Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 по делу N 88-7315/2025 (УИД 06RS0006-01-2022-007141-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. По данному заявлению принято решение, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 по делу N 88-7315/2025 (УИД 06RS0006-01-2022-007141-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. По данному заявлению принято решение, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2025 г. по делу N 88-7315/2025
N дела 2-868/2023 в суде первой инстанции
УИД 06RS0006-01-2022-007141-32
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную пенсию по старости,
по кассационной жалобе Б. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 января 2025 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав Б. и его представителя Ш., представителя МЧС России по Республике Ингушетия- В., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Ингушетия, в котором просил признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии и обязать назначить досрочную пенсию по старости.
Решением Магасского районного суда от 8 июня 2023 года исковые требования удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 июня 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б. отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 августа 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции Б. уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 декабря 2023 года.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 июня 2023 года отменено.
Исковое заявление Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную пенсию по старости оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Б. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, но уведомленных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Из материалов дела следует, что 12 января 2021 г. по достижении возраста 50 лет Б., обратился в ГУ-ОПФ РФ в Республике Ингушетия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
По данному заявлению ГУ-ОПФ РФ в Республике Ингушетия принято решение от 20 июля 2022 г., которым Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Согласно решению пенсионного органа, стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней при требуемом 25 лет.
Также указано, что в соответствии с приказами о реорганизациях структуры МЧС и в соответствии с приказом МЧС России от 31 декабря 2004 года N 631 "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам РФ" и постановлением Правительства Республики Ингушетия от 05 июля 2007 года N 114 создано Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Ингушетия".
С 01 января 2009 года приказом от 28 августа 2008 года N с507 Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Ингушетия" ликвидировано, личный состав уволен с последующим переводом в Государственное учреждение "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Республике Ингушетия".
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено работникам противопожарных служб, которые входят в структуру министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Законом не предусмотрено предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение работникам противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 12 февраля 2004 года Б. засчитано в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца период службы в УГПС МВД РИ с 1 января 1996 года по 31 декабря 2001 года.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2005 года на Министерство по делам ГО и ЧС РИ возложена обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период выполнения Б. задач в условиях вооруженного конфликта из расчета один месяц службы за три месяца.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 28 июля 2022 года, Б. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 21 февраля 2000 года: с 24 июня 1996 года по 31 декабря 2001 года работал в должности инженера пожарной части - 4 ОГПС МВД РИ, после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работал в Управлении государственной противопожарной службы по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года. 31 декабря 2003 года в Управлении государственной противопожарной службы МВД Республики Ингушетия, с 01 января 2004 года по 31 августа 2007 года в Государственном учреждении Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Ингушетия, с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года в Государственном учреждении "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Ингушетия", с 01 января 2009 года по 31 марта 2013 года в Федеральном казенном учреждении "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия", с 01 марта 2013 года по 31 декабря 2019 года в Федеральном государственном казенном учреждении "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Ингушетия", с 01 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия.
При этом за период работы с 01 марта 2013 года по 31 декабря 2018 года работодателем предоставлены сведения о работе в особых условиях труда с соответствующим кодом льготной профессии.
Истец, обращаясь в суд с иском, считает, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку полагает, что должности, в которых он осуществлял службу, относятся к должностям федеральной противопожарной службы, на которые распространяется льготное пенсионное обеспечение, а также его деятельность связана борьбой с пожарами.
Из трудовой книжки Б. серии AT-V N 8259645, заполненной 8 апреля 1997 года, усматривается следующее: 24 июня 1996 года принят на должность инженера ИГПН ПЧ-4 ОГПС МВД Республики Ингушетия; 20 апреля 2004 года переведен на должность командира отделения ИГПН ПЧ-4 ОГПС МВД Республики Ингушетия; 15 июня 2004 года переведен на должность командира отделения ПЧ-4 МЧС Республики Ингушетия; 1 августа 2007 года принят в порядке перевода в ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по РИ" на должность командира отделения пожарно-спасательной части N 4;31 декабря 2008 года уволен в связи с ликвидацией учреждения; 1 января 2009 года по 30 июня 2019 года работал в должности начальника караула РЧ в ГУ "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по РИ" (в последующем переименованное в ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РИ", в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по РИ); с 1 июля 2019 года переведен на должность пожарного ПСЧ N 4 ФГКУ "1 отряд ФПС по Республике Ингушетия"; 20 июля 2019 года переведен на должность командира ПСЧ N 4 ФГКУ "1 отряд ФПС по Республике Ингушетия"; 31 декабря 2019 года уволен в порядке перевода в ГУ МЧС России по Республике Ингушетия; с 1 января 2020 года по настоящее время состоит в должности командира отделения 4 ПСЧ первого пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия.
Принимая решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года N 385, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-0-0, исходил из того, что для принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов работы истца с 24 июня 1996 г. по 20 апреля 2004 года в должности инженера ПЧ-4 ОГПС МВД Республики Ингушетия, с апреля 2004 по июнь 2004 года командира отделения пожарной части - 4 ОГПС МВД Республики Ингушетия (г. Карабулак), с июня 2004 года по август 2007 года командира отделения пожарной части - 4 ОГПС МВД Республики Ингушетия (г. Карабулак), с августа 2007 года по декабрь 2008 года командира отделения ПСЧ N 4 ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия (г. Карабулак), необходимо выяснить в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила противопожарная служба в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной службы.
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно ответу МВД по Республике Ингушетия от 24 декабря 2024 года N 1/10257 на запрос суда оплата трудовой деятельности ОГПС МВД Республики Ингушетия (г. Карабулак) в период с июня 1996 года по август 2007 года производилась на счет регионального бюджета.
Из ответа МЧС Республики Ингушетия от 23 декабря 2024 года N 02/2308 следует, что Б. действительно работал в Управлении Республики Ингушетия по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в должности командира отделения ПСЧ N 4 с 11 января 2005 года по 1 августа 2007 года, оплата трудовой деятельности за указанный период производилась за счет средств регионального бюджета.
Из справки ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 16 декабря 2024 года N 359, выданной Б. и содержащая информацию о финансировании федеральной противопожарной службы за счет федерального бюджета, усматривается, что с 1 января 2009 года оплата работников пожарно-спасательной части N 4 ГУ "ЦУС ФПС по Республике Ингушетия" производится за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции указал, что деятельность подразделения, в которой осуществлял трудовую деятельность Б. в период с 24 июня 1996 года по 12 декабря 2008 года ограничивалась пределами территории субъекта Республики Ингушетия, что подтверждается наименованием его должности и местом его работы, приведенными в материалах дела.
Доводы истца и его представителя о том, что спорные периоды его деятельность относилась к федеральной противопожарной службе, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку опровергаются обстоятельствами, установленными судом.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды трудовой деятельности Б. с 24 июня 1996 года по 12 декабря 2008 года в страховой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", включению не подлежат, что влечет за собой отсутствие требуемого количества лет специального стажа не менее 25 лет для назначения досрочной пенсии по старости, не достигает требуемого количества лет специального стажа не менее 25 лет для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем требования Б. о назначении ему пенсии с 1 декабря 2023 года не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с правомерностью выводов суда апелляционной инстанции соглашается, полагает, что доводы жалобы не заслуживают внимания.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 8 настоящего Федерального закона возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года.
В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом апелляционной инстанции применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы истца не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Ввиду изложенного обжалуемое судебное постановление сомнений в их законности не вызывает, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 января 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
Г.Ф.КОРНИЕНКО
С.В.ЧЕРЧАГА
Мотивированный текст определения изготовлен 8 сентября 2025 года.