянта о невозможности обращения прокурора с настоящим административным иском, о вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность учреждения ошибочны, противоречат вышеизложенным требованиям закона, отклоняются судебной коллегией.
Доводы апелляционной жалобы, в целом и по существу, повторяют правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта.
Несогласие апеллянта с оценкой конкретных доказательств и установленными судом первой инстанции по результатам их оценки обстоятельствами не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в том числе безусловных, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 ноября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения вторым абзацем: "Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.