Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 по делу N 88-38787/2023 (УИД 91RS0003-01-2022-004954-68)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О понуждении к выполнению определенных действий.
Обстоятельства: Нарушения в области обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности (непринятие администрацией и муниципальным предприятием надлежащих мер) при организации универсального розничного рынка создают угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 по делу N 88-38787/2023 (УИД 91RS0003-01-2022-004954-68)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О понуждении к выполнению определенных действий.
Обстоятельства: Нарушения в области обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности (непринятие администрацией и муниципальным предприятием надлежащих мер) при организации универсального розничного рынка создают угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2023 г. по делу N 88-38787/2023
Дело N 2-510/2023
УИД N 91RS0003-01-2022-004954-68
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.М.,
судей Дурневой С.Н., Ивановой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Симферополя, Муниципальному Унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь "Метроград" о понуждении у выполнению определенных действий, по кассационной жалобе представителя администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Симферополя (далее - администрация), Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь "Метроград" (далее - МУП "Метроград") о понуждении к выполнению определенных действий.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 августа 2023 года, исковые требования заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым удовлетворены. Суд обязал администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на устранение нарушений в сфере пожарной и антитеррористической безопасности при организации МУП "Метрорад" универсального розничного рынка по адресу: <адрес>.
Обязал МУП "Метроград" устранить нарушения в сфере пожарной и антитеррористической безопасности при организации универсального розничного рынка по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств.
В кассационной жалобе представитель администрации просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что МУП "Метроград" в силу прямого указания закона обязан содержать имущество, производить его обслуживание и нести соответствующие расходы по содержанию переданного ему на праве хозяйственного ведения имущества. МУП "Метроград" в соответствии с планом мероприятий по устранению выявленных нарушений в сфере пожарной и антитеррористической безопасности выполнена работа по разработке проектно-сметной документации на АПС, СОУЭ и внесению изменений в имеющуюся проектно-сметную документацию по видеонаблюдению в части используемого оборудования, монтажа и корректировок смет с перерасчетом в текущие цены, проведение независимой экспертизы в части сметной документации. Полагает, что судами первой и апелляционной инстанции дана односторонняя оценка имеющимся в деле доказательствам, что привело к принятию судебного акта с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу
ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Судами установлено, что постановлением администрации г. Симферополя от 08 декабря 2021 года N 75398 "Об организации ярмарок по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию Республики услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь срок на Республики Крым" МУП "Метроград" организована ярмарка по реализации продовольственных и промышленных товаров по адресу: <адрес>, <адрес>
Указанный объект торговли является местом массового пребывания людей.
Земельный участок по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования городской округ Симферополь.
<адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства при организации ярмарки (рынка) МУП "Метроград" по адресу: <адрес>, <адрес>, в результате которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N фактически расположен розничный рынок "Центральный",
При проверке соответствия объекта паспорту безопасности, установлено, что он (объект торговли) не отвечает требованиям
п. 31 -
33 Постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273, в частности: система видеонаблюдения не обеспечивает наблюдение за состоянием всей обстановки на территории объекта; система оповещения и управления эвакуацией не обеспечивает необходимую слышимость передаваемой информации об угрозе совершения или о совершении на объекте террористического акта и/или иной чрезвычайной ситуации на всей территории; информационные стенды не содержат сведений о номерах телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объектов, а в ряде стендов отсутствует схема эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Отделом надзорной деятельности по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Республике Крым по требованию прокуратуры 30 марта 2022 года в ходе проведенной проверки законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации ярмарки (рынка) МУП "Метроград" по адресу <адрес>, <адрес>, выявлено, что:
- торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка не оборудованы системой пожарной сигнализации (
ст. 4,
ст. 6,
ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент с требованиях пожарной безопасности";
Раздел 4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования");
- торговые павильоны и киоски, помещения зданий на территории рынка не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
ст. 4,
ст. 6,
ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
раздел 7 СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре");
- подвально-складские помещения предприятия не оборудованы автоматическими установками пожаротушения (складские помещения в цокольном и подвальном этажах площадью более <данные изъяты> - подвально-складские помещения складские помещения здания администрации S = <данные изъяты>; подвально-складские помещения под зданием кооператор S = <данные изъяты>.; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза S = <данные изъяты> кв. м; подвально-складские помещения под зданием молочного лабаза S - <данные изъяты>. м; (
ст. 4,
ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
табл. 3 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования");
- подвальные этажи административного здания, и здания кооператор (с постоянными рабочими местами) используемые под складские помещения не оборудованы установкой противодымной вентиляции обеспечивающей защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону (
ст. 4,
ст. 6,
ст. 56 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 7,
п. п. 7.2 СП 7.13130.2013. "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности");
- внешние поверхности наружных стен зданий на территории предприятия выполнены из материалов отделки групп горючести Г2 - Г4 (сайдинг) (отсутствует техническая документация (сертификаты) на строительные материалы содержащая информацию о показателях пожарной опасности этих материалов), (административное здание, здания торговых павильонов сектора "В", рыбный павильон, мясной павильон, гастрономический павильон, молочный павильон, здания сектора "К"), (
ст. 87 п. 11 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- допускается хранение горючих товаров в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, (подвальные помещения: административное здание, старая контора, кооператор, молочный павильон) (
п. 104 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479);
- на объект защиты, включающий в себя помещение для приготовления пищи на открытом огне (мангал), на который отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности (так как используется мангал не заводского изготовления), не разработаны специальные технические условия (
ст. 4,
ст. 6,
ст. 78, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
На постановление администрации г. Симферополя от 08 декабря 2021 года N 75398 "Об организации ярмарок по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" прокуратурой Центрального района г. Симферополя вынесен протест, поскольку фактически объект торговли представляет собой не ярмарку, а постоянный стационарный розничный рынок.
11 апреля 2022 года прокуратурой Центрального района г. Симферополя в адрес главы администрации г. Симферополя внесено представление "Об устранении нарушений требований в сфере земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, пожарной безопасности, в сфере противодействия терроризму, бюджетного законодательства".
Постановлением администрации г. Симферополя от 16 мая 2022 года N 2044, "Центральный рынок г. Симферополя" указанный объект торговли утратил статус ежедневной ярмарки по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг.
Постановлением администрации от 16 мая 2022 года N 2049 МУП "Метроград" выдано разрешение на право организации универсального розничного рынка на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет.
20 июня 2022 года администрация и МУП "Метроград" заключили Договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. м, сроком на 6 лет.
В соответствии с п. 1.1 Договора, земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов согласно положениям
п. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с целью размещения объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м, размещения гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 марта 2015 года N 218 утвержден Порядок предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь (далее - Порядок).
Согласно п. 3.3 Порядка, в случае, если арендодателями имущества выступают муниципальные предприятия (учреждения), арендная плата за недвижимое имущество муниципальных унитарных предприятий, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, распределяется 70% в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и 30% предприятию, на балансе которого находится имущество.
Согласно ответу Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя от 17 мая 2022 года, после определения затрат на приобретение и монтаж оборудования АПС, СОУЭ и видеонаблюдения по рынку "Центральный". Администрацией будет рассмотрен вопрос о выделении бюджетных средств на данные цели.
Из ответа администрации г. Симферополя от 16 мая 2022 года по результатам рассмотрения представления прокурора от 14 апреля 2022 года следует, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МУП "Метроград" устранены следующие нарушения: на информационных стендах размещены сведения с номерами телефонов должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объекта, рядом со стендами размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации; предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в помещении с приготовлением пищи на открытом огне "мангал", на который отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, направлено уведомление с требованием о необходимости разработки специальных технических условий.
Согласно информации, предоставленной Управлением торговли и бытового обслуживания администрации города Симферополя в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности, МУП "Метроград" разработан план мероприятий на устранения части указанных прокуратурой нарушений и определения затрат на приобретение и монтаж оборудования на автоматическую пожарную сигнализацию (далее - АПС), систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) и видеонаблюдение на рынке "Центральный" (далее - План мероприятий). МУП "Метроград" в соответствии с планом мероприятий по устранению выявленных нарушений в сфере пожарной и антитеррористической безопасности выполнена работа по разработке проектно-сметной документации на АПС, СОУЭ и внесению изменений в имеющуюся проектно-сметную документацию по видеонаблюдению в части используемого оборудования, монтажа и корректировок-смет с перерасчетом в текущие цены, проведение независимой экспертизы в части сметной документации. По результатам выполненных работ, затраты на оборудование и монтаж АПС, СОУЭ и видеонаблюдение по рынку "Центральный" составляют: АПС и СОУЭ - <данные изъяты>; видеонаблюдение - <данные изъяты> рублей, итого <данные изъяты>.
В связи с чем, МУП "Метроград" в адрес администрации г. Симферополя направлялись соответствующие запросы о выделении целевых денежных средств из бюджета либо внесении изменений в норматив распределения средств полученных от аренды имущества.
По результатам рассмотрения обращения письмом МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа уведомило, что исходя из результатов финансово-хозяйственной деятельности чистая прибыль предприятия (МУП "Метроград") в 2022 году составит 2009,6 тыс. руб., что будет давать возможность только для поэтапной установки необходимого оборудования. Также сообщалось, что с учетом важности обеспечения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности рынков, являющихся общественными территориями может быть предусмотрено частичное бюджетное финансирование.
Письмом управления учета, отчетности и материального обеспечения аппарата администрации г. Симферополя, в адрес управления торговли и бытового обслуживания населения, управлению торговли предлагалось решить вопрос о включении указанных выше расходов в сумме <данные изъяты> в действующие муниципальные программы МОГО Симферополь на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов, подготовить пакет документов для принятия решения по увеличению действующих расходных обязательств.
В адрес управления торговли и бытового обслуживания населения от МУП "Метроград" также было направлено письмо о недостаточности средств, предусмотренных подпрограммой развития МОГО Симферополь Республики Крым на период до 2030 года, нецелесообразности поэтапного приобретения и монтажа оборудования и рассмотрении вариантов выделения в 2023 году субсидии в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Симферополя от 15 сентября 2016 года N 2096.
Письмом администрации г. Симферополя от 29 августа 2022 года после анализа отчетности предприятия за 2021 год и 1-ое полугодие 2022 года, предлагалось МУП "Метроград" при правильном планировании финансовых ресурсов осуществить собственными силами проведение поэтапной установки необходимого оборудования. В то же время, учитывая важность обеспечения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности торгового объекта - рынок "Центральный", являющегося общественной территорией, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выделение денежных средств на вышеуказанные цели, в случае наличия такой возможности, может быть частично предусмотрено бюджетом муниципального образования городской округ Симферополь.
В отношении оборудования подвально-складских помещений предприятия автоматическими установками пожаротушения сообщено, что 22 ноября 2022 года МУП "Метроград" заключен договор на разработку проектно-сметной документации системы автоматического пожаротушения. По результатам проведения работ будет определена сумма денежных средств необходимая на закупку данных установок.
В отношении установки в подвальных этажах противодымной вентиляции, хранении в них горючих товаров администрация указала, что 07 ноября 2022 года заключен договор на разработку расчета индивидуального пожарного риска (подвальные помещения лит. Б, Т), после получения которого будет рассмотрен вопрос о необходимости закупки установки противодымной вентиляции.
Согласно информации МУП "Метроград" от 23 сентября 2022 года, в ходе проведенных мероприятий по обеспечению степени антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности предприятием устранены следующие нарушения: дооборудована система оповещения и эвакуации на объекте; на информационных стендах размещены сведения с номерами телефонов должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объекта, рядом со стендами размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации; предпринимателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность на торговом месте N Д-81, в помещении с приготовлением пищи на открытом огне "мангал", на который отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности (т.к. используется "мангал" не заводского изготовления), вручено уведомление с требованиями: разработать специальные технические условия (СТУ) в соответствии со
ст. 4,
6, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" или установить мангал заводского изготовления; в случае невыполнения указанных в уведомлении требований, прекратить эксплуатацию мангала, что подтверждается соответствующим актом обследования по устранению выявленных нарушений от 27 июня 2022 года.
Указанные действия были предприняты наряду с принятием постановлений об утрате вышеуказанным объектом торговли статуса ежедневной ярмарки по реализации продовольственных и промышленных товаров, оказанию услуг и последующему разрешению на право организации универсального розничного рынка на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым сроком на 5 лет.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее выявленные нарушения требований обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности к моменту рассмотрения спора в полном объеме не устранены.
Удовлетворяя заявленные требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 210,
296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального
закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях",
правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, принимая во внимание, что ранее выявленные нарушения об обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности, к моменты рассмотрения спора, не устранены, пришел к выводу, что имеющиеся нарушения в области обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности (непринятие администрацией и муниципальным предприятием надлежащих мер) при организации МКП "Метроград" универсального розничного рынка, создает угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу
части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Надлежит также отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Доводы заявителя кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
С учетом изложенного предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М.ЯКОВЛЕВ
Судьи
С.Н.ДУРНЕВА
О.Н.ИВАНОВА