Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 N 88-11219/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.02.2020 по делу N 33-1043/2020
Категория спора: Пособия, компенсационные и иные выплаты.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату.
Обстоятельства: Истец указал, что решение является незаконным, поскольку он проживает в квартире, принадлежащей его матери по договору безвозмездного пользования, вселен не в качестве члена семьи собственника.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.02.2020 по делу N 33-1043/2020
Категория спора: Пособия, компенсационные и иные выплаты.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату.
Обстоятельства: Истец указал, что решение является незаконным, поскольку он проживает в квартире, принадлежащей его матери по договору безвозмездного пользования, вселен не в качестве члена семьи собственника.
Решение: Отказано.


Содержание


СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2020 г. по делу N 33-1043/2020
Судья Литвинова А.А.
(1 инст. N 2-1071/2019)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Дука Е.А.,
судей Ковалева А.А., Назарука М.В.
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г.А. к ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре от 24.12.2018 г. N 23 в части снятия с учета Г.А. лиц, которым предоставляется единовременная социальная выплата на улучшение жилищных условий, незаконным.
Обязать ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре предоставить единовременную социальную выплату в размере 2 890 266, 25 рублей.
Взыскать с ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре в пользу Г.А. судебные расходы в размере 300, 0 рублей",
заслушав доклад судьи Ковалева А.А., объяснения представителя ответчика Г.С., поддержавшей апелляционную жалобу,
установила:
Г.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ МЧС России по ХМАО - Югре) о признании незаконным решения жилищной комиссии от 24 декабря 2018 года N 23 в части снятия его с учета лиц, которым предоставляется единовременная социальная выплата на улучшение жилищных условий, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату в размере 2 890 266 рублей 25 копеек. Требования мотивированы тем, что в период с 3 февраля 1994 года по 5 апреля 2011 года он проходил службу в федеральной противопожарной службе, уволен по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья, дающего права на пенсию), выслуга лет в календарном исчислении составляет 17 лет 00 мес. 15 дней. С 4 декабря 2013 года он состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола жилищной комиссии от 24 декабря 2018 года он снят с учета по основаниям, предусмотренным пп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты. В качестве улучшения жилищных условий указано на проживание в жилом помещении, принадлежащем его матери на праве собственности, которая имеет в собственности иное жилое помещение, находящееся в другом населенном пункте. Истец полагал, что данное решение является незаконным, поскольку он проживает в квартире принадлежащей его матери по договору безвозмездного пользования от 1 октября 2017 года, вселен не в качестве члена семьи собственника.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе ГУ МЧС России по ХМАО - Югре просило решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая, что право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ). В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4). На основании части 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила) единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона N 283-ФЗ. Согласно пункту 11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником. Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником. Судом установлено, что, претендуя на получение единовременной социальной выплаты, Г.А. вселен в качестве члена семьи (ФИО)5, являющейся его матерью, в жилое помещение по адресу: (адрес), общей площадью 23,9 квадратных метра. Однако, суд в нарушение пункта 11 Правил не учел суммарную площадь жилых помещений (ФИО)5, членом семьи которой является истец Г.А. При принятии решения жилищная комиссия ответчика исходила из отсутствия у Г.А. права на получение единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. При этом комиссией учтены площадь (адрес), в поселке Солнечный, (адрес), общей площадью 23,9 квадратных метра и (адрес), в (адрес), общей площадью 47,4 квадратных метра. Таким образом, обеспеченность составила: (23,9 + 47,4) : 2 = по 35,65 квадратных метра на Г.А. и (ФИО)5.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что материалы дела содержат доказательства того, что Г.А. единолично пользуется указанным жилым помещением, будучи вселенным в него в качестве члена семьи собственника. Суд первой инстанции установил данные обстоятельства. В связи с этим возможность (когда-нибудь) совместного проживания не может расцениваться как факт совместного проживания, что делает невозможным применение к спорным правоотношениям пункта 7 части 3 статьи 4 Закона о социальных гарантиях. Исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 25.03.2019 N 44-КГ18-38, юридически значимыми и подлежащими установлению при рассмотрении настоящего спора являются обстоятельства: был ли истец вселен (ФИО)9 В.С. в занимаемую им в настоящее время квартиру в качестве члена семьи; на каком правовом основании Г.А. зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении; сохранил ли истец в результате такого вселения и регистрации по месту жительства статус нуждающегося в получении ЕСВ по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в том числе обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м). Копия договора безвозмездного пользования от 01.10.2017 между истцом и его матерью сроком на три года не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего спора, равно, как и не может свидетельствовать о вселении Г.А. в жилое помещение его матерью не в качестве члена семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку данный документ в момент принятия оспариваемого решения, в жилищной комиссии отсутствовал; договор заключен на три года, в то время как регистрация истца по месту жительства в квартире матери осуществлена постоянно и не на основании этого договора; договор противоречит иным документам, имеющимся в материалах дела, представленным УМВД России по ХМАО - Югре. В соответствии с отметкой о регистрации 10.11.2017 в паспорте Г.А., копией поквартирной карточки, представленной истцом, документами - основаниями для регистрации по месту жительства, представленными УМВД России по ХМАО - Югре, регистрация истца осуществлена по месту жительства (а не по месту пребывания) бессрочно и не на основании договора безвозмездного пользования, в связи с чем, ответчик считает, что истец был вселен в занимаемое в настоящее время жилое помещение в качестве члена семьи собственника жилого помещения доказанным. В результате этого он утратил право на получение ЕСВ, так как единолично пользуется жилым помещением площадью 23,9 кв. м, и его обеспеченность жилой площадью с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 4 Закона о социальных гарантиях составляет более 15 кв. м.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, Г.А. просит оставить решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 июня 2019 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда (адрес) - Югры от (дата) указанное решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 сентября 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда ХМАО - Югры приступила к рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Г.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 3 февраля 1994 года по 22 апреля 1997 года и с 19 октября 1998 года по 1 января 2002 года, а также проходил службу в ФПС ГПС с 1 января 2002 года по 5 апреля 2011 года.
Пунктом 1.7. решения комиссии Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре, оформленного протоколом от 28 февраля 2014 года N 2, Г.А. поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты по дате подачи заявления 4 декабря 2013 года с составом семьи 3 человека: Г.А. (истец), (ФИО)10. (супруга), (ФИО)11 (дочь).
На момент постановки на учет истец проживал в служебном жилом помещении по адресу: (адрес).
В ноябре 2018 года Г.А. представил в Главное управление МЧС России по ХМАО - Югре копию свидетельства о расторжении брака между ним и (ФИО)12. и сведения о своей регистрации по месту жительства по адресу: (адрес) с 10 ноября 2017 года.
Жилое помещение по адресу: (адрес), площадью 23,9 кв. м, принадлежит на праве собственности матери истца Г.В.
Кроме того, в собственности Г.В. имеется еще одно жилое помещение по адресу: (адрес), площадью 47,4 кв. м.
Постановлением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре, оформленным протоколом от 24 декабря 2008 года N 23, истец снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий, так как он является членом семьи (ФИО)13 имеющей в собственности два жилых помещения, общей площадью 71,3 кв. м, которая на двоих - Г.А. и (ФИО)14 составляет по 35,65 кв. м, что превышает учетную норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи - менее 15 квадратных метров.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходил из того, что (ФИО)15, вселив истца Г.А. в качестве члена семьи в жилое помещение по адресу: (адрес), имеет право проживать в любом из жилых помещений, находящихся в ее собственности, и пришел к выводу, что у Г.А. возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в связи с проживанием в однокомнатной квартире независимо от размеров в составе семьи со своей матерью.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Законом N 283-ФЗ, который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Частью 5 статьи 4 Закона 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Закона.
Согласно пункту 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение дано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Из заявления (ФИО)5 от 19 октября 2017 года (л.д. 54 т. 2), копия которого представлена УМВД России по ХМАО - Югре по запросу суда первой инстанции, усматривается, что (ФИО)5 дает согласие и просит зарегистрировать на постоянное место жительства по адресу: (адрес), своего сына Г.А., (дата) года рождения.
Таким образом, истец был вселен в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности его матери (ФИО)5, в качестве члена семьи.
Представленный в материалы дела Г.А. договор безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: (адрес), от 1 октября 2017 года, заключенный между (ФИО)16 и Г.А., по условиям которого истцу данное жилое помещение предоставлено во временное пользование сроком на три года, не подтверждает заключение сторонами соглашения, определяющего право истца на это жилое помещение иначе, чем предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, поскольку Г.А. указанный договор в адрес ответчика не предоставлял, содержание договора противоречит заявлению Г.В. от 19 октября 2017 года о регистрации сына по месту постоянного жительства.
С учетом наличия в собственности (ФИО)5 двух жилых помещений площадью 23,9 кв. м и 47,4 кв. м, суммарная площадь которых составляет 71,3 кв. м, на Г.А. приходится 35,65 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную ч. 3 ст. 4 Закона N 283-ФЗ.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что у Г.А. возникло право на получение единовременной социальной выплаты, противоречит нормам материального права, оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре от 24 декабря 2018 года N 23 в части снятия Г.А. с учета лиц, которым предоставляется единовременная социальная выплата на улучшение жилищных условий, и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу единовременную выплату у суда первой инстанции не имелось.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 июня 2019 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты отказать.
Председательствующий
Е.А.ДУКА
Судьи
А.А.КОВАЛЕВ
М.В.НАЗАРУК