Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2025 по делу N 88-4725/2025 (УИД 63RS0038-01-2024-003399-21)
Категория: 1) Социальная поддержка в получении жилья; 2) Споры с таможенными органами.
Требования: 1) О признании недействительным решения о предоставлении социальной выплаты уволенным со службы; 2) О взыскании недополученной суммы выплаты.
Обстоятельства: Право истца на получение выплаты было восстановлено судебным актом с учетом даты постановки истца на учет в целях получения выплаты в период прохождения службы. Истец не согласился с размером произведенной выплаты. Сумма выплаты, исчисленная исходя из рыночной стоимости квадратного метра жилья по месту регистрации истца, произведенная в пределах доведения бюджетных средств, признана верной.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2025 по делу N 88-4725/2025 (УИД 63RS0038-01-2024-003399-21)
Категория: 1) Социальная поддержка в получении жилья; 2) Споры с таможенными органами.
Требования: 1) О признании недействительным решения о предоставлении социальной выплаты уволенным со службы; 2) О взыскании недополученной суммы выплаты.
Обстоятельства: Право истца на получение выплаты было восстановлено судебным актом с учетом даты постановки истца на учет в целях получения выплаты в период прохождения службы. Истец не согласился с размером произведенной выплаты. Сумма выплаты, исчисленная исходя из рыночной стоимости квадратного метра жилья по месту регистрации истца, произведенная в пределах доведения бюджетных средств, признана верной.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2025 г. по делу N 88-4725/2025
УИД 63RS0038-01-2024-003399-21
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Туляковой О.А., Бросовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу М.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 2 августа 2024 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 ноября 2024 года по гражданскому делу N 2-4095/2024 по иску М.А. к Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах, взыскании недоплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения представителя Самарской таможни и Приволжского таможенного управления М.Н., действующей на основании доверенностей от 28 декабря 2024 года и от 07 мая 2024 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах, взыскании недоплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения к Самарской таможне и Приволжскому таможенному управлению, в обоснование своих требований указав, что 12 мая 2023 года истцу произведена единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения, согласно решению Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов РФ и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, утвержденному Приказом Приволжского таможенного управления от 10 мая 2023 года N.
В соответствии с расчетом единовременной социальной выплаты, на семью в составе 5 человек предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 747 056 рублей.
16 марта 2022 года Верховный Суд Российской Федерации вынес кассационное определение по делу N по кассационной жалобе М.А., которым отменил решение судов первой, апелляционной и кассационной инстанции Самарской области и принял новое решение об удовлетворении административного иска М.А., которым признал незаконным решение Комиссии Самарской таможни от 2019 года об изменении даты постановки М.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
25 апреля 2022 года согласно протоколу N заседания жилищной комиссии Самарской таможни принято решение: в целях исполнения решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года считать датой постановки на учет М.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 17 июня 2014 года, согласно дате поданного заявления.
Несмотря на принятое решение выплаты не последовало. В результате проведенной по жалобе истца проверки в связи несвоевременным исполнением судебного решения, Приволжской транспортной прокуратурой в адрес Приволжского Таможенного управления была направлена информация о недопустимости подобного подхода при восстановлении нарушенных социальных прав граждан и принятия мер, направленных на соблюдение жилищными комиссиями подчиненных таможен требований федерального законодательства. В ответе от 21 декабря 2022 года Приволжская транспортная прокуратура указывает на несвоевременность исполнения судебного решения ответчиками, учитывая проведение заседания жилищно-бытовой комиссии Самарской таможни лишь 25 апреля 2022 года.
6 сентября 2022 года истцом получена выписка из протокола N от 23 августа 2022 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно указанного протокола комиссией принято решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья в 2022 году на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации". Причиной снятия с учета комиссия указала намеренные действия М.А., выразившиеся во вселении совершеннолетнего сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в квартиру.
Таким образом, Самарская таможня, не исполнив решение Верховного Суда РФ, вместо осуществления выплаты в разумный срок после вынесения решения суда, сняла с очереди истца по надуманному основанию.
Указанное действие ответчиков было оспорено в судебном порядке, признано Кировским районным судом города Самары незаконным.
Решение по делу N 2а-5466/2022 вступило в законную силу 7 февраля 2023 года. 12 мая 2023 года истцу перечислены денежные средства в указанном размере.
Однако истец полагает, что расчет социальной выплаты должен быть произведен с применением поправочного коэффициента в размере 1,35, действовавшего на день вынесения кассационного определения Верховного Суда РФ, которое вступило в законную силу в день оглашения 16 марта 2022 года.
На основании изложенного истец просил суд: признать решение комиссии по предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов РФ и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, утвержденное Приказом Приволжского таможенного управления от 10 мая 2023 года N-КС, в части определения размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения М.А. незаконным; взыскать с Приволжского таможенного управления за счет бюджетных ассигнований в пользу М.А. недоплаченную единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 961 469,60 руб.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 2 августа 2024 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 ноября 2024 года, в удовлетворении исковых требований М.А. к Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах, взыскании недоплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
В кассационной жалобе М.А. просит решение и апелляционное определение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу Самарская таможня просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Самарской таможни и Приволжского таможенного управления М.Н., просившей судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с
частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 31 июля 2014 года комиссией Оренбургской таможни было принято оформленное протоколом N решение о постановке М.А. и членов его семьи в составе 5 человек (жена, два сына и дочь) на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
12 декабря 2019 года Комиссией на основании
пункта 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принято решение об изменении даты постановки на учет М.А. с 31 июля 2014 года на 13 августа 2016 года.
М.А., считая вышеуказанное решение неправомерным, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и отмене, просил обязать Комиссию восстановить дату постановки на учет с 31 июля 2014 года, для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и его семьи в 2020 году.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 27 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 ноября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 года вышеуказанные судебные акты были оставлены в силе.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года указанные решение Кировского районного суда города Самары от 27 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 ноября 2020 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 года отменены и принято новое решение об удовлетворении административного иска М.А., которым постановлено признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного выпиской из протокола от 12 декабря 2019 года N, об изменении даты постановки М.А. на учет для предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 13 августа 2016 года.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 25 апреля 2022 года N, комиссия решила: в целях исполнения решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года, считать датой постановки на учет М.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 17 июня 2014 года, согласно дате поданного заявления.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 23 августа 2022 года N, комиссия решила: согласно подпункта "б" пункта 15 Правил в случае совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере снять с учета, уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований N службы по Оренбургской области Самарской таможни майора таможенной службы М.А.
Решением Кировского районного суда города Самары от 1 ноября 2022 года удовлетворен административный иск М.А. к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии, признано незаконным решение Самарской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N от 23 августа 2022 года в отношении М.А., постановлено обязать Самарскую таможню внести руководителю Приволжского Таможенного управления предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику М.А. с приложением расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом коэффициента, предусмотренного
Приказом Минтруда России от 24 января 2022 года N 22н. Кроме того, на Приволжское Таможенное управление возложена обязанность рассмотреть вопрос о производстве социальной выплаты М.А., с учетом коэффициента, предусмотренного
Приказом Минтруда России от 24 января 2022 года N 22н.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 февраля 2023 года указанное решение Кировского районного суда города Самары от 1 ноября 2022 года отменено в части, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Административные исковые требования М.А. к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии удовлетворить частично. Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное выпиской из протокола N от 23 августа 2022 года о снятии с учета М.А. В удовлетворении иных административных исковых требований отказано".
Из материалов дела следует, что 17 марта 2023 года Приволжским Таможенным управлением направлено письмо о предоставлении учетных дел сотрудников, принятых на соответствующий учет до 2016 года.
По запросу Приволжского таможенного управления Самарской таможней 17 апреля 2023 года направлено учетное дело М.А. в качестве кандидата на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (письмо от 17 апреля 2023 года N).
В соответствии с приказом Приволжского Таможенного управления от 10 мая 2023 года N-КС М.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения. Расчет размера единовременной социальной выплаты определяется по формуле (приложение к Правилам):
Р = О x С x Кп x Кс = 40,0 (кв. м) x 52 828 (руб.) x 1 x 1,3 = 2 747 056 руб., где: О - общая площадь жилого помещения - 40,0 кв. м; С - показатель средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации (определяется с учетом места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник), определяется
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 марта 2023 года N/пр равен 52 828 руб.; Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации (определяется с учетом места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник, определяется ежегодно приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации равен 1; Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной социальной выплаты с учетом общей продолжительности службы в календарном исчислении, определяемый в соответствии с пунктом 20 Правил при стаже равен 1,3.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:
О = Н + Д - Л = 90 кв. м + 0 кв. м - 50 кв. м = 40 кв. м, где: Н - норматив общей площади жилого помещения - 90,0; Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 19 Правил, указанных в пункте 1 настоящего расчета - 0; Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договорам социального найма - 50,0.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, пунктам 3, 23 названных Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФТС России, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которая оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения, в порядке очередности принятия их на учет, между тем, поскольку установлено, что действие
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2022 года N 22н, на который ссылается истец в обосновании своих требований, было приостановлено до 1 июля 2022 года приказом от 30 марта 2022 года N 186 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а установленные после 1 июля 2022 года на III квартал 2022 года, на IV квартал 2022 года, на I квартал 2023 года и на II квартал 2023 года для всех субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения, поправочные коэффициенты размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья были равны 1, то есть в указанном истцом размере - 1,35 поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья к расчету социальной выплаты причитавшейся истцу, начиная с 30 марта 2022 года применен быть не мог.
В связи с чем, суд первой инстанции признал законным и обоснованным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденное приказом Управления от 10 мая 2023 года N-КС, в части определения размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения М.А.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что и в случае своевременного исполнения ответчиками кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года, производство спорной выплаты не могло быть осуществлено истцу во втором квартале 2022 года, ввиду отсутствия бюджетного финансирования в указанном периоде.
Так, из материалов дела следует, что во исполнение названного кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации комиссия Самарской таможни изменила дату постановки истца на учет на 17 июня 2014 года, согласно дате подачи заявления (протокол N от 25 апреля 2022 года), между тем, в Самарской таможне М.А. стал состоять на учете для предоставления единовременной социальной выплаты под N, а под N на учете стоял пенсионер таможенной службы, подавший заявление в 2013 году, которому названная выплата произведена также в 2023 году, после того как Управлению выделены бюджетные ассигнования для предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным
кодексом Российской Федерации.
Согласно
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данным
Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу требований
части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в
части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Так, согласно
части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной
статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2989-О, положения
части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учитывают в целях предоставления единовременной социальной выплаты жилищные условия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и членов его семьи, включая такие условия, как обеспеченность жильем по определенным нормативам
(пункт 2) и проживание в составе двух семей в однокомнатной квартире
(пункт 7). Подобное правовое регулирование, применяемое с учетом положений Жилищного
кодекса Российской Федерации, обеспечивает предоставление единовременной социальной выплаты лишь лицам, реально нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе семьи, что соответствует правовой природе и предназначению жилищных гарантий.
Во исполнение названных Правил от 24 апреля 2013 года N 369 Федеральной таможенной службой России издан приказ от 18 июня 2013 года N, которым утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Приказом Федеральной таможенной службой России от 17 июля 2013 года N 1320 "О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службе России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения" начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службе России, делегированы полномочия по принятию решения о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Согласно приказу Федеральной таможенной службы России от 8 октября 2009 года N 1849 "Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России", Приволжское таможенное управление ФТС России выступает как в качестве распорядителя средств федерального бюджета, так и в качестве получателя средств федерального бюджета.
В качестве распорядителя средств федерального бюджета Управление выделяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе, аппарату Управления и таможням Приволжского региона, в соответствии с
подпунктом 2 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В качестве получателя средств федерального бюджета, Управление принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (
абзац 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 631 установлено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально, не позднее 10 рабочих дней со дня опубликования приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утверждающего показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на очередной квартал, для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, утверждает поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Таким образом, при расчете размера выплаты применяется утвержденный в конкретном квартале поправочный коэффициент.
В случае если федеральный государственный гражданский служащий проходит федеральную государственную гражданскую службу в субъекте Российской Федерации, который не является городом федерального значения, или за пределами территории Российской Федерации, значение поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья считается равным 1".
Приказом Минтруда России от 27 марта 2023 года N 217н утвержден поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, применяемый для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, на II квартал 2023 года, за исключением городов федерального значения, поправочный коэффициент равен 1.
Приказом Минтруда России от 24 июня 2022 года N 374н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, применяемого для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, на III квартал 2022 года" утвержден поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2022 года.
В последующих приказах Минтруда России (на IV квартал 2022 года - от 30 сентября 2022 года
N 596н, на I квартал 2023 года - от 26 декабря 2022 года
N 814н, на II квартал 2023 года - от 27 марта 2023 года
N 217н) для всех субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения, поправочный коэффициент равен 1.
Таким образом, нормами действующего законодательства при расчете размера единовременной социальной выплаты в каждом квартале предусмотрено применение поправочного коэффициента в течение всего квартала, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на данный квартал.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63 (в редакции от 4 июня 2022 года N 1027) установлено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально, не позднее 10 рабочих дней со дня опубликования
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утверждающего показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на очередной квартал, для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, утверждает поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья. Ранее, поправочный коэффициент (ПК) утверждался на год,
пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63 был изложен в следующей редакции: "4. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утверждает ежегодно, до 1 февраля, поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья".
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2022 года N 1027 (документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 7 июня 2022 года) указано: "При определении размера единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральному государственному гражданскому служащему, проходящему федеральную государственную гражданскую службу в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения, применяется поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утверждаемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально. В случае если федеральный государственный гражданский служащий проходит федеральную государственную гражданскую службу в субъекте Российской Федерации, который не является городом федерального значения, или за пределами территории Российской Федерации, значение поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья считается равным 1".
На основании приказа от 30 марта 2022 года N 186 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, не применяется до 1 июля 2022 года
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2022 года N 22н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2022 год".
Поскольку единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной таможенной службы России, размер единовременной социальной выплаты рассчитывается на день принятия соответствующего решения, в порядке очередности принятия на учет сотрудников, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований М.А. об обоснованности произведенного расчета социальной выплаты с применением коэффициента 1, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы о том, что к расчету должен быть применен коэффициент 1,35, поскольку данный коэффициент был предусмотрен в спорный период для Оренбургской области и в случае своевременного принятия комиссией решения о выплате единовременной социальной выплаты после принятия кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года, вступившего в законную силу с момента его вынесения, он бы получил иной размер социальной выплаты, также не могут быть приняты судом, поскольку кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года принято в отношении требований М.А. о признании незаконным решения комиссии об изменении даты постановки М.А. на учет для предоставления спорной выплаты, и не содержит выводов о немедленном произведении указанной единовременной социальной выплаты М.А.
Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, даже в случае своевременного принятия решения об исполнении ответчиками кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 года, производство спорной выплаты не могло быть осуществлено истцу во втором квартале 2022 года, ввиду отсутствия бюджетного финансирования в указанном периоде.
Как следует из положений
пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369,
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Именно на день принятия решения о единовременной социальной выплате М.А., ответчиком и произведен расчет указанной выплаты в соответствии с действующими на день принятия такого решения нормативными актами.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в решении и апелляционном определении в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Утверждения в жалобе о том, что выводы судебных инстанций сделаны без учета доводов истца, сводятся к необходимости переоценки судом кассационной инстанции исследованных судом доказательств, в подтверждение обстоятельств, имеющих значение для дела правильно установленных судом, и получивших надлежащую правовую квалификацию.
Переоценка доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции. При этом не усматривается, что судами допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, в частности, требований
статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы в силу
части 3 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Иных правовых доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
определила:
решение Кировского районного суда г. Самары от 2 августа 2024 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
О.А.ТУЛЯКОВА
Н.В.БРОСОВА
Мотивированное определение составлено 20 марта 2025 года.