Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 19.06.2017 N 307-КГ17-6680 отказано в передаче дела N А44-5037/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2017 N Ф07-13788/2016 по делу N А44-5037/2016
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что здание производственной мастерской, здание гаража не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие заключения о независимой оценке пожарного риска не освобождает общество от выполнения мероприятий по установке на спорных объектах внутренних пожарных водопроводов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2017 N Ф07-13788/2016 по делу N А44-5037/2016
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что здание производственной мастерской, здание гаража не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие заключения о независимой оценке пожарного риска не освобождает общество от выполнения мероприятий по установке на спорных объектах внутренних пожарных водопроводов.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2017 г. по делу N А44-5037/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.03.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г., при участии от акционерного общества "Новгородоблэлектро" Чеченина А.С. (доверенность от 28.12.2016 N 126/16), рассмотрев 16.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.08.2016 (судья Куропова Л.А.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А44-5037/2016,
установил:
Акционерное общество "Новгородоблэлектро", место нахождения: 173003, Великий Новгород, Кооперативная улица, дом 8, ОГРН 1025300780262, ИНН 5321037717 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Главному управлению Министерства обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Прусская улица, дом 10/12, ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197 (далее - Управление), о признании недействительным предписания от 26.05.2016 N 161/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2016, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 18.11.2016, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактические обстоятельствам дела, просит решение и
постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы Управления отказать.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 10.05.2016 N 161 в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения ранее выданного предписания от 22.05.2015 N 149/1/1.
В ходе проверки было установлено, что здание производственной мастерской, здание гаража (лит. В), здание гаража (стояночный бокс для АП - 17) (лит. Н) не оборудовано внутренним противопожарным водопроводом.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2016, а также Обществу выдано предписание от N 161/1/1, которым предложено в срок до 01.05.2017 устранить вышеназванные нарушения.
Общество не согласилось с предписанием Управления и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у административного органа правовых оснований для возложения на Общество обязанности по оборудованию вышеуказанные объекты внутренними противопожарными водопроводами, в связи с чем требования Общества удовлетворили в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно
абзацу 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Согласно
статьям 1 и
20 Закона N 69-ФЗ к нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 60 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.
При этом номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
В силу
статьи 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным
законом.
Внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (
статья 86 Закона N 123-ФЗ).
Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров) (
статья 90 Закона N 123-ФЗ).
Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180 утвержден "
СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", разработанный на основании
Закона N 123-ФЗ и устанавливающий требования к внутреннему противопожарному водопроводу. До дня вступления его в силу действовал
СНиП 2.04.01-85*, требования которого к оборудованию противопожарного водопровода не превышают требования
Закона N 123-ФЗ и
СП 10.13130.2009.
Верховный Суд Российской Федерации
постановлением от 01.12.2014 N 304-АД14-627 по делу N А46-12067/2013 поддержал правоприменительную позицию судов, согласно которой лицо, эксплуатирующее объект противопожарной защиты, обязано исполнять положения
СНиП 2.04.01-85*.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в данном случае и далее по тексту имеется в виду СП 10.13130.2009, а не СП 30.13330.2012. | |
Пункт 4.1.1. СП 30.13330.2012 предусмотрено, что для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с
таблицей 1, а для производственных и складских зданий - в соответствии с
таблицей 2.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требования
СП 30.13330.2012 распространяются на проектируемые и реконструируемые системы внутреннего пожарного водопровода, основан на неверном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на
пункт 4.1.5 СП 30.13330.2012, пришел к выводу о том, что допускается возможность отсутствия в производственных зданиях, к которым относятся спорные помещения, внутреннего противопожарного водопровода.
Данный вывод является ошибочным, поскольку из материалов дела не следует, что здания, указанные в оспариваемом предписании относятся к категории Г и Д, как это предусмотрено
пунктом 4.1.5 СП 30.13330.2012.
Вместе с тем спор о нарушении Обществом требований
пункта 4.1.1. СП 30.13330.2012 в отношении спорных зданий был предметом рассмотрения в суде первой инстанции по делу N А44-6315/2015, где суд пришел к выводу о законности пунктов 13 - 15 ранее выданного предписания от 22.05.2015 N 149/1/1.
Также суды, признавая недействительным предписание Управления, необоснованно исходили из определения расчетной величины пожарного риска от 23.12.2015 по спорным объектам.
В соответствии со
статьей 6 Закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
В данном случае Методиками по расчету пожарного риска, утвержденного приказами МЧС России от 30.06.2009
N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" и от 10.07.2009
N 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" не охватывается расчет величины пожарного риска по устройству системы внутреннего противопожарного водопровода.
В связи с этим наличие заключения о независимой оценке пожарного риска с учетом
пункта 48.1 "Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утвержденного
приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 не освобождает Общество от выполнения мероприятий по установке на спорных объектах внутренних пожарных водопроводов.
На основании изложенного у судов отсутствовали правовые и фактические основания для признания недействительным предписания Управления.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Суд кассационной инстанции в соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и
постановление судов и принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.08.2016 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А44-5037/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ