Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.01.06-2025.02.01) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 21.11.2024 N 33а-6313/2024 (УИД 47RS0014-01-2023-001277-89)
Категория: 1) Водоснабжение; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования прокурора: Об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности установлено, что ответчиками (администрацией сельского поселения и водоснабжающим предприятием, на балансе которого находится оборудование) не обеспечено надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 21.11.2024 N 33а-6313/2024 (УИД 47RS0014-01-2023-001277-89)
Категория: 1) Водоснабжение; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования прокурора: Об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности установлено, что ответчиками (администрацией сельского поселения и водоснабжающим предприятием, на балансе которого находится оборудование) не обеспечено надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2024 г. N 33а-6313/2024
Судья Левичева Н.С. | 47RS0014-01-2023-001277-89 |
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Астапенко С.А.
судей Муратовой С.В. и Шулындиной С.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 марта 2024 года по делу N 2-91/2024 об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя ГУП "Леноблводоканал" К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Тэнгель А.А., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
Приозерский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил обязать администрацию Сосновского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области, ГУП "Леноблводоканал" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...> (т. 1 л.д. 5-7, т. 2 л.д. 103-104).
В ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности установлено, что ответчиками не обеспечено надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов. Выявленные нарушения непосредственно влияют на своевременное проведение спасательных работ, связанных с тушением пожаров, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. По результатам выявленных нарушений главе администрации Сосновского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако выявленные нарушения не устранены.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество).
В суде первой инстанции администрация Сосновского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области просила отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации, полагая, что законодательством не предусмотрены обязанности администрации осуществлять ремонт пожарных гидрантов или заключать договоры на их обслуживание с лицензированными организациями. Пожарный гидрант является частью наружного водопровода. Обслуживание и ремонт гидранта осуществляет предприятие, на балансе которого находится оборудование. Предприятие МУП "Водоканал Сосново" с принадлежащим ему имуществом безвозмездно передано в государственную собственность Ленинградской области. В соответствии с актами приема-передачи спорные объекты были переданы в государственную собственность Ленинградской области (т. 1 л.д. 50-53).
Леноблкомимущество в отзыве полагает, что права и законные интересы субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в лице комитета, спором не затрагиваются (т. 1 л.д. 226-229).
ГУП "Водоканал Ленинградской области" просило отказать в удовлетворении иска в части требований, предъявленных к ГУП "Леноблводоканал", обращая внимание на то обстоятельство, что пожарные гидранты являются самостоятельными объектами имущественных прав, имеющими отдельный правовой режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, а обязанность по обеспечению мер первичной пожарной безопасности возложена на администрацию поселения. Ввиду того, что не все спорные пожарные гидранты состоят на балансе ГУП "Леноблводоканал", предприятие не может привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 29.03.2024 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал ГУП "Водоканал Ленинградской области" в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по ул. Академическая <...> в поселке Сосново Приозерского района, Ленинградской области. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора отказано.
На постановленное судом решение ГУП "Леноблводоканал" подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к ГУП "Леноблводоканал". В жалобе указывается на то, что 29.11.2023 года в связи с реорганизацией ГУП ЛО "Водоканал Сосново" в хозяйственное ведение ГУП "Леноблводоканал" передано 55 пожарных гидрантов на территории Сосновского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области: 3 шт. в составе водопроводных сетей по адресу: <...> шт. в составе водопроводных сетей по адресу: <...>/Пролетарская; 7 шт. в составе водопроводных сетей по адресу: <...> шт. в составе водопроводных сетей по адресу: <...> шт. в п. Сосново (как составная часть сетей ХВС). В составе переданного имущества значатся пожарные гидранты, расположенные по адресам: <...>, <...> Поскольку пожарные гидранты по адресам: <...>, на балансе ГУП "Леноблводоканал" не состоят, предприятие не сможет привести в надлежащее состояние данные источники наружного противопожарного водоснабжения.
Дело рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27.09.2024 передано для рассмотрения по правилам административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам (л.д. 223-225, т. 2).
Представители от администрации МО Сосновского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области, Леноблкомимущества, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области, будучи уведомленными надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с
ч. 7 ст. 96 КАС РФ также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно
ст. 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ОГПС Приозерского района (ГКУ "Леноблпожспас") в адрес отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области направлены сведения о неисправных источниках наружного противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантах (т. 1 л.д. 13-14).
Выявлены следующие неисправности пожарных гидрантов, расположенных в поселке Сосново Приозерского района Ленинградской области:
ул. Академическая д. 4 - засыпан грунтом, отсутствуют подъезд и крышки колодца;
ул. Набережная д. 44 - отсутствуют крышки колодца и координатная табличка, колодец засыпан грунтом;
ул. Набережная д. 56 - разморожен, отсутствуют крышки колодца и координатная таблички;
ул. Первомайская д. 11А - отсутствует дренаж колодца, смещен стояк ПГ;
ул. Полевая д. 14А - отсутствует дренаж колодца, низкое давление;
ул. Речная д. 14 - отсутствует вода, отключен;
ул. Речная д. 22 - отсутствует вода, отключен (т. 1 л.д. 22-28).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, неисправности пожарных гидрантов, фактически не устранены.
23 августа 2019 г. правительством Ленинградской области издано распоряжение N 535-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения", пунктом 1 которого определено реорганизовать государственные унитарные предприятия Ленинградской области в форме присоединения к ГУП "Леноблводоканал" (т. 2 л.д. 68-70).
29 декабря 2018 г. правительством Ленинградской области издано
распоряжение N 747-р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального унитарного предприятия "Водоканал Сосново" муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (т. 2 л.д. 71-74).
В соответствии с
распоряжением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2018 г. N 747-р муниципальное образование Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области передало, а субъект Российской Федерации - Ленинградская область в лице Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом принял в государственную собственность Ленинградской области имущество муниципального унитарного предприятия "Водоканал Сосново" муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, о чем составлен акт приема-передачи муниципального имущества от 4 февраля 2019 г. (т. 2 л.д. 38-56).
В перечне имущества, передаваемого из муниципальной собственности в государственную собственность Ленинградской области, являющегося приложением к акту приема-передачи от 4 февраля 2019 г., указаны, помимо прочего, водопроводные сети, в том числе 3 гидранта, по адресу: <...> (п. 69); водопроводные сети, в том числе 4 пожарных гидранта подземных, по адресу: <...>/Пролетарская (п. 81); водопроводные сети, в том числе 7 пожарных гидрантов, по адресу: <...> д. б/н (п. 82); водопроводные сети, в том числе 3 гидранта, по адресу: <...> д. б/н (п. 100); пожарные гидранты как составная часть сетей холодного водоснабжения в количестве 38 шт. (п. 17 в перечне движимого имущества) (т. 2 л.д. 50-52, 56).
29 ноября 2019 г. ГУП "Леноблводоканал" и ГУП ЛО "Водоканал Сосново" составили передаточный акт, в приложении N 1 к которому аналогичным образом числятся пожарные гидранты (т. 2 л.д. 57-65).
Согласно сведениям, представленным Леноблкомимуществом, ГУП "Леноблводоканал" в реестре государственного имущества Ленинградской области отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные по адресам: <...>; <...>. В соответствии с передаточным актом, подписанным 29 ноября 2023 г., в хозяйственное ведение ГУП "Леноблводоканал" передано 55 пожарных гидрантов на территории Сосновского сельского поселения, в том числе пожарные гидранты, расположенные по адресам: <...>; <...>; <...> (т. 1 л.д. 183, 194, т. 2).
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований прокурора к ГУП "Водоканал Ленинградской области" о приведении в надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в <...> и <...>
При этом суд правильно исходил из положений
статьи 294 и
пунктов 1,
2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с
ГК РФ. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу
части 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также - Закон N 123-ФЗ) в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы, в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные.
Согласно
ст. 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
(часть 1).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется
Законом N 123-ФЗ, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров
(часть 3).
В соответствии со
ст. 68 Закона N 123-ФЗ к наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
Статьей 126 Закона N 123-ФЗ установлено, что пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
В
части 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Согласно
разделу 11 ГОСТ Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по
ГОСТ 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети осуществляется в соответствии с требованиями
ГОСТ 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности),
ГОСТ 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно
ГОСТ 12.4.009 пожарное оборудование включает в себя и пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
Принимая во внимание нахождение пожарных гидрантов на сетях водопровода, их связь общим назначением и использованием с указанными сетями, невозможность функционирования указанных объектов отдельно от водопроводной сети, без обеспечения подачи воды, именно ГУП "Леноблводоканал" обязано привести пожарные гидранты в рабочее состояние, расположенные в <...> и <...>
Вопреки доводам письменных пояснений к апелляционной жалобе ГУП "Леноблводоканал", пожарные гидранты переданы в государственную собственность Ленинградской области в составе водопроводных сетей.
Между тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы в части возложения на Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" обязанности по приведению в надлежащее состояние пожарных гидрантов, расположенных по улице Академическая д. 4 и улице Речная дома 14, 22.
Пожарные гидранты, расположенные в <...>, по улице Речная, д. 14 и д. 22, в составе переданного имущества не значатся, на балансе ГУП "Леноблводоканал" не состоят.
В соответствии с
пунктом 8 части 1,
частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не перераспределены на территории Ленинградской области. Данные полномочия не относятся к полномочиям по водоснабжению и водоотведению и не упоминаются в Федеральном
законе от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении".
В рассматриваемом случае пожарные гидранты являются самостоятельными объектами имущественных прав, имеющими отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.
Содержание в работоспособном состоянии пожарных гидрантов, являющихся устройствами для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара, на территории населенного пункта - <...> не может быть возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку обеспечение мер первичной пожарной безопасности является вопросом местного значения сельского поселения, обязанность по приведению пожарных гидрантов в надлежащее состояние, расположенных по адресам: <...> следует возложит на администрацию муниципального образования Сосновского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области.
С учетом изложенного, решение суда в части обязания Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные улице Академическая д. 4 и улице Речная <...>, нельзя признать законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь
статьями 309 -
311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 марта 2024 года в части обязания Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенных по адресам: <...> отменить. Принять в указанной части новое решение.
Обязать администрацию МО Сосновского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области в течение 4 месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам: <...>
В остальной части решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 марта 2024 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5.12.2024 года.