Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 N 88-24347/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24.08.2023 N 33-7588/2023 (УИД 42RS0037-01-2023-000924-54)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании оборудовать здание детского сада эвакуационным освещением, обеспечить надлежащее состояние систем и установок противопожарной защиты.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24.08.2023 N 33-7588/2023 (УИД 42RS0037-01-2023-000924-54)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании оборудовать здание детского сада эвакуационным освещением, обеспечить надлежащее состояние систем и установок противопожарной защиты.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2023 г. N 33-7588/2023
Судья: Красиева С.А. Докладчик: Дурова И.Н. | Дело N 2-681/2023 УИД 42RS0037-01-2023-000924-54 |
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Савинцевой Н.А.,
судей: Дуровой И.Н., Макаровой Е.В.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дуровой И.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Юрги
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2023 года
по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N N "Росинка", Администрации г. Юрги, Управлению образованием администрации г. Юрги о понуждении к действию,
установила:
Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N N "Росинка", Администрации г. Юрги, Управлению образованием администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий.
Заявленные требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой в ходе проводимых в текущем году надзорных мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N N "Росинка" (краткое наименование - МБДОУ "Детский сад N N "Росинка"), расположенного по адресу: <адрес> выявлены существенные нарушения закона в рассматриваемой сфере, которые длительное время не устранены.
Как установлено в ходе проверки, МБДОУ "Детский сад N N"Росинка" является образовательной организацией, которая обязана выполнять требования законодательства в сфере пожарной безопасности.
24.03.2023 в ходе прокурорской проверки совместно с представителем отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Юрги и Юргинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, установлено, что ранее выданное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N N от 01.04.2021 не выполнено в полном объеме, а именно не устранены следующие нарушения:
1. В здании не оборудовано соответствующее эвакуационное освещение (аварийное освещение для эвакуации).
2. В здании не обеспечено надлежащее состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно вышел срок эксплуатации автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ запроектирована и введена в эксплуатацию в 2006 году, более 10 лет).
3. В здании не хранится документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности облицовочных и декоративно-отделочных материалов для покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений.
Невыполнение в полном объеме предусмотренных федеральным законодательством требований о пожарной безопасности представляет собой не обеспечение безопасных условий для присмотра за детьми и их обучения, свидетельствует о нарушении учреждением требований, предусмотренных
пунктом 2 части 6,
части 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В ходе проверки установлено, что для устранения вышеназванных нарушений пожарной безопасности необходимо финансирование образовательного учреждения со стороны его учредителя.
В то же время соответствующих лимитов в бюджете муниципального образования на 2023 год на реализацию данных мероприятий выделено не было. Собственными денежными средствами на устранение нарушений требований пожарной безопасности образовательное учреждение не обладает. Таким образом, без выделения дополнительных денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности решить вопрос об оборудовании здания МБДОУ "Детский сад N N"Росинка" соответствующим эвакуационным освещением и обеспечения надлежащего состояния систем и установок противопожарной защиты, то есть выполнить требование предписания NN от 01.04.2021, не представляется возможным.
Данные нарушения требований пожарной безопасности носят длящийся характер с 2021 года, что подтверждается заявками образовательной организации на финансирование данных расходов и ответами на них о том, что денежных средств в бюджете города Юрги на данные цели не предусмотрено. Основными причинами имеющихся нарушений федерального законодательства в сфере пожарной безопасности является недостаточное финансирование учреждения учредителем.
Просит суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N N "Росинка" устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно:
оборудовать здание эвакуационным освещением в соответствии с требованиями
п. 4 ч. 1 ст. 84,
ч. 9 ст. 82,
ч. 1 ст. 89 Федерального закона ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 23,
п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. ПП РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479);
п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
п. 7.6.1,
п. 7.6.3,
СП 52.13330.2016 - "Естественное и искусственное освещение";
п. 4.3 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий",
п. 1.1,
п. 5.1.1,
п. 5.1.3 СП 439.1325800.2018 "Здания и сооружения.
Правила проектирования аварийного освещения";
обеспечить надлежащее состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями
пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, пункт 2 части 1 статьи 5,
статья 6 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 "Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт",
ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний",
пункт 8.1 НПБ 70-98 "Извещатели пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", пункт 17.2.23 НПБ 76-98 "Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний",
пункт 9.2.5 НПБ 75-98 "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования Методы испытаний";
обеспечить хранение документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности облицовочных и декоративно-отделочных материалов для покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений в соответствии с
пунктом 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Обязать Администрацию города Юрги и Управление образованием Администрации города Юрги обеспечить финансирование расходов на проведение мероприятий (работ) по исполнению вышеуказанных требований пожарной безопасности.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2023 года постановлено:
Иск Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад NN "Росинка", Администрации г. Юрги, Управлению образованием Администрации г. Юрги о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 22 "Росинка" устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно: оборудовать здание эвакуационным освещением в соответствии с требованиями
п. 4 ч. 1 ст. 84,
ч. 9 ст. 82,
ч. 1 ст. 89 Федерального закона ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 23,
п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. ПП РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479);
п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
п. 7.6.1,
п. 7.6.3,
СП 52.13330.2016 - "Естественное и искусственное освещение";
п. 4.3 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий",
п. 1.1,
п. 5.1.1,
п. 5.1.3 СП 439.1325800.2018 "Здания и сооружения.
Правила проектирования аварийного освещения"; обеспечить надлежащее состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями
пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, пункт 2 части 1 статьи 5,
статья 6 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 "Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт",
ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний",
пункт 8.1 НПБ 70-98 "Извещатели пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", пункт 17.2.23 НПБ 76-98 "Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний",
пункт 9.2.5 НПБ 75-98 "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования Методы испытаний"; обеспечить хранение документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности облицовочных и декоративно отделочных материалов для покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений в соответствии с
пунктом 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479. Обязать Администрацию города Юрги и Управление образованием Администрации города Юрги обеспечить финансирование расходов на проведение мероприятий (работ) по исполнению вышеуказанных требований пожарной безопасности.
Установить срок исполнения решения суда до 31.12.2023 г.
Взыскать в доход местного бюджета с Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад NN "Росинка", Администрации г. Юрги и Управления образованием Администрации г. Юрги в доход местного бюджета в равных долях государственную пошлину в размере 300 рублей - по 100 рублей с каждого.
В апелляционной жалобе администрация города Юрги просит решение суда отменить в части возложения на администрацию города обязанности по финансированию выполнения дошкольным учреждением мероприятий, принять по делу новое решение.
Указывает, что поскольку Управление образованием администрации города Юрги является органом Администрации города Юрги, осуществляющим полномочия Администрации города Юрги в сфере образования, распорядителем и получателем средств бюджета города Юрги, главным администратором доходов по отрасли "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам" обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на Управление образованием администрации города Юрги как на структурное подразделение Администрации города Юрги, администратора доходов по отрасли "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", в том числе обеспечение безопасности образовательного процесса, включая проведение мероприятий (работ) по исполнению требований пожарной безопасности.
Считает возложение обязанности по обеспечению финансирования расходов на проведение мероприятий (работ) по исполнению вышеуказанных требований пожарной безопасности как Администрацией города Юрги, так и Управлением образованием Администрации города Юрги нецелесообразной, поскольку возложение такой обязанности на Управление образованием Администрации города Юрга само по себе является возложением обязанности на Администрацию города Юрги в лице ее структурного подразделения - Управления образованием Администрации города Юрги.
Отмечает, что в исковом заявлении, а также в решении Юргинского городского суда Кемеровской области от 23.03.2023 имеются ссылки на "
НПБ 70-98. Извещатели пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", "
НПБ 76-98. Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", "
НПБ 75-98. Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", утратившие юридическую силу в связи с принятием
постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034. Данные нормы пожарной безопасности уже утратили силу на момент проведения прокурорской проверки и вынесения предписания от 01.04.2021 N N.
По доводам жалобы прокурором поданы возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Юрги С. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Газизулина А.О. доводы возражений на жалобу поддержала.
В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав участников, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу
ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании положений
части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным правам обучающихся отнесено академическое право на охрану жизни и здоровья
(пункт 9 части 1 статьи 34).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (
пункты 8,
9 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее -Федеральный закон N 123-ФЗ), устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции). В развитие данных законов разработаны подзаконные правовые акты, носящие нормативный (общеобязательный) характер.
В соответствии со
статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В силу
статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ включение эвакуационного (аварийного) освещения является одним из способов оповещения людей о пожаре, управления эвакуацией людей и обеспечения их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях.
Согласно
пункту 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В силу
ст. 16 ч. 1 п. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Согласно
ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как установлено
ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со
ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в
ст. 125 настоящего Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 24.03.2023 в ходе прокурорской проверки совместно с представителем отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Юрги и Юргинского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу установлено, что ранее выданное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N N от 01.04.2021 не выполнено в полном объеме, а именно не устранены следующие нарушения:
1. В здании не оборудовано соответствующее эвакуационное освещение (аварийное освещение для эвакуации).
2. В здании не обеспечено надлежащее состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно вышел срок эксплуатации автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ запроектирована и введена в эксплуатацию в 2006 году, более 10 лет).
3. В здании не хранится документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показателей пожарной опасности облицовочных и декоративно-отделочных материалов для покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений.
Нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, включая детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, состав которых постоянно меняется и, как следствие, нарушаются права детей на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении во время посещения и проведения занятий, на охрану жизни и укрепления здоровья.
МБДОУ "Детский сад N N "Росинка" относится к объектам массового пребывания людей, в том числе малолетних детей, выполнение в нем противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1.7. Устава МБДОУ "Детский сад N N "Росинка" учредителем данной образовательной организации и собственником имущества является Юргинский городской округ. От имени Юргинского городского округа полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет Глава города.
Уставом образовательной организации (раздел 8) предусмотрено, что источниками финансирования финансовых ресурсов Учреждений является субсидия на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели из городского бюджета. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждениями образования осуществляются в виде субсидий из городского бюджета.
В соответствии с частью 1.3 статьи 8 Устава Юргинского городского округа исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация города Юрги и в соответствии с частями 5.3, 9.1-1, 9.4, 11.24. статьи 38 Устава Юргинского городского округа обеспечивает составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельного и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием муниципального образования; обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществляет управление муниципальными учреждениями образования и культуры, физкультуры и спорта, организует их работу, осуществляет контроль за их деятельностью; обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением об Управлении образованием Администрации города Юрги, Управление образованием осуществляет общее руководство муниципальными учреждениями г. Юрги в сфере образования, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств по отрасли "Образование", осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета г. Юрги по отрасли "Образование".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на МБДОУ "Детский сад N N "Росинка" должна быть возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а на Администрацию города Юрги и Управление образованием администрации города Юрги обязанность по финансированию мероприятий.
Рассматривая дело в пределах доводов жалобы, судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции. Доводы апеллянта администрации города Юрги о том, что отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию города Юрги обязанности по финансированию учреждения, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены. Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции относительно указанных доводов ответчика и их правовым обоснованием, оснований для их иной оценки не имеется.
Судебная коллегия также учитывает, что в соответствии с
п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
На основании ч. 1 ст. 38 Устава Юргинского городского округа, принятого постановлением Юргинского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 N 36 Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.
Администрация города формирует проект городского бюджета в соответствии с решением городского Совета народных депутатов, организует его исполнение, готовит отчет о его исполнении (п. 5.1).
Администрация города обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 9.1-1).
Указанные нормы подтверждают обоснованность вывода суда о возложении на Администрацию города Юрги и Управление образованием администрации города Юрги обязанности по финансированию мероприятий.
Судебная коллегия отмечает, что довод апеллянта относительно того, что в решении суда первой инстанции имеются ссылки на "
НПБ 70-98. Извещатели пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", "
НПБ 76-98. Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", "
НПБ 75-98. Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", которые утратили юридическую силу в связи с принятием
Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034, не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения решения с учетом следующего.
Действительно, указанные документы утратили силу с 01.01.2021 в связи с изданием
постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1034. Однако факт нарушения требований пожарной безопасности в здании муниципального учреждения, требующего оперативного вмешательства в целях устранения угрозы жизни и здоровью обучающихся в учреждении детей, установлен судом и никем не оспорен. То обстоятельство, что указанные документы утратили силу, не освобождает ответчиков от исполнения возложенной на них обязанности по обеспечению пожарной безопасности, поскольку ответчики обязаны при обеспечении пожарной безопасности в здании детского суда руководствоваться действующими нормативными актами, регулирующими эти правоотношения.
Каких-либо убедительных правовых доводов, а также дополнительных доказательств тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со
ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При решении вопроса о сроке, необходимом для исполнения решения суда, суд первой инстанции установил этот срок до 31.12.2023.
Данный срок является разумным, реальным и достаточным для исполнения судебного решения. Указанный срок будет соответствовать балансу интересов лиц, участвующих в деле.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (
часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены. Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
определила:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Юрги - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.САВИНЦЕВА
Судьи
И.Н.ДУРОВА
Е.В.МАКАРОВА
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2023 года.