Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 88а-25959/2024 (УИД 63RS0038-01-2024-000077-93)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на то, что административный ответчик не имел законных оснований для снятия его с учета по мотиву предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о постановке на учет.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 88а-25959/2024 (УИД 63RS0038-01-2024-000077-93)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на то, что административный ответчик не имел законных оснований для снятия его с учета по мотиву предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о постановке на учет.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о признании незаконным оспариваемого решения административного ответчика, суд апелляционной инстанции указал, что административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что Л., осуществляя продажу квартиры в 2013 году, действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Кроме этого, суд апелляционной инстанции констатировал, что обстоятельства постановки на учет административного истца 9 июля 2014 года являлись предметом судебного разбирательства в рамках административного дела N 2а-616/2023, при рассмотрении которого судами первой, апелляционной и кассационной инстанций не установлен факт незаконности постановки его 9 июля 2014 года на учет по предоставлению единовременной выплаты

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2024 г. N 88а-25959/2024
Дело N 2а-1428/2024
УИД 63RS0038-01-2024-000077-93
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 9 сентября 2024 года кассационные жалобы Самарской таможни, Приволжского таможенного управления на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 июля 2024 года по административному делу N 2а-1428/2024 по административному исковому заявлению Л. к Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалоб, выслушав в их поддержку объяснения представителя Самарской таможни, Приволжского таможенного управления по доверенности К., возражения представителя Л. по доверенности Р. против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л. (далее - административный истец) проходил службу в таможенных органах Российской Федерации с 14 июля 2003 года.
С 9 апреля 2014 года на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Л. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Решением Самарской таможни от 3 декабря 2021 года Л. исключен из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
Решением Кировского районного суда г. Самары от 17 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 20 июня 2023 года, кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года, решение Самарской таможни об исключении Л. из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. Л. восстановлен в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи.
24 октября 2023 года на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и членам их семей единовременной социальной выплаты, Л. повторно исключен из списка очередников на основании пункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила N 369), а именно в связи с выявлением недостоверных сведений, указанных в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Л. обратился в суд административным исковым заявлением и просил признать незаконным решение административного ответчика от 24 октября 2023 года о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать восстановить его на учете с 9 апреля 2014 года.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 21 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 июля 2024 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении административного иска Л.; решение Самарской таможни, оформленное протоколом от 24 октября 2023 года N 7 о снятии Л. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. На Самарскую таможню возложена обязанность восстановить Л. на вышеуказанный учет с даты постановки - 9 апреля 2014 года.
В кассационных жалобах Самарская таможня, Приволжское таможенное управление ставят вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального права, просят оставить в силе решения суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Такие правовые условия для удовлетворения заявленных административным истцом требований по данному делу имеются.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Л. до постановки его на учет в 2014 году совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий и он скрыл этот факт при представлении документов на учет, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение Самарской таможни от 24 октября 2023 года N 7 о снятии административного истца с учета для получения выплаты является законным и обоснованным, принято в соответствии с законом, в пределах компетенции таможенного органа.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о признании незаконным оспариваемого решения административного ответчика, суд апелляционной инстанции указал, что административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что Л., осуществляя продажу квартиры в 2013 году, действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Кроме этого, суд апелляционной инстанции констатировал, что обстоятельства постановки на учет административного истца 9 июля 2014 года являлись предметом судебного разбирательства в рамках административного дела N 2а-616/2023, при рассмотрении которого судами первой, апелляционной и кассационной инстанций не установлен факт незаконности постановки его 9 июля 2014 года на учет по предоставлению единовременной выплаты.
Судебная коллегия правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции не находит.
Так, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с частью 3 названной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Как следует из содержания пункта 5 Правил N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 данных Правил).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет) (подпункт 7 пункта 15 Правил N 369).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Кроме этого, в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Как следует из содержание оспариваемого решения административного ответчика от 13 ноября 2023 года, административный истец был снят с учета с указанием на выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Между тем, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, при рассмотрении дела Самарская таможня не представила доказательств того, что в представленных заявителем Л. документах и заявлении имелись недостоверные сведения.
Пункт 5 Правил N 369 не содержит указания не необходимость предоставления документов на жилые помещения, ранее находившиеся в собственности заявителя.
В свою очередь выявление жилищной комиссией данных, указывающих на то, что сотрудник с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в постановке его на учет в течение пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что 3 октября 2013 года Л. продал по договору купли-продажи принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
9 апреля 2014 года административный истец был поставлен Самарской таможней на учет для получения единовременной социальной выплаты и состоял до 24 октября 2023 года.
То есть на дату принятия административным ответчиком решения о снятии административного истца с учета истекло более 5 лет со дня совершения Л. действий, которые расценены Самарской таможней как намеренные для целей постановки на учет.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, решения органов государственной власти в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, что отмечено в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П.
Однако, принимаемые с 2014 года по 2023 год административным ответчиком решения, связанные с постановкой и снятием Л. с учета для получения социальной выплаты, не только не являются предсказуемыми и порождают правовую неопределенность, но и подрывают доверие граждан к органам власти, поскольку одни и те же обстоятельства толкуются таможенным органом прямо противоположно, что противоречит требованиям закона.
Следовательно, как верно констатировал суд апелляционной инстанции, административный ответчик не имел законных оснований для снятия административного истца с учета по мотиву предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о постановке на учет.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
Аргументы кассационных жалоб о несогласии с суждениями суда апелляционной инстанции, мотивированные иной оценкой имеющихся в деле доказательств и толковании норм права, не могут является основанием для пересмотра постановленных по делу судебных актов, поскольку переоценка доказательств и установление новых обстоятельств по делу в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Каких-либо нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судом апелляционной инстанции не допущено.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 июля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Самарской таможни, Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2024 года.