Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 по делу N 88-38787/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 31.08.2023 по делу N 33-7547/2023 (УИД 91RS0003-01-2022-004954-68)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О понуждении к выполнению определенных действий.
Обстоятельства: Нарушения в области обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности (непринятие администрацией и муниципальным предприятием надлежащих мер) при организации универсального розничного рынка создают угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 31.08.2023 по делу N 33-7547/2023 (УИД 91RS0003-01-2022-004954-68)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О понуждении к выполнению определенных действий.
Обстоятельства: Нарушения в области обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности (непринятие администрацией и муниципальным предприятием надлежащих мер) при организации универсального розничного рынка создают угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие на территории "Центрального рынка", эксплуатируемого МУП "Метроград", нарушений п. 31 - 33 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), а также нарушений положений Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования", СП 7.13130.2013. "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 и СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2023 г. по делу N 33-7547/2023
УИД 91RS0003-01-2022-004954-68
Судья суда 1-ой инстанции
Федоренко Э.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Крапко В.В.,
Судей Корсаковой Ю.М.,
Лозового С.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.03.2023 года по иску заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Симферополя, Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь "Метроград", (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Управление торговли и бытового обслуживания населения администрации г. Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов администрации города Симферополя Республики Крым), о понуждении к выполнению определенных действий,
установила:
В октябре 2022 года заместитель прокурора Центрального района города Симферополя, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, уточнив который просил: возложить на администрацию г. Симферополя Республики Крым обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на устранение нарушений в сфере пожарной и антитеррористической безопасности при организации МУП "Метроград" универсального розничного рынка по адресу: <...> а именно: оборудовать системой видеонаблюдения всю территорию объекта; оборудовать системой пожарной сигнализации торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка; оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка; оборудовать подвально-складские помещения автоматическими установками пожаротушения (складские помещения в цокольном и подвальном этажах площадью более 300 кв. м подвально-складские помещения здания, площадью 931,3 кв. м; подвально-складские помещения под зданием кооператор, площадью 642,l кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза, площадью 643,73 кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза, площадью 306,5 кв. м); оборудовать подвальные этажи административного здания, и здания кооператор, используемые под складские помещения установкой противодымной вентиляции, обеспечивающей защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону; привести в соответствие техническую документацию (сертификаты) на строительные материалы, содержащую информацию о показателях пожарной опасности этих материалов (административное здание, здания торговых павильонов сектора "в", рыбный павильон, мясной павильон, гастрономический павильон, молочный павильон, здания сектора "К"; запретить хранение горючих материалов в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления (подвальные помещения: административное здание, старая контора, кооператор, молочный павильон); возложить на МУП "Метроград" устранить вышеуказанные нарушения в сфере пожарной и антитеррористической безопасности при эксплуатации ярмарки МУП "Метроград" по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств.
В обоснование заявленных требований указано, что на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010302:1346 расположен розничный рынок "Центральный". Указанный торговый объект является местом массового пребывания людей. При проверке соответствия объекта паспорту безопасности установлено, что он не отвечает требованиям п. 31 - 33 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в частности, система видеонаблюдения не обеспечивает наблюдение за состоянием всей обстановки на территории объекта. Кроме того, МУП "Метроград" при эксплуатации объекта не соблюдаются требования нормативных актов по пожарной безопасности, в связи с чем, указанный объект представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. С целью устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой района в адрес администрации г. Симферополя внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ N Пред 122-22 и протест от ДД.ММ.ГГГГ N. Во исполнение указанных актов прокурорского реагирования администрацией г. Симферополя издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым Центральный рынок города Симферополя утратил статус ежедневной ярмарки по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг, а также подготовлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:22:010302:1346. Согласно ответу МУП "Метроград" от ДД.ММ.ГГГГ N разработана проектно-сметная документация на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей эвакуацией людей при пожаре, а также доработаны информационные стенды, и указано на отсутствие финансовой возможности устранить выявленные нарушения с направлением письменных запросов о финансировании в адрес администрации города. На указанные запросы администрацией г. Симферополя предоставлен ответ о наличии у МУП "Метроград" финансовой возможности поэтапной установки необходимого оборудования и рекомендовано рассмотреть возможность поэтапного приобретения и монтажа оборудования систем оповещения, видеонаблюдения и противопожарной безопасности рынка "Центральный" за счет средств предприятия. Каких-либо иных действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений администрацией не принято. Учитывая изложенное, прокурор указывает, что в г. Симферополь до настоящего времени находится объект с массовым пребыванием людей, на территории которого нарушаются требования законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.03.2023 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию города Симферополя возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на устранение нарушений в сфере пожарной и антитеррористической безопасности при организации МУП "Метрорад" универсального розничного рынка по адресу: <адрес>, а именно:
- оборудовать системой видеонаблюдения всю территорию объекта;
- оборудовать системой пожарной сигнализации торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка;
- оборудовать подвально-складские помещения автоматическими| установками пожаротушения (складские помещения в цокольном и подвальном этажах площадью более 300 кв. м - подвально-складские помещения здания S = 931,3 кв. м; подвально-складские помещения под зданием кооператор S = 642,1 кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза S = 643,7l кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза S = 306,5 кв. м);
- оборудовать подвальные этажи административного здания, и здания кооператор, используемые под складские помещения установкой противодымной вентиляции, обеспечивающей защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону;
- привести в соответствие техническую документацию (сертификаты) на строительные материалы, содержащую информацию о показателях пожарной опасности этих материалов (административное здание, здания торговых павильонов сектора "в", рыбный павильон, мясной павильон, гастрономический павильон, молочный павильон, здания сектора "К";
- запретить хранение горючих материалов в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления (подвальные помещения: административное здание, старая контора, кооператор, молочный павильон).
На Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь "Метроград" возложена обязанность устранить вышеуказанные нарушения в сфере пожарной и антитеррористической безопасности при организации универсального розничного рынка по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, представитель администрации города Симферополя Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Доводы апеллянта сводятся к тому, что МУП "Метроград" в силу прямого указания закона обязано содержать имущество, переданное в его хозяйственное ведение, производить его обслуживание и нести соответствующие расходы по его содержанию. Дополнительно указывают, что достаточное финансирование для целей одномоментного устранения выявленных нарушений, как у администрации муниципального образования, так и у муниципального унитарного предприятия отсутствует.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30.05.2023 года администрации города Симферополя восстановлен срок на апелляционное обжалование решения суда.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Центрального района города Симферополя Республики Крым выразила свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом при рассмотрении дела, постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации ярмарок по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" МУП "Метроград" организована ярмарка по реализации продовольственных и промышленных товаров по адресу: <адрес>, <адрес>
Указанный объект торговли является местом массового пребывания людей.
Земельный участок по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования городской округ Симферополь.
Прокуратурой Центрального района г. Симферополя проведена проверка исполнения федерального законодательства при организации ярмарки (рынка) МУП "Метроград" по адресу: <адрес>, <адрес>, в результате которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N фактически расположен розничный рынок "Центральный".
При проверке соответствия объекта паспорту безопасности, установлено, что он (объект торговли) не отвечает требованиям п. 31 - 33 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 года N 1273, в частности: система видеонаблюдения не обеспечивает наблюдение за состоянием всей обстановки на территории объекта; система оповещения и управления эвакуацией не обеспечивает необходимую слышимость передаваемой информации об угрозе совершения или о совершении на объекте террористического акта/и или иной чрезвычайной ситуации на всей территории; информационные стенды не содержат сведений о номерах телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объектов, а в ряде стендов отсутствует схема эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Отделом надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Республике Крым по требованию прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации ярмарки (рынка) МУП "Метроград" по адресу <адрес>, <адрес>, выявлено, что:
- торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка не оборудованы системой пожарной сигнализации (ст. 4, ст. 6, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент с требованиях пожарной безопасности"; Раздел 4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования");
- торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 4, ст. 6, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; раздел 7, СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре");
- подвально-складские помещения предприятия не оборудованы автоматическими установками пожаротушения (складские помещения в цокольном и подвальном этажах площадью более 300 кв. м - подвально-складские помещения складские помещения здания администрации S = 931,3 кв. м; подвально-складские помещения под зданием кооператор S = 642,l кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза S = 643,73 кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза S = 306,5 кв. м; (ст. 4, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; табл. 3 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования");
- подвальные этажи административного здания, и здания кооператор (с постоянными рабочими местами) используемые под складские помещения не оборудованы установкой противодымной вентиляции обеспечивающей защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону (ст. 4, ст. 6, ст. 56 Закона N-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7, п. п. 7.2 СП 7.13130.2013. "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности");
- внешние поверхности наружных стен зданий на территории предприятия выполнены из материалов отделки групп горючести Г2 - Г4 (сайдинг) (отсутствует техническая документация (сертификаты) на строительные материалы содержащая информацию о показателях пожарной опасности этих материалов), (административное здание, здания торговых павильонов сектора "В", рыбный павильон, мясной павильон, гастрономический павильон, молочный павильон, здания сектора "К"), (ст. 87, п. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- допускается хранение горючих товаров в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, (подвальные помещения: административное здание, старая контора, кооператор, молочный павильон) (п. 104 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N);
- на объект защиты, включающий в себя помещение для приготовления пищи на открытом огне (мангал), на который отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности (так как используется мангал не заводского изготовления), не разработаны специальные технические условия (ст. 4, ст. 6, ст. 78, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
На постановление администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации ярмарок по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" прокуратурой Центрального района г. Симферополя вынесен протест, поскольку фактически объект торговли представляет собой не ярмарку, а постоянный стационарный розничный рынок.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района г. Симферополя в адрес главы администрации г. Симферополя внесено представление "Об устранении нарушений требований в сфере земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, пожарной безопасности, в сфере противодействия терроризму, бюджетного законодательства".
Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N, "Центральный рынок г. Симферополя" указанный объект торговли утратил статус ежедневной ярмарки по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг.
Постановлением администрации N от ДД.ММ.ГГГГ МУП "Метроград" выдано разрешение на право организации универсального розничного рынка на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Симферополя и МУП "Метроград" заключен Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 90:22:010302:1346, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, сроком на 6 лет.
В соответствии с п. 1.1 Договора, земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов согласно положениям п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ с целью размещения объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м, размещения гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь (далее - Порядок).
Согласно п. 3.3 Порядка, в случае, если арендодателями имущества выступают муниципальные предприятия (учреждения), арендная плата за недвижимое имущество муниципальных унитарных предприятий, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, распределяется 70% в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и 30% предприятию, на балансе которого находится имущество.
Согласно ответу Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, после определения затрат на приобретение и монтаж оборудования АПС, СОУЭ и видеонаблюдения по рынку "Центральный", Администрацией города Симферополя будет рассмотрен вопрос о выделении бюджетных средств на данные цели.
Из ответа администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МУП "Метроград" устранены следующие нарушения: на информационных стендах размещены сведения с номерами телефонов должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объекта, рядом со стендами размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации; предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в помещении с приготовлением пищи на открытом огне "мангал", на который отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, направлено уведомление с требованием о необходимости разработки специальных технических условий.
Согласно информации, предоставленной Управлением торговли и бытового обслуживания администрации города Симферополя в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности, МУП "Метроград" разработан план мероприятий на устранения части указанных прокуратурой нарушений и определения затрат на приобретение и монтаж оборудования на автоматическую пожарную сигнализацию (далее - АПС), систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) и видеонаблюдение на рынке "Центральный" (далее - План мероприятий).
МУП "Метроград" в соответствии с планом мероприятий по устранению выявленных нарушений в сфере пожарной и антитеррористической безопасности выполнена работа по разработке проектно-сметной документации на АПС, СОУЭ и внесению изменений в имеющуюся проектно-сметную документацию по видеонаблюдению в части используемого оборудования, монтажа и корректировок смет с перерасчетом в текущие цены, проведение независимой экспертизы в части сметной документации. По результатам выполненных работ, затраты на оборудование и монтаж АПС, СОУЭ и видеонаблюдение по рынку "Центральный" составляют: АПС и СОУЭ - 20 725 520 руб.; видеонаблюдение - 5 864 800, 00 руб., итого 26 590 320 руб.
В связи с чем, МУП "Метроград" в адрес администрации г. Симферополя направлялись соответствующие запросы о выделении целевых денежных средств из бюджета либо внесении изменений в норматив распределения средств полученных от аренды имущества.
По результатам рассмотрения обращения письмом МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа уведомило, что исходя из результатов финансово-хозяйственной деятельности чистая прибыль предприятия (МУП "Метроград") в 2022 году составит 2009,6 тыс. руб., что будет давать возможность только для поэтапной установки необходимого оборудования. Также сообщалось, что с учетом важности обеспечения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности рынков, являющихся общественными территориями может быть предусмотрено частичное бюджетное финансирование.
Письмом управления учета, отчетности и материального обеспечения аппарата администрации г. Симферополя, в адрес управления торговли и бытового обслуживания населения, управлению торговли предлагалось решить вопрос о включении указанных выше расходов в сумме 26590320 руб. в действующие муниципальные программы МОГО Симферополь на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов., подготовить пакет документов для принятия решения по увеличению действующих расходных обязательств.
В адрес управления торговли и бытового обслуживания населения от МУП "Метроград" также было направлено письмо о недостаточности средств, предусмотренных подпрограммой развития МОГО Симферополь Республики Крым на период до 2030 года, нецелесообразности поэтапного приобретения и монтажа оборудования и рассмотрении вариантов выделения в 2023 году субсидии в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Симферополя N от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ после анализа отчетности предприятия за 2021 год и 1-ое полугодие 2022 года, предлагалось МУП "Метроград" при правильном планировании финансовых ресурсов осуществить собственными силами проведение поэтапной установки необходимого оборудования. В то же время, учитывая важность обеспечения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности торгового объекта - рынок "Центральный", являющегося общественной территорией, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выделение денежных средств на вышеуказанные цели, в случае наличия такой возможности, может быть частично предусмотрено бюджетом муниципального образования городской округ Симферополь.
В отношении оборудования подвально-складских помещений предприятия автоматическими установками пожаротушения сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ МУП "Метроград" заключен договор на разработку проектно-сметной документации системы автоматического пожаротушения. По результатам проведения работ будет определена сумма денежных средств необходимая на закупку данных установок.
В отношении установки в подвальных этажах противодымной вентиляции, хранении в них горючих товаров администрация указала, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на разработку расчета индивидуального пожарного риска (подвальные помещения лит. Б,Т), после получения которого будет рассмотрен вопрос о необходимости закупки установки противодымной вентиляции.
Согласно информации МУП "Метроград" от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенных мероприятий по обеспечению степени антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности предприятием устранены следующие нарушения: дооборудована система оповещения и эвакуации на объекте; на информационных стендах размещены сведения с номерами телефонов должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объекта, рядом со стендами размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации; предпринимателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность на торговом месте N Д-81, в помещении с приготовлением пищи на открытом огне "мангал", на который отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности (т.к. используется "мангал" не заводского изготовления), вручено уведомление с требованиями: разработать специальные технические условия (СТУ) в соответствии со ст. 4, 6, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" или установить мангал заводского изготовления; в случае невыполнения указанных в уведомлении требований, прекратить эксплуатацию мангала, что подтверждается соответствующим актом обследования по устранению выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные действия были предприняты наряду с принятием постановлений об утрате вышеуказанным объектом торговли статуса ежедневной ярмарки по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг и последующему разрешению на право организации универсального розничного рынка на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым сроком на 5 лет.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее выявленные нарушения требований обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности к моменту рассмотрения спора в полном объеме не устранены.
Согласно п. 1.2 Устава МУП "Метроград" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество.
Целью предприятия являются: осуществление функций содержания на балансе, переданного ему имущества (п. 2.2.2); руководство функционирования рынков, в том числе малых, стихийных и иных рынков (п. 2.2.8).
В соответствии с п. 3.1 Устава, имущество предприятия является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе.
Решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым "О создании администрации города Симферополя Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ N создана администрация города Симферополя Республики Крым с полномочиями юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии со ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N к полномочиям администрации города Симферополя Республики Крым, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в порядке, установленном Симферопольским городским советом; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, свидетельствующие о том, что ранее выявленные нарушения об обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности, к моменту рассмотрения спора, не устранены, с учетом объема и характера заявленных притязаний, обстоятельств дела и пояснений сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у прокурора правовых оснований к притязаниям о понуждении ответчиков совершить определенные действия.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что имеющиеся нарушения в области обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности (непринятие администрацией г. Симферополя и муниципальным предприятием надлежащих мер) при организации МУП "Метроград" универсального розничного рынка, создает угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 45 Конституции РФ установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 года N 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), согласно которым в зависимости от установленной категории в отношении торгового объекта (территории) реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого расположен торговый объект (территория), или правообладателя торгового объекта (территории).
Антитеррористическая защищенность торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем: а) проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории); б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте (территории) террористического акта; в) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта (территории); г) оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны; д) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории); е) обеспечения готовности подразделений охраны и работников торгового объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта.
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) включают в себя: а) разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на торговом объекте (территории); б) определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность торгового объекта (территории) и его критических элементов; в) проведение учений и (или) тренировок с работниками торгового объекта (территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте (территории); г) контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты торгового объекта (территории), а также за уровнем подготовленности подразделения охраны торгового объекта (территории) (при их наличии) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте (территории); д) информирование работников торгового объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении) на торговом объекте (территории).
Инженерная защита торгового объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт).
Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных.
Система оповещения на торговом объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на торговом объекте (территории) террористического акта.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории торгового объекта (территории).
Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
В силу пункта 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаний и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие на территории "Центрального рынка", эксплуатируемого МУП "Метроград", нарушений п. 31 - 33 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), а также нарушений положений Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования", СП 7.13130.2013. "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 и СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
Данное обстоятельство фактически не оспаривалось, и признавалось стороной ответчика: как администрацией, так и муниципальным унитарным предприятием, указавшими вместе с тем на недостаточность бюджетного финансирования.
Указанные обстоятельства, связанные с отсутствием системы оповещения и видеонаблюдения, а также средств пожаротушения и дымоудаления, с одновременным нарушением в технической документации и хранением горючих материалов в не установленных для этого местах, суд первой инстанции учел, надлежащую оценку представленным со стороны прокурора в материалы дела доказательствам, с учетом высокой социальной значимости возникших правоотношений, предоставил.
Учредителем и собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование.
Решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым "О создании администрации города Симферополя Республики Крым" от 28.11.2014 года N 96 создана администрация города Симферополя Республики Крым с полномочиями юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии со ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением городского совета Республики Крым от 13.11.2014 года N 61 к полномочиям администрации города Симферополя Республики Крым, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в порядке, установленном Симферопольским городским советом; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Администрация муниципального образования осуществляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Администрация муниципального образования в сфере бюджета и финансов разрабатывает и реализует основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики соответствующего района; обеспечивает составление проекта бюджета соответствующего района; обеспечивает исполнение бюджета соответствующего района; ведет реестр расходных обязательств соответствующего района; утверждает лимиты бюджетных обязательств; утверждает сводную бюджетную роспись и внесение изменений в нее.
Администрация муниципального образования в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности соответствующего района осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в соответствии с положениями настоящего Устава.
На основании части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Как было указано выше, согласно положений статьи 16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, именно собственник - муниципальное образование, согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, в условиях осуществления обеспечения прав граждан, проживающих в пределах этого муниципального образования, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указанные обстоятельства, связанные с отсутствием обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности на объектах муниципального имущества, суд первой инстанции учел, надлежащую оценку представленным со стороны прокурора в материалы дела доказательствам, с учетом высокой социальной значимости возникших правоотношений, предоставил.
Передача земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости (нежилыми зданиями) в аренду подведомственной организации - муниципальному предприятию, при условии распределения 70% от последующих арендных платежей в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, не освобождает администрацию г. Симферополя, как собственника от обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности на объектах муниципального имущества в рамках выполнения императивно установленных своих обязательств.
Более того, размер денежных средств муниципального предприятия (его доход) не позволяет осуществить испрашиваемые в исковом заявлении мероприятия, что сторонами процесса не оспаривалось.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым указать, что соответствующее финансирование необходимых к проведению работ по устранению выявленного нарушения противопожарной и антитеррористической защищенности на объектах муниципального имущества, должно быть осуществлено со стороны администрации муниципального образования, если в таковом будет иметься необходимость на стадии принудительного либо добровольного исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Более того, судебная коллегия учитывает, что сложности финансового характера и бюджетного планирования, при императивно установленных обязательствах, которые при добросовестном исполнении собственником (муниципальным образованием) своих обязательств были бы исполнены до момента выявления соответствующих недостатков, а также поставленные в апелляционной жалобе и возражениях на иск вопросы экономической целесообразности не могут служить основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности.
Непринятие администрацией г. Симферополя и муниципальным предприятием надлежащих мер по устранению нарушений пожарной и антитеррористической безопасности создает угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Соглашаясь со сроком исполнения обязательства со стороны организации МУП "Метроград", судебная коллегия учитывает длительность существования выявленного нарушения, момент выявления нарушения, имевшие место факты частичного устранения выявленных ранее нарушений со стороны эксплуатирующей организации (муниципального предприятия), высокую социальную значимость возникших правоотношений, связанную с высокой пропускной способностью торгового объекта, обеспечением нужд граждан в обеспечении продуктами питания, необходимость к проведению соответствующего объема монтажных, и при необходимости, строительных работ, необходимость финансирования соответствующих работ со стороны собственника муниципального предприятия.
Указанный в пункте 19 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 срок является максимальным, и при наличии спора, относительно выполнения антитеррористических мероприятий, именно суд, с учетом конкретных обстоятельств, вправе его определить. Выводы суда относительно установленного срока являются мотивированными.
При этом судебная коллегия учитывает, что установление того факта, что в процессе до вступления решения суда в законную силу либо на стадии исполнения, ответчик осуществит либо осуществил частичное устранение выявленных недостатков, не свидетельствует о необоснованности иска, а может служить основанием для того, что решение суда в этой части не будет подлежать исполнению.
Таким образом, предполагаемое частичное устранение выявленных недостатков может повлечь, на стадии принудительного исполнения решения суда, необходимость прекращения исполнительного производства в указанной части. Учитывая изложенное внесудебное исполнение выявленных недостатков содержания объекта торговли, после предъявления иска в суд, само по себе не является основанием к отказу в иске. Напротив, решение суда об удовлетворении иска по мотивам установления обстоятельств нарушения действующего правового регулирования со стороны обязанного лица (ответчика) в этой части не будет подлежать принудительному исполнению при установлении на стадии принудительного исполнения обстоятельств фактического исполнения такового.
В остальном, доводы апелляционной жалобы не содержат конкретных суждений о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права и, соответственно, выводов суда, признанных судебной коллегией допустимыми, не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки в этой части.
Иных доводов, направленных на оспаривание состоявшегося судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.03.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01.09.2023 года