Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 N 88А-22956/2023 (УИД 63RS0038-01-2022-002763-54)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об исключении из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на неправомерность оспариваемого решения и нарушение его права на получение единовременной социальной выплаты ввиду отсутствия улучшения жилищных условий его семьи.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 N 88А-22956/2023 (УИД 63RS0038-01-2022-002763-54)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об исключении из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на неправомерность оспариваемого решения и нарушение его права на получение единовременной социальной выплаты ввиду отсутствия улучшения жилищных условий его семьи.
Решение: Удовлетворено в части.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2023 г. N 88А-22956/2023
Дело N 2а-616/2023
УИД 63RS0038-01-2022-002763-54
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Бритвиной Н.С., Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 18 августа 2023 года кассационные жалобы Самарской таможни, Приволжского таможенного управления на
решение Кировского районного суда города Самары от 17 февраля 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 июня 2023 года по административному делу N 2а-616/2023 по административному исковому заявлению Л.А.А. к Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным решения об исключении из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационных жалоб, объяснения в их поддержку представителя Самарской таможни, Приволжского таможенного управления по доверенности К. относительно удовлетворения кассационных жалоб, возражения представителя Л.А.А. по доверенности Р. относительно удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л.А.А. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Самарской таможне (далее также - административный ответчик). Впоследствии судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Приволжское таможенное управление.
В обоснование административного иска указано, что административный истец 2 июля 2014 года как сотрудник Самарской таможни поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из трех человек в связи с обеспеченностью жильем его и членов его семьи менее учетной нормы - 15 кв. м на члена семьи.
В период с 18 марта 2014 года по 18 марта 2017 года Л.А.А. был временно зарегистрирован и постоянно проживал с семьей из трех человек по адресу: <адрес>, в которой по 1/5 доле принадлежит на праве собственности его супруге и дочери.
При этом административный истец имеет постоянную регистрацию в квартире, принадлежащей его родителям по адресу: <адрес>.
Поскольку временная регистрация административного истца по месту фактического проживания, по адресу: <адрес> закончилась 18 марта 2017 года, а он забыл ее продлить, продлил лишь 3 декабря 2021 года, административный ответчик ошибочно посчитал, что административный истец изменил место жительства с адреса: <адрес> на адрес места жительства родителей: <адрес>, что привело к увеличению обеспеченности административного истца жильем в размере 21,5 кв. м на одного человека, в связи с чем Л.А.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем фактически место жительства административного истца не изменилось, он продолжил проживать со своей семьей по адресу: <адрес>, обеспеченность административного истца и членов его семьи жильем осталась на прежнем уровне - менее 15 кв. м на человека.
Административный истец, считая нарушенным свое право на получение единовременной социальной выплаты, просил суд: признать незаконным решение Самарской таможни от 3 декабря 2021 года о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за Л.А.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать административных ответчиков восстановить административного истца и членов его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки его на учет, то есть с 2 июля 2014 года.
Решением Кировского районного суда города Самары от 17 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 июня 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично; признано незаконным решение Самарской таможни об исключении Л.А.А. из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 3 декабря 2021 года; административный истец восстановлен в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах, поданных через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Самарская таможня, Приволжское таможенное управление, выражая несогласие с выводами судов, просили об отмене постановленных по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалоб указано на правомерность принятого решения о снятии административного истца с учета, ввиду того, что обеспеченность членов его семьи жилой площадью на одного человека превысила учетную норму в размере 15 кв. м.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся участников, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), нормы которого имеют приоритетное значение при разрешении споров о социальных гарантиях названной категории граждан.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата, ЕСВ) регламентированы статьей 4 поименованного закона, согласно
части 1 которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на указанную выплату один раз за весь период государственной службы.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3,
часть 5 статьи 4 Федеральный закон N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 указанного Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (
пункт 5 Правил).
В соответствии с
частями 1,
2 и
4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Из материалов административного дела следует, что на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещена N 4 от 2 июля 2014 года, младший инспектор - старший стрелок оперативно-боевого отделения N 1 специального отряда быстрого реагирования Самарской таможни Л.А.А. 9 апреля 2014 года поставлен на учет для получения ЕСВ по основанию, предусмотренному
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ (л.д. 25 - 28).
Л.А.А. с 22 апреля 1994 года имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>; в период с 18 марта 2014 года по 18 марта 2017 года - зарегистрирован по месту проживания (место жительства супруги) в квартире общей площадью 58,9 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, с 3 декабря 2021 года по 2 декабря 2026 года вновь зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 120, 122).
Супруге административного истца и его дочери принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/5 доле в жилом помещении общей площадью 58,9 кв. м, расположенном по адресу <адрес> (л.д. 117, 118).
Впоследствии на основании протокола от 3 декабря 2021 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и членам их семей, ЕСВ, Л.А.А. исключен из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты по
подпункту "б" пункта 15 Правил (л.д. 29 - 31).
Жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 64,5 кв. м принадлежит на праве собственности матери административного истца - Л.Л., в указанной квартире зарегистрированы Л.Л. и административный истец. Л.А.В. (отец административного истца) 30 сентября 2021 года снят с регистрационного учета в связи со смертью.
Л.А.А. в несовершеннолетнем возрасте зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его матери, впоследствии в связи с регистрацией брака в 1997 году выехал из данной квартиры и более в ней не проживал. На момент подачи заявления о постановке на учет для получения ЕСВ (9 апреля 2014 года) Л.А.А. и члены его семьи проживали и продолжают проживать по адресу: <адрес>.
Члены семьи административного истца (супруга и дочь), с которыми он поставлен на учет на предоставление ЕСВ, в квартиру его матери (Л.Л.) никогда не вселялись и зарегистрированы в ней не были.
Суд первой инстанции, разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении требований, обоснованно принял во внимание вышеизложенное, пришел к правильному выводу о неправомерности оспариваемого решения ввиду отсутствия улучшения жилищных условий семьи административного истца, поскольку доли его супруги и дочери в праве общей долевой собственности на жилое помещение не изменились, какое-либо жилое помещение административный истец и члены его семьи не приобрели.
Суд апелляционной инстанции означенные выводы признал верными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства, указал, что Л.А.А. вместе с женой и дочерью членами семьи Л.Л. не являются, так как совместно с ней никогда не проживали и не проживают, соответственно, площадь жилого помещения, принадлежащего Л.Л., не может учитываться при определении обеспеченности Л.А.А. и членов его семьи (супруги и дочери) жилой площадью.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции вопреки позиции подателей жалоб соглашается с выводами судебных инстанций о неправомерности оспариваемого решения и нарушении права административного истца на получение единовременной социальной выплаты, ввиду отсутствия улучшения жилищных условий семьи административного истца, а также о том, что Л.А.А., его жена и дочь, членами семьи Л.Л. не являются, следовательно, площадь жилого помещения, принадлежащего последней, не подлежит учету при определении обеспеченности административного истца и членов его семьи жилой площадью.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь
пунктом 1 части 1 статьи 329 и
статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Самары от 17 февраля 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Самарской таможни, Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.