Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 по делу N 88-7315/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 21.01.2025 N 33-108/2025 (УИД 06RS0006-01-2022-007141-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. По данному заявлению принято решение, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 21.01.2025 N 33-108/2025 (УИД 06RS0006-01-2022-007141-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. По данному заявлению принято решение, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2025 года
Председательствующий - ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО10,
судей - ФИО11
при секретаре судебного заседания ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производств в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - ОСФР по <адрес>) и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - ОСФР по <адрес>) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по <адрес>, в котором просил признать незаконным решение о прекращении выплаты пенсии и обязать назначить досрочную пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность инженера ИГПН ПЧ-4 ОГПС МВД РИ, в последующем занимал различные должности в федеральной противопожарной службе, в настоящее время занимает должность командира отделения 4 пожарно-спасательной части первого пожарно-спасательного отряда Главного управления МЧС России по <адрес>. По достижении 50-летнего возраста в 2020 г. он обратился в территориальный пенсионный орган и Управление МЧС России по <адрес> с заявлением о назначении пенсии досрочно. ДД.ММ.ГГГГ управлением вынесено решение об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости ввиду того, что он является сотрудником противопожарной службы субъекта Российской Федерации. Указывает, что имеются трудовая книжка, решение суда о льготном зачислении периода службы за выполнение задач в условиях чрезвычайной ситуации и другие документы, подтверждающие факт наличия у него необходимого стажа, в связи с чем, полагая свое право на назначение пенсии нарушенным, просил признать решение ответчика незаконным и обязать ответчика назначить досрочную выплату страховой пенсии по старости.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве соответчика ОСФР по <адрес>.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель ФИО9 уточнили исковые требования и просили суд обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Представители ответчика ОСФР по <адрес> ФИО6 и ФИО7 в удовлетворении исковых требований просили отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица МЧС по <адрес> ФИО8 оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Представитель ОСФР по <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1 Конституции РФ).
Исходя из положений ч. 2 ст. 39 Конституции РФ законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, определяет механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон N 400-ФЗ).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ, согласно которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Согласно пп. "л" п. 1 постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 437.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанным Списком предусмотрены также должности, занимавшие ФИО1 в период своей трудовой деятельности.
В системе государственного пенсионного страхования ФИО1 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 50 лет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-ОПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
По данному заявлению ГУ-ОПФ РФ в <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Согласно решению пенсионного органа, стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней при требуемом 25 лет.
Из данного решения также усматривается, что при проверке и оценке пенсионных прав ФИО1 установлено, что в целях назначения пенсии в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, учтены следующие периоды работы в соответствии со Списком должностей работников противопожарной службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N:
- с 24.06.1996 г. по ДД.ММ.ГГГГ при наличии кодов основания льготного назначения пенсии (необходима корректировка ИЛС);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом пенсионный орган пришел к выводу о том, что не подлежат включению в льготный стаж для права:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в региональной структуре МЧС);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (нет уплаты взносов по дополнительному тарифу);
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (нет уплаты взносов по дополнительному тарифу, работа не соответствует утвержденному классу опасности для пенсионного обеспечения).
Также указано, что в соответствии с приказами о реорганизациях структуры МЧС и в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2004 г. N "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам РФ" и постановлением Правительства Республики Ингушетия от 05.07.2007 г. N создано Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>". С 01.01.2009 г. приказом от 28.08.2008 г. N с507 Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>" ликвидировано, личный состав уволен с последующим переводом в Государственное учреждение "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по <адрес>". Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено работникам противопожарных служб, которые входят в структуру министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Законом не предусмотрено предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение работникам противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 засчитано в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца период службы в УГПС МВД РИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство по делам ГО и ЧС РИ возложена обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период выполнения ФИО1 задач в условиях вооруженного конфликта из расчета один месяц службы за три месяца.
В материалах дела имеется архивная справка Госархива Ингушетии от 24.05.2023 г. N о заработной плате ФИО1 с июня 1996 г. по декабрь 2001 г., учитываемом при исчислении пенсии с указанием оснований выдачи.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ: с 24.06.1996 г. по 31.12.2001 г. работал в должности инженера пожарной части - 4 ОГПС МВД РИ, после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работал в Управлении государственной противопожарной службы по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. 31.12.2003 г. в Управлении государственной противопожарной службы МВД Республики Ингушетия, с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. в Государственном учреждении Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Ингушетия, с 01.09.2007 г. по 31.12.2008 г. в Государственном учреждении "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>", с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.2013 г. в Федеральном казенном учреждении "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес>", с 01.03.2013 г. по 31.12.2019 г. в Федеральном государственном казенном учреждении "1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>", с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>. При этом за период работы с 01.03.2013 г. по 31.12.2018 г. работодателем предоставлены сведения о работе в особых условиях труда с соответствующим кодом льготной профессии.
В материалах дела также имеется копия акта Управления по установлению пенсий и социальных выплат по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. N по результатам документальной проверки представленных страхователем в Пенсионный фонд России индивидуальных сведений о страховом стаже и заработной плате застрахованного лица на соответствующих видах работ, согласно выводам проверки факта льготной работы ФИО1, работникам противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес> не включается в специальный стаж период с 01.0-8.2007 г. по 31.12.2008 г.
Выражая несогласие с решением пенсионного органа, истец ссылается на то, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку полагает, что должности, в которых он осуществлял противопожарную службу, относятся к должностям федеральной противопожарной службы, на которые распространяется льготное пенсионное обеспечение, а также его деятельность связана борьбой с пожарами.
Из трудовой книжки ФИО1 серии AT-V N, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, усматривается следующее: ДД.ММ.ГГГГ принят на должность инженера ИГПН ПЧ-4 ОГПС МВД Республики Ингушетия; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отделения ИГПН ПЧ-4 ОГПС МВД Республики Ингушетия; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отделения ПЧ-4 МЧС Республики Ингушетия; ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода в ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по РИ" на должность командира отделения пожарно-спасательной части N;ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией учреждения; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности начальника караула РЧ в ГУ "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по РИ" (в последующем переименованное в ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РИ", в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по РИ); с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность пожарного ПСЧ N ФГКУ "1 отряд ФПС по <адрес>"; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира ПСЧ N ФГКУ "1 отряд ФПС по <адрес>"; ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ГУ МЧС России по РИ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в должности командира отделения 4 ПСЧ первого пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес>.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке (абз. 14 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 385 утверждено Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее по тексту Положение), согласно пункту 1 которого Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 868 (далее по тексту Положение об МЧС России) МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69, статья 8 Положение об МЧС России, статья 6 Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 385).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 15 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Из представленных ГУ МЧС России по <адрес> на запрос суда сведений следует, что Государственная противопожарная служба Республики Ингушетия после распада Чечено-Ингушской АССР сформировалась в составе Министерства внутренних дел Ингушской Республики как противопожарная аварийно-спасательная служба (приказ Министерства внутренних дел Ингушской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N).
Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" и в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Противопожарная аварийно-спасательная служба Министерства внутренних дел Ингушской Республики с ДД.ММ.ГГГГ преобразована в отдел Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Ингушской Республики (приказ Министерства внутренних дел Ингушской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N).
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание отряда Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Ингушетия были внесены изменения. Отряд Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Ингушетия упразднен и создано управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Ингушетия (приказ Министерства внутренних дел Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N).
С ДД.ММ.ГГГГ управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Ингушетия преобразовано в управление Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Ингушетия (указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N j309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" и указ Президента Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности").
С ДД.ММ.ГГГГ создано государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>" (федеральный бюджет) (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "О создании центров управления силами федеральной противопожарной службы").
С ДД.ММ.ГГГГ создано государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы по <адрес>" (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N и постановление Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N).
С ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы по <адрес>" (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "О подразделениях федеральной противопожарной службы").
С ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>" переименовано в государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по <адрес>" (федеральный бюджет) (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "О переименовании центров управления силами федеральной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации").
С ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по <адрес>" переименовано в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес>" (федеральный бюджет) (приказ МЧС России от 31.10.2011 N "Об изменении структуры центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и внесении изменения в приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N").
С ДД.ММ.ГГГГ в форме выделения из состава федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес>" создано федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>" (федеральный бюджет) (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации некоторых федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении МЧС России и внесении изменений в приложение N к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N").
С ДД.ММ.ГГГГ в форме выделения из состава федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес>" создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по <адрес>" (федеральный бюджет) (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации некоторых федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении МЧС России и внесении изменений в приложение N к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N").
В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Северо-Кавказском федеральном округе" федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>" ликвидировано с ДД.ММ.ГГГГ Личный состав уволен с последующим переводом с 01.01.2020 г. в Главное управление МЧС России но <адрес> (федеральный бюджет).
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что для принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности инженера ПЧ-4 ОГПС МВД Республики Ингушетия, с апреля 2004 по июнь 2004 г. командира отделения пожарной части - 4 ОГПС МВД Республики Ингушетия (<адрес>), с июня 2004 г. по август 2007 г. командира отделения пожарной части - 4 ОГПС МВД Республики Ингушетия (<адрес>), с августа 2007 г. по декабрь 2008 г. командира отделения ПСЧ N ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по <адрес>), необходимо выяснить в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила противопожарная служба в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной службы.
Согласно ответу МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос суда оплата трудовой деятельности ОГПС МВД Республики Ингушетия (<адрес>) в период с июня 1996 г. по август 2007 г. производилась на счет регионального бюджета.
Из ответа МЧС Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ФИО1 действительно работал в Управлении Республики Ингушетия по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в должности командира отделения ПСЧ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплата трудовой деятельности за указанный период производилась за счет средств регионального бюджета.
Из справки ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной ФИО1 и содержащая информацию о финансировании федеральной противопожарной службы за счет федерального бюджета, усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ оплата работников пожарно-спасательной части N ГУ "ЦУС ФПС по <адрес>" производится за счет средств федерального бюджета.
Из анализа вышеназванных положений следует, что деятельность подразделения, в которой осуществлял трудовую деятельность ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ограничивалась пределами территории субъекта Республики Ингушетия, что подтверждается наименованием его должности и местом его работы, приведенными в материалах дела.
Доводы истца и его представителя о том, что спорные периоды его деятельность относилась к федеральной противопожарной службе основаны на неверном толковании норм права и опровергается обстоятельствами, установленными судом.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений норм права и установленных судом обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные периоды трудовой деятельности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", включению не подлежат, что влечет за собой отсутствие требуемого количества лет специального стажа не менее 25 лет для назначения досрочной пенсии по старости, не достигает требуемого количества лет специального стажа не менее 25 лет для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем требования ФИО1 о назначении ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Исковое заявление ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ