Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2024 по делу N А60-39455/2023
Требование: О признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2024 по делу N А60-39455/2023
Требование: О признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. по делу N А60-39455/2023
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2024 года
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2024 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ю. Грабовской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.В. Калугиным, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А60-39455/2023 по заявлению Администрации Асбестовского городского округа (ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) о признании незаконным и отмене предписания N 3/1 от 26.04.2023,
третье лицо: АО "Водоканал",
при участии в судебном заседании:
от Администрации Асбестовского городского округа - Кутарев Е.В., представитель по доверенности от 16.10.2023, Суханова И.Б., представитель по доверенности от 24.08.2023,
от АО "Водоканал" - Кристя М.В., представитель по доверенности от 12.01.2024, Поролло К.В. (специалист).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду, лицу, ведущему протокол, не заявлено.
В арбитражный суд 21.07.2023 поступило заявление Администрации Асбестовского городского округа (ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) о признании незаконным и отмене предписания N 3/1 от 26.04.2023.
Определением от 28.07.2023 заявление оставлено без движения на срок до 28.08.2023.
В материалы дела от заявителя 02.08.2023 поступили документы во исполнение определения от 28.07.2023.
Определением от 04.08.2023 заявление принято к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание.
В материалы дела от АО "Водоканал" 01.09.2023 в электронном виде поступило ходатайство о привлечении его к участию в рассмотрении заявления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Заявление принято судом к рассмотрению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд признает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица АО "Водоканал" в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений. Ходатайство судом удовлетворено.
В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением от 12.09.2023 назначено основное судебное заседание на 17.10.2023.
В материалы дела 10.10.2023 от третьего лица поступил отзыв на заявление. Отзыв приобщен судом к материалам дела.
В ходе судебного заседания представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Определением от 24.10.2023 судебное заседание отложено на 15.11.2023.
В материалы дела 13.11.2023 от третьего лица поступил отзыв на заявление. Отзыв приобщен судом к материалам дела.
В ходе судебного заседания представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Определением от 22.11.2023 судебное заседание отложено на 15.12.2023.
В материалы дела 14.12.2023 от АО "Водоканал" в электронном виде поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Определением от 18.12.2023 судебное заседание отложено на 19.01.2024.
В материалы дела 12.01.2024 от заявителя поступили дополнительные пояснения к своим требованиям. Пояснения приобщены судом к материалам дела.
В ходе судебного заседания представитель третьего лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва. Отзыв приобщен судом к материалам дела.
В ходе судебного заседания представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Определением от 19.01.2024 судебное заседание отложено на 21.02.2024.
В материалы дела 05.02.2024 от заинтересованного лица поступил отзыв, возражает в полном объеме по описанным доводам. Отзыв приобщен судом к материалам дела.
В материалы дела 13.02.2024 от заявителя поступили дополнительные пояснения. Пояснения приобщены судом к материалам дела.
В материалы дела 16.02.2024 от третьего лица поступили дополнительные пояснения. Пояснения приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Главным управлением МЧС России по Свердловской области в период с 13.04.2023 по 26.04.2023 проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие по контролю исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе ландшафтных пожаров согласно постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2021 N 142-ПП, (с учетом постановления Правительства Свердловской области от 09.03.2023 N 164-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 18.03.2021 N 142-ПП "О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному сезону") в отношении Администрации Асбестовского городского округа.
По результатам проверки составлен акт от 26.04.2023 N 3 и в отношении администрации Асбестовского городского округа выдано предписание от 26.04.2023 N 3/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В предписании от 26.04.2023 N 3/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на администрацию Асбестовского городского округа наложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, устранения нарушений, выявленных в ходе проверки со сроком устранения до 04.09.2023.
Пункт 1 предписания:
На территории города Асбест, с привлечением организации, у которой имеется лицензия на осуществление монтажа, технического обслуживания и ремонта систем противопожарного водоснабжения и их элементов диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, не обеспечивается своевременное обслуживание и ремонт, а также не организуется проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) наружного противопожарного водоснабжения, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (далее - пункт 1 предписания).
Пункт 2 предписания:
На территории города Асбест направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателям подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенным цифрами расстояния до их месторасположения (далее - пункт 2 предписания).
Пункт 3 предписания:
На территории города Асбест, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова на территории, прилегающей к лесу, не обеспечена ее очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером (далее - пункт 3 предписания).
Пункт 4 предписания:
Вокруг территории населенного пункта город Асбест, подверженном угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта, до начала пожароопасного периода, а также в рамках установленного на соответствующей территории особого противопожарного режима, не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (далее - пункт 4 предписания).
Пункт 5 предписания:
На территории города Асбест отсутствует подъезд к пожарным гидрантам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения (ул. Плеханова - пер. Плеханова, ул. Пугачева - ул. Плеханова, Плеханова, 10, ул. Плеханова, 5/1) (далее - пункт 5 предписания).
Пункт 6 предписания:
На территории города Асбест (ул. Промышленная - ул. Калинина, ул. Северная, 22, ул. Матросова - ул. Фрунзе, ул. Заломова, 39, ул. Халтурина - ул. Школьная, ул. Стрелочников, 8, ул. Плеханова - ул. Ленинградская, ул. Калитина, 3 - 5, ул. Физкультурников, 25, ул. Мира, 4/3, ул. Мира, 6/2, ул. Мира, 6/2 - 6/3, ул. Советская (горный техникум), пер. Машинистов, ул. Баженовская, СДТ "КЖУ-2", СДТ "Ветеран", СДТ "Мичуринец", СДТ "Дружба", СДТ "АТП-1", СЦТ "МСЧ Ураласбест", СДТ "Женсовет", СДТ "МП ПЭЖРО-1", СДТ "Коммунальщик", СДТ "ЦРУ", СДТ Тороно", СДТ "ЮРУ-1", СДТ "Уралэлектроремонт", СДТ "Черемшанка", СДТ "Муравейник", СДТ "Улыбка", СТД "АТШ2С" ул. Серова 1 - 10, ул. Северная 2/5, 2/5А, 2/4, (частные гаражные боксы), пер. Северный 5, 6, 3, 4, 1, ул. Льва Толстого пер. Свердлова 9, 11, 13, 15, 17, пер. Лесной 24, 33, 26, 35, 32А, 32, пер. Рефтинский 28, 27, 30, 29, пер. Радищева 32, 31, 31А, 36, ул. Изумрудская 40, 42, пер. Черемшанский 14, 15, 17, 16, 13, ул. 1-ая Черемшанская 13, 15, 2А, СТД "Садовод", СТД "Литейщиков-1", СТД "Литейщиков-2", СТД "Малинка", КС "Ягодка", ул. Баженовская, п. Лесозавод, п. Ново-Окунево, п. Старо-Окунево, КС "Работников Госучреждений", СТД "Березка-1", СТД "АО Крист, СТД "Ключевой", СТД "На Ключевой", СТД" Ключик", СДТ "Прибрежный", СДТ "Северный", СДТ "4 фабрика", СДТ "Роддом", СДТ "Виктория", СДТ "Изумруд", СДТ "Асбострой 24", СДТ "СУ-1 треста", СДТ "ОЗОН", СДТ "Сад пенсионеров", СДТ "ЖБИ", СДТ "Бодрость", СДТ "Ягодка", СДТ "Черемушки", СДТ "Механизатор", СДТ "АПАТП", СДТ "Карьеруправление", СДТ "Токовушка", СДТ "Ветеран-2", СДТ "Заречный", СДТ "Опушка", СДТ "Вишневый сад", СДТ "Оригинал", СДТ "Мебельщик", СДТ "Малышевский", СДТ "Горняк", СДТ "На камушках", СДТ "Солнышко", СДТ "Научный сотрудник", СДТ "Чистые пруды", СДТ "Малышок", СДТ "Шамейка", СДТ "Заречный-2", СДТ "Связист", СДТ "Яблонька КЖУ-3", СДТ "КЖУ-4", СДТ "Сосновый бор", СДТ "Север-2", СДТ "Медвежий угол", СДТ "Дружба", СДТ "Монтажник", ул. Кольцевая 27, 29, 2) органами местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (далее пункт 6 предписания).
Пункт 7 предписания:
На территории города Асбест (мкр-н. Заречный ул. Новоселова, ул. Кедровая, ул. Сосновая, ул. Ясная, ул. Рябиновая, ул. Весенняя) органами местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источнике в и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (далее - пункт 7 предписания).
Пункт 8 предписания:
На территории поселка Белокаменный, с привлечением организации, у которой имеется лицензия на осуществление монтажа, технического обслуживания и ремонта систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, не обеспечивается своевременное обслуживание и ремонт, а также не организуется проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) наружного противопожарного водоснабжения, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, (далее - пункт 8 предписания).
Пункт 9 предписания:
На территории поселка Белокаменный направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (далее - пункт 9 предписания).
Пункт 10 предписания:
На территории поселка Белокаменный, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова на территории, прилегающей к лесу, не обеспечена ее очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, (документы не представлены) (далее - пункт 10 предписания).
Пункт 11 предписания:
Вокруг территории населенного пункта поселок Белокаменный, подверженном угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта, до начала пожароопасного периода, а также в рамках установленного на соответствующей территории особого противопожарного режима, не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (далее - пункт 11 предписания).
Пункт 12 предписания:
На территории поселка Белокаменный (ул. Советская, 3 - 13, ул. Ключевая, 3 - 6, ул. Ключевая, 1 - 11, /л. Советская, 1/2, 2, ул. Трактовая, ул. Центральная, ул. Нагорная, ул. Строителей, ул. Молодежная, ул. Березовая, ул. Лесная, СТД "Солнышко", СТД "Дружба", СТД "Родничок", СТД "Березовая роща", СТД "Спутник") органами местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, (документы не представлены) (далее - пункт 12 предписания).
Не согласившись с выданным заинтересованным лицом предписанием, заявитель обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями определены Федеральном законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Согласно статье 6 Закона о пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора являются, в том числе, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора.
В силу статьи 6 Закона о пожарной безопасности, а также подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Полномочия должностных лиц по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности установлены Административным регламентом МЧС России (далее - Административный регламент) по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644.
В части 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнить предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "...частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ...".
Таким образом, предписание от 26.04.2023 N 3/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности является основанием для возникновения прав и обязанностей у заявителя, содержит властные распоряжения, обязательные к исполнению последним, оно принято по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, и его неисполнение влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной частью *** КоАП РФ. Следователь то, представление по своему содержанию отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
На основании статей 1, 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 21 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе местная администрация, которая обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: 4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; 25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; 26) утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установлении ми требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу статьи 10 Закона о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Оспариваемое предписание вынесено в отношении администрации Асбестовского городского округа, в целом доводы сводятся к тому, что предписание не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы администрации Асбестовского городского округа в сфере иной экономической деятельности, незаконно возлагает на администрацию обязанности.
Судом в ходе рассмотрения заявления установлено, что большая часть пунктов оспариваемого предписания дублируют друг друга, разница заключается только в том, что сходные нарушения выявлены отдельно применительно к городу Асбест и отдельно к поселку Белокаменному.
Так, пункты 1 и 8 касались монтажа, технического обслуживания и ремонта систем противопожарного водоснабжения и их элементов и т.д.; пункты 2 и 0 касались отсутствия необходимых указателей; пункты 3 и 10 касались отделения леса на территории города Асбест соответствующими способами, пункты 4 и 11 касались отделения леса вокруг территории населенного пункта город Асбест соответствующим способом, пункты 6, 7, 12 касались условий работы источников наружного противопожарного водоснабжения.
С целью процессуальной экономии законность данных пунктов спорного предписания рассматривалась совместно при изучении доводов лиц, участвующих в деле.
Пункты 1 и 8 предписания.
По данным пунктам доводы заявителя направлены на то, что бремя содержания, обслуживания, ремонта и т.д. систем противопожарного водоснабжения и их элементов лежит на АО "Водоканал" в соответствие с его деятельностью.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органами местного самоуправления утверждаются схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, которые учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения установлены частью 5 статьи 38 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствие с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" постановлением администрации Асбестовского городского округа от 05.06.2015 N 293-ПА "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа на период до 2030 года" утверждена схема водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа на период до 2030 года (далее - Схема водоснабжения).
В соответствии с пунктом 1.1.1 Схемы водоснабжения в г. Асбесте существуют объединенные системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, состоящие из пяти технологических зон: ЦСВ "101 квартал"; ЦСВ "Папанинцев"; ЦСВ "Новоокунево"; ЦСВ "Центральная" и ЦСВ "Новокирпичный", в п. Белокаменный объединенные системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения: ЦСВ "Белокаменный", ЦСВ "Трактовая", ЦСВ "Белый камень" и ЦСВ "Заря".
Схема водоснабжения учитывает результаты технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения Асбестовского городского округа и содержит сведения о существовании объединенной системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, а также сведения о протяженности сетей водоснабжения, включая водоводы, т.е. содержит достоверные данные, что территория Асбестовского городского округа (г. Асбест, п. Белокаменный) оборудована противопожарным водопроводом, объединенным с хозяйственно-питьевым водопроводом.
Заявителем по делу представлен договор аренды сложной вещи - комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа N 1 от 08.07.2013 (зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.12.2013 N 66-66-30/027/2013-064) Асбестовским городским округом комплекс объектов водопроводного и канализационного хозяйства, перечисленный в Приложении N 1, включающие в себя водопроводные сети, для их дальнейшего использования передан акционерному обществу "Водоканал", которое постановлением Администрации Асбестовского городского округа от 14.02.2014 N 80-ПА "Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории Асбестовского городского округа" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения на всей территории Асбестовского городского округа, за исключением поселка Белокаменного, части города Асбеста - поселок Ново-Кирпичный и территорий, занятых объектами санатория "Белый камень" и лагеря отдыха "Заря".
Пунктом 2.4 Договора установлены обязанности Акционерного общества "Водоканал", в том числе производить за счет собственных средств текущий ремонт принятого имущества и нести расходы по его содержанию, в порядке установленным договором (пункт 2.4.3); в случае повреждения имущества, в том числе третьими лицами, устранить его своими силами и за свой счет с последующим правом взыскания убытков с виновных лиц (пункт 2.4.6); содержать арендуемое имущество в состоянии технической исправности (пункт 2.4.9).
Согласно акта приема-передачи объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа от 08 июля 2013 года комплекс объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа передан АО "Водоканал" и на момент передачи соответствовал техническим условиям (не имел недостатков).
Заявитель считает, что при пользовании имуществом АО "Водоканал" обязано поддерживать арендованные объекты в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 41.3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Федерального закона, обязан поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
В соответствии с распоряжением администрации Асбестовского городского округа от 15.02.2013 N 145-РА "О приеме-передаче имущества" имущество согласно приложения N 1 к распоряжению, включающие в себя водопроводные сети (водопроводы) в п. Белокаменный, закреплены и переданы на праве оперативного управления МКП "Энергокомплекс", которое постановлением администрации Асбестовского городского округа от 14.02.2014 N 80-ПА "Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории Асбестовского городского округа" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселка Белокаменный и территориях, занятых объектами санатория "Белый камень" и лагеря отдыха "Заря".
Между тем доводы заявителя в данной части не являются обоснованными.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Таким образом, в силу указанных выше норм права, именно на Администрацию возлагается обязанность содержать и проводить текущее обслуживание и капитальный ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты).
Довод заявителя о заключении с АО "Водоканал" договора аренды от 08.07.2013 N 1, согласно которому комплекс объектов водопроводного и канализационного хозяйства для дальнейшего использования передано АО "Водоканал" и соответствующая обязанность по обеспечению надлежащего состояния источником противопожарного водоснабжения возлагается на АО "Водоканал" судом отклоняется, поскольку из представленного в материалы дела договора аренды от 08.07.2013 N 1 с Приложением N 1, акта приема-передачи объектов водоснабжения и водоотведения от 08.07.2013 следует, что спорные пожарные гидранты АО "Водоканал" не передавались, следовательно, лицом, обязанным содержать, проводить текущее обслуживание и капитальный ремонт является Администрация.
Дополнительно судом учтено то, что акционерное общество "Водоканал" (ИНН: 6603017615; ОГРН: 1056600103691) не имеет лицензии на осуществлении данного вида деятельности, соответственно не имеет права осуществлять данный вид деятельности. Этот факт подтверждается реестром Лицензий МЧС России в области пожарной безопасности в отношении АО "Водоканал" и заявителе не оспорен.
Таким образом, в силу указанных выше норм права, именно на Администрацию возлагается обязанность содержать и проводить текущее обслуживание и капитальный ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты).
Ранее данный довод являлся предметом рассмотрения арбитражными судами первой и вышестоящих инстанций в рамках дел N А60-51232/2018 и N А60-30042/2021 между теми же лицами по ранее выданным предписаниям.
Пункты 2 и 9 предписания.
По данным пунктам доводы заявителя направлены на то, что, по его мнению, Администрация не обязана обозначать направления движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Между тем доводы заявителя в данной части не являются обоснованными.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В пункте 1 Правил N 1479 указано, что настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пункт 48 Правил N 1479 содержит, в том числе, требование о необходимости обозначать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с разделом 2 представленного договора аренды (Права и обязанности сторон), подраздел 2.4 (Арендатор обязан) акционерное общество "Водоканал" (ИНН: 6603017615; ОГРН: 1056600103691) не обязывает оборудовать территорию города Асбест и поселка Белокаменный указателями направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как установлено заинтересованным лицом в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, на территории Асбестовского городского округа направления движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначаются указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Принимая во внимание возложенную на Администрацию обязанность по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения и обеспечению исправности наружных водопроводов противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) нормативно установленная обязанность по обозначению направления движения к таким источникам указателями со светоотражающими поверхностями либо световыми указателями также лежит на Администрации.
Таким образом, с учетом анализа пунктов 1 и 8 предписания можно сделать вывод о том, что за оборудование территорию города Асбест и поселка Белокаменный указателями направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения несет Администрация Асбестовского городского округа.
Пункты 3 и 10 предписания.
По данным пунктам доводы заявителя направлены на то, что предписание, акт проверки не содержат сведения на какой территории г. Асбеста и п. Белокаменный (земельном участке) непосредственно не обеспечена очистка территории, прилегающей к лесу, либо отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной, а также в чьем владении, пользовании или распоряжении находится прилегающая к лесу территория.
В соответствии с п. 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учрежден организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В данном случае, из материалов дела не следует и проведенной проверкой не установлено, на какой территории г. Асбеста (каких населенных пунктов) непосредственно не обеспечена очистка прилегающей территории к лесу шириной 10 метров либо отсутствует противопожарная минерализованная полоса, а также в чьем владении, пользовании или распоряжении находится прилегающая к лесу территория.
Доказательств, подтверждающих нахождение прилегающей к лесу территории г. Асбеста в муниципальной собственности, заинтересованным лицом не представлено, акт проверки и иные материалы дела таких сведений не содержат.
Таким образом, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием, для возложения выполнения требований п. 70 Правил N 1479 на Администрацию, и как следствие, законность предписания в данной части.
Пункты 4 и 11 предписания.
По данным пунктам доводы заявителя направлены на то, что нарушения не имели место.
В соответствии с п. 70 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Территория населенных пунктов город Асбест и поселка Белокаменный граничит с лесными участками Сухоложского лесничества в составе земель государственного лесного фонда (далее - лесные участки).
Заявитель пояснил, что сформированные в границах территории населенных пунктов город Асбест и поселка Белокаменный земельные участки, находящиеся в частной собственности непосредственно (вплотную) примыкают к лесным участкам, что исключает возможность создания противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров на землях населенных пунктов без использования земель лесного фонда.
Лесным законодательством установлены требования пожарной безопасности в отношении лесов, прилегающих к населенным пунктам. Меры пожарной безопасности установлены статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Как следует из частей 1, 2 статьи 53.1 Лесного кодекса, к мерам по предупреждению лесных пожаров относятся, в том числе меры противопожарного обустройства лесов, которые включаю себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса установлено, что полномочия по осуществлению на землях лесного фонда, в том числе охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществлен мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), переданы для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченным в области лесных отношений.
Требования к объектам противопожарного обустройства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятельности в лесах, предусмотрены ГОСТ Р 57972-2017 "Объекты противопожарного обустройства лесов".
Согласно пункту 5 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 378, в текстовой части сводного плана указываются меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках.
Таким образом, решение о конкретных видах противопожарных мероприятий, в том числе о разрубке противопожарных разрывов на землях лесного фонда и создании противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 14 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" администрацией Асбестовского городского округа нарушены не были.
Пункт 5 предписания.
В пункте 5 предписания и акта проверки в качестве выявленных нарушений обязательных требований указано, что нарушены требования п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
В части отсутствия подъезда к пожарным гидрантам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения (ул. Плеханова - пер. Плеханова, ул. Пугачева - ул. Плеханова, ул. Плеханова, 10, ул. Плеханова, 5/1).
Согласно п. 71 Правил N 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Асбестовский городского округ является правообладателем земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги по ул. Плеханова, пер. Плеханова, ул. Пугачев. Иных сведений о земельных участках, правообладателем которых является Асбестовский городской округ, заявление и приложенные к нему материалы не содержат.
Администрацией Асбестовского городского округа обеспечивается надлежащее состояние дорог по ул. Плеханова, пер. Плеханова, ул. Пугачева.
Заявитель указывал на то, что автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления Муниципальному казенному предприятию "Вторресурсы" Асбестовского городского округа. Утвержден Порядок предоставления из бюджета Асбестовского городского округа субсидии Муниципальному казенному предприятию "Вторресурсы" Асбестовского городского округа на возмещении затрат, связанных с выполнением работ в сфере содержания дорог муниципального значения расположенных на территории Асбестовского городского округа, в 2023 году.
Администрацией Асбестовского городского округа заключено соглашение о предоставлении из бюджета Асбестовского городского округа субсидии Муниципальному казенному предприятию "Вторресурсы" Асбестовского городского округа на возмещении данных затрат.
В данном случае, ни в акте проверки, ни в предписание не указано, в чем конкретно выразилось нарушение требования п. 71 Правил.
Так, проверяющим лицом не описано состояние дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам но момент проверки; не имеется сведений, каким техническим требованиям не отвечают данные дороги, проезды и подъезды; отсутствует фото- видеофиксация состояния дорог, проездов и подъездов. Доказательств, позволяющих суду установить ненадлежащее техническое содержание Администрацией дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам, материалы дела не содержат.
Таким образом, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказано нарушение со стороны Администрации требований п. 71 Правил N 1479, и соответственно, законность предписания в данной части.
Пункты 6, 7 и 12 предписания.
Согласно материалам дела, в пунктах 6, 7, 12 оспариваемого предписания в качестве выявленных нарушений обязательных требований указано, что на территории г. Асбест и п. Белокаменный не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, чем нарушены требования п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", ч. 3, ч. 4, п. п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 62, п. п. 1, п. п. 2, п. п. 3 ст. 63, ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.1, п. 5.1 таблица 1, п. 8.4, п. 8.6, п. 9.11 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
По мнению заинтересованного лица, схема водоснабжения не содержит расчета на наружное пожаротушение, ни количество источников наружного противопожарного водоснабжения. В то время как целями схемы водоснабжения является: обеспечение развития систем централизованного водоснабжения и водоотведения для существующего и нового строительства жилищного комплекса, а также объектов социально-культурного и рекреационного назначения в период до 2030 года; увеличение объемов производства коммунальной продукции (оказание услуг) по водоснабжению и водоотведению при сохранении приемлемости действующей ценовой политики; повышение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения; повышение качества питьевой воды, поступающей к потребителям; обеспечение надежного централизованного и экологически безопасного отведения стоков и их очистку, соответствующую экологическим нормативам; снижение вредного воздействия на окружающую среду. Кроме того, в подтверждение наличия источников наружного противопожарного водоснабжения должен быть учтен расчет количества воды необходимой для тушения пожаров.
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима, ППР) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения.
В части 2 статьи 62 Федерального закона N 123-ФЗ указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2 и 3 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органами местного самоуправления утверждаются схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, которые учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения установлены частью 5 статьи 38 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" постановлением администрации Асбестовского городского округа от 05.06.2015 N 293-ПА "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа на период до 2030 года" утверждена схема водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа на период до 2030 года (далее - Схема водоснабжения).
В соответствии с пунктом 1.1.1 схемы водоснабжения в г. Асбесте существуют объединенные системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, состоящие из пяти технологических зон: ЦСВ "101 квартал"; ЦСВ "Папанинцев"; ЦСВ "Новоокунево"; ЦСВ "Центральная" и ЦСВ "Новокирпичный"; в п. Красноармейский эксплуатируется объединенная система централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения состоящая из одной технологической зоны: ЦСВ "Красноармейский"; в п. Белокаменный эксплуатируются объединенные системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения: ЦСВ "Белокаменный", ЦСВ "Трактовая", ЦСВ "Белый камень" и ЦСВ "Заря".
Схема водоснабжения учитывает результаты технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения Асбестовского городского округа и содержит сведения о существовании объединенной системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, а также сведения о протяженности сетей водоснабжения, включая водоводы, т.е. содержит достоверные данные, что территория Асбестовского городского округа оборудована противопожарным водопроводом, объединенным с хозяйственно-питьевым водопроводом.
Согласно статье 127 Федерального закона N 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Как следует из раздела 11 ГОСТ Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний". Рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по ГОСТ 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети - в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.006, ГОСТ 12.4.009.
По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно, поскольку того требуют публичные интересы.
Таким образом, пожарные гидранты являются обязательной составной и неотъемлемой частью сетей водоснабжения (использование гидрантов отдельно от этих сетей невозможно).
В соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые регулируют отношения органов местного самоуправления городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение по предоставлению холодной воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
Пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлены обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации;
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 распоряжения главы Асбестовского городского округа от 10.06.2021 N 63-РГ "Об обеспечении надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории Асбестовского городского округа" на акционерное общество "Водоканал" возложена обязанность сформировать реестр пожарных гидрантов на водопроводных сетях, в границах эксплуатационной ответственности.
В рамках реализации подпункта 2 пункта 1 распоряжения главы Асбестовского городского округа от 10.06.2021 N 63-РГ "Об обеспечении надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории Асбестовского городского округа АО "Водоканал" сформирован реестр пожарных гидрантов на водопроводных сетях в границах эксплуатационной ответственности, переданных в соответствии с договором аренды сложной вещи - комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа N 1 от 08.07.2013, а МКП "Энергокомплекс" сформирован реестр пожарных гидрантов на водопроводных сетях в границах эксплуатационной ответственности, передана в соответствие с распоряжением администрации Асбестовского городского округа от 15.02.2С N 145-РА "О приеме-передаче имущества" имущество согласно приложения N к распоряжению, включающие в себя водопроводные сети (водопроводы) в п. Белокаменный.
Исходя из изложенного следует, что в соответствии с требованиями п. 75 Правил противопожарного режима, ст. 62 и 68 Федерального закона N 123-ФЗ территория г. Асбеста и п. Белокаменный обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности.
В части 2 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "...часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ...".
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарт своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи *** Федерального закона N 123-ФЗ).
Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.131 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" утвержден и введен в действие через 6 месяцев со дня издания приказа свод правил "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 1.2 СП 8.13130 данный свод применяется при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов.
Таким образом, требования СП 8.13130 также не могут быть применены к построенному и существующему комплексу объектов водопроводного хозяйства на момент введения его в действие объектам.
Сведений, подтверждающих строительство или реконструкция систем противопожарного водоснабжения в г. Асбеста и п. Белокаменный, акт проверки и иные материалы проверки не содержат.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "...п. 75 Правил противопожарного режима...".
Статья 68 Федерального закона N 123-ФЗ содержит требования по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения только территории населенных пунктов, а не территории садоводства или огородничества, применительно к которым п. *** Правил противопожарного режима установлено требование по территории естественных или искусственных водоисточников.
Предписание, акт проверки не содержат сведений о полном наименовании территории садоводства или огородничества, их адресах и иных материалов, подтверждающие их нахождение на территории г. Асбеста.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования п. 75 Правил противопожарного режима, ст. 62 и устройству подъезд: с площадками (пирсами) при наличии на них Федерального закона N 123-ФЗ администрацией Асбестовского городского округа нарушены не были.
Кроме того Схема водоснабжения содержит предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения (пункт 1.4.3), а перечень предлагаемых основных мероприятий по реализации схемы водоснабжения Асбестовского городского округа приведен в таблице 1.4.1, согласно которой в г. Асбесте предусмотрены мероприятия по реализации схем водоснабжения в том числе по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей водоснабжения в зонах перспективной застройки сроком реализации до 2025 года и строительству сетей водоснабжения в зонах перспективной застройки сроком реализации до 2030 года.
Таким образом, установленный органом государственного пожарного надзора срок исполнения пунктов 6, 7 и 12 предписания установлен произвольно и не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и принятому в соответствии с ним муниципальному правовому акту "Схема водоснабжения и водоотведения".
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, оценив возражения, арбитражный суд пришел к выводу, что предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 3/1 от 26.04.2023 является незаконным применительно к пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12.
Соответственно, заявленные требования следует удовлетворить частично: признать недействительным п. 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 3/1 от 26.04.2023.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 3/1 от 26.04.2023 в части пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
М.Ю.ГРАБОВСКАЯ