Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2025 N Ф01-7076/2024 по делу N А79-1179/2024
Требование: О признании недействительным представления органа МЧС России.
Обстоятельства: Выявив ходе проверки введенного в эксплуатацию объекта (здания школы) многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, орган МЧС России выдал экспертному учреждению, выдавшему положительное заключение государственной экспертизы на проектную строительную документацию по объекту, представление об устранении причин и условий этих нарушений.
Решение: В удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлено, что экспертное учреждение выдало положительное заключение неправомерно (при наличии нарушений) и что его действия привели к совершению директором школы административного правонарушения.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2025 N Ф01-7076/2024 по делу N А79-1179/2024
Требование: О признании недействительным представления органа МЧС России.
Обстоятельства: Выявив ходе проверки введенного в эксплуатацию объекта (здания школы) многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, орган МЧС России выдал экспертному учреждению, выдавшему положительное заключение государственной экспертизы на проектную строительную документацию по объекту, представление об устранении причин и условий этих нарушений.
Решение: В удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлено, что экспертное учреждение выдало положительное заключение неправомерно (при наличии нарушений) и что его действия привели к совершению директором школы административного правонарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2025 г. по делу N А79-1179/2024
13 февраля 2025 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2025.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Козловой Н.К. (доверенность от 30.01.2025),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
автономного учреждения Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024
по делу N А79-1179/2024
по заявлению автономного учреждения Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
о признании недействительным представления
Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мариинско-Посадскому муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии,
Прокуратура Чувашской Республики,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа имени К.Д. Ушинского"
г. Мариинский Посад Чувашской Республики,
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик
"Строительная компания "Старатель" и
общество с ограниченной ответственностью "СКИМ",
и
установил:
автономное учреждение Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Центр) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным представления Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мариинско-Посадскому муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 29.12.2023 N ИВ-173-4-6-15-222 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, согласно которому Центру предложено: принять конкретные и действительные меры по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (пункт 1); рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в рамках предоставленных полномочий (пункт 2); повысить уровень компетенции экспертов Учреждения, осуществляющих рассмотрение проектной документации (пункт 3); по результатам проведения экспертизы проектной документации рассмотреть вопрос включения в соответствующие заключения мероприятий по подтверждению соответствия выполняемых работ требованиям пожарной безопасности в части проведения перед вводом объектов в эксплуатацию инструментального контроля смонтированных систем противопожарной защиты (пункт 4); в течение месяца с момента получения данного представления сообщить о принятых мерах в Управление (пункт 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии, прокуратура Чувашской Республики (далее - Прокуратура), муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени К.Д. Ушинского" г. Мариинский Посад Чувашской Республики (далее - Школа), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель" (далее - Компания) и общество с ограниченной ответственностью "СКИМ" (далее - ООО "СКИМ").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2024 признаны недействительными пункты 3, 4 представления, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024 решение суда оставлено без изменения.
Центр не согласился с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требования и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неверно применили часть 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выводы судов не соответствуют материалам дела. В ходе рассмотрения административного дела не установлено, что оно было совершено вследствие действий (бездействия) организации, основания для вынесения представления отсутствовали. В действиях заявителя отсутствуют состав и событие административного правонарушения. Сроки для привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности истекли.
Подробно доводы Центра изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованием прокуратуры Чувашской Республики от 12.12.2023 N 72-29/6361-23-20970001 Отделение провело внеплановое выездное контрольное (надзорное) мероприятие в отношении введенного 31.08.2023 в эксплуатацию здания Школы.
В ходе проверки установлено, что государственная экспертиза проектной документации на объект "Строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики" проведена Центром на основании договора от 19.08.2020 N 64/Гс, заключенного с ООО "СКИМ".
По результатам государственной экспертизы проектной документации (включая проверку достоверности определения сметной стоимости) и инженерных изысканий Центр выдал положительное заключение от 13.11.2020 N 21-1-1-3-057166-2020.
Центр и Компания заключили договор от 07.11.2022 N 538/Дс на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации (в части проверки достоверности определения сметной стоимости) объекта. По результатам проверки достоверности определения сметной стоимости выдано положительное заключение повторной государственной экспертизы от 01.12.2022 N 21-1-1-2-084390-2022.
Центр и Компания заключили договор от 10.04.2023 N 64/Гс на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта.
По результатам проведения государственной экспертизы выдано положительное заключение повторной государственной экспертизы от 30.06.2023 N 21-1-1-3-037546-2023.
Центр и ООО "СКИМ" заключили договор от 13.07.2023 N 181/Дс о проведении повторной государственной экспертизы проектной документации (в части проверки достоверности определения сметной стоимости) объекта.
По результатам проведения государственной экспертизы выдано положительное заключение повторной государственной экспертизы от 31.07.2023 N 21-1-1-2-044474-2023.
В рамках реализации возложенных полномочий, в соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, Управление 27.10.2023 провело обязательный профилактический визит в отношении введенного в эксплуатацию здания Школы.
На объекте выявлено более 40 нарушений требований пожарной безопасности, которые допущены, в том числе, при проектировании и экспертизе проектной документации. В ходе строительства объекта также были допущены отступления от требований проектной документации.
О результатах визита проинформированы Прокуратура и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В ходе профилактического визита установлено, что разрешением главы Мариинско-Посадского муниципального округа от 31.08.2023 N 6982 здание введено в эксплуатацию без заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации.
Прокуратура Мариинско-Посадского района 20.11.2023 провела проверка с участием Управления, федерального государственного бюджетного учреждения Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы Испытательная пожарная лаборатория по Чувашской Республике - Чувашии, директора Школы, ООО "СКИМ", Центра, Компании и подрядных организаций.
По результатам проверки выявлено 64 недостатка, которые отражены в мнении специалиста Управления от 22.11.2023.
В целях контроля за устранением ранее выявленных недостатков прокуратура Мариинско-Посадского района 08.12.2023 повторно провела проверку в отношении Школы. В ходе проверки установлено, что недостатки, указанные в пунктах 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 32, 33, 34, 37, 38, 43, 45, 55, 56, 58, 59, отраженные в мнении специалистов Управления от 22.11.2023, не устранены.
В соответствии с требованием Прокуратуры от 12.12.2023 N 72-29/6361-23-20970001 в период с 14.12.2023 по 21.12.2023 Управление провело внеплановое выездное контрольное (надзорное) мероприятие в отношении введенного 31.08.2023 в эксплуатацию объекта.
По результатам мероприятия выявлено 12 нарушений требований пожарной безопасности, выдано соответствующее предписание от 21.12.2023 N 2312/015-21/31-В/ПВП со сроком исполнения до 25.03.2024, проинформированы органы прокуратуры, директор Школы Колесов О.Ю. привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения (постановление от 28.12.2023 N 19).
В ходе административного расследования установлено, что правонарушение совершено, в том числе, ввиду следующих обстоятельств.
Строительство здания осуществлялось в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО "СКИМ". Принятые технические решения не соответствовали установленным нормам.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", а не СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Принятая и выполненная схема наружного противопожарного водоснабжения объекта не позволяет осуществить забор пожарной техникой всего расчетного (проектного) пожарного объема воды для тушения пожара. Указанная система не обеспечивает бесперебойный нормативный расход воды, равный 25 л/с, в течение всей продолжительности тушения пожара (не менее трех часов) (наполнение приемного колодца водой происходит медленнее, чем ее откачка пожарным автомобилем, а с уменьшением объема воды в резервуарах время наполнения приемного колодца пропорционально увеличивается), что не соответствует требованиям, установленным в статьях 4, 6, 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктах 5.2, 5.17, 10.2, 10.3, 10.4, 10.7, таблице 2 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.03.2020 N 225 (далее - СП 8.13130.2020).
Подъезды для пожарных автомобилей к зданию выполнены не по всей длине со всех сторон (ввиду устройства бортового камня и столба фонаря наружного освещения ограничивается свободный подъезд пожарной техники с одной продольной стороны).
Радиусы поворотов и закругления бортового камня на локальных участках менее нормативного (пункт 11.15 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр, далее - СП 42.13330.2016) и не обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" имеет дату 16.09.2020, а не 26.09.2020.
Въездные распашные ворота не оборудованы системами автоматического открывания при пожаре. Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, время прибытия первого подразделения пожарной охраны на объект составило более нормативного 10 минут, что не соответствует части 1 статьи 76, статей 4, 6, 90 Закона N 123-ФЗ), пункту 8.1.1 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), пункту 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479).
Вестибюль на первом этаже не отделен от помещений гардеробных стенами или перегородками от пола до перекрытия, что не соответствует части 1 статьи 53, статей 4, 6 Закона N 123-ФЗ, пункту 5.2.7 СП 2.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.03.2020 N 151 (далее - СП 2.13130.2020).
Аэродинамические испытания систем противопожарной вентиляции показали их несоответствие установленным нормам. В частности, подпор воздуха в одну из незадымляемых лестничных клеток здания, а также в помещение безопасной зоны для МГН на втором этаже (ПД4 и ПД5.1) превышает установленные значения (более 150 Па), а в коридоре первого этажа приточная система противодымной вентиляции (ПД 2) не запустилась, что не соответствует требованиям статей 4, 6, 85 Закона N 123-ФЗ, пункта 54 Правил N 1479, пунктов 7.16, 7.21 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013), пунктов 3.2, 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 53300-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 76-ст (далее - ГОСТ Р 53300-2009).
На чердаке здания выходы на кровлю выполнены через окна размерами менее 0,6 х 0,8 метров. Более того, не обеспечивается полное открывание указанных окон, в связи с чем затруднен выход пожарных подразделений на кровлю здания, что не соответствует статьям 4, 6 и 90 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.5 СП 4.13130.2013.
Оборудование, предназначенное для обеспечения связи безопасных зон на втором и третьем этажах для МГН с помещением пожарного поста демонтировано, что не соответствует требованиям пункта 47 Правил N 1479.
Достаточность предусмотренных в здании безопасных зон для МГН согласно пункту 6.2.25 СП 59.13330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр (далее - СП 59.13330.2016), пункта 6.2.25 СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), беспрепятственная и своевременная эвакуация людей по путям эвакуации, а также несоблюдение на объекте нормируемого расстояния между дверными проемами лестничных клеток (на уровне первого этажа) и проемами в наружной стене здания не подтверждены соответствующим расчетом, что не соответствует статьям 4, 6, 53 Закона N 123-ФЗ, пунктам 7.1.7, 7.3.4, таблице 9 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020), пункту 5.4.16 СП 2.13130.2020.
Показатели пожарной опасности (по токсичности) мягких стульев в актовом зале, а также облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов зальных помещений (в том числе читальных залов библиотеки и медиатеки) не подтверждены соответствующей документацией, которая в соответствии с пунктом 25 Правил N 1479, должна храниться на объекте защиты.
Не проведен инструментальный контроль фактической толщины огнезащитных покрытий воздуховодов систем противодымной вентиляции, а также элементов креплений (подвесок) конструкций воздуховодов систем общеобменной вентиляции, что не соответствует статьям 4, 6, 85 Закона N 123-ФЗ, пункту 7.21 СП 7.13130.2013, пункту 3.3 ГОСТ Р 53300-2009.
Деревянный настил сцены актового зала (сценическая коробка) не подвергнут огнезащитной обработке огнезащитным составом 1-й группы огнезащитной эффективности (подтверждающие документы не представлены), что не соответствует требованиям, установленным в статьях 4, 6, 58 Закона N 123-ФЗ, пункте 95 Правил N 1479, пункте 5.4.11 СП 4.13130.2013.
Напольное покрытие спортивного зала выполнено из паркета из массивы дуба с показателями пожарной опасности В2, Д2, Т2, РП2 (вместо требуемого РП1), а их обработка проведена водно-дисперсионным акрил-полиуретановым лаком серии "Lechner". При этом показатели пожарной опасности указанной продукции не подтверждены в установленном порядке (подтверждающие документы не представлены), что не соответствует статьям 4, 6, 134, 145, таблице 29 Закона N 123-ФЗ, пункту 25 Правил N 1479.
В пожароопасных помещениях (в помещениях книгохранилищ библиотеки и медиатеки, а также в складских помещениях категории В3 по пожарной опасности) электрооборудование выполнено без средств пожарозащиты, что не соответствует требованиям статьей 4, 6, 82 Закона N 123-ФЗ.
Центр выдал положительное заключение по результатам государственной экспертизы проектной документации в нарушение части 9 статьи 49 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) несмотря нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 21.12.2023 N 2312/015-21/31-В /АВП.
Школе выдано предписание от 21.12.2023 N 2312/015-21/31-В/ПВП со сроком исполнения до 25.03.2024, должностное лицо (директор) привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Центру выдано представление от 29.12.2023 N ИВ-173-4-6-15-222 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно предложено:
1. Принять конкретные и действительные меры по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в рамках предоставленных полномочий.
3. Повысить уровень компетенции экспертов Центра, осуществляющих рассмотрение проектной документации.
4. По результатам проведения экспертизы проектной документации рассмотреть вопрос включения в соответствующие заключения мероприятий по подтверждению соответствия выполняемых работ требованиям пожарной безопасности в части проведения перед вводом объектов в эксплуатацию инструментального контроля смонтированных систем противопожарной защиты. 5. В течение месяца с момента получения данного представления сообщить о принятых мерах в Отделение.
Центр не согласился с указанным представлением и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, ГрК РФ, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Законом N 123-ФЗ, Правилами N 1479, ГОСТ Р 53300-2009, СП 1.13130.2020, СП 2.13130.2020, СП 4.13130.2013, СП 7.13130.2013, СП 8.13130.2020, СП 42.13330.2016, СП 59.13330.2016, разъяснениями. изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований Управления о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем суд признал необоснованными требования о повышении компетенции экспертов Центра с учетом наличия у последних аттестации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и квалификационного аттестата, а также требования о включении в заключения мероприятий по подтверждению соответствия выполняемых работ требованиям пожарной безопасности, поскольку такое требование законодательством не предусмотрено.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности являются невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон N 123-ФЗ, которым определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
На основании части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с данным законом, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (части 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных данным законом.
В том числе, в части 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ определено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты (статья 58 Закона N 123-ФЗ).
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется Законом N 123-ФЗ, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (статья 62 Закона N 123-ФЗ).
Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (статья 68 закона N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 76 Закона N 123-ФЗ здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.
Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
Порядок и методика определения мест размещения зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения (часть 1 статьи 82 Закона N 123-ФЗ).
В зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей (часть 1 статьи 85 Закона N 123-ФЗ).
Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений (часть 11 статьи 85 Закона N 123-ФЗ).
Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений; противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров). В зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам (статья 90 Закона N 123-ФЗ).
Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (часть 1 статьи 134 Закона N 123-ФЗ).
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения. Показатели пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зданиях V степени огнестойкости и зданиях класса конструктивной пожарной опасности С3 не регламентируются (часть 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ).
В таблице 29 приложения к Закону N 123-ФЗ предусмотрена область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зальных помещениях.
Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов предусмотрены СП 8.13130.2020, в том числе, для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) следует принимать по таблице 2 для здания или сооружения, требующего наибольшего расхода воды (пункт 5.2); продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 ч. Для жилых и общественных зданий или сооружений I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности C0 - 2 часа (пункт 5.17); объем пожарных резервуаров и пожарных водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара (пункт 10.2); количество пожарных резервуаров или пожарных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться не менее 50% объема воды на пожаротушение; расстояние между пожарными резервуарами (в том числе между двумя, с хранением в каждом из них не менее 50% объема воды) или пожарными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних пожарных резервуаров или пожарных водоемов (пункт 10.3); пожарные резервуары и (или) искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий или сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - не более 200 метров, при заборе воды мотопомпами - не более 150 метров (с учетом технических характеристик мотопомп), для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 метров с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 правил (пункт 10.4); если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 м3. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 миллиметров; перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка: на соединительном трубопроводе со стороны водоема следует предусматривать решетку (пункт 10.7).
Согласно пункту 11.15 СП 42.13330.2016 радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 метров, при отсутствии движения допускается принимать 1,0 метра.
Соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Законом N 123-ФЗ, обеспечивается применением СП 4.13130.2013, а именно: несущие элементы планшета сцены должны быть выполнены из материалов НГ; при применении древесины для настила по этим элементам, а также колосникового настила и настила рабочих галерей она должна быть подвергнута огнезащитной обработке огнезащитным составом 1-й группы огнезащитной эффективности (пункт 5.4.11); на чердаках зданий и сооружений, за исключением зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размером не менее 0,6 х 0,8 метра (пункт 7.5); подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине: с двух продольных сторон - к многоэтажным зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 метров и более, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 метров и более; с одной продольной стороны - к одноэтажным зданиям и сооружениям вышеуказанных классов, а также к многоэтажным зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует, наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий; со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1; к зданиям с площадью застройки более 10 000 кв. м или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон (пункт 8.1.1).
Общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты, в том числе зданий, сооружений и пожарных отсеков определены в СП 2.13130.2020, в том числе в пункте 5.2.7 предусмотрено, что пути эвакуации (общие коридоры, холлы, фойе, вестибюли, галереи) должны отделяться от помещений стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия). Указанные стены и перегородки должны примыкать к глухим участкам наружных стен и не иметь открытых проемов, не заполненных дверями, люками, светопрозрачными конструкциями и др. (в том числе над подвесными потолками и под фальшполами). Светопропускающие элементы в данных перегородках и стенах следует предусматривать из НГ. В общественных и административно-бытовых зданиях высотой 28 м и более указанные стены и перегородки (в том числе со светопропускающими элементами) следует предусматривать класса К0 с пределом огнестойкости не менее EI 45 (EIW45). В пункте 5.4.16 СП 2.13130.2020 предусмотрены требования при проектировании лестничных клеток.
При проектировании и монтаже систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений подлежит применению СП 7.13130.2013, в пункте 7.16 СП 7.13130.2013 приведены требования к расчету параметров приточной противодымной вентиляции, определена величина избыточного давления на закрытых дверях эвакуационных выходов при совместном действии приточно-вытяжной противодымной вентиляции в расчетных режимах, установлено, что в каждую зону лестничной клетки должна быть обеспечена подача наружного воздуха от отдельных систем или от одной системы через вертикальный коллектор; оценка технического состояния систем противодымной вентиляции на объектах нового строительства и реконструкции, а также на эксплуатируемых зданиях должна производиться в соответствии с ГОСТ Р 53300 (пункт 7.21).
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений, в том числе, при их проектировании, установлены в СП 1.13130.2020, а именно: залы с расчетным количеством посадочных мест в зданиях различного функционального назначения следует проектировать в соответствии с требованиями подраздела 7.3; для определения параметров путей эвакуации, параметров и количества эвакуационных выходов, число людей, одновременно находящихся в залах с расчетным числом посадочных мест, следует принимать по числу мест в зале (пункт 7.1.7); пути эвакуации из спортивных залов с трибунами для зрителей и других зрительных залов с расчетным числом посадочных мест в зданиях класса пожарной опасности С0 должны обеспечивать эвакуацию за необходимое время, приведенное в таблице 9, при этом расчет следует проводить для всего здания (пункт 7.3.4).
В случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов (пункт 25 Правил N 1479).
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки (пункт 71 Правил N 1479).
В пункте 3.2 ГОСТ Р 53300-2009 предусмотрен перечень показателей, контролируемых при приемо-сдаточных испытаниях систем противодымной вентиляции, представлен в таблице 1.
В ходе приемо-сдаточных испытаний должны проверяться показатели, приведенные в таблице 1 для всех систем противодымной вентиляции, смонтированных в здании (пункт 3.3 ГОСТ Р 53300-2009).
Приемо-сдаточные испытания проводятся после завершения монтажа, обкатки вентагрегатов, регулировки инженерного оборудования, проведения огнезащитных работ, паспортизации систем (пункт 4.1 ГОСТ Р 53300-2009).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что указанные требования при проектировании и строительстве объекта нарушены, а именно: принятые технические решения не соответствовали установленным нормам; принятая и выполненная схема наружного противопожарного водоснабжения объекта не позволяет осуществить забор пожарной техникой всего расчетного (проектного) пожарного объема воды для тушения пожара, не обеспечивает бесперебойный нормативный расход воды, равный 25 л/с, в течение всей продолжительности тушения пожара (не менее 3-х часов) (наполнение приемного колодца водой происходит медленнее, чем ее откачка пожарным автомобилем, а с уменьшением объема воды в резервуарах время наполнения приемного колодца пропорционально увеличивается); подъезды для пожарных автомобилей к зданию выполнены не по всей длине со всех сторон (ввиду устройства бортового камня и столба фонаря наружного освещения ограничивается свободный подъезд пожарной техники с одной продольной стороны); радиусы поворотов и закругления бортового камня на локальных участках менее нормативного и не обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей; въездные распашные ворота не оборудованы системами автоматического открывания при пожаре; в связи с изложенным время прибытия первого подразделения на объект составило более нормативного; вестибюль на первом этаже не отделен от помещений гардеробных стенами или перегородками от пола до перекрытия; аэродинамические испытания систем противопожарной вентиляции показали их несоответствие установленным нормам (подпор воздуха превышает установленные значения, в коридоре первого этажа приточная система противодымной вентиляции (ПД 2) не запустилась); на чердаке здания выходы на кровлю выполнены через окна размерами менее нормативных, не обеспечивается их полное открывание; оборудование, предназначенное для обеспечения связи безопасных зон на втором и третьем этажах для МГН с помещением пожарного поста, демонтировано; достаточность предусмотренных в здании безопасных зон для МГН, беспрепятственная и своевременная эвакуация людей по путям эвакуации, а также нормируемые расстояния между дверными проемами лестничных клеток (на уровне первого этажа) и проемами в наружной стене здания не подтверждены соответствующим расчетом; показатели пожарной опасности (по токсичности) мягких стульев в актовом зале, а также облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов зальных помещений (в том числе читальных залов библиотеки и медиатеки) не подтверждены соответствующей документацией, которая должна храниться на объекте защиты; не проведен инструментальный контроль фактической толщины огнезащитных покрытий воздуховодов систем противодымной вентиляции, а также элементов креплений (подвесок) конструкций воздуховодов систем общеобменной вентиляции; деревянный настил сцены актового зала (сценическая коробка) не подвергнут огнезащитной обработке огнезащитным составом первой группы огнезащитной эффективности (подтверждающие документы не представлены); напольное покрытие спортивного зала имеет показатели пожарной опасности В2, Д2, Т2, РП2 (вместо требуемого РП1), а их обработка проведена составом, подтверждающие документы на показатели пожарной опасности которого отсутствуют; в пожароопасных помещениях (в помещениях книгохранилищ библиотеки и медиатеки, а также в складских помещениях категории В3 по пожарной опасности) электрооборудование выполнено без средств пожарозащиты.
Вместе с тем Центр выдал положительное заключение на проектную документацию.
В ходе административного расследования, по результатам которого директор Школы подвергнут административному наказанию, Управление установило наличие обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения, в связи с чем потребовало у Центра: принять конкретные и действительные меры по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в рамках предоставленных полномочий; повысить уровень компетенции экспертов Учреждения, осуществляющих рассмотрение проектной документации; по результатам проведения экспертизы проектной документации рассмотреть вопрос включения в соответствующие заключения мероприятий по подтверждению соответствия выполняемых работ требованиям пожарной безопасности в части проведения перед вводом объектов в эксплуатацию инструментального контроля смонтированных систем противопожарной защиты; в течение месяца с момента получения данного представления сообщить о принятых мерах в Управление.
Спорное представление принято в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности и направлено лицу, действия которого, в том числе, создали условия для совершения правонарушения. Как верно указали суды, КоАП РФ не ограничивает круг лиц, в отношении которых может быть вынесено представление.
Нарушения требований пожарной безопасности были допущены при разработке проектной документации и подлежали выявлению при проведении государственной экспертизы.
Довод Центра о том, что срок для привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности истек, не имеет правового значения, поскольку вопрос о наличии условий и оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности подлежит разрешению работодателем.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования в оспариваемой части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024 по делу N А79-1179/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу автономного учреждения Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА