Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 по делу N 88-8366/2024 (УИД 06RS0006-01-2022-007141-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; 2) О досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец считает, что оспариваемым решением ему неправомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 по делу N 88-8366/2024 (УИД 06RS0006-01-2022-007141-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; 2) О досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец считает, что оспариваемым решением ему неправомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.


Содержание


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2024 г. по делу N 88-8366/2024
N 2-868/2023
УИД 06RS0006-01-2022-007141-32
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Козлова О.А.
судей Корниенко Г.Ф., Камышовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., выслушав Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 июня 2023 года исковые требования Б. удовлетворены.
Суд признал решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия об отказе в назначении Б. досрочной страховой пенсии по старости незаконным. Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия назначить Б. страховую пенсию по старости.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 июня 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б. отказано.
В кассационной жалобе Б. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы установлены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по достижении возраста 50 лет 12 января 2021 года Б., <...> года рождения, обратился в ГУ - ОПФ РФ в Республике Ингушетия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховой пенсии".
Решением ГУ - ОПФ РФ в Республике Ингушетия от 20 июля 2022 года Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховой пенсии" по причине отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности льготного стажа работы.
Согласно данному решению пенсионного органа, стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней при требуемом 25 лет.
Вместе с тем, из указанного решения следует, что при проверке и оценке пенсионных прав Б. установлено, что в целях назначения пенсии в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ учтены следующие периоды работы в соответствии со Списком должностей работников противопожарной службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437:
- с 24.06.1996 г. по 31.07.2007 г. при наличии кодов основания льготного назначения пенсии (необходима корректировка ИЛС);
- с 01.01.2009 г. по 31.12.2012 г.;
- с 01.04.2013 г. по 31.12.2018 г.
Не подлежат включению в льготный стаж для права:
- с 01.08.2007 г. по 31.12.2008 г. (работа в региональной структуре МЧС);
- с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г. (нет уплаты взносов по дополнительному тарифу);
- 01.01.2019 г. по 11.07.2021 г. (нет уплаты взносов по дополнительному тарифу, работа не соответствует утвержденному классу опасности для пенсионного обеспечения).
Также указано, что в соответствии с приказами о реорганизациях структуры МЧС и в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2004 г. N 631 "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам РФ" и постановлением Правительства Республики Ингушетия от 05.07.2007 г. N 114 создано Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Ингушетия". С 01.01.2009 г. приказом от 28.08.2008 г. Nс507 Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Ингушетия" ликвидировано, личный состав уволен с последующим переводом в Государственное учреждение "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Республике Ингушетия". Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено работникам противопожарных служб, которые входят в структуру министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Законом не предусмотрено предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение работникам противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Как следует из трудовой книжки Б. серии AT-V N 8259645, заполненной 08 апреля 1997 г., Б. 24 июня 1996 г. принят на должность инженера ИГПН ПЧ-4 ОГПС МВД РИ, 20 апреля 2004 г. переведен на должность командира отделения ПЧ-4, 15 июня 2004 г. переведен на должность командира отделения ПЧ-4 МЧС РИ, 01 августа 2007 г. принят в порядке перевода в ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по РИ" на должность командира отделения пожарно-спасательной части N 4, 31 декабря 2008 г. уволен в связи с ликвидацией учреждения, 01 января 2009 г. по 30 июня 2019 г. работал в должности начальника караула РЧ в ГУ "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по РИ" (в последующем переименованное в ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по РИ", в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по РИ), с 1 июля 2019 г. переведен на должность пожарного ПСЧ N 4, 20 июля 2019 г. переведен на должность командира ПСЧ N 4, 31 декабря 2019 г. уволен в порядке перевода в ГУ МЧС России по РИ, с 01 января 2020 г. по настоящее время состоит в должности командира отделения 4 ПСЧ первого пожарно-спасательного отряда.
Справкой N 76 от 16 февраля 2022 г. подтверждается, что Б. работает в Главном управлении МЧС России по Республике Ингушетия в должности командира отделения с 1 января 2020 г. по настоящее время.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 12 февраля 2004 г. Б. засчитано в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца период службы в УГПС МВД РИ с 1 января 1996 г. по 31 декабря 2001 г.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2005 г. на Министерство по делам ГО и ЧС РИ возложена обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период выполнения Б. задач в условиях вооруженного конфликта из расчета один месяц службы за три месяца.
В материалах дела имеется архивная справка Госархива Ингушетии от 24.05.2023 г. N 468 о заработной плате Б. с июня 1996 г. по декабрь 2001 г., учитываемом при исчислении пенсии с указанием оснований выдачи.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 28 июля 2022 года, Б. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 21 февраля 2000 г. с 24.06.1996 г. по 31.12.2001 г. работал в должности инженера пожарной части - 4 ОГПС МВД РИ, после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работал в Управлении государственной противопожарной службы по 31.12.2001 г, с 01.01.2002 г. 31.12.2003 г. в Управлении государственной противопожарной службы МВД Республики Ингушетия, с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. в Государственном учреждении Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Ингушетия, с 01.09.2007 г. по 31.12.2008 г. в Государственном учреждении "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Ингушетия", с 01.01.2009 г. по 31.03.2013 г. в Федеральном казенном учреждении "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия", с 01.03.2013 г. по 31.12.2019 г. в Федеральном государственном казенном учреждении "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Ингушетия", с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия. При этом за период работы с 01.03.2013 г. по 31.12.2018 г. работодателем предоставлены сведения о работе в особых условиях труда с соответствующим кодом льготной профессии.
В материалах дела также имеется копия акта Управления по установлению пенсий и социальных выплат по Республике Ингушетия от 18 марта 2022 г. N 5 по результатам документальной проверки представленных страхователем в Пенсионный фонд России индивидуальных сведений о страховом стаже и заработной плате застрахованного лица на соответствующих видах работ, согласно выводам проверки факта льготной работы Б., работникам противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Ингушетия не включается в специальный стаж период с 01.0-8.2007 г. по 31.12.2008 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Порядком осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. N 519п, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в материалах дела имеются уточняющие справки особого характера работы истца, подтверждающие его право на льготную пенсию.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, указал, что Б. за все время службы являлся сотрудником противопожарной службы субъектов Российской Федерации, который в силу закона не имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в силу п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не обладают.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы. Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы инженеры пожарной охраны (старшие) отряда пожарной части (команды), части пожарной охраны; командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 05.02.2009 г., определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 г. N 39В09-2, от 16.05.2014 г. N 67КГ14-1, от 16.10.2017 г. N 47-КГ17-17.
Поскольку действовавшее в спорные периоды пенсионное законодательство не содержало каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которой необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, следовательно, суд был вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ.
Однако суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б. о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" положения указанных норм закона, не учел, не применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, периоды работы истца в федеральной государственной противопожарной службе не установил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Между тем суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости всех периодов работы истца.
При этом, вопреки приведенным нормативным положениям, при наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих период работы истца с 01.03.2013 г. по 31.12.2018 г. в особых условиях труда, подтвержденного сведениями выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 28 июля 2022 года с соответствующим кодом льготной профессии, не опровергнутых ответчиком и частично с 01.04.2013 г. по 31.12.2018 г. включенных в льготный стаж истца оспариваемым решением пенсионного органа, суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что истец за все время службы являлся сотрудником противопожарной службы субъекта.
Вместе с тем, согласно сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 28 июля 2022 года указаны периоды работы: с 01.03.2013 г. по 31.12.2019 г. в Федеральном государственном казенном учреждении "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Ингушетия" (название - "федеральное"), с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия, и согласно оспариваемому решению период с 01.01.2019 г. по 11.07.2021 г. не включен в льготный стаж истца в связи с тем, что нет уплаты взносов по дополнительному тарифу, работа не соответствует утвержденному классу опасности для пенсионного обеспечения, а не в связи с тем, что это периоды работы в противопожарной службе субъектов РФ.
Кроме того, в оспариваемом решении указано, что в соответствии со Списком должностей работников противопожарной службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 может быть учтен период работы с 24.06.1996 г. по 31.07.2007 г. при наличии кодов основания льготного назначения пенсии (необходима корректировка ИЛС).
Указанные в оспариваемом истцом решении пенсионного органа основания для отказа во включении спорных периодов в льготный стаж работы истца не были предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судом не были исследованы и оценены обстоятельства, касающиеся полноты и достаточности документации, представленной работодателем истца ответчику, не дана оценка полноте и правильности оспариваемого решения пенсионного органа, доводы истца о том, что в решении об отказе в назначении страховой пенсии указано, что некоторые периоды работы не подлежат включению в льготный стаж, поскольку необходима корректировка индивидуального персонифицированного учета истца, судом не проверялись.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Как следует из обстоятельств, установленных судом, Б. в период с 24 июня 1996 г. по 20 апреля 2004 г. проходил службу в должности инженера ПЧ-4 ОГПС МВД РИ, однако наличие совокупности условий, позволяющих (не позволяющих) включить указанный период работы истца в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Республики Ингушетия, с учетом действовавших в период службы истца нормативных правовых актов (Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 г. N 437), судом апелляционной инстанции не устанавливалась, не были учтены положения нормативных правовых актов, регламентировавших подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, дающих право на включение периодов службы в стаж для досрочного назначения пенсии.
При этом, для принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в должности пожарного в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России суду следовало выяснить вопрос воспользовался ли истец правом на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и подлежит ли он пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом.
Для принятия решения о включении всех спорных периодов работы в льготный стаж истца суду следовало установить, в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила Государственная противопожарная служба в спорные периоды, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной службы, в том числе, занимаемой истцом должности, поскольку представленные истцом в обоснование заявленных требований и приведенные выше доказательства, не содержат сведений, в том числе о финансировании.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции не являлись.
Кроме того, из материалов дела не представляется возможным установить, проверялись ли эти обстоятельства при принятии оспариваемого решения пенсионным органом, поскольку спор по существу рассмотрен только на основании представленных истцом документов, суд апелляционной инстанции не исследовал документы, послужившие основанием для вывода пенсионного органа об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости. Выплатное (отказное) дело в материалах дела отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовал и не дал надлежащей правовой оценки приведенным доводам Б. и представленным им документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П).
Судом апелляционной инстанции не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
О.А.КОЗЛОВ
Судьи
Т.В.КАМЫШОВА
Г.Ф.КОРНИЕНКО