Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2013 по делу N А31-4578/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, а именно за непроведение огнезащитной обработки чердачных конструкций здания склада.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав вменяемого учреждению правонарушения не доказан.
Дополнительно: В деле также рассмотрен вопрос об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2013 по делу N А31-4578/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, а именно за непроведение огнезащитной обработки чердачных конструкций здания склада.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав вменяемого учреждению правонарушения не доказан.
Дополнительно: В деле также рассмотрен вопрос об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу N А31-4578/2012
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
отделения надзорной деятельности Галичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.07.2012,
принятое судьей Максименко Л.А., и
на
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012,
принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А31-4578/2012
по заявлению муниципального образовательного дошкольного учреждения детского сада N 7 компенсирующего вида города Галича Костромской области
к отделению надзорной деятельности Галичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и
установил:
муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад N 7 компенсирующего вида города Галича Костромской области (далее - Учреждение, Детский сад N 7) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления отделения надзорной деятельности Галичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Костромской области (далее - административный орган, Отделение) от 05.05.2012 N 84, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2012 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с недоказанностью состава вменяемого административного правонарушения в одной части нарушений требований пожарной безопасности и в связи с малозначительностью допущенных нарушений в другой.
Постановлением апелляционного суда от 17.10.2012 решение суда оставлено без изменения.
Отделение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на
статьи 1.5,
2.1,
4.4,
20.4 КоАП РФ, заявитель считает, что в действиях Детского сада N 7 содержится вина в совершении вменяемого правонарушения. По его мнению, суды неправильно применили
статью 2.9 КоАП РФ; совершенное Учреждением правонарушение не может быть расценено в качестве малозначительного.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 18.04 по 20.04.2012 Отделением проведена плановая проверка соблюдения Детским садом N 7, расположенным по адресу: Костромская область, город Галич, улица Свободы, дом 25, требований правил пожарной безопасности на объекте.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03),
Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), Строительных норм и правил
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*),
НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий, наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (далее - НПБ 105-03),
СНиП 2.08.02-89*.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным лицом административного органа протоколов по делу об административном правонарушении.
Из протокола об административном правонарушении от 03.05.2012 N 82 следует:
- в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03,
пункта 33 НПБ 105-03 не определены для складских помещений категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс взрывопожарных и пожароопасных зон по ПУЭ, которые подлежит обозначить на дверях помещений;
- в нарушение
пунктов 3,
36 ППБ 01-03,
МДС 21-1.98 не произведена огнезащитная обработка стропил и обрешетки чердачных перекрытий здания склада;
- в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03,
пункта 8.11 СНиП 21-01-97* отсутствует ограждение на кровле здания;
- в нарушение
пункта 89 ППБ 01-03 не проведена проверка работоспособности сетей пожарного водопровода;
Названные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Из протокола об административном нарушении от 03.05.2012 N 83 следует, что в нарушение
пункта 108,
приложения 3 пункта 11 ППБ 01-03 огнетушители, отправленные на перезарядку, не заменены соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
Указанное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении от 03.05.2012 N 84 следует:
- в нарушение
пунктов 3,
53 ППБ 01-03 на путях эвакуации (коридор) для отделки пола применяются горючие материалы (линолеум);
- в нарушение
пункта 52 ППБ 01-03 открывание двери второго эвакуационного выхода на первом этаже осуществляется не по направлению выхода из здания;
- в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03,
НПБ 110-03 склад не оборудован автоматической системой пожарной сигнализации;
- в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03,
пункта 6.12* СНиП 21-01-97* помещение для одновременного пребывания более 10 человек не обеспечено вторым эвакуационным выходом (помещение группы N 2);
- в нарушение
пункта 3 ППБ 01-03,
пункта 12 НПБ 110-03 не выведен сигнал о срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи "01".
Названные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена в
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Отделением с учетом
части 2 статьи 4.4 КоАП РФ вынесено постановление 05.05.2012 N 84 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Посчитав названное постановление незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь
статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьями 2.1,
2.9,
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4,
статьей 26.1 КоАП РФ, Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пунктами 16 и
18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности состава вменяемого административного правонарушения в одной части нарушений требований пожарной безопасности и наличии оснований для квалификации допущенных нарушений требований пожарной безопасности в качестве малозначительных в остальной части, в связи с чем удовлетворил заявленное требование и отменил оспариваемое постановление.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании
части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу
части 2 статьи 211 АПК РФ, если оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно
части 1 статьи 65,
части 3 статьи 189 и
части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
В
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ определена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Часть 1 статьи 38 указанного закона предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены в
ППБ 01-03 (действовавших на момент возникновения спорных административных правоотношений).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "Наряду с указанными п" имеется в виду "Наряду с указанными правилами". | |
Наряду с указанными
п следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
Из материалов дела следует, что Учреждению вменяется в вину нарушение
пунктов 3,
11 (приложение 3),
33,
36,
52,
53,
89,
108 ППБ 01-03,
НПБ 105-03,
МДС 21-1.98,
пунктов 6.12*,
8.11 СНиП 21-01-97*,
примечания 7 пункта 1.14* СНиП 2.08.02-89*,
пункта 12 НПБ 110-03.
Согласно
статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со
статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, в том числе, факт совершения вменяемого правонарушения.
Из
пункта 53 ППБ 01-03 следует, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Судами установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имеющийся на момент проверки линолеум является горючим материалом.
В соответствии с
пунктом 8.11 СНиП 21-01-97* (Пожарная безопасность зданий и сооружений) в зданиях с уклоном кровли до 12 процентов включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 метров, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12 процентов и высотой до карниза более 7 метров следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с
ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали недоказанными нарушения, выразившиеся в отсутствии ограждения на кровле здания и в эксплуатации деревянной пристройки, поскольку из материалов дела не следует, что в ходе проверки были выполнены соответствующие измерения.
Согласно
примечанию N 7 пункта 1.14* СНиП 2.08.02-89* степень огнестойкости пристроенных к зданию навесов, террас, галерей, а также отделенных противопожарными стенами служебных и других зданий и сооружений допускается принимать на одну степень огнестойкости ниже, чем степень огнестойкости здания.
Вместе с тем Детскому саду N 7 вменяется в вину лишь факт эксплуатации деревянной пристройки без указания на то, в чем заключается нарушение.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в
статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что административным органом не доказан факт нарушения Учреждением требований пожарной безопасности, предусмотренных
пунктами 53 ППБ 01-03,
пунктом 8.11 СНиП 21-01-97*,
примечания N 7 к пункту 1.14* СНиП 2.08.02-89*.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В
пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Следовательно, факт наличия вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должен быть установлен при рассмотрении дела об административном правонарушении. Обстоятельства, связанные с наличием вины, и доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении административного наказания.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Как следует из материалов дела, Учреждению вменяется в вину нарушение
пункта 36 ППБ 01-03, выразившееся в отсутствии огнезащитной обработки чердачных конструкций здания склада.
Однако в материалах дела имеется информация местного отделения "ВДПО", согласно которой выполнение обработки чердачного помещения склада не представляется возможным в связи с отсутствием выхода на чердак. При этом из материалов дела также следует, что работы по огнезащитной обработке чердачного помещения склада Учреждением были оплачены.
В оспариваемом постановлении не указано, каким образом при отсутствии выхода на чердак требования
пункта 36 ППБ 01-03 могут быть выполнены, имелись ли у Детского сада N 7 объективные, технические возможности для устранения нарушения требования пожарной безопасности, установленного названной нормой.
Данные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности вины в нарушении Учреждением названного
пункта ППБ 01-03.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Учреждения в этом случае составов административного правонарушения, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные доказательства, характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что совершенное Учреждением правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому расценили его в качестве малозначительного.
Вывод судов о возможности применения в данном случае
статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом названного
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос об уплате государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.07.2012 и
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу N А31-4578/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу отделения надзорной деятельности Галичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА