Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2024 N Ф05-4941/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 N 10АП-25350/23 по делу N А41-4165/2023
Категория: Споры с органами жилищного надзора.
Требования: О приведении имущества в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Истцом не представлены доказательства несоответствия выполняемых ответчиком действий правилам и нормам действующего законодательства.
Решение: Отказано.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 N 10АП-25350/23 по делу N А41-4165/2023
Категория: Споры с органами жилищного надзора.
Требования: О приведении имущества в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Истцом не представлены доказательства несоответствия выполняемых ответчиком действий правилам и нормам действующего законодательства.
Решение: Отказано.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2024 г. N 10АП-25350/23
Дело N А41-4165/23
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.10.2023 по делу N А41-4165/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - Мялов С.Д. по доверенности от 31.01.2023;
Гукасяна Нарека Тиграновича - Казакова Ю.С. по доверенности от 20.04.2023.
Администрация городского округа Люберцы Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к Гукасяну Нареку Тиграновичу (далее - ответчик, Н.Т. Гукасян) со следующими требованиями:
обязать ответчика провести следующие работы в отношении нежилого помещения N 037 с КН 50:22:0010109:27793, площадью 98,6 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр., д. 16/2:
- демонтаж двух дополнительных входов в нежилое помещение N 037, в соответствии с первичным техническим паспортом БТИ;
- восстановление ограждающей конструкции дома, в границах расположения помещения N 037, в соответствии с конструктивным и цветовым решением фасада МКД;
- приведение придомового земельного участка в надлежащее состояние;
- вывоз строительных отходов/мусора;
- складирование разобранных конструкций, а также строительного мусора в бункер-контейнер накопительный, с последующим вывозом и утилизацией в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец с решением не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности иска.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Гукасян Н.Т. является собственником нежилого помещения, площадью 98,6 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Люберцы, пр. Комсомольский, д. 16/2, пом. 037, инвентарный номер 124:039-13892/037, условный номер 50-50-62/030/2011-209 с кадастровым номером 50:22:0010109:27793.
Право собственности на помещение с кадастровым номером 50:22:0010109:27793 зарегистрировано за истцом 10.01.2012, о чем в ЕГРН внесены соответствующие сведения.
Спорное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме N 16/2 по Комсомольскому проспекту Московской области, г. Люберцы.
Как следует из искового заявления, в администрацию неоднократно поступали жалобы от собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по вопросу реконструкции фасада многоквартирного жилого дома (устройство дополнительного входа), нарушения целостности наружной стены многоквартирного жилого дома и захвата части придомового земельного участка, а также обращение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 16.12.2021 о результатах проведенного обследования нежилых помещений многоквартирного жилого дома на предмет реконструкции фасада многоквартирного жилого дома, изменения архитектурного облика фасада и уменьшения общего имущества многоквартирного жилого дома.
Госжилинспекцией Московской области 16.12.2021 проведена выездная проверка многоквартирного жилого дома, в котором расположено спорное нежилое помещение. По результатам проверки составлен акт N 08ОГ/22-1113-20-22-2021 от 16.12.2021, из которого усматривается, что собственником нежилого помещения N 37 (студия маникюра и оптика) произведена реконструкция фасада многоквартирного жилого дома, что привело к изменению архитектурного облика фасада и уменьшению общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе самовольного захвата земельного участка. Реконструкция/перепланировка выражена в обустройстве двух дополнительных входов в нежилое помещение N 037 путем проведения демонтажа двух окон и подоконной части стены дома в месте расположения окон, с устройством двух дверных приемов, двух входных дверей, созданием входной группы - возведение площадки, в том числе со ступенями, установкой ограждений и поручней, устройством пандуса для инвалидов из швеллеров, проведением работ по благоустройству территории, примыкающей к входным группам, укладкой тротуарной плитки.
В ходе проведения обследования жилищного фонда администрацией, Госжилинспекцией Московской области также установлено, что ответчиком как собственником спорного помещения не представлены документы, подтверждающие законность проведения определенных работ и перепланировок, в том числе отсутствует протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации на устройство двух дополнительных входов, решения уполномоченного органа о согласовании перепланировки помещения.
В связи с выявленными обстоятельствами в адрес ответчика администрацией направлено предписание N 150-01-5013/1-037 от 07.02.2022 с требованием в месячный срок с момента получения предписания за счет собственных средств провести работы, направленные на приведение помещения в первоначальное положение, в соответствии с первичным техническим паспортом БТИ.
Ответчиком предписания не исполнены.
Поскольку перепланировка (переустройство) была произведена в отсутствие разрешительной документации, без соблюдения установленного жилищным законодательством порядка согласования перепланировки (переустройства), истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По смыслу пункта 1 статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, а перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 4 указанной статьи решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
В соответствии с частью 5 указанной статьи орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ являются самовольными.
Применительно к настоящему спору по заказу ответчика в 2012 г. ООО ПСК "Система" подготовлен проект переустройства и перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу Московская область, г. Люберцы, просп. Комсомольский, д. 16/2, пом.037.
Проект переустройства и перепланировки и последующие изменения к нему были согласованы Администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, в том числе с Управлением градостроительства и архитектуры в лице главного архитектора Тамарова А.С., а также межведомственной градостроительной комиссией администрации.
Так, Администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области 26.07.2012 г. вынесено решение о согласовании переустройстве и (или) перепланировки помещения N 41-Ф нежилого помещения по адресу Московская область, г. Люберцы, просп. Комсомольский, д. 16/2, пом.037 в соответствии с представленным проектом (проектной документацией).
На основании и в соответствии с вышеназванной исходно-разрешительной документацией ответчиком произведена перепланировка в принадлежащем ему на праве собственности помещении.
Протоколом членов заседания Совета МКД по адресу: МО, Люберцы, Комсомольский пр-т, д. 16/2 N 1/01-2023 от 14.01.2023 г. подтверждается предоставление части фасада МКД и прилегающей к нему территории, являющейся общим имуществом МКД, в аренду с последующим заключением договора Гукасяну Н.Т. для размещения и использования входной группы помещения N 037 согласно проекту переустройства и перепланировки нежилого помещения по адресу: МО, г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д. 16/2, пом.037 от 22.05.2012 г.
Пунктом 9 протокола N 1/2020 от 17.11.2020 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 16/2 на совет МКД возложены полномочия по принятию решений от имени собственников МКД о предоставлении в пользование или аренду общего имущества, а также о предоставлении в пользование земельного участка МКД заинтересованным лицам.
В целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в настоящем деле, определением суда первой инстанции от 04.08.2023 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту экспертной организации ООО "Лаборатория судебной экспертизы" Левину Андрею Александровичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить произведена ли в нежилом помещении N 037 с КН 50:22:0010109:27793, площадью 98,6 кв. м, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы. Комсомольский проспект, д. 16/2, перепланировка/переустройство или реконструкция?
Затрагивает ли перепланировка/переустройство, реконструкция общее имущество собственников многоквартирного дома, в том числе с учетом тамбура?
В случае, если проведена, в результате каких работ.
2. Возможно ли технически приведение нежилого помещения N 037 с КН 50:22:0010109:27793, площадью 98,6 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы. Комсомольский проспект, д. 16/2 в первоначальное состояние в соответствии с документами технического учета, первичному проектному плану помещения, и какие мероприятия необходимо предпринимать для его приведения?
3. Соответствует ли перепланировка в нежилом помещении N 037 с КН 50:22:0010109:27793, площадью 98,6 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы. Комсомольский проспект, д. 16/2, строительным и градостроительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, а также допущены ли при проведении строительных работ в здании, существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил?
4. Создает ли угрозу жизни и здоровью граждан реконструированное помещение N 037 с КН 50:22:0010109:27793, площадью 98,6 кв. м, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы. Комсомольский проспект, д. 16/2 и само здание в реконструированном виде, угрозу жизни и здоровью граждан?
Экспертное заключение от 03.10.2023 поступило в материалы дела.
Отвечая на вопрос N 1, эксперт указал следующее.
Исходное состояние нежилого помещения N 037 с кадастровым номером 50:22:0010109:27793, площадью 98,6 кв. м, представлено в техническом паспорте ГУП МО "МОБТИ" помещения (нежилое), расположенного по адресу: Московская область, город Люберцы, Комсомольский проспект, дом 16/2, помещение N 037, литера А3 (инвентарный номер 124:039-13892/037), по состоянию на 10.02.2010 г.
Экспертом проведен сравнительный анализ фактического состояния исследуемого помещения с исходным, по состоянию на 10.02.2010 г.
Из проведенного анализа экспертном установлено, что за период с 10.02.2010 по 25.08.2023 в нежилом помещении с кадастровым номером 50:22:0010109:27793 проведены следующие изменения:
- заделан проем в стене между комнатами N 4 и N 8 (указанные работы относятся к перепланировке);
- обустроен новый проем размерами 0,98x2,08 м в стене между комнатами N 4 и N 8 (указанные работы относятся к перепланировке);
- расширен существующий проем до размера 1,6x2,08 м в стене между комнатами N 3 и N 4 (указанные работы относятся к перепланировке);
- демонтированы все перегородки между комнатами N 4-7 с целью образования единой комнаты (указанные работы относятся к перепланировке);
- демонтирован перегородка между комнатами N 1-2 с целью образования единой комнаты (указанные работы относятся к перепланировке);
- возведение новой перегородки в комнате N 9 с целью образования двух комнат (указанные работы относятся к перепланировке);
- возведение новой перегородки в комнате N 4 с целью образования новой комнаты - санузла (указанные работы относятся к перепланировке);
- обустройство в образованном санузле унитаза и умывальника (указанные работы относятся к перепланировке);
- обустройство двух дверных проемов на месте окопных проемов в комнатах N 3 и N 5 (указанные работы относятся к перепланировке);
- обустройство входной группы со стороны наружной стены комнат N 3 и N 5, включающей в себя площадку и крыльцо (указанные работы относятся к перепланировке).
По результатам анализа вышеуказанных работ в нежилом помещении с кадастровым номером 50:22:0010109:27793 установлено, что произведенные работы не относятся к надстройке, перестройке или расширению многоквартирного жилого дома, а также не являются заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций жилого дома, следовательно, произведенные работы по перепланировке и переустройству не являются реконструкцией многоквартирного жилого дома.
Проведенные изменения в части обустройство двух дверных проемов на месте окопных проемов в комнатах N 3 и N 5, обустройство входной группы со стороны наружной стены комнат N 3 и N 5, включающей в себя площадку и крыльцо, относящиеся к перепланировке, также затрагивают общее имущество собственников многоквартирного дома, в именно ограждающие конструкции жилого дома, земельный участок на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства.
С учетом установленного эксперт однозначно пришел к выводу, что работы по перепланировке и переустройству не являются реконструкцией многоквартирного жилого дома.
Отвечая на вопрос N 2, эксперт указал, что техническая возможность приведения нежилого помещения N 037 с кадастровым номером 50:22:0010109:27793, площадью 98.6 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы. Комсомольский проспект, д. 16/2 в первоначальное состояние в соответствии с документами технического учета, первичному проектному плану помещения имеется.
Эксперт пришел к выводу, что для приведения нежилого помещения с кадастровым номером 50:22:0010109:27793 в первичное состояние (до перепланировки и переустройства) необходимо осуществить следующие работы - заделать обустроенный проем в стене между комнатами N 4 и N 8; обустроить ранее существовавший проем в степе между комнатами N 4 и N 8; частично задела проем в степе между комнатами N 3 и N 4 до размеров ранее существовавшего проема; восстановить все ранее существовавшие перегородки между комнатами N 4-7; восстановить ранее существовавшую перегородку между комнатами N 1-2; демонтировать возведенную перегородку в комнате N 9; демонтировать возведенную перегородку в комнате N 4; демонтировать унитаз и умывальник; обустроить все ранее существовавшие оконные проемы на наружных стенах; демонтировать возведенную входную группу со стороны наружной степы комнат N 3 и N 5, включающую в себя площадку и крыльцо.
Отвечая на вопрос N 3, эксперт указал следующее.
С учетом расположения исследуемого нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, а также учитывая его эксплуатационное назначение (под размещение организаций по обслуживанию населения: комнаты N 1-2, 4-9 - эксплуатируются под студию маникюра "Moxito" (помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числим посадочных мест для посетителей-класс функциональной пожарной опасности ФЗ.5); комнаты N 2-3 - эксплуатируются под магазин "Мир оптики" (помещение для организации торговли - класс функциональной пожарной опасности ФЗ.1), с целью его проверки на соответствие строительным нормам и правилам, а также иным установленным требованиям, был произведен анализ на соответствие требованиям СП 54.13330.2022 "Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003", СП 118.13330.2022 "Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-2009".
По результатам проведенных исследований нарушений вышеуказанных норм у объекта экспертизы не выявлено. По результатам проверки объекта экспертизы на соответствие градостроительным нормам и правилам, предусмотренным СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", несоответствий не выявлено.
Путем сопоставления фактического состояния объекта экспертизы с требованиями прочей нормативно-технической документации экспертом установлено следующее:
- при проведении перепланировки и переустройства применены унифицированные строительные материалы и конструкции, типовые технологические и конструктивные решения. Выбранные конструктивные схемы и использованные строительные материалы способны обеспечивать требуемые показатели надежности и долговечности зданий с запасом, в соответствии с ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения";
- при проведении обследования и анализе полученных данных установлено, что конструкции объекта экспертизы выполнены в соответствии с требованиями СП 63.13330.2018 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. СНиП 52-01-2003", СП 16.13330.2017 "Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-23-81*"; СП 29.13330.2011 "Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88"; СП 71.13330.2017 "Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция С11иП 3.04.01-87";
- при осмотре на объекте экспертизы несущих конструкций многоквартирного жилого дома в местах узлов сопряжения деформационных трещин и просадок не выявлено. Деформаций и прогибов несущих и ограждающих конструкций не выявлено. Объект экспертизы удовлетворяет требованиям СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" и СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*";
- конструкции, детали и отделочные элементы, примененные при проведении перепланировки и переустройства выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влаги, низких и высоких температур, агрессивной среды и других неблагоприятных факторов, или защищены согласно СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии";
- электроснабжение объекта экспертизы выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ "Правила устройства электроустановок" (седьмое издание). На объекте экспертизы электробезопасность обеспечивается следующими мероприятиями: выбором электрооборудования, светильников, электроустановочных и электромонтажных изделий в исполнении, соответствующем условиям среды и категории помещений; установкой автоматических выключателей, обеспечивающих защиту электрических сетей от токов короткого замыкания и перегрузки; установкой устройств защитного отключения (УЗО), предохраняющих людей от поражения электрическим током, а электроустановки-от токов утечки на землю и возгорания. Защита от прямого прикосновения осуществляется путем изоляции токоведущих частей изоляционными материалами, установкой предохраняющих экранов и оболочек. Защита людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции осуществляется защитной мерой электробезопасности, а именно, защитным заземлением;
- электроосвещение на объекте экспертизы выполнено в соответствии с СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" и СП 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа;
- искусственное освещение на объекте экспертизы соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- система водоснабжения и канализации объекта экспертизы выполнена в соответствии с требованиями СП 30.13330.2020 "Внутренний водопровод и канализация зданий СНиП 2.04.01-85*";
- для создания микроклимата в комнатах объекта экспертизы выполнена система отопления и вентиляции в соответствии с СП 60.13330.2020 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003". Отопительные приборы имеют гладкую поверхность и свободный доступ к ним для проведения периодической санитарной обработки; на подводках у каждого отопительного прибора смонтирована запорно-регулируемая арматура и арматура для спуска воды из элементов системы;
- в помещениях объекта экспертизы не выявлены признаки, свидетельствующие о нарушении микроклимата требованиям ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", а именно: следы плесени и грибка, рассыхание и растрескивание отделочных покрытий;
- на объекте экспертизы обеспечен доступ для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";
- объемно-планировочные решения объекта экспертизы по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара удовлетворяют требованиям ст. 53, 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г N 123-ФЗ и СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в том числе:
1.Безопасность людей при пожаре достигается путем обеспечения своевременной эвакуации людей непосредственно наружу;
2.Для обеспечения безопасной эвакуации людей на объекте экспертизы: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям;
3.Высота эвакуационных выходов в свету предусмотрена не менее 1,9 м, ширина не менее 0,8 м;
4.Ширина лестничных площадок предусмотрена не менее ширины марша, уклон лестниц на путях эвакуации предусмотрен не более I:2; ширина проступи не менее 25см, а высота ступени - не более 22см; лестничные марши п площадки имеют ограждение с поручнями, высотой 105см;
5.Ширина эвакуационного выхода предусмотрена такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути возможно беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком;
6.Отсутствием на путях эвакуации оборудования, выступающего из плоскости стен мене 2 м, газопроводов и трубопроводов с горючими жидкостями, а также встроенных шкафов, кроме шкафов для коммуникаций;
- объект экспертизы соответствует требованиям СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", в том числе: за подвесными потолками отсутствуют каналы и трубопроводы для транспортировки горючих веществ: газов, пылевоздушных смесей, жидкостей и материалов; пути эвакуации (общие коридоры, холлы, фойе, вестибюли, галереи) отделены от помещений стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия);
- объект экспертизы оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
- помещения объекта экспертизы обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (размещение средств первичного пожаротушения учитывает объемно-планировочные, конструктивные и функциональные особенности зданий);
- помещения объекта экспертизы оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" и СП 486.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности".
С учетом проведенного исследования эксперт пришел к выводу, что перепланировка и переустройство в нежилом помещении N 037 с кадастровым номером 50:22:0010109:27793, площадью 98.6 кв. м расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 16/2, соответствует строительным и градостроительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам; при проведении строительных работ в здании не допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
При ответе на вопрос N 4 экспертом проводилось визуально-инструментальное обследование конструкции, в результате которого экспертом не установлены признаки разрушения и потери работы несущих элементов конструкции при фактической эксплуатации объекта экспертизы.
При осмотре также не выявлены существенные дефекты и признаки возможного наличия угроз для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
В соответствии с разделом 3 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" эксплуатируемые несущие конструкции многоквартирного жилого дома в исследуемом нежилом помещении по категории пригодности находятся в работоспособном состоянии (категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается).
По результатам обследования объекта экспертизы установлены признаки реализации мероприятий и минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружении на окружающую среду.
В соответствии с указанными выше положениями, рассматривались только те нарушения, которые создают угрозу жизни, здоровью и имуществу людей.
Полученные при проведении экспертного осмотра данные сопоставлялись с нормативами, содержащимися в N 384-ФЗ от 30 июня 2010 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
По результатам проведенных исследований экспертом представлена сравнительная таблица N 2 результатов проверки на соответствие/несоответствие параметров перепланированного и переустроенного объекта экспертизы требованиям Технических регламентов. Таким образом, при эксплуатации объекта экспертизы обеспечено выполнение основных требований ст. 3, 5, 7- Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здании и сооружений".
С учетом проведенного исследования эксперт пришел к выводам о том, что:
1)перепланировка и переустройство в нежилом помещении N 037 с кадастровым номером 50:22:0010109:27793, площадью 98.6 кв. м, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Люберцы. Комсомольский проспект, д. 16/2, не создают угрозу жизни и здоровью граждан;
2)многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 16/2, с учетом произведенной в нежилом помещении N 037 с кадастровым номером 50:22:0010109:27793 перепланировки и переустройства, не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
В установленном процессуальном порядке выводы экспертизы не оспорены, о назначении дополнительной либо повторной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Учитывая, что перепланированное нежилое помещение не является вновь возведенным объектом, перепланировка не привела к существенным конструктивным изменениям объекта, работы произведены с учетом градостроительных норм и правил, угрозу жизни и здоровью граждан не создают, суд первой инстанции правомерно указал на наличие оснований для сохранения нежилого помещения в перепланированном состоянии.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что работы по перепланировке и переустройству соответствуют протоколам заседаний совета МКД N 1/01-2023 от 14.01.2023 г., N 1/2020 от 17.11.2020 г., выдано разрешение о согласовании переустройстве и (или) перепланировки помещения N 41-Ф 26.07.2012 г., имеется техническая возможность приведения нежилого помещения в первоначальное состояние; перепланировка соответствует строительным и градостроительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, при проведении работ в помещении не допущено каких-либо нарушений. Перепланировка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.10.2023 по делу N А41-4165/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
В.Н.СЕМУШКИНА