Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 88-6096/2024 по делу N 2-1674/2022 (УИД 01RS0004-01-2022-001139-33)
Категория спора: 1) Наем специализированного жилого помещения; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования наймодателя: 1) О выселении; 2) О снятии с регистрационного учета.
Требования заявителя: 3) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, признании незаконным решения о снятии с учета.
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемое решение принято с существенными нарушениями норм действующего законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов истца.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 88-6096/2024 по делу N 2-1674/2022 (УИД 01RS0004-01-2022-001139-33)
Категория спора: 1) Наем специализированного жилого помещения; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования наймодателя: 1) О выселении; 2) О снятии с регистрационного учета.
Требования заявителя: 3) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, признании незаконным решения о снятии с учета.
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемое решение принято с существенными нарушениями норм действующего законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов истца.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2024 г. N 88-6096/2024
N дела суда 1-й инстанции 2-1674/2022
УИД 01RS0004-01-2022-001139-33
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Песоцкого В.В.,
судей Ивановой О.Н., Комбаровой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.А. ича к Главному управлению МЧС России по Республике Адыгея о признании решения незаконным и возложении обязанности, исковому заявлению Главного управления МЧС России по Республике Адыгея к К.А.А. ичу, К.Ю., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.А.А, и К.А.А, о снятии с регистрационного учета и выселении по кассационной жалобе К.А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 7 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В., выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Республике Адыгея К.А.Е. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В. о законности и обоснованности принятых по делу судебный постановлений и отсутствию оснований для их отмены или изменения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.А.А. обратился с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Адыгея (далее - ГУ МЧС России по Республике Адыгея) о признании решения незаконным и возложении обязанности.
В обоснование своих требований истец указал на то, что решением комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея от 20 декабря 2021 года истец снят с учета для приобретения или строительства жилого помещения. При проведении проверки комиссией выявлено, что за его супругой К.Ю. было зарегистрировано право собственности на 1/5 долю в праве на квартиру по адресу: <адрес> эта доля была отчуждена на основании договора купли-продажи от 17 апреля 2013 года, то есть член семьи сотрудника ухудшил жилищные условия. Поскольку истец для постановки на учет предоставил сведения, не соответствующие действительности, комиссия приняла решение о снятии истца с учета. В этой связи просил признать незаконным данное решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20 декабря 2021 года N 10 о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика поставить его в прежней очереди на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета составом семьи четыре человека и сохранить за ним право на проживание в служебном жилом помещении до предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
ГУ МЧС России по Республике Адыгея обратилось с иском к К.А.А., К.Ю., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.А.А. и К.А.А., с требованиями о выселении и снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что К.А.А. проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Адыгея в должности начальника отдела применения подвижного пункта управления центра управления в кризисных ситуациях. На основании приказа Главного управления от 9 февраля 2021 года N-НС К.А.А. был уволен со службы в федеральной противопожарной службе. По договору найма служебного жилого помещения от 28 октября 2014 года N (договор, заключенный между Главным управлением и К.А.А.) для временного проживания ответчику во владение и пользование было передано служебное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении Главного управления. Совместно с ответчиком были вселены его супруга К.Ю. и дочери К.А.А. и К.А.А. В связи с увольнением К.А.А. со службы Главным управлением, в оперативном управлении которого находится служебное жилое помещение, 14 марта 2022 года в его адрес было направлено уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения в срок до 15 апреля 2022 года, однако данные требования выполнены не были.
Определением от 6 июня 2022 года указанные иски объединены в одно производство.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 8 июля 2022 года иск К.А.А. оставлен без удовлетворения. Иск ГУ МЧС России по Республике Адыгея удовлетворен частично.
К.А.А., К.Ю., К.А.А., К.А.А. выселены из служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Выселение К.А.А., К.Ю., К.А.А. и К.А.А. из жилого помещения отсрочено до 1 октября 2022 года. Указано, что решение после вступления в законную силу является основанием для снятия К.А.А., К.Ю., К.А.А. и К.А.А. из указанного жилого помещения и снятию с регистрационного учета по указанному адресу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 8 ноября 2022 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 8 июля 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной приобретения или строительства жилого помещения от 20 декабря 2021 года N о снятии К.А.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В удовлетворении исковых требований К.А.А. к ГУ МЧС России по Республике Адыгея о взыскании компенсации морального вреда отказано. На Главное управление МЧС России по Республике Адыгея возложена обязанность поставить К.А.А. в прежней очереди на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи четыре человека и сохранить за ним право на проживание в служебном жилом помещении до предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 8 ноября 2022 года отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 7 ноября 2023 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 8 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе К.А.А. выражает несогласие с состоявшимся по делу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 7 ноября 2023 года, как постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
К.А.А., К.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, К.А.А. проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Адыгея.
На основании Приказа Главного управления от 9 февраля 2021 года N-НС К.А.А. уволен со службы в федеральной противопожарной службе по пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
28 октября 2014 года между ГУ МЧС России по Республике Адыгея (наймодателем) и К.А.А. (нанимателем) заключен договор найма служебного жилого помещения N, предметом которого является жилое помещение - квартира общей площадью 41,49 кв. м по адресу: <адрес>, для проживания в нем на период службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены семьи К.А.А.: жена К.Ю. и дочь К.А.А., <...> года рождения.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 к договору найма служебного помещения от 28 октября 2014 года N в жилое помещение была вселена дочь К.А.А, - К.А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К.А.А. и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
С 8 апреля 2016 года К.А.А. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 1 марта 2010 года усматривается, что 5-этажный 40-квартирный жилой дом общей площадью 3 144,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Главному управлению МЧС России по Республике Адыгея на праве оперативного управления.
Приказом начальника Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N от 13 мая 2010 года квартиры, находящиеся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Адыгея, отнесены к специализированному жилищному фонду.
Согласно приказу начальника Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N от 5 сентября 2014 года служебные квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме, находящиеся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Адыгея согласно приложению N 1, отнесены к специализированному жилищному фонду.
Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея N 10 от 20 декабря 2021 года, решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.А.А. снят с учета для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "г" пункта 15 раздела II Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основанием для снятия К.А.А. с учета для приобретения или строительства жилого помещения послужил тот факт, что в апреле 2016 года К.А.А. был поставлен на учет в нарушение норм действующего законодательства в связи с совершением супругой истца действий, предусмотренных частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, выразившихся в добровольном отчуждении в 2013 году путем заключения договора купли-продажи части жилого помещения (квартиры).
В соответствии со справкой органа технической инвентаризации от 23 января 2014 года N за супругой истца К.Ю. было зарегистрировано право собственности на 1/5 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора приватизации от 7 декабря 2001 года N, и которая на основании договора купли-продажи от 17 апреля 2013 года была ею отчуждена.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования ГУ МЧС России по Республике Адыгея, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с прекращением трудовых отношений (службы) К.А.А. с ГУ МЧС России по Республике Адыгея, действие договора найма служебного жилого помещения также прекращается и ответчики утрачивают право пользования названной квартирой, а также подлежат выселению из указанного служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К.А.А., суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отсутствии правовых оснований для постановки истца на такой учет ввиду совершения супругой истца действий, предусмотренных частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, выразившихся в отчуждении в 2013 году путем заключения договора купли-продажи части жилого помещения (квартиры), расценив их как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, предусмотренные частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С данными выводами и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно, со ссылками на положения статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 31, 35, 93, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 N 369, на основании анализа представленных доказательств, установив фактические обстоятельства по делу, пришли к выводу о наличии правовых оснований для выселения К.А.А. и членов его семьи из предоставленного служебного жилого помещения и снятии их с регистрационного учета в связи с прекращением трудовых отношений (службы) К.А.А. с ГУ МЧС России по Республике Адыгея и обоснованности решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея о снятии К.А.А. с учета для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "г" пункта 15 раздела II Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
С учетом изложенного, оснований предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 7 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ПЕСОЦКИЙ
Судьи
О.Н.ИВАНОВА
И.В.КОМБАРОВА